Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава1
Теоретические основы исследования профессиональных и личностных качеств школьного психолога 8
1.1 Специфика профессиональной деятельности школьного психолога 8
1.2 Психологическая характеристика личностных качеств школьного психолога 14
1.3 Профессионально важные качества школьного психолога 19
1.4 Обеспечение требований профессионального стандарта психолога совокупностью профессиональных и личностных качеств 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2 Эмпирическое изучение профессиональных и личностных качеств школьного психолога 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Результаты диагностики профессиональных и личностных качеств школьных психологов 38
Выводы по второй главе 55
Глава 3 Коррекция профессиональных и личностных качеств школьного психолога 57
3.1 Супервизия в деятельности школьного психолога 57
3.2 Рекомендации по профилактике профессионального выгорания школьных психологов 61
Выводы по третьей главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Фрагмент для ознакомления
2
В качестве рекомендаций по предотвращению развития синдрома эмоционального выгорания могут быть предложены следующие мероприятия:
1) лекции, направленные на ознакомление с феноменом выгорания, причинами его возникновения и факторами, способствующими его развитию;
2) диагностика уровня эмоционального выгорания у психологов, на основании которой разрабатывается комплекс практических мероприятий по его профилактике и коррекции;
3) практические и тренинговые занятия, направленные на овладение педагогами-психологами способами саморегуляции психических состояний - управление эмоциями и поведением, аутогенная тренировка, восстановление ресурсов личности. Аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний, основанный на сознательном применении средств психологического воздействия на организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволит педагогу целенаправленно улучшать настроение, самочувствие, что позитивно сказывается на здоровье и работоспособности;
4) посещение психологами психокоррекционных групп, где проводится психологическая работа с целью снятия повседневного напряжения, улучшения адаптации к рабочим ситуациям, выработку индивидуального стиля деятельности, наработку профессиональных коммуникативных навыков и оптимальных способов взаимодействия с воспитанниками и их родителями, способов предупреждения и разрешения конфликтов;
5) представителям администрации учебных и воспитательных учреждений можно рекомендовать оптимизировать организационно-управленческую структуру, в частности, структурировать регламентацию трудовых обязанностей психологов, систему стимулирования труда, условия труда и организация рабочих мест в соответствии с предъявляемыми требованиями. Профилактика и коррекция выгорания направлена на снижение действий стресс-факторов - снижение рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, формирование баланса между затраченными педагогом-психологом усилиями и полученным вознаграждением.
На наш взгляд, самой эффективной стратегией психологической помощи является психологическое консультирование, которое будет базироваться на концептуальных принципах, а также технических приемах когнитивной психотерапии.
Такая модель предполагает значительную вариативность возможных проблемных ситуаций, а также четко структурированную последовательность предпринимаемых специалистом усилий и право психологов организации на самоопределение. Также, методы психологического консультирования могут наполняться конкретным психотерапевтическим содержанием в зависимости от особенностей ситуации. Перечисленные обстоятельства позволяют более точно принимать во внимание профессиональные умения, знания и навыки психологов, так и особенности их личности с индивидуальным опытом. Кроме того, психологическое консультирование способствует формированию у психологов навыков психологической самопомощи в ситуациях стресса, потому что позволяет расширять его поведенческий репертуар, создавая возможности для освоения более конструктивных способов отношения к себе и окружающим.
Выбор указанного направления психологического консультирования определяется тем, что в его рамках ведется плодотворная работа по развитию положительного самоотношения психолога, а также по преодолению нарушений самооценки, улучшению профессиональной деятельности, осознанию перспектив и целей, и, реалистичной оценке возможностей. Данное обстоятельство весьма актуально, если принимать во внимание ту роль, которую играют в формировании эмоционального выгорания у психологов школы, конфликтные образования их самооценки ценностной и мотивационной сферы.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально – психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов [Электронный ресурс] http://www.voppsy.ru/issues/1992/921/921074.htm
2.Андреева Н.Ю. Предупреждение профессионального выгорания педагогов // СПО. 2010. № 1. С. 56—59.
3.Анисимова Н.П., Большакова О.В., Кузнецова И.В. и др. Содержание деятельности педагога‐психолога: методические рекомендации / под общ. ред. И.В. Кузнецовой. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2015. – 226 с.
4.Бачманова Н.В., Стафурина Н.А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Л., 1985. — Вып. 5. — С. 72—77.
5.Битянова, М. Психолог и ФГОС: Новые функции на новом этапе [Текст] / М. Битянова // Школьный психолог. — 2015. — Январь. — С. 4–7
6.Быкова Е.А. Формирование представлений о профессионально-важных качествах психолога у студентов психологического факультета // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2015. – Т. 21. – С. 122-125
7.Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / Под ред. И.Б. Гриншпуна. – 3-е издание, стереотипное. – М.; Воронеж, 2004.
8.Волкова Е. Н., Кошелева А. Н., Богдановская И. М., Хороших В. В. Модель оценки профессиональных компетенций и уровня квалификации педагогов-психологов на основе профессионального стандарта "педагог-психолог (психолог в сфере образования)" // Вестник Мининского университета. 2017. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-otsenki-professionalnyh-kompetentsiy-i-urovnya-kvalifikatsii-pedagogov-psihologov-na-osnove-professionalnogo-standarta-pedagog (дата обращения: 29.10.2021).
9.Верняева Т. А. Профессионально-личностный портрет психолога: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.03 / Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 1998. - 18 с.
10.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб: Питер, 2010. 336 с.
11.Демьянчук Р.В. Психологическая помощь педагогам с признаками эмоционального выгорания: основания и ориентиры [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 4. С. 12–28.
12.Долгова В.И. Формирование профессионально важных качеств [Текст]: учебное пособие / В.И. Долгова, В.К. Шаяхметова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – 133 с.
13.Дубровина И.В. Психологическая культура и образование // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.16-20.
14.Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Фонд Мир, 2008. 336 с. 15.Краева М.Ю. Супервизия как развивающее образовательное пространство школьного психолога // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 2. – С. 751-758
16.Климов Е.А. Психология профессионала. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1996.
17.Молоканов М.В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — № 2. — С. 79—96.
18.Лукацкий М. А. Психология. М.: Эксмо, 2007. 416 с
19.Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М. : Московский психол.- соц. ин-т; Флинта, 2003. 184 с.
20.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учителей. – М.: Просвещение, 1993.
21.Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestrprofessionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/archive.php (дата обращения: 29.10.2021).
22.Решетникова О. Будем жить по стандарту? (О трудовых функциях и квалификационных требованиях) [Текст] / О. Решетникова // Школьный психолог. — 2015. — Январь. — С. 55–58.
23.Рудестам К. 1982; М.: Прогресс, 1990 – СПб.: Питер Ком, 1998. Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2004.
24.Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001 - 640 с.
25.Романова Е.С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. СПб., 2003.
26.Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома эмоционального выгорания в работе педагога // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С. 87–95.
27.Хухлаева О.В. Основные направления профилактики эмоционального выгорания педагогов // Народное образование. 2010. № 7. С. 278–282.
28.Харланова Ю.В. Профессиональное выгорание педагогов: выявление и профилактика // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. 2015. №1. С. 94–98.
29.Шмелева И. А. Введение в профессию. Психология. СПб.: Питер, 2007. 256 с.
30.Яковлев Е.В. Супервизия как педагогический феномен // Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник ЧГПУ. – 2015. – № 10. – С. 9–13.