Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Научно-технический прогресс любого общества выступает объективным фактором его совершенствования. Одним из его итогов проявляется формирование и постоянное улучшение разнообразных самодвижущихся механических средств перевозки, как граждан, грузов, так и багажа. В эксплуатации возникают их новые механизмы.
Механический транспорт выступает важным, неотъемлемым и популярным объектом как экономического, так и гражданского оборота. Этот фактор социально-экономического формирования общества, а также особенности, определенная характеристика анализируемого объекта гражданских правоотношений, с одной стороны, и значимые трансформации в гражданском праве, которые связаны с утверждением рыночных отношений, и как результат, значительной и повышающейся степенью востребованности гражданско-правового института аренды, с иной стороны, - обнаружили актуальность договора аренды транспортного средства, надобность его более подробного правового рассмотрения и системного теоретического изучения.
Кроме того, впервые в российской истории гражданского права в одном из базовых нормативно-правовых источников, таком, как Гражданский кодекс РФ, представлен отдельный параграф под названием - «Аренда транспортных средств». Тем не менее, как отмечает практика, не все проблемы, которые связаны с правовым нормированием правомочий сторон в юридическом регламентировании этих отношений, получилось разрешить. Помимо этого, не в полной мере полно установлен таким Кодексом понятийный аппарат.
Все перечисленные причины, способствуют актуальности, выбранной нами темы дипломной работы.
Степень научной разработанности темы. Теоретическую основу исследования составили труды таких отечественных авторов, как И.В. Сарнаков, Ю.Н. Игнатова, А.Г. Калпин, Е.А. Кириллова, В.А. Кияшко, Е.А. Крапивенская, Ж.А. Морозова, Г. Отнюков, В. Газман и другие.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе аренды транспортных средств.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие вышеозначенные отношения, а также учебная и научная литература по обозначенной тематике.
Цель и задачи дипломной работы. Главной целью данной работы выступает анализ правового регламентирования аренды транспортных средств.
Отмеченная цель дипломной работы определила ее задачи, теоретическое разрешение которых определяет суть всей дипломной работы:
- дать понятие транспортного средства;
- рассмотреть основы правового регулирования аренды транспортных средств;
- выделить особенности договора аренды транспортного средства с экипажем;
- определить специфику договора аренды транспортного средства без экипажа;
- проанализировать общее и особенное в правовом регулировании разновидностей договора аренды транспортного средства;
- выявить актуальные проблемы исполнения договора финансовой аренды транспортного средства
- найти пути решения проблем исполнения договора финансовой аренды транспортного средства.
Методологическая основа исследования. При подготовке дипломной работы применялись такие методы как: общенаучные методы системного анализа нормативной базы, а также научных и практических материалов; помимо это использовались частнонаучные и специальные методы сравнительного правоведения, технико-юридический, логический.
Исследование осуществлено с применением положений гражданского права, сравнительного правоведения, отраслевых юридических наук.
Эмпирическую базу исследования составляют решения российских судов по рассмотрению аренды транспортных средств.
Нормативную основу работы составили Конституция Российской Федерации и кодексы, а также другие национальные нормативные правовые акты.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ВВЕДЕНИЕ ИНСТИТУТА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
§ 1 Понятие транспортного средства
Транспортное средство выступает характерным предметом, который обуславливает определенное регламентирование различных договоров.
Определение «транспортные средства» выступает весьма обширным и может содержать разнообразные объекты, которые имеют целью транспортировку как пассажиров и почты, так и грузов, багажа: от воздушных и морских судов до телеги, саней и велосипедов .
Определение термина «транспортное средство» в Гражданском кодексе РФ (далее ГК РФ) нет. Для целей специального регламентирования понятие данного термина можно встретить в ряде иных нормативно-правовых актов (к примеру, п. 1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации, п. 15 ст. 1 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ и др.).
Тем не менее, не всякое транспортное судно можно представить как предмет договора, которое требует специального регламентирования. Рассмотрение судебной практики дает основание предполагать, что предметом анализируемого договора может быть как морское судно , речное, воздушное транспортное средство, автомобиль , а также самоходные машины и специальная техника (к примеру, автокран, бензовоз и прочие) .
Необходимо иметь в виду, что относительно признания транспортным средством специальной техники, которая используется при выполнении земляных и других строительных работ (к примеру, экскаватор, бульдозер и прочие), в судебной практике можно обнаружить и другую точку зрения .
Особым предметом обязательства может выступать лишь такое транспортное судно, которое проявляется сложным техническим устройством и источником повышенной опасности, потому что исключительно данные признаки требуют определения специальных правил, которые регламентируют управление им и обеспечение его надлежащей технической эксплуатации.
Традиционно в научной литературе обозначают несколько признаков непосредственно транспортного средства, которые свойственны ему в договоре аренды рассматриваемых транспортных средств:
1) непосредственная способность к передвижению в пространстве и определенная предназначенность для транспортировки грузов, пассажиров, багажа либо буксировки объектов;
2) наличие определенных свойств источника повышенной опасности;
3) использование этих транспортных средств должна регулироваться установленными различными транспортными уставами и кодексами .
Нельзя не поддержать данную точку зрения, так как, во-первых, транспортные средства нацелены на перевозку либо буксировку объектов. К примеру, на основании ст. 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее КТМ РФ ) по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец берет на себя обязанность за установленную плату (фрахт) предоставить в пользование фрахтователю транспортное судно, а также услуги членов экипажа судна в пользование на конкретный срок для перевозок определенных грузов, пассажиров либо для других целей торгового мореплавания. То есть основной целью рассматриваемого договора аренды является перевозка грузов, пассажиров, багажа либо буксировка грузов. Это и будет выступать признаком подобного транспортного средства.
Второй признак заключается в наличии определенных свойств источника повышенной опасности. На основании ст. 1079 ГК РФ как юридические лица, так и физические лица, деятельность которых плотно связана с повышенной опасностью для окружающих, берут на себя обязанность по возмещению вреда, причиненного данным источником повышенной опасности, если не смогут доказать, что вред появился из-за непреодолимой силы либо умысла потерпевшего. Следовательно, транспортное средство может относится к источнику повышенной опасности.
Третий признак – это применение этих средств регулируется как транспортными уставами, так и кодексами. Термин «транспортное средство» фиксируется в КТМ РФ, а также Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (далее КВВТ РФ) и Воздушном кодексе РФ (далее ВК РФ) .
В ст. 7 КТМ РФ установлено, что под судном следует понимать самоходное либо несамоходное плавучее сооружение, которое применяется с целью торгового мореплавания.
В ст. 3 КВВТ РФ под судном понимают самоходное либо несамоходное плавучее сооружение, которое применяется с целью осуществления судоходства, в том числе и судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и иные технические сооружения такого же рода.
В ст. 32 ВК РФ под воздушным судном следует понимать летательный аппарат, который поддерживается в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, который отличается от взаимодействия с воздухом, а также отражается от поверхности земли либо воды.
Ко всем отмеченным признакам транспортного судна как предмета договора аренды необходимо добавить еще один признак, который заключается в том, что транспортные средства принадлежат к группе непотребляемых вещей, т.е. в ходе их многочисленного использования они оставляют за собой свой изначальный вид на протяжении длительного периода времени.
Таким образом, указанные признаки квалифицируют транспортное средство как определенный предмет договора.
В научной правовой литературе можно встретить неоднозначное толкование отмеченных признаков и, следовательно, разнообразное понимание всего перечня транспортных средств, на которые обязан распространять свое действие особый правовой режим. Цивилист В.В. Витрянский, к примеру, считает, что, так как управление транспортным средством обязан выполнять профессиональный экипаж, транспортным средством нельзя представить автомобиль. Отношения сторон по аренде такого транспортного средства как автомобиль должны регламентироваться не положениями об аренде подобного транспортного средства, а только общими арендными нормами (§ 1 гл. 34 ГК РФ) либо нормами о договоре проката (§ 2 гл. 34 ГК РФ), если арендодателем является специализированная прокатная организация . Нельзя согласиться с данным мнением так как, то обстоятельство, кто реализует управление таким средством, находится за границами квалифицирующих признаков самого транспортного средства, так как не касается его особенностей, которые обуславливают специальное регламентирование. Применение в договоре аренде автомобиля не специальных правил об аренде транспортных средств, а лишь общих норм об аренде, может привести к уменьшению результативности регламентации подобных правоотношений, так как исключит распространение на них положений, которые обусловлены теми признаками, которыми отмечаются автомобили.
Особенности транспортного средства носят нормообразующее значение лишь для тех обязательств, которые предусматривают его непосредственную эксплуатацию. Отсюда, специфика правоотношений, которые складываются по поводу транспортных средств, наиболее развернуто предусмотрены в институте аренды и отсутствуют, например, в договорах, которые направлены на передачу имущества в собственность (к примеру - купли-продажи, ренты или пожизненного содержания с иждивением).
Тем не менее, анализируемый предметный признак заслуживает более обширной унификации. Транспортное средство может использоваться как по договору аренды, а также по договорам доверительного управления имуществом либо простого товарищества. Отсюда характерные правила применения транспортного средства в отмеченных договорах позволили бы сделать их регламентирование более результативным.
§ 2 Основы правового регулирования аренды транспортных средств
Договор аренды транспортных средств выступает одним из видов договора аренды. В ст. 606 ГК РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ договор аренды установлен как обязательство, на основании которого арендодатель берет на себя обязанность по предоставлению арендатору имущества за плату как во временное владение, так и пользование либо во временное пользование. Из такого понятия вытекает, что в арендном правоотношении нацеленность на дачу подобного имущества во временное пользование должно быть уточнено непосредственно признаком возмездности.
К договору аренды транспортных средств могут применяться положения п. 3 гл. 34 ГК РФ и, кроме того, общие положения о договоре аренды (ст. ст. 606-625 ГК РФ), если данные положения не вступают в противоречие со специальными положениями п. 3 гл. 34 ГК РФ (ст. 625 ГК РФ).
В § 1 гл. 34 ГК РФ определены общие положения о договоре аренды, которые применимы непосредственно к аренде транспортных средств, но лишь потому, что другое не закреплено специальными положениями, сосредоточенными в других статьях гражданского законодательства.
Во-первых, так как гражданское право направлено в основном на регламентирование возмездных отношений, суть обязательства конкретной направленности в наиболее чистом виде обнаруживается в возмездном договоре. Институт аренды назначен в качестве основного для регламентирования всех обязательств, которые направлены на предоставление всякого имущества во временное пользование. В нем находятся как положения, которые регулируют возмездные отношения по предоставлению недвижимого имущества во временное пользование, так и унифицированные положения, которые обусловлены такой направленностью независимо от возмездности либо безвозмездности обязательства. Подобные унифицированные нормы применимы как к аренде, так и к безвозмездному пользованию. В ст. 689 ГК РФ зафиксированы арендные правила, которые применяются к договору безвозмездного пользования.
Во-вторых, хотя арендные отношения могут рассматриваться дополнительными особенностями, которые требуют правового закрепления, все они имеют общую основу регламентирования, которая предопределена направленностью на возмездную дачу имущества во временное пользование. Общие нормы о договоре аренды характеризуют собой унифицированные положения, применяющиеся к различным видам аренды, если другое не определено специальными нормами о них (ст. 625 ГК РФ).
В-третьих, общие положения о договоре аренды предназначены для прямого регламентирования простейших арендных отношений, которые не осложнены другими нормообразующими признаками.
Направленность арендных отношений помогает отграничить договор аренды от других обязательств, которые имеют с арендой внешнее сходство.
Арендные отношения разнообразны. Общие положения об аренде, которые установлены в § 1 гл. 34 ГК РФ, в силу своего унифицированного значения могут быть использованы в отношении всех его видов. Подобное положение зафиксировано в ст. 625 ГК РФ. Вторичные особенности арендных отношений, которые предопределяют формирование определенных видов договора аренды, только уточняют регламентирование, которое обусловлено направленностью на возмездное предоставление имущества во временное пользование .
Отношения сторон, связанных по договору арендой транспортных средств, также могут закрепляться и в специальных нормах, а при неимении их – общими положениями об аренде, которые закреплены в п. 1 гл. 34 ГК РФ.
В связи с трансформацией разнообразных видов транспорта и ростом оборота транспортных средств в ГК РФ обозначили институт аренды транспортных средств в отдельный § 3 гл. 34, который посвящен аренде транспортных средств.
Для рассматриваемых договоров установлена письменная форма, которая не зависит от срока их выполнения (ст. 633, 643 ГК РФ).
Тем не менее, не выполнение данного требования не может повлечь за собой признание такого договора недействительным, а на основании ст. 162 ГК РФ лишит стороны права ссылаться в подтверждение такой сделки и ее условий на конкретные свидетельские показания, но не лишит права осуществлять письменные и иные доказательства .
Существенными условиями любой аренды транспортных средств могут выступать как предмет данного договора, так и все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон обязано быть достигнуто конкретное соглашение (ст. 607, п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Из-за того, что условие о предмете договора является важным (ст. 607 ГК РФ), в подобном договоре требуется четко отметить все индивидуализирующие признаки непосредственного объекта аренды (например - номер государственной регистрации, номер двигателя, номер кузова, другие характеристики). Как правило, в качестве характеристики применяются данные, которые указаны в техническом паспорте.
Требуется принимать во внимание, что предмет договора аренды транспортного средства непосредственно с экипажем состоит из двух составляющих: предоставление непосредственно транспортного средства в аренду и осуществление определенных услуг по управлению таким транспортом и его технической эксплуатации. Следовательно, условие об осуществлению услуг по управлению и технической эксплуатации выступает важным условием для рассматриваемого договора.
В договоре аренды транспортного средства важно отметить иные условия, например:
- о техническом состоянии передаваемого транспортного средства, наличествующих дефектах, повреждениях и прочее, так как арендодатель должен предоставить арендатору транспортное средство в состоянии, которое должно отвечать условиям договора аренды и назначению имущества, кроме того, в подобный договор необходимо включить условие о передаваемых арендодателем вместе с транспортным средством различных принадлежностях и соответствующей документации (ст. 611 ГК РФ);
- о сроке договора аренды транспортного средства;
- о фиксированном размере платы за аренду, а также порядке и условиях внесения такой платы. Договор, где отмечено, что транспортное средство будет передано безвозмездно, может быть признан договором безвозмездного пользования (то есть, договором ссуды) ;
- о возможности передачи транспортного средства в субаренду;
- дополнительные условия о досрочном расторжении договора аренды транспортного средства (ст. 619 и ст. 620 ГК РФ).
В рассматриваемом договоре аренды с экипажем необходимо отметить, что подобное транспортное средство передается арендатору непосредственно во временное владение и пользование. В отсутствие подобного условия договор, в зависимости от его содержания, может быть квалифицирован как договор возмездного оказания услуг либо как договор перевозки .
Стороны имеют право установить договоре и другие условия, которые не противоречат закону.
В современных условиях договор аренды транспортных средств имеет существенное значение в общем, и в предпринимательских отношениях в частности.
Цель рассматриваемого договора заключается в обеспечении передачи имущества во временное владение и пользование. В данном обстоятельстве заинтересованы все стороны. Интерес арендодателя заключается в том, что с помощью передачи транспортного средства в аренду осуществляются его интересы как собственника по получению дохода из находящихся у него в наличии (либо полученных специально для осуществления предпринимательства подобного рода) производственных фондов. Заинтересованность арендатора к применению арендованного транспортного средства
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - Ст. 410.
2. Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.
3. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ (ред. от 16.10.2017) «О финансовой аренде (лизинге)» // Собрание законодательства РФ. - 02.11.1998. - № 44. - Ст. 5394.
4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.
5. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.
6. Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 12.11.2007. - № 46. - Ст. 5553.
7. Федеральный закон от 06.04.2011 № 68-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 11.04.2011. - № 15. - Ст. 2041.
8. Постановление Правительства РФ от 23.12.2004 № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 52 (ч. II). Ст. 5499.
9. Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 (ред. от 20.06.2017) «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» // Собрание законодательства РФ. - 24.06.2013. - № 25. - Ст. 3165.
10. Приказ МВД России от 24.11.2008 № 1001 (ред. от 20.03.2017) «О порядке регистрации транспортных средств» // Российская газета. - № 5. - 16.01.2009.
Авторефераты, диссертации, статьи
11. Газман В. Создание автотранспортной лизинговой компании: экономико-правовые условия // Хозяйство и право. 2014. № 2. С. 37.
12. Игнатова Ю.Н. Договор аренды транспортных средств с экипажем // Юрист. 2014. № 15. С. 28 - 32.
13. Игнатова Ю.Н. Договоры аренды транспортного средства: понятие и классификация объекта // Юрист. 2014. № 1. С. 33 - 36.
14. Калпин А.Г. Договор аренды транспортных средств // Гражданское право. № 3. 2006. // Электронный ресурс: URL: http://juristlib.ru/book_2850.html, дата обращения 19.01.2018.
15. Кириллова Е.А. Исполнение договора финансовой аренды транспортных средств в РФ: проблемы практики // Российская юстиция. 2016. № 6. С. 12 - 15.
16. Кияшко В.А. Реальные (консенсуальные) договоры в гражданском обороте // Право и экономика. 2004. № 5.
17. Крапивенская Е.А. Особенности объекта электросетевого хозяйства как объекта недвижимости // Юрист. 2016. № 13. С. 42 - 46.
18. Морозова Ж.А. Все о лизинге // Библиотечка «Российской газеты». 2014. № 4.
19. Отнюков Г. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом // Закон. 2013. № 5. С. 17.
20. Сарнаков И.В. Договор аренды: понятие, признаки, характерные черты, место в системе договорных отношений и основные его положения // Юрист. 2015. № 4. С. 14.
Учебники, учебные пособия, лекции, монографии
21. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2011. С. 504.
22. Вавилин Е.В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору аренды транспортных средств. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 41.
23. Горемыкин В.А. Лизинг: Практическое учебно-справочное пособие. - М.: Норма, 2015. - С. 92.
24. Калпин А.Г. Гражданское право. М.: Юрист, 2015. С. 200.
25. Корнийчук Г.А. Договоры аренды, найма и лизинга. М.: Дашков и К, 2009. 160 с.
26. Просветов Г.А. Лизинг: задачи и решения. М: Альфа-Пресс, 2015. С. 175 - 178.
27. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 496 с.
28. Харитонова Ю.С. Договор лизинга. - М., 2012. - С. 140.
29. Шевченко Е.Е. Заключение гражданско-правовых договоров: проблемы теории и судебно-арбитражной практики. М.: Инфотропик Медиа, 2012.
Судебная практика
30. Дело № А33-13699/08Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 июня 2009 г. № А33-13699/08-Ф02-2989/09 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 17.01.2018.
31. Дело № А40-110761/09-35-750. Постановление ФАС Московского округа от 25 октября 2010 г. № КГ-А40/10896-10 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 15.01.2018.
32. Дело № А42-6264/2010. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2011 г. № Ф07-4651/11 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 19.01.2018.
33. Дело № А46-4531/2011. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2011 г. № 08АП-8355/11 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 19.01.2018.
34. Дело № А60-13216/2008-С11. Постановление ФАС Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09-2485/09-С4 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 15.01.2018.
35. Дело № Ф03-А37/01-1/442. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.04.2001 № Ф03 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 23.01.2018.
36. Постановление Арбитражного суда г. Москвы от 6 февраля 2004 г. по делу № А40-24561/03-64-293 // Архив Арбитражного суда г. Москвы.
37. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 № 01АП-3382/08 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 10.01.2018.
38. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 № 17АП-2017/11 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 10.01.2018.
39. Постановление ФАС Московского округа от 25 апреля 2013 г. по делу № А40-73233/12-77-726 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 10.01.2018.
40. Постановление ФАС Уральского округа от 14.06.2011 № Ф09-3256/11 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 10.01.2018.
41. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 февраля 2012 г. № Ф03-6840/11 по делу № А59-4872/2009 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 10.01.2018.
42. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 марта 2009 г. № А65-6054/2008.
43. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2008 г. № 03АП-471/2008// Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 10.01.2018.
44. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2011 г. № Ф07-10021/11 по делу № А21-708/2011.
45. Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2011 г. № 14АП-401/11 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 10.01.2018.
46. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 февраля 2011 г. № Ф09-11680/10-С2 по делу № А47-2986/2010 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 10.01.2018.
47. Постановления ФАС Центрального округа от 27.09.2011 № Ф10-2870/11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.08.2011 № Ф02-3069/11 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 10.01.2018.