Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный мир стремительно меняется во всех своих сферах: технологии, социальные отношения, политика, культура, и следом за этими изменениями меняются и стратегии образования. Сейчас образование ориентировано на личностный подход в обучении ребенка, на развитие его самостоятельности, индивидуальной инициативы в овладении знанием, в то время, как знаниевый компонент несколько отошел на задний план.
Иностранный язык обретает в современном образовании все большую значимость в связи со стремительной международной интеграцией. Развитие компьютерных сетей, доступ к образовательным ресурсам из любой точки мира, свободный информационный обмен – все это способствует интересу к зарубежным источникам информации. Соответственно, во всех профессиональных сферах возрастает потребность в сотрудниках, практически владеющих иностранным языком.
В связи с этим иностранный язык в рамках общеобразовательной школы прочно занял место предмета обязательного изучения, преподавание которого начинается со второго класса для всех учащихся. Достаточно распространенным стало также изучение детьми иностранного языка уже в дошкольных образовательных учреждениях. Тот факт, что в 11-летней школе иностранный язык предполагается изучать со 2-го класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности. Таких, например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.
Реализация языковых занятий в начальной школе требует от педагога специфических знаний, которыми он не обладал, работа с учениками средней и старшей школы. Интересы и потребности младшего школьника лежат в других сферах, компоненты его психики находятся еще только в стадии формирования, мотивация имеет иные истоки. Особенно значимой в системе работы с младшим школьником становится система оценивания, поскольку в этом возрасте дети только знакомятся с балльной системой школьного обучения, потому на учителе лежит огромная ответственность научить детей использовать эту систему как эффективный инструмент.
Вместе с тем актуальна и проблема неверного использования системы оценивания самим педагогом, который может тяготеть к оцениванию работы детей в форме отметок, но без словесного комментария, повышающего мотивацию и помогающего распланировать дальнейший образовательный маршрут.
Актуальность исследования определяется тем, что в современных условиях, когда изучение иностранного языка включено в программу начальной школы, необходимо найти эффективные методы оценивания обучения ребенка, позволяющие усилить его мотивацию к овладению языком.
Говоря о степени разработанности тематики языкового образования в начальной школе, следует отметить, что в этой сфере представлены довольно глубокие и непредвзятые исследования, среди них можно отметить работы Безукладникова К. Э., Крузе Б. А., Белокуровой А. В., Никитенко З. Н. Кроме того, методология обучения младшего школьника освещена и в классических работах Асмолова А. Г., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Володарской И. А., на которые мы так же можем опираться.
Однако, довольно мало внимания уделено частным аспектам использования разных методов оценивания для закрепления у детей мотивации учения и интереса к изучаемому языку.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между потребностью использования оценки в работе с младшими школьниками на уроках иностранного языка и малой освещенностью ее воспитательного и мотивирующего потенциала.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости создать единую систему работы педагога в сфере оценивания, которая помогала бы мотивации ребенка в изучении иностранного языка.
Цель исследования: выявить воспитательный и образовательный потенциал оценочной деятельности педагога в обучении иностранному языку младшего школьника.
Объект исследования – оценочная деятельность и деятельность педагогического контроля в обучении школьника иностранному языку.
Предмет исследования – специфика реализации и особые возможности оценочной деятельности в работе с учащимися начальных классов.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс изучения иностранного языка младшим школьником будет успешным, если:
- выявлены особенности развития учебной мотивации в представленном возрасте;
- средством развития учебной мотивации выступает педагогическая оценка и педагогический контроль;
- ребенок вовлечен в оценочную работу в образовательном процессе как равноправный субъект работы, а не объект оценивания.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую литературу по проблеме оценочной работы педагога в процессе образования и воспитания школьника;
2. Выявить особенности развития познавательных процессов и мотивации учения младших школьников;
3. Разработать и внедрить в процесс работы педагога рекомендации по оцениванию и контролю учебной деятельности школьника.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, сравнение, анализ, выявление корреляции.
Теоретическая значимость изучения проблемы заключается в углублении и расширении научных представлений о значении системы оценивания и контроля в работе с младшими школьниками в рамках изучения иностранного языка.
Практическая значимость заключается в разработке и апробации системы рекомендаций для педагога по эффективной оценочной работе с младшим школьником на уроке иностранного языка.
Результаты исследования представлены на научно-практических конференциях и методических семинарах по исследуемой проблеме.
Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит из введения, двух глав, в первой из которых предложен обзор методологической литературы, а во второй даны и исследованы на практике рекомендации по увеличению эффективности оценивания, а так же заключения и списка литературы.
Глава I. Теоретические основы обучения иностранному языку младших школьников
1.1 Психологические особенности познавательного развития младших школьников
Младший школьный возраст определяется как период от 6-7 до 10-11 лет, в зависимости от возраста поступления в учебное заведение. С социальной точки зрения период обучения в начальной школе характеризуется выстраиванием новой системы отношений со взрослыми, где к отношениям «ребенок – взрослый», ранее актуальным и для общения с родителями, и для воспитателей, добавляется категория отношений «ребенок – учитель», которая имеет специфические характеристики. [4, 78]
С переходом к обучению в начальной школе связывают один из самых сложных в жизни человека период адаптации, который длится около полугода, если психологическое состояние учащегося не осложнено дезаптационными тенденциями.
Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и другими психическими процессами, что помогает включаться во все более сложную учебную деятельность.
Восприятие младшего школьника определяется особенностями самого предмета: замечают не главное, а то, что бросается в глаза, часто восприятие ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета.
Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом. К концу возраста появляется синтезирующее восприятие. Дети в 1-2 классе путают предметы, сходные в том или ином отношении, их восприятие отличается малой дифференцированностью.
Развивается произвольная память, дети уже способны запоминать материал, который представляет для них интерес. Процессы памяти характеризуются осмысленностью (связь памяти и мышления). Дети в возрастной период обучения в начальной школе обладают хорошей механической памятью, но совершенствование смысловой памяти еще находится в процессе развития. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал, и происходит тем быстрее, чем большую нагрузку испытывает память – конечно, в пределах возрастных ограничений. Память носит конкретно-образный характер.[4]
Мышление приобретает доминирующее значение, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Логически верные рассуждения школьника базируются на конкретном наглядном материале (стадия развития конкретных операций по Пиаже). Благодаря учебной деятельности и усвоению научных понятий у детей развивается теоретическое мышление.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахутина Т. В., Корнеев А. А., Матвеева Е. Ю. Развитие функций программирования и контроля у детей 7-9 лет // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. №1. С. 42-63
2. Ариян М. А. Проблема развития социальной компетентности в младшем школьном возрасте // Формирование иноязычной компетенции на занятиях по иностранному языку в разных типах и видах учебных заведений: когнитивный аспект. – Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А Добролюбова, 2008. – С. 3-9.
3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. - 151с.
4. Бабанский Ю. К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1998. - 640с.
5. Бим И. Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам? // Иностранные языки в школе. – 2007. - №4. – С. 2-6.
6. Богуславский М. Н. Отметка и оценка знаний // Завуч. – 2004. – №6. – С 17 – 21.
7. Бордовская Н. В., Реан Л. А. Педагогика. – СПб.: Питер. – 2000. – 237с.
8. Бочкова С. В. Анализ работы по реализации ФГОС в начальной школе. // Управление начальной школой, №4, 2013 г. – 57 с.
9. Брейгина М. Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку // ИЯШ. – 2000. - №1. С. 23-28.
10. Викулина М. А. Педагогические технологии: хрестоматия / Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н. А. Добролюбова, Набережночелн. фил. - Набережные Челны: НФ ГОУ ВПО НГЛУ, 2009 - . Ч. 1. - 2009. - 175 с.
11. Волондина Л. А. Контроль на уроках английского языка в младших классах //Иностранные языки в школе. - 2004. - №1.- С.53-55.
12. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод. пособие / Под ред. А. А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 1999.
13. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М., 2002. - 303с.
14. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. –Москва: Институт практической психологии: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 512с.
15. Енжевская Марина Владимировна Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях безотметочной системы // ЧиО. 2010. №2. С.112-118
16. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. — М.: Айрис Пресс, 2004. — 240 с.
17. Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент самооценки в области изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - №5. - С.6.
18. Герасимова Н. Оценка должна воспитывать // Воспитание школьников. – 2003. – №6. – С. 37 – 40.
19. Година А. Б., Демченко А. М. Английский язык. Итоговая аттестация в начальной школе (повышенный уровень): типовые тестовые задания. 2 класс. М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2014. — 104 с.
20. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240с.
21. Данилов Д. Д., Серова Ж. И. Экспериментальная модель контроля // Начальная школа плюс До и После. –2004. – №14. –С. 3– 11.
22. Демидова М. Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. М.: Просвещение, 2009. — 216 с.
23. Дубовская Н. А. Речевое развитие младших школьников в условиях формирования регулятивных учебных действий // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. №. С.139
24. Дудкина О. И., Буркитова А. А., Шакиров Р. Х. Формативное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя. — Бишкек: «Билим», 2012. — 89 с.
25. Илларионова В. В. Проверочно-обучающие материалы для проведения итогового контроля по английскому языку в начальной школе. Ten steps to success. Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2004. — 120 с.
26. Климин С. В, Климина Т. Г. Построение моделей неперсонифицированной оценки качества обеспечения результатов обучения и социализации школьников в соответствии с ФГОС общего образования в зависимости от вида контроля или мониторинга // Управление образованием: теория и практика. 2014. №3 (15). С.89-96
27. Ковалева Г. С. Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа. — М.: Просвещение, 2011. — 75 с.
28. Костюк Е., Бондаренко О., Дружинина Е. Handbook. The Primary English Teacher's. Настольная книга учителя английского языка начальной школы. Обнинск: Титул, 2010 - 144 с.
29. Ларионова И. В. Книга для родителей. Английский язык. Начальная школа. 2-е изд. — М.: Русское слово — учебник, 2013. — 40 с.
30. Малышева Т. И. Контроль и оценка в учебной деятельности на уроках математики // Эксперимент и инновации в школе. 2008. №3. С.60-69
31. Методическое сопровождение для учителя английского языка начальной школы УМК Family & Friends. — М.: Русское слово — учебник, 2013. — 120 с.
32. Микаелян О. С. Влияние текущей оценки на качество образования // Качество образования в Евразии. 2014. №2.
33. Муртазина З. Д., Куптараева С. И. Внедрение гуманитарного цикла ФГОС в начальной школе. Сборник учебно-методических материалов. — Нефтекамск: ИМЦ, 2015. — 72 с.
34. Мусина В. Е. Мониторинг учебных достижений школьников в работе учителя // Ярославский педагогический вестник. 2009. №2. С.71-73
35. Мусина В. Е. Оценка учебных достижений школьников в логике требований новых образовательных стандартов // Ярославский педагогический вестник. 2011. №4. С.10-13
36. Мусина В. Е. Технология мониторинга учебных достижений школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №67.
37. Нежнов П. Г., Фрумин И. Д. и др. Диагностика учебной успешности в начальной школе. М.: Открытытй институт «Развивающее образование», 2009. — 168 с.
38. Никулочкина В. Я. Роль оценки в учебной деятельности учащихся начальной школы // Психология, социология и педагогика. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/12/2682 (дата обращения: 11.01.2018)
39. Никитенко З. Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе. Монография. М.: МПГУ, 2011. — 192 с.
40. Никитенко З. И. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. Материалы курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»: лекции – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 128 с.
41. Никонова Н. К. Готовимся к урокам английского языка в начальной школе. Методическое пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2004. — 96 с.
42. Перелыгина Е. А., Фишман И. С. Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. - 128 с.
43. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. — М.: Владос. — 405 с.
44. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с.
45. Соловова Е.Н., Година А.Б., Пореченкова Е.А. Английский язык. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания. Повышенный уровень. — М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2012. — 120 с.
46. Степанов В. Ю. Веселый английский для начальной школы. — М.: Феникс. – 98 с.
47. Сычёва М. В. Особенности использования тестовых заданий для оценки образовательных достижений учащихся в начальной школе на основе уровневого подхода в условиях реализации ФГОС 2-го поколения // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. №2 (30). С.258-269
48. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
49. Шумилова Н. Н. Эталоны в структуре оценочной деятельности учителя иностранного языка в начальной школе // Сибирский педагогический журнал. 2011. №12. С.152-159
50. Яцкова С. С. Играем на уроках английского языка в начальной школе. Мозырь: Белый Ветер, 2012. — 60 с.