Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Решение проблемы развития эвристического и логического мышления старшеклассников в процессе обучения математике в настоящее время является острой необходимостью, которая не решается в одно мгновение, только в результате комплекса «воспитание образование» её возможно решить.
Новые ориентиры образования, развитие личности обучающегося, а процессе получения образования требует от преподавателя переосмысления и разработки учебного плана по предмету математика, где центром становится ученик с его потенциальными возможностями.
Преподаватель обязан добиться того, чтобы мыслительная деятельность учеников была точной, последовательной и доказательной, чтобы они умели проверять фактические наблюдения и, основываясь на теоретических знаниях, могли их объяснять, устанавливать причинно-следственную связь между фактами и явлениями.
Но в большинстве случаев познавательные возможности школьников остаются практически на одинаковом уровне, т.к. условия, в которых формируется логическая культура обучающихся, характеризуются информационной перезагруженностью содержания образования.
Изучение научной литературы в области психологии, педагогики, методики преподавания математики и современное состояние проблемы показывает, что вопрос развития логической культуры в методическом обосновании математике недостаточно проработано.
Проблеме, связанной с формированием эвристических умений учащихся, посвятили свои работы такие исследователи как: Е.И. Скафа, И.В. Гончарова, В.С. Прач, Е.В. Власенко, О.К. Огурцова, С.Р. Муг-галимова, Н.П. Алешина и др.
В частности, Е.И. Скафа [42] разработала теоретико-методические основы формирования приемов эвристической деятельности учащихся при обучении математике в условиях внедрения современных технологий обучения. И.В. Гончарова [4] рассмотрела методику формирования эвристических умений учащихся 7-9 классов на занятиях эвристического факультатива по математики. В.С. Прач [7] сконцентрировала внимание на эвристическом обучении математике учащихся гуманитарных классов. Е.В. Власенко [3] описала методику формирования приемов эвристической деятельности учащихся классов с углубленным изучением математики, на уроках геометрии, а О.К. Огурцова [26] на уроках стереометрии. С.Р. Муггалимова [25] выявила роль и место векторного метода в формировании эвристических приемов у учащихся. Н.П. Алешина [21] разработала элективный курс, в содержание которого, включены задачи требующие для своего решения знание основных законов логики союзов и их применение в качестве эвристик.
Однако вопрос о формировании эвристического и логического мышления учащихся в курсе алгебры и начал математического анализа, остается не полностью раскрытым.
Однако, несмотря на большое количество и несомненную важность этих и других работ, теория и методика формирования эвристического и логического мышления в их единстве остаются ещё в значительной степени неразработанными. Это свидетельствует об актуальности проблемы исследования.
Вывод- одним из основных методов, который способствует формированию логического мышления и позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения умениям решать математические задачи, является эвристический метод.
Цель исследования – выявить особенности развития эвристического и логического мышления старшеклассников в процессе обучения математики.
Объект исследования – процесс школьного обучения математике в старших классах
Предметом является процесс формирования эвристической деятельности при обучении старшеклассников на уроках математики и его влияние развитие логического мышления.
Гипотеза исследования состоит в том, что мы предположили, что использование эвристических методов и приемов в ходе решения математических задач школьного курса будет способствовать развитию логического мышления и повышению качества математических знаний.
Цель, объект, предмет исследования обусловили задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы исследования;
2. Теоретически обоснование возможности развития эвристического и логического мышления старшеклассников в процессе обучения математике;
3. Разработать методику использования эвристических методов и приемов в ходе решения математических задач школьного курса по развитию логического мышления и повышению качества знаний.
4. Провести опытно-экспериментальную работа по развитию эвристического и логического мышления старшеклассников в процессе обучения математике.
Для решения поставленных задач использовались взаимодополняющие методы исследования: методы теоретического исследования (теоретический анализ психолого-педагогических исследований), диагностический метод (тестирование), констатирующий эксперимент.
Глава 1. Теоретическое обоснование возможности развития эвристического и логического мышления старшеклассников в процессе обучения математике
1.1. Теоретические и практические предпосылки развития эвристического и логического мышления старшеклассников в процессе обучения математике
С точки зрения психологии, мышление - это «психический процесс отражения объективной действительности, представляющий собой высшую ступень человеческого познания» [18].
Л.М. Фридман описывает мышление как «психический процесс, с помощью которого человек устанавливает внутренние свойства объектов познания, которые нельзя обнаружить с помощью восприятия, а также связи и отношения между объектами. Поэтому мышление есть внечувственный процесс решения задач (в широком смысле)» [52, С. 178]
.Автор подчеркивает, что, говоря о развитии мышления учащихся в процессе обучения математике, подразумевают развитие у них математического мышления. Возникает вопрос, что понимают под матема-тическим мышлением в теории и методике обучения математике и каковы его отличия от мышления в целом.
А.Я. Хинчин выделил следующие признаки математического мышления: «доведенное до предела доминирование логической системы рассуждения...»; «.лаконизм, сознательное стремление всегда находить кратчайший, ведущий к данной цели логический путь, беспощадное отбрасывание всего, что не абсолютно необходимо для безупречной аргументации» «четкая расчлененность хода аргументации»; «скрупулезная точность символики» [29, С.141-144].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра / А.М. Айламазьян.- МГУ - 2021. - 244 с
2. Алешина Н.П. Развитие эвристического и логического мышления старшеклассников в процессе обучения математике: на примере элективного курса по решению задач с помощью законов логики союзов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.П. Алешина. - Саранск, 2008. - 22 с.
3. Алёшина О.Г. Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов / О.Г. Алешина. - Молодой ученый, 2019 - 88 с.
4. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. - 567 с.
5. Андреев, В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2015. — 288 с.
6. Андреев, В. И. Эвристика для творческого саморазвития [Текст] : учебное пособие / В. И. Андреев. – Казань, 1994. – 247 с.
7. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса обучения [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1991. - 154 с. 11. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н. В. Басова. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 176 с. 101 1
8. Байрамгулова А.М. Формирование мотивации к изучению математики в школе / А.М. Байрамгулова, Г.Х. Воистинова // Аллея науки. – 2020. – Т. 2. – № 5(44). – С. 877– 880.
9. Бакулевская, С. С. Становление интеллектуально-творческой деятельности старшеклассника в процессе решения эвристических задач [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / С. С. Бакулевская ; Волгоградский гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2001. - 23 с.
10. Батина Е.В. Задачи современной школы по формированию умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся /Е.В. Батина, И.А. Иродова //Наука и школа. - Москва : МПГУ, 2010. - С. 156-158.
11. Бедерханова, В. П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст] : учебное пособие / В. П. Бедерханова, П. Б. Бондарев. – Краснодар, 2000. - 54 с.
12. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. С. Белкин. – М. : Академия, 2000. – 192с.
13. Бирштейн, М.М. Основные направления развития деловых игр / М. М. Бирштейн // Деловые игры в мире : материалы науч. конф. : в 2-х т. Т. 1: Изд-во СПб., 2020. - 14 с.
14. Болтаева М.Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. — 2019.
15. Васильков, В. Н. Эвристический диалог в структуре вузовского обучения [Текст] / В. Н. Васильков, В. И. Турковский. – Воронеж: ВГУ, 2002. – 84 с.
16. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод. пособие / А.А. Вербицкий. - М., Высш. шк., 2011. - 207 с.
17. Вербицкий А.А. Методологические рекомендации по проведению деловых игр : А.А.Вербицкий, Н.В. Борисова. - М.: Просвещение, 2009. - 89 с
18. Вишнякова, Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения [Текст] / Н.Ф. Вишнякова. – Минск, 1995. — 240 с.
19. Воронин, В. Н. Интеграция эвристических и технологических подходов проектирования дидактических комплексов в вузе [Текст] / В. Н. Воронин. – Тольятти: Мир, 2003. – 274 с.
20. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования : утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. № 121.НП. – Режим доступа : https://gisnpa-dnr.ru/npa/0018-121-np-20200807.
21. Диалоговый подход к организации эвристического обучения [Текст] / А. Д. Король. – М. : Педагогика, 2007. – №9. – 18-25 с.
22. Ильин, В. В. Теория познания. Эвристика. Креатология [Текст] / В. В. Ильин. – М. : Проспект, 2018. – 176 с.
23. Ильин, В. П. Психология творчества, логического мышления, одаренности [Текст] / В. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2013. – 448 с.
24. Каптерев, П. Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе [Текст] //Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. / П. Ф. Каптерев. – М. : Педагогика, 1990. – 307 с.
25. Козлов В.В. Математика: алгебра и геометрия» 7-9 класс// В.В. Козлов, А.А. Никитин, В.С. Белоносов и др. - М.: Русское слово-учебник, 2013.
26. Козлов В.В. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия (базовый и углубленный уровни) 10-11 класс// В.В. Козлов, А.А. Никитин, В.С. Белоносов и др. - М.: Русское слово-учебник, 2013.
27. Король, А. Д. Метод эвристического диалога в технологии творческой самореализации учащихся [Текст] / А. Д. Король // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. – М. : ИОСО РАО, 2002. – C. 173-181.
28. Красин М.С. «Система эвристических приемов решения задач по физике», Калуга, 2005.
29. Крутихина М.В. Деловые игры экономического содержания в обучении математике учащихся общеобразовательных классов/ М.В. Крутихина // Концепт. - 2012. - №2 (февраль) - ART 1216.
30. Кулюткин, Ю. К. Эвристические методы в структуре решений [Текст] / Ю. К. Кулюткин. – М.: Педагогика, 1970. – 232 с.
31. Мишечкина, Н. А. Применение дидактических игр в обучении математике / Н. А. Мишечкина.// Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 115-118.
32. Мордкович А.Г. Алгебра 7-11 класс (в 2 частях) // А.Г. Мордкович . - М: ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2015.
33. Мугаллимова С.Р. Формирование эвристических приемов у учащихся в процессе обучения решению задач векторным методом: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / С.Р Мугаллимова. - Омск, 2008. -22 с.
34. Огурцова О.К. Частные эвристики как условие включения учащихся в поисковую деятельность на уроках стереометрии: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 /О.К. Огурцова. -Нижний Новгород, 2002. - 208 с.
35. Основные понятия теории вероятностей [Электронный ресурс] - режим доступа: https://egeprof.ru/Konspektv/Teoriva-verovatnostei-v-shkole- Konspekt
36. Плескацевич, Н.М. Эвристическая беседа и ее роль в процессе обучения (На материале предметов гуманитарного цикла в средних классах школы) [Текст] : дис. … канд. пед. Наук: 730 / Н. М. Плескацевич; Минский гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. – Минск, 1969. - 220 с.
37. Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Алгебра и начала математического анализа. 10-11 кл. (базовый, профильный уровни)»: программа для общеобразоват. организаций: базовый, профильный уровни / сост. Ска-фа Е.И., Федченко Л.Я., Полищук И.В. - 4-е изд. перераб., дополн. - ГОУ ДПО «Дон-РИДПО». - Донецк: Истоки, 2019. - 38 с.
38. Пустовая Ю.В. Эвристические умения как продукт учебно-познавательной эвристической деятельности учащихся при изучении курса алгебры и начал математического анализа школьников // Ю.В.Пустовая // Дидактика математики: проблемы и исследования: Международ. сборн. науч. работ. – 2020. – Вып.51. – С. 77–82.
39. Реан А.А., Педагогика. Учебник для вузов /А.А. Реан Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 432 с.
40. Скафа Е.И. Информационно-коммуникационные технологии как средство управления геометрическим образованием школьников // Е.И.Скафа, А.А.Ганжа // Дидактика математики: проблемы и исследования : Международ. сборн. науч. работ. – 2020. – Вып. 51. – С. 83–91.
41. Скафа Е.И. Методика обучения математике: эвристический подход. Общая методика : учебное пособие / Е.И Скафа; ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – Донецк : ДонНУ, 2020. – 440 с.
42. Скафа Е.И. Организация проектно-эвристической деятельности будущих учителей математики по созданию мультимедийных средств обучения / Е.И.Скафа // Информатика и образование. – 2021. – № 5. – С. 59–64.
43. Скафа Е.И. Технологии эвристического обучения математике: учебное пособие / Е.И. Скафа, И.В. Гончарова, Ю.В. Аб-раменкова. - 2-е изд. - Донецк : ДонНУ, 2019. - 220 с.
44. Скафа Е.И. Эвристико-дидактические конструкции как средство овладения цифровыми навыками будущим учителем математики [Электронный ресурс] / Е.И. Скафа // Педагогика информатики : Электронный науч.-методич. журнал. – 2021. – №1. – Режим доступа: http://pcs.bsu.by/2021_1/5ru.pdf.
45. Скафа Е.И. Эвристический подход к разработке мультимедийных средств обучения в высшей школе / Е.И. Скафа // Информатизация образования и методика электронного обучения : цифровые технологии в образовании : материалы IV Междунар. науч. конф. Красноярск, 6–9 октября 2020 г. : в 2 ч. Ч. 2 / под общ.ред. М.В. Носкова. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2020. – С.227–231
46. Кроссворды и поисковые головоломки для будущих математиков / В.В.Травин, Д.В.Прокопенко. – Минск : Адукацыя i выхаванне. 2020. – 88 с.
47. Скафа Е.И. Эвристическое обучение математике: теория, методика, технология : монография / Е.И. Скафа. - Донецк : ДонНУ, 2004. - 439 с.
48. Смирнова Н.В. Теория вероятностей в школьном курсе математики [Электронный ресурс] - режим доступа: http:// edu. rvbadm. ru/ info/teacheryear/2011/2011/Smirnova.htm
49. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии/ В.А. Трайнев. -М.: ВЛАДОС, 2015. - 303 с.
50. Учебные образовательные программы по предмету «Математика» для V–XI классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания // Национальный образовательный портал [Электронный ресурс] : https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2020-2021-uchebnyjgod/ obshchee-srednee-obrazovanie-2020-2021/304-uchebnye-predmety-v-xi-klassy2020-2021/3811-matematika.html.
51. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : 2013г. 7
52. Федосеев В.Н. Элементы теории вероятностей для IX классов средней школы. - //Математика в школе.-2012.- № 5.- с.34 - 40.
53. Хуторской, А. В. Мироведение: Эвристическое пособие для учеников 5-9 классов [Текст] / А. В. Хуторской. – Ногинск : ИЧП "Школа свободного развития", 1995. – 94 с.
54. Хуторской, А. В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении [Текст] / А. В. Хуторской // Образовательная среда сегодня и завтра: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / гл. ред. В. И. Солдаткин. – М.: Рособразование, 2005. – С.132-134.
55. Шаронова С.А. Деловые игры/ С.А. Шаронова. - М.: Изд-во Российского Университета дружбы народов. -2014. - 166с.