Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях глобализации современного общества роль информации становится одной из важнейших составляющих в принятии и осуществлении политических решений, как, например, в обеспечении безопасности целых регионов.
Научное осмысление приемов и методов манипулятивной практики СМИ позволяет широкой демократической общественности осуществлять контроль информационной деятельности современной индустрии новостей, основные средства производства которой все более сосредоточиваются в руках немногочисленных транснациональных монополистических групп. Компетентный демократический контроль общественности за информационной деятельностью монополистических СМИ с той целью, чтобы они создавали недеформированную, правдивую, ясную, четкую и понятную для огромной разнородной массы реципиентов новостей информационную картину мира, является одним из принципиально важных средств решения обостряющегося противоречия между все более монополизирующимися и частнокапиталистическим производством массовой информации и ее общественным предназначением.
Рассматриваемая тема уже давно является объектом пристального внимания ученых политологов, социологов, психологов, историков и специалистов в области средств массовой информации, поэтому специфика исследования была во многом предопределена широким диапазоном научной литературы, которую условно можно разбить на группы.
Первая группа представлена авторами, посвятившими научные труды анализу форм политического поведения и информационного воздействия на политическое сознание аудитории, наиболее выдающимися из которых являются Платон, Аристотель, Протагор, Цицерон, Ли Гоу, Макиавелли Н., Монтескье Ш.Л и др.
Вторую группу составляют исследования психологических факторов, отвечающих за прием, переработку, запоминание и воспроизведение полученной из внешних источников информации. Здесь можно выделить ч работы Бехтерева В.М., Бандура А., Винера Н., Грановской Р.М., Доценко.
Третья группа содержит исследования унификации форм политического поведения в условиях информационной деятельности СМИ. Это работы таких авторов как Аронсон Э., Пратканис Э.Р., Борецкий Р.А., Бурдье П., Вирилио П., Гудин Р.Е., Грамши.
Основываясь на комплексном анализе научного материала, было принято предложенное Е. Доценко определение термина «манипуляция», как наиболее отвечающее нашему предмету исследования: «Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное выполнение которого ведет к скрытому возбуждению у реципиента намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями и потребностями».
Объект исследования современные зарубежные и отечественные СМИ как средства манипулятивного воздействия на сознание.
Предметом исследования являются массмедийные технологии манипулирования политическим сознанием и поведением индивидов.
Целью исследования являются анализ манипулирования аудиторией в современных СМИ.
Исходя из данной цели, были поставлены следующие научные задачи:
1. Изучить становление и эволюцию манипулятивных технологий современного информационного воздействия на сознание масс.
2. Дать сравнительный анализ теорий, лежащих в основе манипулятивной технологии политическим сознанием и поведением реципиентов СМИ
3. Продемонстрировать манипулятивный характер передаваемых СМИ материалов.
4. Выявить и описать многообразные подходы по оказанию манипулятивного воздействия на массы.
Глава 1. Манипулирование аудиторией
1.1 Манипулирование аудиторией история и современность
Информация - важная составляющая современной жизни человека.
Информация становится всё более значительным элементом современной жизни наряду с образованием, и то, как люди взаимодействуют с информацией сегодня, во многом определяет уровень их существования.
Владение информацией и образование в 21-м веке определяет статус современного человека в обществе. [12, с. 15]
Наряду со сферой образования, информационная сфера определяет сферу труда и экономики, влияет на государственно-политическую сферу.
Манипулирование информации, а вместе с этим манипулирование общественным сознанием в наш современный век, становится технологией программирования поведение людей. Манипулируя обществом, можно разрушать определённые идеи в сознании людей и возводить на их руинах новые идеи и основы, например, новой идеологии.
Телекоммуникационная система, как основное соединение каналов передачи информации, приобретает доминирующее значение в среде существования человека.
«Манипулирование информацией сродни дезинформации…» пишет в своей книге «История дезинформации» учёный - исследователь Владимир Волков. Он также подчёркивает, что: манипуляция как разрушение имеет 3 цели:
1.Деморализация нации путём дезинтеграции групп, которые её составляют
2.Дискредитация авторитетов и их ценностей
3.Нейтрализация масс с целью предотвращения всех форм спонтанного поведения в пользу установленных порядков, в определённый момент с целью мирного прихода к власти небольшой группы людей.
Другой исследователь Сергей Кара-Мурза в своей работе: «Манипуляция сознанием» выделяет 3 главных родовых признака манипуляции:
1.Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия, когда мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности
2.Манипуляция - скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции
3.Манипуляционное воздействие требует значительного мастерства знания специалиста.
Другой исследователь-Герберт Франке в своей работе «Манипулируемый человек» пишет:
«Под манипулированием в большинстве случаев, следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, в ущерб тем лицам, на которые оно направленно.» [13, с. 57]
Согласно всем этим исследованиям, манипулирование информацией через СМИ направленно на общество.
Представление исследователей о СМИ имеет ряд особенностей, о которых любой интересующийся может узнать из пособий по телевизионной журналистике. Попытаемся разобраться в том, каково сегодняшнее состояние телевидения и насколько справедливы утверждения теоретиков недавних лет о его природе.
Телевидение, утверждается в словаре В. В. Егорова, это «создание и массовое распространение аудиовизуальной информации в определенной системе взаимодействия с аудиторией. Под аудиовизуальной информацией понимается любое предоставление в распоряжение населения или отдельных лиц средствами телевизионной техники знаков, сигналов, изображений, звуков или иных сообщений, не носящих характер частной корреспонденции. В понятие “телевидение” входят трансляции, передача или прием знаков, сигналов, надписей, изображений, звуков или сведений любого рода посредством проводной связи, оптических систем, радиотехники или иных электромагнитных систем. Все это делает телевидение одним из важнейших средств массовой информации» [4].
Если в 1997 г., когда увидел свет цитируемый словарь, данное определение еще могло восприниматься как близкое к реалиям, то сегодня оно бесповоротно устарело. Дело в активном развитии интернет-технологий, в том числе связанных с совершенствованием процесса передачи потребителям видеоконтента, под которым принято понимать как пересылку отдельных видеофайлов, так и потоковую видеотрансляцию. И если отвлечься от понятия «средства телевизионной техники», то все прочее в вышеприведенной словарной статье вполне может быть отнесено к Интернету. [49, с. 214]
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авриль П. Кризис в России: пустое шоу Путина [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.inopressa.ru/article/19Dec2014/lefigaro/putin2.html (дата обращения 30.04.17)
2. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.: Наука, 2013. 142 с.
3. Галенович Ю.М. Россия — Китай — Америка: От соперничества к гармонии интересов? М.: Русская панорама, 2006. 575 с.
4. Гессен М. 1937-й уже наступил? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.inopressa.ru/article/06may2015/international/rus1.html (дата обращения 30.04.17)
5. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. М.: КНОРУС, 2010. с. 129.
6. Горшкова В.Е. Кинодиалог. Образ-смысл. Перевод: коллективная монография / под общ. ред. проф. В.Е. Горшковой. Иркутск : МГЛУ ЕАЛИ, 2014. 367 с.
7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и зашита. М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. 344 с.
8. Дюперрон О. Время переговоров прошло: евродепутаты призывают готовиться к войне с Россией [Электронный ресурс] / О. Дюперрон. Режим доступа: https://www.inopressa.ru/article/24Apr2015/lexpress/enp.html (дата обращения 30.04.17)
9. Засурский И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во МГУ, 2009. С. 73.
10. Каплуненко А.М. Аргументация vs манипуляция // Вестник ИГЛУ. Сер. Коммуникативистика и коммуникациология / отв. ред. проф. А. М. Каплуненко. Иркутск : ИГЛУ, 2007. №5. С. 3 – 12.
11. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием XXI век. М. Алгоритм, 2013. 432 с. 8. Кузнецова Е.И. Способы идеологической адаптации переводного текста. О переводе романа Э. Хемингуэя «По ком звенит колокол» // Логос. 2012. №3. С. 153 – 157.
12. Карякин В.В. Военная политика и стратегия США в геополитической динамике современного мира. М.: Граница, 2011. С. 59.
13. Кушнина Л.В. Концептуальные основания синергетики перевода // Введение в синергетику перевода: монография; под общ. ред. Л.В. Кушниной. Пермь: ПНИПУ, 2014. С. 13 – 36.
14. Кушнина Л.В. Теория гармонизации: опыт когнитивного анализа переводческого пространства: монография. Пермь: ПГТУ, 2009. 196 с.
15. Леванова А.М. Манипуляция сознанием в СМИ: образ России в зарубежной прессе // Студенческие исследования – 2015. Неделя науки ИГЛУ: сб. тезисов и докладов [Электронный ресурс].
16. Леонтьева К.И. Переводчик=Цензор? Идеология как мотив адаптивных манипуляций при переводе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eprints.tversu.ru/4475/1/%D0%92% D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%A2%D0%B2%D0%93%D0%A3._%D0%A1% D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D 0%B8%D1%8F._2014.__1._%D0%A1.256-263.pdf (дата обращения 30.03.17)
17. Леонтьева К.И. Сингармонизм как ключевая категория семио-дискурсивной онтологии художественного перевода [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eprints.tversu.ru/3804/1/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%A2% D0%B2%D0%93%D0%A3._%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A4%D0%B8%D0%BB% D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F._2013.__24._%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83% D1%81%D0%BA_5._%D0%A1._205-212.__.pdf (дата обращения 7.04.17)
18. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке: образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. Соч. в 2-х т. М.: Радуга, 2012.
19. Лэйн Ч.С Олимпийскими играми пора заканчивать ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.inopressa.ru/article/21jan2014/wp/olimp_4.html (дата обращения 30.04.17)
20. Макарова Ю.О. Политическая пропаганда как инструмент формирования массового сознания // Аспирант. Чита: ЧитГУ, 2011. Вып. 1 (9). С. 4247.
21. Паренти Майкл. Демократия для избранных. Настольная книга о политических играх США // Пер. с 7-го англ. изд. В. Горбатко. М.: «Поколение», 2010. 416 с.
22. Перевезенцева Ю.С., Ходыкина О.А. Перевод как средство речевого воздействия (по материалам английских печатных публикаций) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gavrilenkonn.ru/publications/573/9 (дата обращения 01.04.17) Успехи современной науки и образования 2017, Том 3, №5 110
23. Почепцов Г.Г. Психологические войны. Москва-Киев: Рефл-бук, 2012. С. 162.
24. Суржикова А.О., Привалова Ю.В. Передача лексических средств манипулирования общественным сознанием при переводе текстов СМИ в прессе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=9999474 (дата обращения 21.03.17)
25. Фол С. Эти странные американцы. М.: Эгмонт Россия, 1999. 72 с.
26. Хомский Н. «Тихое оружие для спокойных войн». Режим доступа: http://www.newsland.ru/ news/detail/id/791829
27. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 128 с.
28. Шестаков В.П. Америка извне и изнутри: очерки американской культуры и национального характера. М.: ПКПО «Духовное возрождение», 2006.
29. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995. С. 346.
30. Эйджи Ф. За кулисами ЦРУ. М.: Воениз-дат, 1998.
31. Agee F. Zakulisami CRU [Backstage of CIA]. Moscow: Military Publishing, 1998.
32. Avril, P. Crise en Russie : le show de Poutine tourne à vide [Electronic resource]. URL: http://www.lefigaro.fr/international/2014/12/18/01003-20141218ARTFIG00287-le-show-depoutine-tourne-avide.php (дата обращения 30.04.17)
33. Barack Obama. Responsibly Ending the War in Iraq [Responsibly Ending the War in Iraq]. Camp Lejeune, North Carolina. February 27, 2009.
34. Barack Obama. Responsibly Ending the War in Iraq. Camp Lejeune, North Carolina. February 27, 2009.
35. Brooks D. Atlantic Monthly (Atlantic Monthly), 2003. Available at: http://www.theatlantic.com/ magazine/archive/2003/09/people-like-us/2774
36. Brooks D. People Like Us. // Atlantic Monthly, 2003. Available at: http://www.theatlantic.com/ magazine/archive/2003/09/people-like-us/2774
37. Chomsky N. Necessary Illusions: Thought Control in Democratic Societies. South End Press, 1999.422 p.
38. Chomsky N. Necessary Illusions: Thought Control in Democratic Societies [Necessary Illusions: Thought Control in Democratic Societies]. South End Press, 1999. 422 p.
39. Duperron, А. «Le temps des négociations est terminé» : Des eurodéputés proposent de se préparer à une guerre avec la Russie [Electronic resource]. URL: https://fr.express.live/2015/04/23/le-temps-des-negociations-esttermine-des-eurodeputes-proposent-de-se-preparer-a-une-guerre-avec-la-russie-exp-212923/ (дата обращения 30.04.17)
40. Foul C. Etistrannye amerikantsy [These strange Americans]. Moscow: Egmont Russia, 1999. 72 p.
41. Gadgiev K.S. Amerikanskaya natsiya: nat-sionalnoe samosoznanie i kultura [American nation: national identity and culture]. Moscow: Nauka, 2013. 142 p.
42. Galenovitch Yu.M. Rossiya — Kitay — Amerika: Ot sopernichestva k garmonii interesov? [Russia-China-America: from competition to the harmony of interests?] Moscow: Russian panorama, 2006. 575 p.
43. Gessen M. Is It 1937 Yet? [Electronic resource]. URL: https://www.nytimes.com/2015/05/06/opinion/masha-gessen-putin-russia-is-it-1937-yet.html?_r=0 (дата обращения 30.04.17)
44. Gnatiuk O.L. Osnovy teorii kommunikatsii [Fundamentals of communication theory]. Moscow: KNORUS, 2010. p. 129.
45. Hirsh M. At War with Ourselves: Why America Is Squandering Its Chance to Build a Better World. Oxford University Press, 2003.
46. Hirsh M. At War with Ourselves: Why America Is Squandering Its Chance to Build a Better World [At War with Ourselves: Why America Is Squandering Its Chance to Build a Better World]. Oxford University Press, 2003.
47. Karyakin V.V. Voennaya politika i strategiya SShA v geopoliticheskoy dinamike sovremennogo mira [Military policy and strategy of the US in the geopolitical dynamics of the modern world]. Moscow: Granitsa, 2011. P. 59.
48. Khomsky N. «Tihoe oruzhie dlya spokoinyh vojn» («Silent weapons for quiet wars»). Available at: http://www.newsland.ru/news/detail/id/791829
49. Kramina A. Translation as Manipulation: Causes and Consequences, Opinions and Attitudes [Electronic resource]. URL: http://www.kalbos.lt/zurnalai/06_numeris/06.pdf (дата обращения 30.03.17)
50. la Théorie Interprétative de la Traduction. Tome I. Génèse et développement / F. Israel, M. Lederer. Fleurysur-Orne: Minard, 2005. 197 p.
51. Lane C. Charles Lane: The Olympics should be on their way out [Electronic resource]. URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/charles-lane-the-olympics-should-be-on-their-wayout/2014/01/20/cb610d62-820b-11e3-bbe5-6a2a3141e3a9_story.html?utm_term=.4e90022d0811 (дата обраще- ния: 30.04.17)
52. Lerner M. Razvitie tsivilizatsii v Amerike: obraz zhizni i mysley v Soedinennyh Shtatah segodnya [Development of civilization in America: way of life and thought in the United States today]. In 2 vol. Moscow: Raduga2012.
53. Makarova Yu.O. Politicheskaya propaganda kak instrument formirovaniya massovogo soznaniya (Political propaganda as an instrument of mass consciousness formation), Aspirant. Chita: ChitGU, 2011. Vol. 1 (9). P. 42-47.
54. McCain John. On the Georgian crisis [On the Georgian crisis]. York Expo Center, York, Pennsylvania. August 14, 2008.
55. McCain John. On the Georgian crisis. York Expo Center, York, Pennsylvania. August 14, 2008.
56. Michael Parenti. Demokratiya dlya izbrannyh. Nastolnaya kniga o politicheskh igrah SShA [Democracy for the elite. Handbook of political games US]; Trans. from the 7th Eng. ed. Gorbatko. Moscow: Generation, 2010. 416 p.
57. Pocheptsov G.G. Psihologicheskie voiny [Psychological wars]. Moscow-Kiev: Refl-book, 2012. 162 pp.
58. Reboul A., Moeschler J. Pragmatique du discors. De l’intérprétation de l’énoncé à l’interprétation du discours. Paris : Minard, 1998. 220 p
59. Schumpeter J. Kapitalizm, sotsializm i demokratiya [Capitalism, socialism and democracy]. Moscow: Economics, 1995. 346 p.
60. Shestakov V.P. Amerika izvne i iznutri: ocherki amerikanskoy kultury i natsionalnogo haraktera [America from within and without: essays on American culture and national character]. Moscow: PKPO «Spiritual Renewal», 2006.
61. Zasursky I. Mass-media vtoroy respubliki [Mass-media of the second republic]. Moscow: MGU, 2009. P. 73.