Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. При изучении школьного курса истории тема «Тобольск как место ссылки последнего российского императора и его семьи» имеет существенное значение. Данная тема содержит в себе возможности использования активных средств и методов обучения, что способствует реализации деятельностного подхода и поэтому отвечает актуальным требованиям ФГОС.
Также следует отметить, что актуальность изучения темы «Тобольск как место ссылки последнего российского императора и его семьи» связана с тем, что интерес к семье последнего российского императора и причинам её расстрела не ослабевает и на сегодняшний день. До сих пор продолжают звучать дискуссии в современном обществе о том, что явилось причиной ссылки царской семьи в Тобольск и какое значение имела данная ссылка.
Степень научной разработанности.
С первой половины ХХ в. фонд научно-исследовательских и публицистических трудов о жизни царской семьи в ссылке беспрерывно пополнялся. Однако следует отметить специфику представлений о последнем самодержце, которая накладывала отпечаток на историографическую традицию. Так, советская историография по указанной теме представлена весьма скудно и исключительно в рамках марксистско-ленинской идеологии. В остальном, в советский период эта тема всячески замалчивалась и не упоминалась. Уже в период перестройки начали появляться немногочисленные попытки анализа ситуации, сложившейся вокруг царской семьи в революционные годы. В пример можно привести монографию историка Г. Иоффе, который в 1987 г. опубликовал книгу «Великий Октябрь и эпилог царизма», в которой он уделяет внимание внутриполитической и внешнеполитической обстановке в период революции и гражданской войны .
Тем не менее, последние десятилетия были отмечены выходом значительного количества публикаций, связанных с историей царской семьи в ссылке и ее пребыванием в Тобольске. Среди них особенно важно обратить внимание в контексте изучения указанной темы на исследования, посвященные истории Тобольска периода революции. Так, среди ученых, специально обратившихся к местной периодической печати при анализе политических символов революционного периода, Б.И. Колоницкий, в работах которого изложены важные теоретические аспекты вопроса . К анализу периодики Тобольска в своих статьях обращается и О.А. Петрова, реконструируя, таким образом, один из малоизученных периодов в истории региональных печатных изданий
Изучением общественно-политических процессов в Тобольской губернии в 1917 году занимались такие исследователи, как И.Ф. Фирсов , И.В. Курышев и С.П. Шилов . Крайне важными являются также научные разработки В.В. Шевцова, который в своей работе проводит анализ материалов Иркутских, Тобольских и Томских губернских ведомостей, выходивших в период революции, многих из которых были впервые введены в научный оборот ,
К настоящему времени имеется ряд работ, посвящённых преподаванию революционных событий в курсе Всеобщей истории, а также в курсе истории России. При этом различные авторы анализируют эффективность различных подходов. Так, Х.Ю. Берсенева считает целесообразным реализацию межпредметных связей (установление связей с географией, обществознанием, правом) при изучении истории в школьном курсе . Г.В. Герасимчук считает необходимым использование метода проблемного изложения учебного материала, поскольку это будет способствовать развитию умений самостоятельно рассуждать и высказывать свою точку зрения на рассматриваемую проблему. Т.В. Гудкова считает целесообразным использование литературных произведений при изучении данного исторического периода .
Ряд исследователей (Л.В. Байбородова, Н.В. Бордовская, В.П. Васильев, О.А. Гребенникова, Л.А. Громова, Е.В. Коротаева, Н.В. Матяш, М.Л. Несмелова, М.А. Ступницкая, Н.А. Фролова, И.С. Якушкин) отмечают эффективность проектной деятельности на уроках истории и в рамках внеурочной деятельности. Так, Л.В. Байбородова полагает, что проектная деятельность в рамках рассматриваемой темы способствует реализации требований ФГОС и создаёт возможности для развития универсальных учебных действий учащихся . Л.А. Громова считает, что возможности развития творческого потенциала при реализации проекта создаёт возможности для развития познавательного интереса к предмету . Е.В. Коротаева полагает, что реализация проектов позволяет формировать навыки проведения исследовательской работы учащихся .
Таким образом, к настоящему времени накоплен достаточно широкий опыт преподавания темы. Однако в современном обществе социально-политические условия интенсивно меняются, что вызывает необходимость исследования рассматриваемых вопросов с современной позиции, поэтом необходим поиск новых методических подходов.
В настоящее время учёт требований ФГОС ООО является необходимым элементом образовательной деятельности. Именно на основе ФГОС педагоги строят свои рабочие программы, руководствуются выбором форм и методов работы.
При обучении истории требования ФГОС определяют не только содержание образования. История как учебный предмет имеет огромное развивающее значение. Именно при изучении истории школьники знакомятся с интереснейшими путями развития нашей страны и всего человечества. При этом формируются их морально-нравственные качества, а также гордость за историю нашей страны.
Также на уроках истории имеются благоприятные возможности для развития многих личностных качеств учащихся: их интеллектуальных способностей, творческого потенциала, коммуникативного развития.
Объект исследования – история Тобольска в 1917 – 1918 гг. и методика преподавания данной темы в школах.
Предмет исследования – проблематика изучения и преподавания темы ссылки семьи императора Николая II в Тобольск.
Цель исследования: охарактеризовать Тобольск как место ссылки последнего российского императора и разработать учебные материалы для школьников в рамках темы данного исследования.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности политической жизни в Тобольске
2. Охарактеризовать социально-экономическое развитие Тобольска в период ссылки царской семьи.
3. Выявить особенности условий жизни Николая II и его семьи в Тобольске.
4. Рассмотреть актуальные возможности изучения темы данного исследования в школьном курсе.
5. Разработать проект внеурочного мероприятия по теме данного исследования.
Хронологические рамки охватывают период с 1917 по 1918 гг. и обусловлены временем пребывания последнего российского императора и его семьи в тобольской ссылке.
Источники по теме исследования можно разделить на несколько групп.
К первой следует отнести источники личного происхождения, прежде всего, дневники Николая II и императрицы Александры Фёдоровны , а также близких к семье последнего российского императора лиц. Так, информация о пребывании царской семьи в Тобольске содержится в мемуарах ближайшей подруги императрицы Александры Федоровны А. А. Танеевой-Вырубовой , ее личной фрейлины С.К. Буксгевден . В значительной степени проливают свет на события в Тобольске записки Т.Е.Мельник-Боткиной, дочери доктора Е.С.Боткина , генерала М.К. Дитерихса и воспоминания следователя по особо важным делам Омского окружного суда Н.А. Соколова . Необходимо отметить и важности информации, изложенной в воспоминаниях В.С. Панкратова, который был назначен Временным Правительством комиссаром по охране царя Николая Александровича Романова и его семьи во время нахождения их в Тобольске .
Вторая группа – периодические издания исследуемого периода. В Тобольской губернии местная пресса была представлена частной региональной газетой «Сибирский листок», которая, в отличие от официальных изданий, таких как «Тобольские губернские ведомости», всегда представляла интересы либерально настроенной интеллигенции . «Сибирский листок» издавался в Тобольске в течение длительного периода – почти 29 лет (с 1890 по 1919 год), представляя собой одну из самых популярных печатных газет Западной Сибири на рубеже XIX-XX веков. Также в ходе исследовательской работы были использованы материалы газеты «Тобольский рабочий» – органа Тобольского комитета организации РСДРП .
Наконец, третья и четвертая группа источников – это фотоматериалы (виды Тобольска, фотографии членов царской семьи в ссылке), иллюстрирующие тему исследования, которые могут использоваться при организации внеклассного мероприятия, а также нормативные документы, на основе которых разработано внеклассное мероприятие по теме исследования.
Методы и методология исследования.
С целью достижения цели и задач исследования нами были использованы принципы историзма, объективности и системности.
Важную роль сыграл структурно-функциональный анализ, который помог выявить особенности исследуемых проблем, а также проследить за тем, как исследователи интерпретируют сущность и значение ссылки царской семьи в Тобольск.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы преподавателями общеобразовательных школ для проведения внеурочных мероприятий по указанному направлению, а также при написании различных теоретических работ, научных исследований и курсовых работ по данной тематике.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, а также приложений.
ГЛАВА 1. ТОБОЛЬСК В 1917-1918 ГГ.
1.1. Управление и политическая жизнь в г. Тобольске
Революционное движение 1917 г., бурно протекающее в центральной России, началось и в Тобольской губернии, его проводниками были в основном политические ссыльные.
Изучением общественно-политических процессов в Тобольской губернии в 1917 году занимались такие исследователи, как И.Ф. Фирсов, И.В. Курышев, С.П.Шилов, В.В.Шевцов, О.А. Петрова, Ю.А. Петров и другие. Эти авторы оценивали события столетней давности в рамках экономических и правовых теорий.
Среди ученых, специально обратившихся к местной периодической печати при анализе политических символов революционного периода, Б.И. Колоницкий, в работах которого изложены важные теоретические аспекты вопроса .
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Буксгевден С.К. Венценосная мученица. – М.: Русский Хронограф, 2006. — 528 с.
2. Газета «Сибирский листок»// Портал «Электронная Сибирь»/ цифровая библиотека. [Электронный ресурс]. – URL: http://elib.ngonb.ru/jspui/ (дата обращения: 17.03.2022).
3. Газета «Тобольский рабочий» // Тобольск: [б.и.]. [Электронный ресурс]. – URL: https://prosiberia.tsu.ru/catalog/1157/131002 (дата обращения: 17.03.2022).
4. Государственный архив Тюменской области (ГАТО). Ф.1208. Оп. 1. Д. 1.
5. Дитерихс М. К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. – М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви: ДАРЪ, 2006. – 710, [1] с.: ил.
6. Дневники Николая II и императрицы Александры Федоровны: в 2 томах / Отв. ред. и сост. В. М. Хрусталев. – М.: Вагриус, 2008. – 620 с.
7. Евгений Кобылинский. Проект 1917. [Электронный ресурс]. – URL: https://project1917.ru › heroes › evgeniy-kobylinskiy/ (дата обращения: 17.03.2022).
8. Епанчин Н. На службе трех Императоров. Воспоминания. – М.: Журнал «Наше наследие», 1996. – 154 с.
9. Жильяр П. При дворе Николая II. Воспоминания наставника цесаревича Алексея / Пер. Калашникова Л. А. – М.: Центрполиграф, 2006. – 219 с.
10. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте : Мемуары. – М.: Республика, 1993. – 391 с.
11. Мельник-Боткина Т. Е. Воспоминания о царской семье. – М.: Захаров, 2004. – 159 с.
12. Нарышкина Е.А. Мои воспоминания. Под властью трех царей – М.: Новое литературное обозрение, 2014. – 400 с.
13. Панкратов В. С. С царем в Тобольске. Воспоминания охранника Николая II. – М.: Алгоритм, 2018. – 256 с.
14. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 No1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] -https://fgos.ru/(Дата обращения 15.02.2022)
15. Соколов Н. А. (1882-1924). Убийство царской семьи. – Б. м.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1998. - 390 с.
16. Текст историко-культурного стандарта [Электронный ресурс] – URL: https://prooge.ru/oge/istoriya/259-istoriko-kulturnyj-standart-oge-po-istorii (Дата обращения: 06.01.2022)
17. Фрейлина Её Величества: «Дневник» и воспоминания Анны Вырубовой. – М.: Советский писатель, 1991. – 268 с.
Литература
1. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с
2. Берсенева Х.Ю. Преподавание истории российской дипломатии как средство правового воспитания учащихся // Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции: Актуальные проблемы образования: позиция молодых. – Челябинск, 2017. – С.213-214.
3. Боханов А. Н. Николай II. – М.: Русское слово, 2008. – 469 с.
4. Бразоль Б.Л. Царствование императора Николая II в 1894–1917 гг. в цифрах и фактах. – Минск: Просвещение, 1991. – 251 с.
5. Бритвин Н.И. От первой мировой войны к гражданской войне в России: уроки истории // Военный академический журнал. – 2018. – № 4 (20). – С. 162-164.
6. Васильев М.В. Информационные войны первой мировой войны (1914 – 1918 гг.) // Актуальные проблемы исследования коммуникационных аспектов PR-деятельности и журналистики. Сборник материалов научного семинара. Сост. Л. А. Капитанова, В. В. Фролов. – 2015. – С. 3-23.
7. Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории – № 5, 6. – 1996.– С. 28–38.
8. Герасимчук Г.В. Реализация проблемного обучения посредством метода проблемного изложения в условиях перехода на ФГОС ООО // Современные тенденции в науке и образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 6 частях. ООО "Ар-Консалт". – 2014. – С. 22-23
9. Гончарова Н.В. Межпредметные связи истории и обществознания // Развитие образования в России: проблемы и перспективы. сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 54-60.
10. Гребенникова О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ. – 2015. – №5 (88). – С.30-33
11. Громова Л.А. Проектная деятельность школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 104 с.
12. Гудкова Т.В. Педагогические основы организации проектной деятельности школьников на уроках истории // Наука и школа. – 2014. – № 1. – С. 116-119
13. Душкова Н.А. Россия в контексте мировой истории: учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 346 с.
14. Дыдко С.Н. Становление, развитие и распад Советской государственности (1917—1991 гг.). — М., 1996. — Вып. 2. Военная история. Век XX. – 251 с.
15. Жесткова Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета. – 2014. – С. 50-52.
16. Жук Ю.А. Романовы. Венец мученичества. Берлин, Москва: Директ-Медиа, 2015. – 288 с.
17. История России начала XX века. учеб. пособие / Н. И. Цимбаев. М: Высшее образование, 2004. – 257 с.
18. Исаев И.А. История политических и правовых учений России: Учебник / И.А. Исаев, Н.М. Золотухина. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 432 c.
19. История России с начала XX век / Новосельцев А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Назаров В.Д.; Ред. Сахаров А.Н. – М.: АСТ, 2000. – 544 с.
20. История России: учебник для вузов / Ред. Казанцев Ю.И. - М.: Инфра-М, 2000. – 568 с.
21. Канва Л.А. История России. Советский период. 1917-1941гг. – М.: Мирос-Антиква, 2002. – 524 с.
22. Каратаева Е.В. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия // Директор школы. – 2016. – №9. – С. 75- 80.
23. Кимитака М. Пересмотр общества тотальной войны: первая мировая война и распад царизма // Всеобщая история. – 2017. – № 2. – С. 3-19.
24. Клопова М.Э. Конференция «Романовы в дороге: путешествия и поездки членов царской семьи по России и за границу» // Славяноведение. – 2014. – № 4. – С. 124.
25. Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть: К изучению политической культуры Российской революции 1917 г. – СПб.: Просвещение, 2012. – 336 с.
26. Коновалова Е.Н. Книга Тобольской губернии. 1790–1917 гг. Сводный каталог местных изданий. – Новосибирск, 2006. – 528 с.
27. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – М.: Просвещение, 2008. – 237 с.
28. Крючкова И.В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие. – М.: Авторский Клуб, 2015. – 383 c.
29. Кузьбожев Э.Н. История государственного управления в России: Учебник для бакалавров / Э.Н. Кузьбожев, И.А. Козьева. – М.: Юрайт, 2013. – 470 c.
30. Курлов П.Г. Гибель Императорской России. – М.: Вече, 1992. – 124 с.
31. Курышев И.В., Шилов С.П. Великая война и «невеликая» революция на юге Тобольской губернии // Актуальные проблемы истории Первой мировой войны и перспективы их изучения: сборник материалов всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию начала Первой мировой войны. Тюмень. – 2015. – С. 72–77.
32. Ледяев В., Ледяева О. Многомерность политической власти: концептуальные дискуссии // Логос. – № 4–5 (39). – 2003. – С. 25.
33. Мельникова Е.В. Туристский потенциал г. Тобольска // Современное состояние и потенциал развития туризма в России. Материалы XVI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.В. Кулагиной. – 2019. – С. 94-100.
34. Морозова Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития – М.: Наука, 2017. – 278 с.
35. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России: От становления самодержавия до падения Советской власти. — М., 1999. – 452с.
36. Мухаев Р.Т. История государственного управления в России: Учебник для бакалавров / Р.Т. Мухаев. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 770 c.
37. Надирова А.Т. Влияние использования методов критического мышления на активизацию познавательной деятельности учащихся // GlobalScienceandInnovations 2018. Materials of the International Scientific Conference. Евразийскийцентринновационногоразвития DARA. – 2018. – С. 377-381.
38. Палеолог М. Царская Россия во время Мировой войны. – М.: Международные отношения, 1991. – 240 с.
39. Паромова Н.А. Романовы и Сибирь // Пятнадцатые Романовские чтения. всероссийская научно-практическая конференция: материалы. М-во культуры СО; СОКМ; ОО «Обретение»; МО «Город Алапаевск»; УрГЮУ; УрГПУ. – 2015. – С. 168-176
40. Петрова О.А. Провинциальная периодика и политические режимы 1917–1918 гг.: особенности функционирования политической прессы (на материале тюменской газеты «Свободное слово») // Медиаскоп. 2013. – № 3. – С. 10.
41. Сафронов В.П. Октябрь в Сибири. Большевики Сибири в борьбе за победу Великой Октябрьской социалистической революции (февраль 1917 – март 1918 г.). Красноярск: Издательство политической литературы, 1962. – 723 с.
42. Савельева О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения. – М.: Просвещение 2007. – 133с.
43. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. / И. С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
44. Фирсов И.Ф. Организационно-правовые основы деятельности органов охраны правопорядка Тобольской губернии в период Февральской революции 1917 г. // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 8, ч. 1 (40). – С. 173–178.
45. Федорченко В.И. Свита российских императоров: Энцикл. биографий: В 2 кн. Кн. 1: А–Л. – Красноярск, 2005. – 175 с.
46. Фирсов И. Ф. Становление и развитие органов внутренних дел Тюменской (Тобольской) губернии в 1917-1923 гг.: монография. Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2003. – 176 с
47. Шевцов В.В. Революция и Гражданская война в освещении Губернских ведомостей Сибири // Новый исторический вестник. – 2014. – № 42. – С. 31–48.
48. Шапарина О.Н. Сочетание игровых заданий и межпредметных связей на современном уроке истории // Преподавание истории в школе. – 2020. – № 2. – С. 34-40.
49. Шиян С.В. Метапредметный подход в предметной области «Искусство» в условиях реализации ФГОС // Дела и дни: Сибирь, Россия, мир в исследовательском и образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти профессора Е.И. Соловьевой / под редакцией В.А. Зверева. – 2017. – С. 216-220.
50. Юнина, Е.А. «Город-скит, окутанный тишиной и спокойствием». Семья Романовых и Тобольск. 1917-1918 // ТОБОЛЬСК НАУЧНЫЙ – 2018. Сборник материалов XV Всероссийской (c международным участием) научно-практической конференции. 2018. – С. 204-216.
51. Якунчева, М.Г. Особенности работы с учебником истории в условиях реализации ФГОС ООО // ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. – С. 144-146.
52. Якушкин, И. С. Проектная деятельность в формировании универсальных учебных действий на уроках истории // НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции. Под редакцией В.И. Левина. 2015. – С. 86-89.
53. Anniversary of Romanov's House in Tobolsk Government / A.A. Valitov, I.S. Tomilov, D.Y. Fedotova, S.A. Dianov // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 27, no. 13A. P. 419–423
54. PetrovYu.A. The Great Russian Revolution: Problems of Historical Memory // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2018. Vol. 88, no. 3. P. 163–165. https://doi.org/10.1134/s101933161803005x.
55. Van der Kiste, John. The Romanovs, 1818–1959 / John Van der Kiste. – Stroud, Gloucestershire: Sutton, cop. 2004. – xi, – 228 с.