Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. 5
1.1. А. Н. Островский. Очевидные и неизвестные факты биографии 5
1.2. Основной сюжет и сюжетные линии 9
1.3 Сценическая история пьесы 12
Глава 2. Место пьесы в творчестве Островского 27
2.1 Основная проблематика и способы решения проблем 27
2.2 Островский на современной сцене (идейно-тематический анализ, событийный ряд) характеристики образов, характерность по пьесе и по актерской линии 28
Глава 3.Постановочный план «Свои люди – сочтёмся» 37
3.1.Сюжет 37
3.2.Жанр 38
3.3.Событийный ряд 38
3.4.Идейно-тематический анализ пьесы, тема, идея, конфликт 39
3.5.Характеристика образов и распределение ролей 41
3.6.Сценография 63
3.7.Световое и музыкальное решение 64
3.8.Костюмы 65
Заключение 66
Список литературы 70
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Александр Николаевич Островский – великий русский драматург, автор 48 пьес. Его по праву считают создателем русского национального театра. Произведения Островского представляют правдивую картину характеров и нравов России ХIХ века. По ним можно судить о жизни целой эпохи с ее сложностями и социальными изменениями. Местом действия многих пьес стало особое пространство – купеческое Замоскворечье, представляющее собой одну из провинций того «темного царства», которое предстало главным предметом исследования драматурга, показавшего самодурство этого мира, его темноту и невежество. Островский сосредоточил внимание на «человеке простого сознания», поставил его в центр своего художественного мира. Драматург ввел в русскую литературу новый пласт жизни: быт и нравы «третьего сословия».
В научных работах, посвященных произведениям А. Н. Островского, подчеркивается актуальность изучения культуры и быта купеческой среды в его пьесах.
Я считаю, что именно пьеса «Свои люди – сочтёмся!» отражает полную картину той эпохи, затрагивая вечные проблемы. В пьесе показан мир безнравственных людей, в котором каждый живет по собственным законам. И “дети”, взрослея, перенимают отношение “отцов” к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего сомнения в том, как поступить в дальнейшем. Этот безнравственный мир во многом напоминает мне современную действительность, нашу реальность, которая, к сожалению, не отличается существенно от той эпохи. И поэтому, для того, чтобы найти истоки такого поведения на этапе их зарождения я решила выбрать именно эту пьесу.
Целью данной выпускной квалифицированной работы является исследование отношения к классическим произведениям современных деятелей театрального искусства и актеров, задействованных в современных постановках.
Задачи:
1. анализ пьесы А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся, или Банкрот»;
2. выяснение причин обращения нынешних театральных деятелей к классическим произведениям на современном этапе.
Научная новизна данной исследовательской работы определяется характером используемых источников информации и способами ее интерпретации.
Предмет исследования – пьеса: «Свои люди – сочтемся!» А. Н. Островского.
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1.
1.1. А. Н. Островский. Очевидные и неизвестные факты биографии
Островский Александр Николаевич (1823 - 1886) Русский драматург, театральный деятель. Родился 12 апреля (по старому стилю - 31 марта) 1823, в Москве. Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служить стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Потомственное дворянство было приобретено по службе. Мать, которой Островский лишился еще в детстве, - из низшего духовенства. Систематического образования не получил. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. Окончив в 1840 гимназический курс в 1-й Московской гимназии (поступил в 1835), Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но окончить курс ему не удалось (учился до 1843).
Фрагмент для ознакомления
3
1. А. Н. Островский в жизни и творчестве: В. И. Сахаров - Москва, русское слово - учебник, 2012- 80 с.
2. А. Н. Островский, его жизнь и литературная деятельность: биографический очерк: Иванов - Санкт-Петербург, Книга по требованию, 2012 - 112 с.
3. А. Н. Островского. Пьесы: А. Н. Островский - Санкт-Петербург, Детская литература. Москва, 2013 - 384 с.
4. А. Н. Островский По смыслу русского драматурга: из критической литературы об Островском: Н. Н. Покровский - Санкт-Петербург, Книга по требованию, 2012- 404 с.
5. Агапова И. А. Драматург на все времена: театральное событие / И. А. Агапова // Мы читаем, учимся, играем. - 2013. - N1. - С. 12-21.
6. Агранович С. З. Из наблюдений за единством системы изображений А. Н. Островского // Проблемы истории критики и поэтики реализма. Куйбышев. 1976. Vol. 1. P. 130-141.
7. Александр Николаевич Островский (1823-1886) // Ломов В. М. 100 великих русских писателей. Ломов. - М., 2010. - С. 134-138.
8. Александр Николаевич Островский в своих работах: первый период: А. И. Незеленов - Москва, Книга по требованию, 2012- 238 с.
9. Александр Николаевич Островский. Пьесы: Александр Николаевич Островский - Санкт-Петербург, Мир книги, литература, 2006- 384 с.
10. Александр Николаевич Островский: Е. Н. Ефимович - Москва, Книга по требованию, 2011 - 114 с.
11. Александр Островский. Небольшие сборники: Александр Островский - Санкт-Петербург, Азбука, Азбука-Аттик, 2014 - 640 с.
12. Анализ драматической работы. Л., 1988.
13. Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2101 «Русский язык и литература». М.: Просвещение. 1978.-608 с.
14. Белинкис Я. С. Человек без моральных ограничений // Анализ драматического произведения. L., 1988. P. 212 - 226.
15. Бурдакова Т. Кто есть кто в области Берендея: [А. Работа Островского «Снегурочка» / Т. Бурдакова // Литература (адаптируется к газу «Первого сентября»). - 2000. - №1. - С. 5-12.
16. В спорах о России. А. Н. Островский: Татьяна Москвина - Москва, Издательство К. Тублин, 2010 г. - 328 с.
17. Вишневская И. Шумитская страна Замоскворечье // Культура. 1995. № 25. С. 5.
18. Владыкин Г. Островский в русской критике // А. Н. Островский. Театр и жизнь. M., 1995. S. 5 - 54.
19. Гончаров И. А. Собранные произведения: в 8 томах. М., 1955. Т. 8. С. 491 - 492.
20. Гроза: А. Н. Островский - Москва, Дрофа-Плюс, 2012- 96 с.
21. Даль В. И. Толковый словарь: в 10 томах. М., 1955. Т. I. С. 148.
22. Дмитриева Ю. В. А. Островский - теоретик и практик сценического искусства // А. Н. Островский.
23. Добролюбов Н. А. Собранные произведения. Т. II. М., 1935.
24. Журавлева А. И. Мир драмы Островский // Русская речь. 1983. №2. Pp. 18 - 28. Краткий словарь литературных терминов. М., 1988.
25. Качурин М. Г., Мотольская Д. К. Русская литература. Учебник для 9-го класса средней школы. М.: Просвещение. 1982.-384 с.
26. Краткий словарь литературных терминов. M., 1988. P. 154.
27. Лакшин В. Страна Островского // Литературная газета. 1986. 11 июня. C. 6.
28. Театр Лакшина В. А. Островского. М., 1985.
29. Лакшин В. Я. А. Н. Островский / В. Я. Лакшин. -M.: Heleos, 2004. - 768 с.
30. Лебедев Ю. В. Русская литература XIX века: вторая половина: Книга для студентов - М .: Просвещение. 1990.-288 с.
31. Лотман Л. М. Драматургия Островского в свете проблем современной культуры // Современность классики. L., 1989. P. 88 - 118.
32. Материалы Международной научно-практической конференции «Н. А. Островский - вчера, завтра, завтра»: - Москва, Акант, 2006 - 262 с.
33. Овчинина И. Деньги, бизнес, любовь: комедия А. Н. Островского «Безумные деньги» / / Литература: (Применяется к газете «Первое сентября»). 2000. № 16.
34. Островский А. Н. Избранные работы. М. - Л., 1947.
35. Островский А. Н. Буря. Отсутствие приданого. Игры. Переиздание.-М .: Детская литература. 1975. -160 с.
36. Островский А. Н. Гроза: играет / А. Н. Островский. - Москва: АСТ: АСТРЕЛЬ; Владимир: ВКТ, 2011. - 377 с. - (Мои любимые книги).
37. Островский А. Н. Драматургия / А. Н. Островский. - Москва: Олимп: АСТ, 2001. - 395 с.
38. Островский в Берендеевке: Виктор Бочков - Москва, Алгоритм, 2013 - 208 с.
39. Отрадина М. В. «Причастие» А. Н. Островского // Анализ драматической работы. L., 1988. P. 226 - 243.
40. Писарев Д. И. Избранные работы в двух томах. Т. I. М., 1934.
41. Ревякин А. И. Искусство драмы А. Островского. М., 1974.
42. Русская трагедия: пьеса А. Н. Островский «Гроза» в русской критике и литературной критике. - СПб .: Классический алфавит, 2002. - 408 с.
43. Свердлов М. И. Почему Катерина умерла? «Гроза» вчера и сегодня / М.И. Свердлов. - М .: Globulus, ENAS, 2005. - 120 с. - (Литературный семинар).
44. Хрестоматия по зарубежной литературе для VIII-IX классов средней школы. М.: Просвещение. 1972. -607 с.
45. Черных Л. В. Самобытность и многообразие форм в драматургии А. Н. Островского // Русская литература. 1967. № 4. С. 132 – 143.