Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Ситуация с защитой прав ребенка в Российской Федерации тревожная, чему способствует, кроме прочего, то, что важные положения российских законов не работают в полной мере. К сожалению, отечественное законодательство о правах матерей, детей и семьи не обладает главным – эффективным механизмом реализации конкретных норм, что провоцирует их неисполнение. Прежде всего это касается обеспечения положений о гарантированности прожиточного минимума, бесплатности предоставления ряда услуг, в частности в сфере спорта, образования, здравоохранения, реабилитации детей–инвалидов и т.д.
В подобных обстоятельствах актуализируется вопрос о создании государственного института, специализирующегося на охране и защите прав детей. Так как дети находятся на первом месте среди самых незащищенных групп населения, для обеспечения эффективности защиты их прав необходимо введение дополнительных независимых механизмов. Вопросы защиты детства, законных прав и интересов ребенка волнуют все мировое сообщество, в том числе и общественность нашей страны. Дети являются одной из самых незащищенных групп населения, в первую очередь в силу такого жизненно объективного фактора, как возраст.
Среди причин, обусловливающих факт незащищенности детей, выступают на первый план такие явления, происходящие в общественной жизни государства, как дестабилизирующие процессы развития политической и социальной сфер, экономические кризисы, социально–экономические реформы, которые зачастую негативно сказываются на общественном положении детей. В частности, такие проблемы, как нестабильное материальное положение населения, уклонение от содержания и воспитания детей и, как следствие, безнадзорность и беспризорность, а также алкоголизм и наркомания, приводят к тому, что дети попадают в социально неблагоприятную и опасную среду, привлекаются к участию в противозаконной деятельности, сталкиваются с посягательствами на свои права и становятся жертвами преступников. Необходимость эффективной реализации на практике способов защиты детей не вызывает сомнения.
Круг проблем, связанных с защитой детства в России, достаточно широк. Одним из важнейших аспектов данной тематики представляется социальная защита детей. Совершенно справедлива обеспокоенность общественности о положении несовершеннолетних, так как здоровое развитие подрастающего поколения является для страны залогом становления сильного правового государства. Первоочередная задача государства в этой области состоит в том, что оно в лице различных органов должно выступать гарантом социально–правовой защиты ребенка.
В России вопрос об охране и защите прав детей стоит остро как никогда, эта проблема привлекает к себе внимание широкой общественности. Ввиду своего возраста, неосведомленности и беспомощности дети являются одной из самой незащищенных категорий общества. По данным МВД РФ, с 2013 по 2016 год число преступлений в отношении несовершеннолетних в России увеличилось на 14,1 %. Только в прошлом году было совершено 96,5 тысячи преступлений с детьми. В первые шесть месяцев 2016 года по всей стране было зафиксировано 50,3 тысячи преступлений против несовершеннолетних, в которых пострадали 53,3 тысячи детей. Больше всего пострадавших в Свердловской области и Красноярском крае. 22,5 тысячи детей пострадали от преступлений, связанных с обеспечением их развития и воспитания. Причинен вред жизни и здоровью почти 17 тысяч несовершеннолетних – в большинстве случаев в результате побоев.
В 2013–2016 годах преступники причинили вред жизни и здоровью почти 135 тысячам российских детей. В отношении 30,5 тысячи несовершеннолетних совершены преступления сексуального характера. 67 тысяч детей стали жертвами краж, грабежей и других преступлений против собственности. Правовая статистика за этот период зафиксировала сокращение на треть подобных корыстных преступлений, и в текущем году эта тенденция сохраняется (минус 6,5 процента за первые шесть месяцев 2016–го).
Современному развитию России, переживающей глубокую социально–экономическую трансформацию, необходимо теоретическое осмысление важнейших направлений осуществляемых преобразований. Одно из них – реформирование социальных институтов материнства и детства.
Актуальность исследования взаимоотношений государства и детства состоит в том, чтобы познать и оценить характер, механизмы, социальную эффективность социальной политики в отношении реабилитации несовершеннолетних.
Объект исследования – система социальной реабилитации несовершеннолетних. Предмет исследования – социально–реабилитационные центры для несовершеннолетних г. Санкт–Петербург.
Целью исследования является анализ особенностей функционирования социально–реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Задачи исследования:
рассмотреть систему социально–реабилитационных центров для несовершеннолетних и особенности их деятельности в Санкт–Петербурге
проанализировать правовое регулирование деятельности социально–реабилитационных центров для несовершеннолетних в Санкт–Петербурге
рассмотреть порядок работы социально–реабилитационных центров для несовершеннолетних в Санкт–Петербурге (на примере Центра социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов Приморского района города Санкт–Петербурга)
Степень разработанности проблемы. Основы исследования проблем защиты прав несовершеннолетних заложены фундаментальными работами М. Вебера, Н. Дугласа, Э. Дюркгейма, Р Мертона, А. Пригожина, Н. Смелзера, A.A. Герцензона, В.Н. Кудрявцева, Б. Левина, И.В. Маточкина и др.
Методы исследования: в ходе исследования применялись методы системного подхода, метод сравнительного правового анализа и структурно–функциональный метод; с соблюдением научных требований и методологических принципов. Применение указанных методов позволило исследовать изучаемые вопросы в их целостности, взаимосвязи, всесторонне и объективно.
Научная новизна работы состоит, прежде всего, в авторском подходе к постановке проблемы, и выделении наиболее актуальных вопросов, решение которых является востребованным и необходимым.
Проведенное исследование и научная новизна его результатов определяют теоретическую и практическую значимость исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности учета и принятия во внимание выводов и положений, содержащихся в проделанном исследовании.
Структура исследования обусловлена поставленными целями и задачами, логикой раскрытия данной проблемы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников.
1. Система социально–реабилитационных центров для несовершеннолетних и особенности их деятельности в Санкт–Петербурге
1.1. Социальная политика в отношении несовершеннолетних
Дети выступают в любом государстве высшей ценностью. Поэтому отдельное место в правовой системе Российской Федерации занимает регулирование в области обеспечения прав и свобод детей. На протяжении последних нескольких лет правительство ставит перед собой задачи по решению проблем, которые затрагивают охрану прав и свобод несовершеннолетних. Их главной целью является предоставление реальных возможностей для развития, воспитания и обучения ребенка.
В настоящее время на территории России приняты различные нормативно–правовые акты международного, федерального и внутреннего действия, направленные на защиту интересов, прав и свобод детей. К ним относятся: международные конвенции и декларации, Конституция РФ[2], Федеральные законы РФ, законы субъектов РФ, подзаконные нормативные акты.
В первую очередь нужно рассмотреть нормативно–правовые акты международного характера, т.к. именно они согласно ст.15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы, а в случае противоречия имеют приоритет перед правовыми актами, принятыми в Российской Федерации.
Международное право ХХ века отводит области охраны прав ребенка весьма существенное место. В 1924 году Лигой Наций была принята первая в своем роде Женевская Декларация прав ребенка.
Декларация по своей сущности не имеет обязательной силы и носит рекомендательный характер. Она состояла из преамбулы и 5 основных принципов. Впервые прозвучали положения о запрете небрежного отношения к ребенку, эксплуатации детского труда. Принципы декларации закрепили то, что ребенок должен расти в любви и ласке и может претендовать при особых обстоятельствах получать необходимую помощь в числе первых. Неполнота данной декларации послужила одной из причин создания новой Декларации прав ребенка принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959 года. В ней уже содержалось 10 принципов и преамбула.
Во многом она основывалась и повторяла принципы Женевской Декларации, однако привнесла изменения, которые трудно переоценить. Появление таких принципов как право ребенка на имя и гражданство, защиту от дискриминации и право на бесплатное и обязательное образование стали огромным скачком в развитии правового обеспечения прав и свобод несовершеннолетних. Декларация прав ребенка была главным нормативно–правовым актом на протяжении 30 лет по защите прав и свобод детей.
Следующим этапом по охране прав и свобод детей стала Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.[1] До сих пор она остается главным документом ООН по защите прав ребенка. 13 июля 1990г. Конвенция (ратификационная грамота) была ратифицирована СССР. Россия по настоящее время сохраняет обязательства перед ней. Она является неотъемлемой частью нормативно–правового регулирования обеспечения прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации. Конвенция, в отличии от декларации, имеет обязательный характер для государств, подписавших ее. Она включила в себя основные положения и принципы Женевской декларации и Декларации по правам ребенка.
Эти и другие международно–правовые документы формируют систему стандартов, которая отвечает вопросам защиты и обеспечения благополучия детей. Государство признает детство важным этапом жизни человека.
Правовое государство несет в своей сущности социальную защищенность детей, оказание им социальной помощи, обеспечивающей благополучие каждому ребенку общества. Все нормативно–правовые акты о свободах и правах ребенка, в том числе, содержащиеся в Конституции РФ и иных законодательных актах, малозначимы, если не обеспечены реальными гарантиями со стороны структур власти государства и общества.
Законодательство Российской Федерации, которое регулирует аспекты социальной защиты детей, основывается на нормах международного права, о чем свидетельствует ст.15 Конституции РФ, в которой сказано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Ст.46 Конституции РФ также гарантирует гражданину Российскому Федерации, независимо от его возраста, судебную защиту его прав и свобод.
Отражение универсальных принципов и норм международного права в Конституции РФ предопределило признание высшей ценностью прав и свобод человека, соблюдение и защита которых гарантируется государством.
Третья глава Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» посвящена рассмотрению организационных основ гарантий прав ребенка. Статья 16 указанного закона определяет уровень компетенции федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, и определяют их полномочия в осуществлении деятельности в указанных направлениях. Общие организационные гарантии прав – деятельность государства, его органов, должностных лиц и общественных организаций, которую они обязаны осуществлять на основе и во исполнении Конституции РФ и законов в целях обеспечения наиболее полного и всестороннего осуществления принадлежащих детям прав и исполнения возложенных на них обязанностей при производстве по уголовным делам. К таким органам, осуществляющим деятельность по защите прав несовершеннолетних, относят:
Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка – это состав независимых экспертов, которые контролируют выполнение Конвенции о правах ребенка всеми государствами участниками.
Комитет по защите прав ребенка рекомендовал каждому государству – участнику учредить независимый механизм, предназначенный защищать и поощрять права ребенка, наделив его полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение прав детей и отслеживанию принятых мер.
В России такой механизм был создан в 1998 году по инициативе Министерства здравоохранения и социального развития и при непосредственном участии Детского фонда Организации объединенных наций (ЮНИСЕФ). Он призван обеспечить координацию всех программ в интересах детей. Основная цель работы ЮНИСЕФ в России – защита и поддержка прав детей на безопасное, здоровое и счастливое детство. ЮНИСЕФ в России работает с 1997 года.
В сотрудничестве с государственными и некоммерческими организациями ЮНИСЕФ работает над созданием среды, способствующей полноценному развитию каждого ребенка. ЮНИСЕФ регулярно проводит независимые исследования положения детей в стране.
На основе данных этих исследований и международного опыта вырабатываются рекомендации правительственным структурам. Также содействует распространению знаний о Конвенции прав ребенка для того, чтобы дети знали о своих правах и обязанностях, а преподаватели, родители и другие взрослые уважали и защищали эти права, поощряя активное участие детей и молодежи в процессе принятия решений, непосредственно влияющих на их жизнь.[28, c. 102]
Деятельность ЮНИСЕФ в России была завершена в 2011 году, но и сейчас фонд продолжает поддерживать отдельные части различных программ.
В итоге совместного проекта Министерства здравоохранения и социального развития и ЮНИСЕФ в России учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка (УППР). Свою деятельность Уполномоченный по правам ребенка согласует с Конституцией и Законодательством РФ, способствуя соблюдению равновесия между государством и его гражданами. Также он руководствуется нормами международного права.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.) [Текст] // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014 №11–ФКЗ) [Текст] // Российская газета, 1993. № 237; Собрание законодательства РФ, 2014, № 31, ст. 4398.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223–ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ, 1996, № 1, Ст. 16; Собрание законодательства РФ, 2017, № 18, Ст. 2671.
4. Федеральный Закон РФ от 24.06.1999. № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 1999, № 26, Ст. 3177; Собрание законодательства РФ, 2016, № 27, (часть II), Ст. 4292.
5. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 2012, № 53 (Ч. I), Ст. 7598; Собрание законодательства РФ, 2017, № 18, Ст. 2670.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442–ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Текст] // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007
7. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Текст] // «Российская газета», N 121, 30.06.1999
8. Федеральный закон от 24.07.1998. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, Ст. 3802; 2015, № 27, Ст. 3970; № 29, Ст. 4365.
9. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436–ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 2011, №1, Ст. 48; Собрание законодательства РФ, 2015, № 27, Ст. 3970.
10. Федеральный закон от 31.05.2011 № 102–ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско–правовых аспектах международного похищения детей» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 2011, №23, Ст. 3242.
11. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» Текст] // «Собрание законодательства РФ», 04.06.2012, N 23, ст. 2994
12. Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (вместе с «Примерным положением о социально–реабилитационном центре для несовершеннолетних», «Примерным положением о социальном приюте для детей», «Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей»)[Текст] //»Российская газета», N 235, 09.12.2000
13. Постановление Минтруда РФ от 29.03.2002 N 25 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»[Текст] //»Социальный мир», N 3, 15–21.04.2002.
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.02.2015 N 8 «Об утверждении СанПиН 2.4.3259–15 «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
15. (вместе с «СанПиН 2.4.3259–15. Санитарно–эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 26.03.2015 N 36571) [Текст] //http://www.pravo.gov.ru,
16. «ГОСТ Р 52881–2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 559–ст) [Текст] //М.: Стандартинформ, 2008
17. «ГОСТ Р 52498–2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 535–ст) [Текст] //М., Стандартинформ, 2006
18. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 681н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2013 N 30658) [Текст] // «Российская газета», N 291, 25.12.2013
19. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2014 № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности» [Текст] // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2015, № 2.
Специальная литература
20. Бутько, О.В. Правовой статус ребенка в Российской Федерации: Учебное пособие [Текст] / О.В. Бутько. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет. 2002. – 178 с.
21. Воеводина, Т. Г. Деятельность прокурора по защите жилищных прав несовершеннолетних [Текст] / Т. Г. Воеводина, Е. В. Кремнева, М. Л. Огурцова. – М.: Проспект, 2016. – 152 с.
22. Гонгало, Б.М. Семейное право: Учебник [Текст] / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут. 2010. – 300 с.
23. Заряева, В. Д. Ювенальное право: учебник для вузов [Текст] /Под ред. В.Д. Заряева, А.В. Малкова. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. – 320 с.
24. Матузов, Н.И. Теория государства и права [Текст] / Н.И. Матузов, А.В. Мальков. – М.: Юристъ, 2011. – 776 с.
25. Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник [Текст] / Под ред. Р.М. Валеева. – М.: Статут. 2011. – 832 с.
26. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов [Текст]/ В.С. Нерсесянц. – М.: Норма : ИНФРА–М, 2012. – 560 с.
27. Николаева, Ю.В. Дифференциация ответственности за посягательства на интересы несовершеннолетних в уголовном праве России [Текст]/ Ю.В. Николаева. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2012. – 233с.
28. Пудовочкин, Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних по российскому уголовному праву [Текст]/ Ю.Е. Пудовочкин. – СПб.: Норма. 2002. – 293 с.
29. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России [Текст]/ Л.М. Пчелинцева. – М.: Норма, 2012 – 720с.
30. Стремоухое, А.В. Правовая защита человека [Текст]/ А. В. Стремоухов. – СПб.: Изд–во СПбГУП, 2007. – 178 с.
31. Калюжная, Л.Е. Ювенальная юстиция и защита прав несовершеннолетних в России: конституционно правовые аспекты: Монография [Текст]/ под ред. д.ю.н., проф. С. А. Глотова. – М.: АКПиППРО, 2011. – 234 с.
32. Концепция ювенального права современной России: Монография [Текст]/ Под ред. В.И. Жукова. – М., 2011. – 469 с.
Научные статьи
33. Абрамян, С.К. Правовой статус ребенка в России // С.К. Абрамян, К.О. Коперчак, А.А. Рязанцева [Текст]/ Историческая и социально–образовательная мысль. – 2015. – Т. 7. – № 4. – С. 55–57.
34. Арестова, О. Н. Защита детей от жестокого обращения и насилия как особо значимое направление современного правозащитного движения в России и Европе [Текст]/ О.Н. Арестова // Гражданское общество в России и за рубежом. – 2013. – № 4. – С. 27–31.
35. Афанасьев И.В. Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних [Текст]// И.В. Афанасьев / Вопросы ювенальной юстиции. – 2013. – № 1 (15). – С. 14–16.
36. Беспалов, Ю. Разбирательство дел об установлении отцовства /Ю. Беспалов [Текст]// Российская юстиция. – 2014. – №6. – С. 34–37.
37. Биткова, Л.А. Институт административной ответственности несовершеннолетних: вопросы теории и практики [Текст]// Л.А. Биткова / Законность и правопорядок в современном обществе. – 2010. – №1. – С.10–14.
38. Бабинцев В.П. Государственная молодежная политика [Текст]// Современные проблемы науки и образования. 2014. №1. С. 63–64;
39. Гущин О.В. Государственная молодежная политика в регионе: проблемы моделирования в современных условиях [Текст]// Социология власти. 2014. №4. С.122–129;
40. Воробьев, С.Д. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст]/ С. Д. Воробьев // Законность. – 2014. – № 1. – С. 4–6.
41. Голубкина, К.В. Вопросы обеспечения и защиты прав ребенка в России [Текст]// К.В. Голубкина, В.Ю. Кудрявцева / Современные гуманитарные исследования. – 2014. – № 3 (58). – С. 73–74.
42. Голубкина, К.В. К вопросу о создании ювенальной юстиции в России (историко–правовой аспект) [Текст]// К.В. Голубкина / Гуманитарные, социально–экономические и общественные науки. – 2013. – № 3. – С. 270–273.
43. Голубкина, К.В. Права ребенка как правовая категория: проблемы определения [Текст] / К.В. Голубкина / сборник материалов Всероссийской научно–практической конференции. Часть I. – Краснодар, 2013. – С. 302–306.
44. Голубкина, К.В. Проблемы определения правовой дефиниции «ребенок» [Текст]// К.В. Голубкина / Гуманитарные, социально–экономические и общественные науки. – 2013. – № 6. – С. 164–166.
45. Гуль, Н.В. Проблемы ответственности за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и применения ч. 1 ст. 157 УК РФ [Текст] //Н.В. Гуль, Т.О. Кошаева / Уголовное право. – 2016. – № 1. – С. 37–41.
Елисеева, А.А. К вопросу о конституционных основах защиты семьи в Российской Федерации [Текст] // А.А. Елисеева / Семейное и жилищное право. – 2014. – № 3. – С. 34–39.
46. Ережипалиев, Д.И. Надзор за исполнением органами внутренних дел законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] / Д.И. Ережипалиев // Законность. – 2014. – № 5. – С. 54–57.
47. Ершова, И. Н. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории Ярославской области [Текст]/ И Н. Ершова // Вопросы ювенальной юстиции. – 2013. – № 4. – С. 5–9.
48. Казакова, Л.С. Соотношение международного права и внутригосударственного законодательства в сфере прав несовершеннолетних [Текст] // Л.С. Казакова / Междунар. публ. и частное право. – 2016. – № 2. – С.22–24.
49. Карибян, С.О. Правовые проблемы обеспечения жильем детей–сирот [Текст] / С.О. Карибян // Вопросы ювенальной юстиции. – 2014. – № 1. – С. 26–31.
50. Кудашкина, Е. С. Проблемы становления института уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации [Текст] // Е.С. Кудашкина / Пробелы в российском законодательстве. – 2012. – № 5. – С. 31–34.
51. Куропацкая, Е. Г. Права ребенка, находящегося под опекой (попечительством) [Текст] / Е. Г. Куропацкая // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2013. – № 4. – С. 9–14.
52. Левушкин А. Судебная власть и защита прав несовершеннолетних в России [Текст] / А.Левушкин, О. Юренкова // Социол. исслед. – 2011. – №5. – С.141–143.
53. Матвеев, П.А. Институт дееспособности малолетних и несовершеннолетних [Текст] // П.А. Матвеев / Законность и правопорядок в современном обществе. – 2011. – №3. – С.80–88.
54. Минин, А.Я. Правовые вопросы противодействия опасному девиантному поведению обучающихся в школе: высшей и образовательной [Текст] / А.Я. Минин // Наука и школа. – 2016. –№ 1. – С. 7–15.
Электронные источники
55. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/
56. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/
57. Официальный сайт Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.council.gov.ru/events/news/68527/ Заседание Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы
58. Официальный сайт Общественного уполномоченного по защите семьи в Санкт–Петербурге и Ленинградской области [Электронный ресурс]. URL: http://дети–петербург.рф