Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Общая характеристика института компенсации морального вреда граждан, призываемых на военную службу
1.1. Понятие и основания компенсации морального вреда, как формы защиты прав граждан, призываемых на военную службу
Защита прав и свобод военнослужащих в случае их нарушения является одним из важнейших признаков правового государства. Право граждан на самостоятельную защиту чести и собственного достоинства закреплено в конституционном порядке.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации все граждане имеют право на компенсацию на уровне государства ущерба, который был причинен посредством противоправных действий, либо же бездеятельности органов государственной власти, местного самоуправления, а также их должностных лиц .
Как правило, все проблемы, касаемые защиты чести, профессиональной репутации военнослужащих решаются в судебном порядке и регулируются целым рядом законов, других нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Как правило, под моральным ущербом обычно подразумевают потерю неимущественного характера, которая была получена в результате страданий физического или душевного характера, причиненных физическому лицу противоправными действиями, либо же бездействием органов местного самоуправления, государственной власти, а также их должностных лиц.
Данные противозаконные действия посягают на блага нематериального характера, которые принадлежат гражданам Российской Федерации по закону или от рождения. К таким нематериальным благам можно отнести профессиональную репутацию, неприкосновенность личной жизни, семейную тайну и так далее. Именно так описал понятие морального ущерба Верховный Суд Российской Федерации в постановлении №10 1994 года. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» на законодательном уровне закрепил право военнослужащих на самостоятельную защиту собственной чести, личного достоинства, а также профессиональной репутации.
Известно, что деловая репутация имеет чрезвычайную важность для построения успешной карьеры и быстрого продвижения по служебной лестнице. Моральный вред военнослужащему заключается в нанесении определенного ущерба его чести и достоинству – распространении сведений, порочащих его доброе имя и наносящих урон его деловой репутации, несоответствующих действительности.
При этом, порочащая информация может распространяться в совершенно любой форме – публиковаться в разнообразных печатных изданиях и других средствах массовой информации, упоминаться в служебных докладах или распространяться в устной форме. Неправдивые сведения, наносящие моральный вред военнослужащему, могут касаться его порочащего поведения в бытовой или профессиональной сфере, совершения административного или служебного проступка.
Сюда же можно отнести обвинение в совершении уголовного преступления, а также другие информативные сведения, негативно влияющие на деловую или общественную репутацию. Защита чести как гражданина, так и военнослужащего осуществляется в судебном порядке. При этом, истец имеет полное право потребовать не только опровержения порочащей его информации, но и возмещения морального урона.
Основные нормы и правила самостоятельной защиты чести, достоинства военнослужащих закреплены в федеральных законах и других актах нормативно-правового характера РФ.
Также эти нормативные акты регулируют порядок компенсации морального ущерба военнослужащему в судебном порядке.
Общая информация о случаях, порядке и правилах возмещения морального урона гражданам Российской Федерации содержится в Гражданском кодексе РФ .
Статья 151 Гражданского кодекса РФ регулирует возможность получения денежной компенсации за нанесенный моральный вред. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» закрепляет основные правила относительно защиты чести, личного достоинства военнослужащих в судебном порядке.
Также данный закон Российской Федерации гарантирует военнослужащим, которые находились при исполнении своих непосредственных обязанностей, получение моральной и материальной компенсации за вред, причиненный действиями представительств государственной власти и выборных органов местного самоуправления, физических, юридических лиц.
Воинская служба является не только особым видом трудовой деятельности, но и деятельности на благо всего общества и государства в целом. Именно поэтому органы государственной власти посредством принятия определенных федеральных законов и нормативно-правовых актов берет на себя обязанность по защите нематериальных прав, чести, доблести военнослужащих. Это включает в себя также возможность материального возмещения за моральный вред, нанесенный гражданам, находящимся при исполнении воинских обязанностей.
В случае, если гражданин, являющийся пострадавшей стороной, не находился при исполнении воинских обязанностей во время получения морального вреда, возмещение осуществляется на основании общих правил и регламентов.
Возмещению подлежит моральный ущерб, причиненный имущественным правам или нематериальным интересам военнослужащего. К таким случаям можно отнести:
- Ущерб, получение которого не связано с противоправными действиями или бездействием представителей органов военного управления.
- Компенсация за убытки, причиненные противозаконными действиями или халатным бездействием органов государственной власти, самоуправления или военного руководства.
- Возмещение урона, полученного в результате неправомерных действий судебных органов, а также прокуратуры.
- Получение компенсации за моральный ущерб, причиненный нематериальным благам – чести, достоинству, деловой и социальной репутации.
- Возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью военнослужащего.
Организация призыва на военную службу, прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы, должны происходить в строгом соответствии с порядком, установленным федеральными законами (ч. 2. ст. 59 Конституции Российской Федерации).
Однако, как показывает практика работы правозащитных организаций, нарушения федерального законодательства в данной сфере продолжают происходить .
Призыв на военную службу – комплексное мероприятие, в организацию которого вовлечены как федеральные органы власти (в лице Министерства обороны), так и исполнительные органы власти каждого субъекта Российской Федерации. Отвечают за организацию призыва военные комиссариаты – структурные подразделения Министерства обороны, а принимают решения о призыве (или предоставлении отсрочки-освобождения) конкретного гражданина – призывные комиссии, создаваемые в каждом муниципальном районе. В Российской Федерации призыв на военную службу происходит ежегодно с 1 апреля до 15 июля и с 1 октября до 31 декабря.
Рассмотрим основные нарушения, влекущие возникновение морального вреда, при призыве на военную службу.
1. Нарушения, связанные с определением категории годности.
Центральным этапом призывных мероприятий является определение категории годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья.
Правительство Российской Федерации утвердило перечень заболеваний, при наличии которых не призывают на военную службу (Постановление от 04.07.2013 N 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» ). Этим же Постановлением определен и порядок проверки состояния здоровья граждан, в общих чертах состоящий в следующем.
На время призыва в военные комиссариаты командируются гражданские врачи, задачей которых является медицинское освидетельствование граждан, т.е. их осмотр и анализ тех медицинских документов, с которыми граждане явились в военный комиссариат. Так как военный комиссариат не является медицинским учреждением, то никакого обследования и выставления нового диагноза врачи, работающие в военных комиссариатах, делать не могут. В случае жалоб со стороны гражданина, а также при необходимости уточнения диагноза гражданин должен быть направлен для проведения медицинского обследования из военного комиссариата в гражданские медицинские учреждения, перечень которых утверждается органами региональной власти.
В результате определения годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья ему устанавливается одна из следующих категорий:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
На военную службу призываются граждане, имеющие категорию «А» или «Б».
Остальные – направляются в запас без прохождения военной службы (категория «В»), или им предоставляется отсрочка (категория «Г»), или они вообще снимаются с воинского учета (категория «Д»).
1.1. Безосновательное направление на психиатрическое обследование.
Призывник в военном комиссариате проходит медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости – врачами других специальностей. При необходимости уточнения диагноза врач может направить призывника для прохождения медицинского обследования в гражданские медицинские учреждения, перечень которых утверждается органами региональной власти.
Однако направление на психиатрическое обследование регулируется профильным законом. В статье 23 Закона РФ от 02 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» содержится исчерпывающий перечень оснований, согласно которым психиатрическое освидетельствование может осуществляться в принудительном порядке. Если призывник не подпадает ни под одно из этих оснований, то в таком случае для проведения психиатрического освидетельствования необходимо его согласие. Законодательство РФ о военной службе, в том числе, Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» , не содержит дополнительных оснований для недобровольного психиатрического освидетельствования.
1.2. Определение категории годности, не соответствующей диагнозу в имеющихся мед. документах или реальному состоянию здоровья призывника.
Несоответствие категории годности к военной службе по состоянию здоровья, выставляемой врачами военного комиссариата имеющимся у гражданина медицинским документам является одним из самых распространенных нарушений, которое ведет к неверному определению категории годности и, соответственно, к неправомерному призыву гражданина на военную службу. При прохождении мероприятий, связанных с призывом, медицинские документы, предоставляемые призывником для подтверждения своих диагнозов, зачастую не принимаются во внимание. Такая практика ведет к постановке неправильного диагноза, а следовательно, к призыву в вооруженные силы РФ граждан, которые не могут нести военную службу в связи с плохим состоянием здоровья.
1.3. Отказ в приобщении мед. документов в личное дело призывника.
Отказ в приобщении медицинских документов в личное дело призывника является незаконным, поскольку документы, выданные медицинским учреждением любой формы собственности, имеющим лицензию, действительны на всей территории России.
Врачи призывной комиссии не вправе отказывать в приёме медицинских документов медучреждения, соответствующего указанным требованиям.
1.4. Нарушение процедуры медицинского освидетельствования (ненаправление к врачам-специалистам, ненаправление на анализы).
Определение категории годности к военной службе по медицинским показателям часто происходит без необходимой тщательности, нередко - в отсутствие медицинских документов, отражающих состояние здоровья призывника (в том числе, без изучения амбулаторной карты, без проведения флюорографического исследования органов грудной клетки, анализа крови, мочи, электрокардиографического исследования и т.п.).
Такая практика является незаконной, поскольку согласно Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, перед началом каждого призыва военный комиссар района должен истребовать из медицинских учреждений сведения на призывников и запрашивать в медицинских учреждениях списки лиц, состоящих на диспансерном учете. Медицинское освидетельствование призывников не может быть проведено без флюорографического исследования органов грудной клетки, анализа крови, мочи, электрокардиографического исследования. Без результатов этих обязательных исследований врач, руководящий работой по освидетельствованию граждан, не должен принимать заключение о годности к военной службе. Данные исследования должны быть проведены не ранее, чем за 30 дней до освидетельствования. Они естественным образом полагаются в основу любого решения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья.
Также достаточно распространенными являются случаи вынесения призывной категории гражданам без направления их ко всем врачам. Согласно п. 5 вышеуказанной Инструкции, медицинское освидетельствование призывников в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном образовании проводится врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости – врачами других специальностей, привлекаемыми из медицинских учреждений органов здравоохранения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2018. 789 с.
3. Закон РФ от 02 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // СПС «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СПС «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СПС «Консультант Плюс»
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Проспект, 2018. 352 с.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2018. 247 с.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2018. 293 с.
9. Постановление от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» // СПС «Консультант Плюс».
10. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», «вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва» // СПС «Консультант Плюс»
11. Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
12. Алексеев С.С. Проблемы теории права: в 2 т. Сверд¬ловск, 1972. Т. 1. С. 47.
13. Антонян Ю. М. Страдание и его роль в культуре. М.: Норма: ИНФРА, 2013. С. 27.
14. Апелляционное определение Московского областного суда от 15 июня 2016 г. По делу № 33-15981/2016 // СПС «Консультант Плюс».
15. Белявский А.В. Защита чести и достоинства граждан и организаций в советском гражданском праве. / А.В. Белявский // Дис.канд. юрид.наук. М., 1965. С.304.
16. Боер А.А. Институт возмещения морального вреда в русском дореволюционном праве / А.А. Боер // Юрист. 2004. №2. С.60.
17. Журавлева Е.С. Моральный вред: возмещение или компенсация // В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее сборник статей X Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2017. С. 258-260.
18. Законодательство Древней Руси // Российское зако¬нодательство Х–ХХ веков: в 9 т. М., 1984. Т. 1. С. 64.
19. Залесский В.Ф. Власть и право. Казань, 1897. С. 49.
20. Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Общая часть. М.: Статут, 2014. С. 59.
21. Исаев И.А. История государства и права России: полный курс лекций. М., 1994. С. 55.
22. Карамзин Н.М. История государства российского / коммент. А.М. Кузнецова. Калуга, 1993. Т. 1–4.
23. Козырева Ф.Т., Джиоева Л.Г. Особенности определения нравственных страданий, при компенсации морального вреда // Аллея науки. 2017. Т. 3. № 10. С. 19-21.
24. Компенсация морального вреда. / А.М. Эрделевский. М., 2000.С.5.
25. Лосский Н.О. Ценность и бытие / Н.О. Лосский. М., 1994.С.87.
26. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М.: Юрид. лит., 1985. С. 9.
27. Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 // Рос. газ. 1995. № 29.
28. Олефиренко С.П. История развития института ком¬пенсации морального вреда в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2008. № 8. С. 21.
29. Определение Верховного Суда РФ от 27 января 2015 г. № 81-КГ14-19 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (дата обращения: 14.06.2017).
30. Повесть временных лет / пер. с древнерус. Д.С. Лиха¬чева, О.В. Творогова; коммент. А.Г. Боброва, С.Л. Николаева, А.Ю. Чернова при участии А.М. Введенского и Л.В. Войто¬вича. СПб., 2012. С. 47.
31. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // СПС «Консультант Плюс».
32. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 г. №-1 г. Москва "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" // Российская Газета. – 05.02.2010. – № 5103 (24).
33. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 29 сентября 2014 г. № С01-918/2014 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (дата обращения: 14.06.2017).
34. Правозащитная инициатива «Гражданин и Армия» // www.army-hr.ru
35. Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2016 г. по делу № 2-3336/16 // СПС «Консультант Плюс».
36. Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской Прав¬де. М., 1988. С. 54.
37. Табунщиков А.Т. Институт компенсации морального вреда в российском гражданском праве / под ред. С.В. Ты¬чинина. Белгород, 2007. С. 43.
38. Табунщиков А.Т. Компенсация морального вреда: проблемы теории и практики // Вестник БелЮИ МВД России. 2016. №2 С.66 - 68.
39. Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917. С. 28.
40. Черногор Н.Н. Правовое регулирование юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в Российской Федерации / Н.Н. Черногор. – 2-е изд. М.: ИД Юриспруденция, 2010. С. 151.
41. Эрделевский A. M. Моральным вред: соотношение с другими видами вреда // Российская юстиция. 1998. № 6. С. 19.
42. Ярошенко К.Б. Совершенствование гражданско-правовых форм защиты личных неимущественных прав граждан по советскому праву / К.Б. Ярошенко // Дис.док.юрид.наук. М., 1990.С.89-90.