Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день можно сказать, что эффективность функционирования всех финансовых рынков, а также банковской сферы напрямую зависит от организованной системы расчетов в стране.
К основным критериями эффективной системы расчетов относят оперативность, скорость проведения платежей, автоматизацию системы расчетов, наличие разных каналов расчетов и переводов денежных средств, минимизацию рисков.
По состоянию на начало 2017 года многократно возросли расчеты в безналичной форме: банковские карты, безналичные переводы, безналичные платежи и т.д. Данный факт имеет подтверждение на основании аналитического исследования сайта банки.ру: за последний год расчеты в безналичной форме выросли на 31,7% по юридическим лицам, а по физическим лицам выросли на 14,5%. На основании этого для исследования выберем расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц.
Расчетно-кассовое обслуживание осуществляется коммерческим банками с целью обеспечения финансовой деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Каждый коммерческий банк выставляет свои тарифы на расчетно-кассовое обслуживание.
Актуальность темы представленной выпускной квалификационной работы заключается в том, что в современной деятельности коммерческих банков основная роль отведена расчетно-кассовым операциям с юридическими лицами. Эффективность данной сферы деятельности коммерческого банка и его взаимодействия данным путем с клиентами является показателем эффективности всей системы управления и сферы обслуживания клиентов.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ развития системы безналичных расчетов в России.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
- изучить процесс возникновения и развития безналичных расчетов;
- изучить значение и принципы организации безналичных расчетов в РФ;
- рассмотреть классификацию, и инструменты безналичных расчетов;
- изучить основные формы проведения безналичных расчетов в соответствии с современным законодательством РФ;
- изучить проблемы организации и развития безналичного расчета в финансовой системе России;
- изучить развитие кредитных переводов как формы безналичных расчетов в РФ;
- рассмотреть основные направления совершенствования безналичных расчетов;
- провести анализ создания эффективной электронной платежной системы;
- изучить Криптовалюту - как новую и независимую форму безналичного расчета.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает деятельность финансовых учреждений по организации безналичных расчетов. Предметом исследования является анализ современного состояния безналичных расчетов в РФ.
Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы явились труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам организации деятельности в коммерческих банках: Н.И. Баяндин, А.А. Березин, А. Гапоненко, В.В. Качалин, А. Кожевников, Ю. Тарануха, Х.А. Фасхиев, Д. Хасби и другие.
В представленной выпускной квалификационной работе использованы методы экономического и финансового анализа, сравнение и систематизация.
Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы развития безналичных расчетов в
финансовой системе РФ
1.1 Возникновение и развитие безналичных расчетов
Система безналичных расчетов, существующая сейчас появлялась постепенно. Система образовывалась благодаря объемным трудам, учёных в таких областях, как экономика и юриспруденция.
Появление безналичных расчетов связывают с возникновением кредитно- банковской системы, потому что безналичные расчеты основываются на непременном участие экономических посредников. Ими являются банки или другие формы кредитных организаций, основывающиеся на реализации расчетов. Чтобы разобраться в определении безналичного расчета, нужно узнать, что же являлось условием появления безналичного расчета.
Впервые о безналичном расчете упоминается в Западной Европе. Изначально безналичный расчет был формой имущественных отношений. Сначала подобные отношения представляли натуральный характер и могли происходить вовсе без денег, а в виде обмена товара на товар или, непосредственном заключении договора мены вещи на вещь. В таком виде товарообмен был первой формой безналичных расчетов.
Далее стали замечать, что товары сопоставимы сами по себе, поэтому можно соизмерять свои стоимости в одном и том же товаре, преобразовывая, последний товар в меру стоимости, в товар, в общую меру стоимости. Во всеобщий эквивалент, в товар особого, универсального вида, т.е в деньги [4]. В виде них выступали вещи, потому что у вещей была высокая товарная стоимость. Это были драгоценные и полудрагоценные металлы: бронза, медь, серебро, то есть то, из чего изготовляли монеты. Первоначально платежи осуществлялись методом взвешивания металла: единица ценности определяли благодаря единицы веса данного металла. Позже появлялись монеты, определявшие число металла. Сама торговля пересекалась с движением металлических денег из места хранения в место торговли, из-за того, что монеты были тяжелые и имели большой физический объем, в силу их естественных свойств – тяжелого веса и большого физического объема, монеты были неудобные, их было тяжело носить. Тем более что перевозка и пересылка денег была очень опасной, потому что шайки разбойников часто нападали на перевозчиков во время пути.
В натуральной форме деньги демонстрируют объективную и бесплатную информацию о финансовом положении их собственника, далее это представлялось гарантией взыскания больших налогов, а также поборов и требований кредиторов. Случалось так, что государства отказывались брать деньги других государств, следовательно, появилась проблема конвертации валюты из одной страны в другую.
Государство, в силу принадлежащего ему права регулировать денежное обращение, в случае необходимости приостанавливало размен банкнот на наличные монеты. Эта мера часто приобретала форму бессрочного моратория всегда сопровождалась присвоением банкноте законной платежной силы и статуса бумажных денег.
Безналичные расчеты устанавливают производный характер. То есть они появляются на основе договоров, для осуществления которых со стороны производного характера предполагается та или иная форма безналичных расчетов, а установление их совершается при участии финансовых посредников. Изначально ими были менялы. Но далее, с совершенствованием имущественного оборота, их функции стали выполнять банки, кредитные учреждения. В таком случае безналичные расчеты осуществляются при помощи банковских счетов, заранее открытых обеими сторонами договора в своих банках.
Впервые в Великобритании были популярны безналичные расчеты векселями и чеками. В 1775 году появляются первые расчетные палаты- это специализированные организации, реализующие безналичные расчеты по чекам и другим платежным документам путем зачета взаимных требований. Позже в Германии, Франции, Италии и других развитых странах, преобладали жирорасчеты. Для того, чтобы развивать и совершенствовать автоматизацию банковских операций в 1970-х годах в более просвещенных странах пустили в ход систему электронных платежей. Их применяли для операций, которые связанны кредитом и платежами, контролем банковских счетов, с помощью передачи электронных сигналов. Бумажные носители информации уже не использовались. Электронные платежи влияют на ускорение оборота денег, совершенствование кредитно-банковского обслуживания клиентов. Чтобы точнее определить сущность безналичного расчета, рассмотрим убеждения, которые предоставляют нам авторы.
Безналичный расчет — это платеж, который реализуется без использования наличных денег, а с помощью перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.
Согласно статистике, в Российской Федерации безналичный денежный оборот занимает около 80% от всего денежного оборота в стране. Безналичные расчеты осуществляются путем обращения средств в безналичной форме, с помощью таких форм, как чек, платежное поручение, аккредитив, инкассо, кредитных карточек и других.
Безналичное обращение осуществляет оплату большинство видов движения товарооборота и оказания услуг на товарном, финансовом, даже трудовом рынках. Основу безналичного обращения составляют безналичные расчеты, которые контролируются на законодательном уровне, под контролем коммерческих банков и Центрального банка РФ. Исходя из существующих форм безналичных расчетов, клиент банка, может выбрать ему подходящий, в зависимости от ряда факторов:
1. общая экономическая ситуация в стране;
2. характер экономических связей между контрагентами;
3. характеристики поставляемой и оплачиваемой продукции, характер доставки и приемки;
4. местонахождение сторон сделки;
5. логистические особенности;
6. финансовое положение продавца и покупателя.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ
2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)// Текущий сайт КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru
3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (редакция от 30.12.2015). )// Текущий сайт КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru
4. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (ред. от 29.12.2014) )// Текущий сайт КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru
5. Положение Банка РФ от 24.04.2008 № 318-П «О порядке ведения кассовых операций в РФ» )// Текущий сайт КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru
6. Центральный Банк Российской 3 октября 2002 г. N 2-П Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (в ред. Указаний ЦБ РФ от 03.03.2003 N 1256-У, от 11.06.2004 N 1442-У, от 02.05.2007 N 1823-У, от 22.01.2008 N 1964-У)
7. Ануриев С.В. Платежные системы и их развитие в России [Текст] / С.В. Ануриев. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 288 с.
8. Буряков Г.А. Банковский сервис и его влияние на результаты работы кредитной организации [Текст]: Монография / Г.А. Буряков, Т.В. Зайцева, В.А. Райтаровская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Южно-Российский гос. ун-т экономики и сервиса» (ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»). – Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2015. – 232 с.
9. Высоков В.В. Трансформационный банкинг: Науч.-практ. пособие. – Ростов н/Д: Изд. полиграф. комплекс РГЭУ (РИНХ), 2014. – 200 с.
10. До конца текущего года 100 процентов банкоматов в стране начнут принимать национальную платежную карту «Мир» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nspk.ru
11. К банкам пришли с «Миром» // Комерсантъ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru
12. «Мир» завоевал за год менее 1% рынка платежных систем в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dw.com
13. Национальная платежная карта МИР: наблюдаем и предвкушаем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hranidengi.ru
14. Чуприна В.Ю. Тенденции и перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг в Российской Федерации [Текст] / В.Ю. Чуприна, Т.В. Зайцева // Экономическая наука сегодня: теория и практика: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2016 г.) / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 163–166.
15. Черкесова Э.Ю. Эмоциональный интеллект команды и оценка её деятельности [Текст] / Э.Ю. Черкесова, Г.П. Довлатян, И.С. Махкамедова, И.Н. Сизяина // Перспективы развития Восточного Донбасс: Материалы V-й Междунар. науч.-практ. конф. (г. Шахты, апр. 2014 г.). – Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2014. – С. 138–140.
16. Андреева Л.Ю. Маркетинговое управление развитием финансовых инноваций в банковском секторе: компетентностный подход / О.Ю. Андреева, А.В. Андреева, М.С. Тимофеева // Terra Economicus. – 2014. – Т. 12. – №3. – Ч. 2. – С. 118–126.
17. Кулясова Ю.А. Развитие национальной платежной системы в Росси // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. – 2016. – №2. – С. 148–152.
18. 2. Национальная платежная карта «Мир» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mironline.ru
19. 3. РБК Деньги. Управление капиталом, курсы валют, котировки акций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://money.rbc.ru/news/5697cf669a794756fd8a5adb
20. 4. Плоткина А. Карта «Мир» набирает обороты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aktualnoe.net/893-karta-mir-nabiraet-oboroty.html (дата обращения: 12.02.2018)
21. Статистика ЦБ РФ национальной платежной системы и безналичных платежей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=psrf (дата обращения: 12.02.2018)
22. Лушниченко В.С. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В РОССИИ // Управление, Бизнес и Власть. – 2014. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ubv.esrae.ru/110-125 (дата обращения: 12.02.2018)
23. Липчанский А.В., Склярова Ю.М., Скляров И.Ю., Воронин М.А., Гурнович Т.Г., Латышева Л.А., Лапина Е.Н., Скребцова Т.В. развитие механизма централизации в коммерческом банке: лин-технологии и управление операционной функцией // Ставропольский Государственный Аграрный университет. Ставрополь, 2016
24. Бранд А.В., Могилевская И.А. Современный процесс формирования кассовых операций в коммерческой кредитной организации // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2.; [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=16879 (дата обращения: 12.02.2018).
25. Алешкин С. А. Системы дистанционного банковского обслуживания /Оборудование. Технологии и оборудование для магазинов. - 2015. - №4. - С. 12-16.
26. Вахнюк С. В. Перспективы дистанционного обслуживания клиентов в режиме реального времени для банков России // Проблемы и перспективы развития банковской системы России: Сб. наук. пр. Т. 8. – М.: ВВП "Мечта-1" ЛТД, 2013. - С. 184-188.
27. Герасимович А. М. Анализ дистанционного обслуживания клиентов в банковской деятельности. – М.: Атика, 2015. - 368 с.
28. Карчева И. Я. Подходы к оценке эффективности систем дистанционного банковского обслуживания / И.Я. Карчева // Экономический анализ. - М.: Издательско-полиграфический центр "Экономическая мысль", 2014. - № 1. - С. 259-267.
29. Миндрова З.М. Проблемы и перспективы развития дистанционного банкинга в России // Сети и бизнес. – № 3. – 2015. – С. 22–24.
30. Савелко Т. Теоретические аспекты рынка банковских услуг России // Экономика. - 2014. - № 8. - С. 27-32.
31. Степаненко В. Дистанционные банковские услуги на российском рынке // Сети и бизнес. – № 4 (23). – 2015. – С. 98–104.
32. Банки и банковские операции / под ред. Е.Ф. Жукова. М., ЮНИТИ, 2015. - 234с
33. Сотников, А. О стратегии развития клиентоориентированных цифровых банковских технологий / А. Сотников // Банковский вестник. — 2016. — № 5 (634). — С. 73.
34. Астрелина, В. В. Управление ликвидностью в российском коммерческом банке: учеб. пособие / В. В. Астрелина, П. К. Бондарчук, П. С. Шальнов. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2013. – 175 с.
35. Войтоловский, Н. В. Экономический анализ: основы теории, комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Н.В. Войтловский. – М. : Юрайт , 2013. - 507 с.
36. Тавасиев, А. М. Банковское дело: управление кредитной организацией: учеб. пособие / А. М. Тавасиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2011. – 639 с.
37. Самойлов Ю.В. Стратегическое управление региональным банком в условиях кризиса // «Банковское дело» – 2010. – № 5. – С. 88–91.
38. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело: розничный бизнес, 2016 год.
39. Заглядова М.Х. Бухгалтерский учёт в банках: практикум, ИПЦ «Прокрость», изд. Москва, 2016 год, 84 стр.
40. Камысовская С.В., Захаров Т.В., Попова Н.Н. Бухгалтерский учет и аудит в коммерческом банке, изд. Кронус, 2016 год, 381 стр.
41. Обзор банковского сектора Российской Федерации (Интернет-версия). Аналитические показатели / Официальный сайт Банка России // Текущий сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cbr.ru (Дата доступа: 12.02.2018)
42. Порядок ведения РКО// Текущий сайт журнала «Главбух» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.glavbukh.ru/art/21275-poryadok-vedeniya-kassovyh-operatsiy (Дата доступа: 12.02.2018)
43. Кассовые операции: организация и учет // Текущий сайт журнала «Профессия бухгалтер» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blog.ksio.ru/buch/kassa/kassovye-operacii-organizaciya-raboty-i-uchet (Дата доступа: 12.02.2018)
44. Интернет технологии в развитии РКО Текущий сайт банка презентаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://en.ppt-online.org/53767 (Дата доступа: 12.02.2018)
45. Недорезова Е.С., Новаева А.С. Инновационные услуги в современной экономике России // Текущий сайт журнала Science Time [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-uslugi-v-sovremennoy-ekonomike-rossii (Дата доступа: 12.02.2018)
46. Винокуров В.И.- Основные термины и определения в сфере инноваций // Текущий сайт журнала «Инновации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnyeterminy-i-opredeleniya-v-sfere-innovatsiy (Дата доступа: 12.02.2018)