Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современная школа должна учить детей аналитической работе, в частности, связанной с изучением и разбором текстов художественной литературы.
На современном этапе развития образования важно соблюдать дидактический принцип комплексности, который, в частности, затрагивает возможность взаимного проникновения информации, которая представлена в учебных планах по русскому языку и литературе в средней школе, т.к. именно на живых примерах, художественных текстах наиболее эффективно разбирать правила русского языка, языковые средства, которые украшают нашу речь, национальные особенности лексики.
Тема «Однородные определения» – одна из самых сложных в курсе русского языка, ее изучение требует обязательного практического компонента, понимания цели высказывания, в котором они употребляются. Поэтому самой эффективной формой работой с данной темой является проведение внеурочных занятий с элементами русского языка и практического изучения художественной литературы.
Степень изученности проблемы. Проблема применения лингвометодического аспекта для изучения различных понятий, закрепленных в теории русского языка, которая изучается в средней школе, недостаточно изучена в научной литературе. Существующие учебные планы не включают в себя тематические занятия, направленные на изучение, например, однородных определений на материале текста конкретного художественного произведения.
Цель исследования – изучить однородные определения в рассказе А.И. Куприна «Штабс-капитан Рыбников» с лингвометодической точки зрения.
Объект исследования – однородные определения.
Предмет исследования – лингвометодический аспект изучения однородных определений.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие и виды однородных определений
2. Определить лингвометодические аспекты изучения однородных определений
3. Рассмотреть однородные определения как средство выразительности в художественном тексте.
4. Проанализировать стилистические особенности и средства художественной выразительности в рассказе А.И. Куприна «Штабс-капитан Рыбников».
5. Выделить структурно-семантические разновидности однородных определений в рассказе А.И. Куприна «Штабс-капитан Рыбников».
6. Раскрыть функции однородных определений в рассказе А.И. Куприна «Штабс-капитан Рыбников».
7. Составить тематический план и содержание программы «Виды и функции однородных определений в художественном тексте» для учащихся 9-х классов».
8. Разработать конспект урока по рассказу А.И. Куприна «Штабс-капитан Рыбников» как компонента разработанной программы.
Материал исследования: рассказ А.И. Куприна «Штабс-капитан Рыбников», 110 рядов однородных определений.
Гипотеза исследования: в своем рассказе А.И. Куприн использует множество разновидностей однородных определений, которые выполняют все существующие функции – изобразительную, усилительную, эмоционально-оценочную и характеризующую.
Методы исследования: анализ научной и художественной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, исторический, хронологический, контент-анализ, моделирование, проектирование.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением научных источников, посвященных определению, разновидностям и функциям однородных определений. Полученные теоретические данные могут быть полезны для продолжения научных исследований в данном направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением подробного анализа текста рассказа А.И. Куприна «Штабс-капитан Рыбников», а также выявления в нем разновидностей однородных определений и их функций. Кроме того, в дипломной работе разработана программа «Виды и функции однородных определений в художественном тексте» для учащихся 9-х классов», которая составлена на материале рассказа.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения однородных определений как средства выразительности в художественных текстах
1.1. Понятие и виды однородных определений
Однородные определения – это второстепенные члены предложения, которые непосредственно обозначают признаки одного и того же предмета, отвечают на один и тот же вопрос и соединены между собой сочинительной связью и интонацией перечисления [Артыкова, Жуманиязова, 2017: 35].
Важно понимать, что такое однородные определения в предложении, какие они имеют признаки и чем они отличаются от неоднородных определений.
В высказывании могут быть два или несколько членов предложения, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию, поясняя одно и то же слово, отвечают на один и тот же вопрос и связаны между собой сочинительными союзами и перечислительной интонацией. Это однородные члены предложения. Однородными могут быть все без исключения члены предложения: подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства [Скобликова, 2006: 10].
Рассмотрим, какие признаки имеют однородные определения. Определение как второстепенный член предложения обозначает признак, качество или принадлежность признака предмету. В предложении может быть не одно, а несколько определений, которые выражают общее впечатление о предмете или раскрывают более детально его характеристики. Например: «Плечистый, сильный человек вышел нам навстречу» [Веньхуэй, 2020: 429].
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
Куприн, А.И. Рассказы, повести / А.И. Куприн. – М.: Художественная литература, 1987. – 512 с.
Научная литература
1. Артыкова, Г.Ш., Жуманиязова, Р. Смысловые отношения между однородными определениями / Г.Ш. Артыкова, Р. Жуманиязова // Молодой ученый. – 2017. – № 19 (153). – С. 35–44.
2. Бабайцева, В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация: учебник для педагогических ВУЗов / В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 2006. – 346 с.
3. Богдашкина, О.В. Синтагматика членов предложения / О.В. Богдашкина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2020. – № 4. – С. 43–59.
4. Брусенская, Л.А., Гаврилова, Л.Ф., Малычева, Н.В. Учебный словарь лингвистических терминов / Л.А. Брусенская, Л.Ф. Гаврилова, Н.В. Малычева. – Р.-н.-Д.: Феникс, 2005. – 256 с.
5. Булахова, Н.П., Сковородников, А.П. К определению понятия «эпитет» (предуготовление к функциональной характеристике) / Н.П. Булахова, А.П. Сковородников // Экология языка и коммуникационная практика. – 2017. – № 10. – С. 122–144.
6. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учебное пособие для студентов филологических факультетов / Н.С. Валгина. – М.: Владос, 2010. – 213 с.
7. Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. УМК: «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 15-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 383 с.
8. Волков, А. Творчество А.И. Куприна / А. Волков. 2 изд. – М.: Художественная литература, 1981. – 320 с.
9. Вэньхуэй, Г. Номинативные предложения с однородными определениями: корпусный аспект / Г. Вэньхуэй // Сборник статей Уральского федерального университета. Вып. 3. – Екатеринбург: Издательство Уральского федерального университета, 2020. – С. 429–431.
10. Глазырева, Д.А. Эпитет как средство художественной выразительности / Д.А. Глазырева // Материалы II международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке». – 2021. – [Электронный ресурс] https://school-science.ru/2/10/30318 (Дата обращения: 19.01.2022).
11. Горбачевская, М.В. Формирование грамматического понятия \ М.В. Горбачевская // Русский язык в школе. – 1984. – № 3. – С. 21–28.
12. Гурьева, А.В., Пирогова, С.И. Определения в грамматике русского языка как предмет филологического исследования: теория и методология / А.В. Гурьева, С.И. Пирогова // Сборник статей Московского педагогического института. Вып. 2. – М.: Издательство Московского педагогического института, 2021. – С. 46–60.
13. Епанчин, Ю. Куприн и война. Беспартийный писатель в событиях 1914–1918 годов / Ю. Епанчин // Военно-исторические исследования в Поволжье. Сборник статей. – Саратов, 2006. – С. 168–175.
14. Зарезин, М. Самурай в публичном доме / М. Зарезин // Maxpark. Социальная сеть для зрелых людей. – [Электронный ресурс] https://maxpark.com/community/901/content/2449181 (Дата обращения: 16.03.2022).
15. Иванченко, О.А., Самодурова, И.Ю. Синтаксические особенности применения однородных определений в русском языке: анализ методов изучения однородных определений на внеурочных занятий по русскому языку в старших классах / О.А. Иванченко, И.Ю. Самодурова // Материалы научной конференции «Педагогические технологии начала XXI века». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2021. – С. 64–79.
16. Измайлов, А.А. Александр Куприн. Песни земной радости / А.А. Измайлов // Критика начала XX века. Сборник статей. – М., 2002. – С. 222–227.
17. Карасев, А. Завещание поручика Куприна / А. Карасев // Новый мир. – 2010. – № 4. – С. 20–27.
18. Куксина, А.Е. Структурно-семантические типы сложных эпитетов в языковой картине мира писателя (на материале художественной прозы Ю. Нагибина): автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. филол. н. / А.Е. Куксина. – М.: Московский государственный университет, 2008. – 21 с.
19. Кулагин, С.А. Проблема национальной идентичности в рассказе А.И. Куприна «Штабс-капитан Рыбников»: миф о непобедимости русского оружия / С.А. Кулагин // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – Вып. 3 (71). – С. 123–128.
20. Куриленко, О.В.. Мартьянова, Г.М., Щегловская, И.Т. Педагогические технологии и аспекты изучения однородных определений в старших классах общеобразовательной школы / О.В. Куриленко, Г.М. Мартьянова, И.Т. Щегловская // Сборник статей Мурманского педагогического института. Вып. 4. Русский язык и литература. – Мурманск: Издательство Мурманского педагогического института, 2021. – С. 107–120.
21. Линтвар, О.Н. К вопросу о классификациях выразительных средств языка и стилистических приемов / О.Н. Линтвар // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, – 2013. – № 12 (20). Ч. 1. – С. 129–131.
22. Ломаченкова, М.И., Демидюк, Ю.В., Елисеева, О.В. Принципы разграничения методов и форм изучения однородных определений на уроках различной целевой направленности: метапредметный характер изучения однородных членов предложения в современной школе / М.И. Ломаченкова, Ю.В. Демидюк, О.В. Елисеева // Образовательные технологии. – 2021. – № 6. – С. 181–190.
23. Марченко, Т.В. Эмоционально-образный и оценочный потенциал эпитетов: переводческий аспект / Т.В. Марченко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота. – 2013. – № 10 (28). – С. 118–121.
24. Масако, О. Образ японца в рассказе А.И. Куприна «Штабс-капитан Рыбников» / О. Масако // Медиаскоп. Электронный журнал. – 2012. – № 4. – [Электронный ресурс] http://www.mediascope.ru/node/1173 (Дата обращения: 15.03.2022).
25. Маслова, О.Р. Функциональный подход к изучению однородных членов предложения в 8 классе / О.Р. Маслова // Вестник просвещения. – 2020. – № 3. – [Электронный ресурс] https://maslova.edumsko.ru/articles/post/1421123 (Дата обращения: 18.01.2022).
26. Медарова, Л.И. Обзор творчества А.И. Куприна / Л.И. Медарова // Вестник науки. Международный научный журнал. – 2018. – № 5 (5). Т. 5. – С. 34–38.
27. Павлюкович, В.Б., Демичева, В.В. Синтаксис русского языка: учебное пособие для студентов педагогического факультета / В.Б. Павлюкович, В.В, Демичева. – Белгород: Светофор, 2009. – 281 с.
28. Переславцева, Р.С. Волк в овечьей шкуре: штрихи к образу штабс-капитана Рыбникова в одноименном рассказе А.И. Куприна / Р.С. Переславцева // Вестник Томского государственного университета. – 2015. – Вып. 4. – С. 88–100.
29. Померанец, И.Б. Развитие эпитета как отражение изменений картины мира (на материале испанских поэтических текстов XII–XIV веков): автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / И.Б. Померанец. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2004. – 19 с.
30. Саньярова, Н.С. Осложнение обособленных определений сравнительными оборотами / Н.С. Саньярова // Наука и мир. – 2014. – № 1 (5). – С. 219–220.
31. Саньярова, Н.С. Интерпозиционные обособленные однородные определения / Н.С. Саньярова // Вестник Казахского национального университета. – 2015. – [Электронный ресурс] https://articlekz.com/article/23370 (Дата обращения: 18.01.2022).
32. Скобликова, Е.С. Однородность определений в художественном тексте / Е.С. Скобликова // Русский язык в школе. – 2006. – № 11. – С. 10–19.
33. Ташлыков, С.А. А.И. Куприн: поэтика новеллы: монография / С.А. Ташлыков. – Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2012. – 101 с.
34. Таюпова, О.И. Выразительные возможности однородных членов простого предложения в художественных текстах / О.И. Таюпова // Киберленинка. Научный портал. – 2019. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazitelnye-vozmozhnosti-odnorodnyh-chlenov-prostogo-predlozheniya-v-hudozhestvennyh-tekstah/viewer (Дата обращения: 19.01.2022).
35. Фадеева, Т.М. Сложный эпитет – ядерная единица художественного пространства в русском языке: дисс. на соиск. уч. ст. д. филолог. н. / Т.М. Фадеева. – М.: Московский государственный университет, 2014. – 460 с.
36. Черемушкина, Е.В. Определение как член предложения / Е.В. Черемушкина // Материалы научно-практической конференции «Проблемы обучения школьников русскому языку». – Саратов: Саратовский государственный педагогический университет, 2019. – С. 132–143.
37. Шишко, И.Ю. Однородные и неоднородные определения (урок-исследование в 8 классе) / И.Ю. Шишко // Открытый урок «Первое сентября». – 2003. – [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/articles/101604 (Дата обращения: 18.01.2022).
38. Шошина, И.А. Однородные и неоднородные определения, знаки препинания при однородных членах / И.А. Шошина. NS Portal. Образовательная социальная сеть. – 2020. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/11/18/odnorodnye-i-neodnorodnye-opredeleniya-znaki-prepinaniya-pri (Дата обращения: 18.01.2022).
39. Яковлева, С.М., Фигурнова, И.И., Пилецкая, Ю.В. Принципы организации внеурочной работы по русскому языку в средней школе / С.М. Яковлева, И.И. Фигурнова, Ю.В. Пилецкая // Вопросы теории образования. – 2019. – № 8. – С. 54–70.