Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Время не стоит на месте, в современном мире все претерпевает значительные изменения, которые коснулись и дошкольной педагогики с введением Федерального государственного образовательного стандарта. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. И здесь невозможно недооценить роль родного языка, который помогает дошкольникам осознанно воспринимать окружающий мир и является основным средством общения [36].
Речь обеспечивает не только развитие коммуникативных навыков, но и играет решающую роль в формировании личности через речевое самовыражение. Данная проблема отражена в исследованиях многих педагогов-психологов: Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца [9,18], Т.Н. Дороновой, Э.Г. Чуриловой [14, 40]. Но нужно отметить, что эти исследования рассматривают лишь определенные характеристики выразительности речи и аспекты ее формирования, не учитывая ее интегративный характер.
В силу названных особенностей, театрализованная деятельность является эффективным средством формирования выразительности речи, так как она способствует раскрытию перед детьми красоты и меткости русского языка, обогащая тем самым детскую речь.
Р.И. Жуковской, А.М. Бородич и другими исследователями проделана колоссальная работа по изучению формирования выразительности речи с помощью использования в образовательном процессе театрализованной деятельности [17,6].
Тем не менее, признавая бесспорную ценность научных работ вышеперечисленных авторов, приходится признать, что отдельные труды и исследования не раскрывают методику развития речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности, что влечет за собой возникновение затруднений использования данного вида деятельности в современном детском саду.
Актуальность нашего исследования определена тем, что в настоящее время недостаточно разработок и методического материала по использованию театрализованной деятельности как средства развития речи детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития речи у старших дошкольников.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития речи у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития речи средствами театрализованной деятельности.
Гипотеза: развития речи средствами театрализованной деятельности будет проходить эффективнее если:
– разработать тематику театрализованных игр, на основе якутских народных сказок
– обогатить развивающую предметно-пространственную среда группы атрибутами и материалами для проведения театрализованных игр;
– организовать театрализованные игры в ходе совместной деятельности педагога и детей в режимных момента
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятия «театрализация» в психолого-педагогической литературе;
2) Рассмотреть психолого-педагогическая характеристика развития речи детей старшего дошкольного возраста;
3) Определить роль якутских народных сказок в развития речи детей старшего дошкольного возраста;
4) Выявить уровень актуального уровня развития речи детей старшего дошкольного возраст;
5) Разработать программу театрализации якутских народных сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста;
6) Провести повторную диагностику
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по рассматриваемому вопросу;
- определение уровня сформированности выразительности речи у старших дошкольников с помощью методики О.И. Лазаренко.
Теоретическая база исследования: работы Л.С. Выготского, Б.М. Тепловой, А.В. Запорожца, Т.Н. Дороновой, Э.Г. Чуриловой, Р.И. Жуковской, А.М. Бородичем.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты, полученные по итогам эксперимента, могут быть использованы для разработки развивающих программ не только для формирования выразительности речи у старших дошкольников, но и для развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения.
База исследования: МБДОУ детский сад №345
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ЯКУТСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анализ понятия «театрализация» в психолого-педагогической литературе
По словам К. Ушинского: «Через сказку ребенок познает мир не столько умом, сколько сердцем» [37]. Поэтому через призму театрализованной деятельности дошкольник выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Благодаря такой способности ребенка к идентификации с полюбившимися образами педагог имеет возможность с помощью театрализованной деятельности оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости, снятию напряженности, зажатости мышц у детей, учит владеть своим телом, мимикой, голосом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Aлександрова Н.Н., Николаева Л.В. якутские сказки как средство развити речи воспитания детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-8. ; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17647 (дата обращения: 30.01.2022).
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2017. – 255 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учебное пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.:
Академия, 2010. – 400 с
4. Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 125 с.
5. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2018. – 201 с.
6. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2018.
7. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации –основа
8. Винокуров У.А. «Сказ о народе Саха». – Якутск: Национальное книжное издательство, 2018.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2018. – 216 с.
10. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 2017. – 315 с.
11. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред.Б.Ф.Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2018. – 160с.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А.Н. Гвоздев // СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2017. -472с.
13. Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ. Ответственные за выпуск: О.М. Чоросова, Р.Е. Герасимова, Л.Е. Манчурина, Н.И. Захарова. 2018
14. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. // Ребенок в детском саду. – 2018. – No2. – С. 6-8.
15. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. // Ребенок в детском саду. – 2018. – №2. – С. 6-8.
16. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании. // Эстетическое воспитание. – М., 2016. – 234 с.
17. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 2017. –312 с
18. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком- дошкольником. // Избранные психол. труды: В 2 т. – М., 2016. – 326 с.
19. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду. // Дошкольное воспитание, 2017. – №4. – С.17-20.
20. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. / Под ред. Т.Н. Дороновой. – М.: Просвещение, 2018. – 244 с.
21. Игры-драматизации. // Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 2017. – 114 с.
22. Игры-драматизации. // Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 2017. – 114 с.
23. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей. // Художественное слово в воспитании дошкольников. – М., 2018. – 243 с.
24. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 2016. - 128 с.
25. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2019. – №11. – С. 12-15.
26. Никитина А.Б. и др. История про театр. Кн.1. – М.: Авангард, 2017. –
27. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная пресса, 2018. – 320 с.
28. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Просвещение, 2016. – 430 с.
29. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд. Исп. И доп.-М.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 2018. – 456c
31. Саха остуоруйалара/хомуйан онордо A.A. Борисова. - Дьокуускай: Бичик, 2016. - 201 е., ил.
32. Сказка в детском саду/ М - во образования Респ. Саха (Якутия), Саха гос. Пед. Академия.; [авт-сост.: О.И. Михалева, Е.К. Дмитриева]. - Якутск: СГПА, 2016. - 50 с.
33. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М.: Гуманит центр ВЛАДОС, 2017. – 250 с.
34. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество- дети». – М.: МИОО, 2017. – 320 с.
35. Способы совместной деятельности ребенка и взрослого в пространстве сказки. / [О.И. Михалева, Е.К. Дмитриева, М.В. Габышева, Н.И. Максимова]; м-во образования PC (Я), Дош. Образоват. Учреждение ЦРР детский сад «Мичээр» с. Павловск, Мегино - Кангаласского улуса- Якутск: Бичик, 2010 - 80 с. (библиотека инновационных проектов и программ)
36. Томчикова, С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности.- Магнитогорск: 2018.-69с.
37. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: [электронный ресурс] В 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 2010. – 528 с. – Режим доступа http://studentdream.narod.ru/ushi1.htm
38. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. // Дошкольное воспитание. – 2020. – No4. – С. 3-10
39. Хватцев, М.Е. Общее учение о косноязычии [Текст]/ М.Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2017г.- С.13-17
40. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2017. – 416 с.
41. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. [Текст]/ Н.Х. Швачкин // Известия АПП РСФСР, вып.13. 2018. –С.101-133.
42. Якутские сказки. / Сост. Д.К. Сивцев - Суорун Омоллоон, П.Е. Ефремов. Пер. С.И. Шуртаков В.Н. Федоров. Вступ. Статья Сем. П. Данилова. Худ. И.И. Попов. Якутск: Кн. Изд - во, 2010. - 336 е., ил знакомства с культурой других народов. // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 3. – С. 19-20.