Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Запрос на здоровый образ жизни, на спорт – одна из позитивных тенденций развития современного российского общества. За три последних года число тех, кто регулярно посещает секции и спортзалы, выросло почти на 35 процентов и составило 43,5 миллиона человек – почти треть граждан страны. Наша страна ставит цель к 2020 году привлечь к систематическим занятиям физкультурой и спортом до 40 процентов населения. Особенно актуален вопрос развития командных видов спорта.
Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами:
- непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
- учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;
- признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;
- создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности.
Цель исследования – изучить и проанализировать совершенствование государственной политики в области физической культуры и спорта (на примере командных видов спорта).
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
2) рассмотреть направления совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта в командных видах спорта;
3) разработать рекомендации по совершенствованию государственной политики в командных видах спорта.
Объект исследования – командные виды спорта.
Предмет исследования - государственная политика в области физической культуры и спорта.
При написании работы использовались научные статьи, книги и интернет источники.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические основы государственной политики в сфере физической культуры и спорта
1.1 Сущность государственной политики в сфере физической культуры и спорта
Социально-экономическое развитие современного общества приводит к снижению уровня физического труда и росту преобладания умственного труда, что снижает физическую нагрузку на костно-мышечный аппарат человека. В результате человек фактически утрачивает часть своих физических возможностей, что сказывается на здоровье человека и на его функциональных способностях связанных с физическими данными, и, в результате, сказывается на экономическом развитии страны и ее обороноспособности. Исследования показывают, что люди, систематически занимающиеся физкультурой и спортом, на 3-8% увеличивают среднедневную выработку, в отличие от ведущих пассивный образ жизни. Кроме того, 47,8% занимающихся физкультурой выполняют нормы труда, в то время как среди остальных групп данный показатель насчитывает всего 11,3%.
Виталий Мутко, действующий руководитель Минспорттуризма и молодежной политики, на одной из пресс-конференций отметил, что в настоящее время в России количество систематически занимающихся физкультурой и спортом составляет 26,3 млн. человек или около 19% от численности населения страны, в то время как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60 % населения.
В соответствии с этим, вопросы формирования основ физического воспитания человека имеют важное значение для экономического, социального и политического развития страны, что стало составной частью государственной социально-экономической политики. Основной целью государства в области развития физической культуры и спорта является эффективное использование их возможностей в оздоровлении нации, воспитании подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни населения и поддержание международного имиджа страны путем достойного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных аренах.
Эксперты указывают, что современная система управления физической культурой и спортом в России не отвечает насущным требованиям как на федеральном уровне, и, особенно, на региональном уровнях. Нормативно-правовая база регулирующая сферу физической культуры и спорта не позволяет: а) реализовывать в полном объеме конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, б) обеспечить полноценное становление и развитие профессионального спорта.
Бюджетное финансирование спортивных программ не обеспечивает как развитие массового и детского спорта, так и потребности профессионального спорта. Одновременно, для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие данной отрасли, не создаются необходимые условия. Не всегда эффективно используются возможности спорта высших достижений в решении экономических и социальных проблем общества
Утрачивается ведущее положение российского спорта в международном олимпийском движении и международных спортивных организациях, что негативно сказывается на международном имидже страны.
Материально-техническая база (МТБ) по некоторым видам спорта практически не соответствует современным требованиям, что не позволяет на данных сооружениях проводить качественную подготовку к Олимпийским играм и крупнейшим международным соревнованиям. Физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОК) для занятий массовой физической культурой и спортом из-за своего недостаточного количества не могут охватить всех желающих провести свой досуг активно в занятиях физкультурой или в качестве зрителей спортивных мероприятий. Физкультурные сооружения в большинстве случаев размещены крайне неравномерно по территории Российской Федерации.
Также необоснованное многократное повышение стоимости физкультурно-спортивных услуг сделало практически недоступными основные учреждения физической культуры и спорта, спортивно-оздоровительного туризма и отдыха для многих российских граждан.
В соответствии с этим, вся система действий при реализации государственной политики направлена на достижение двух стратегических целей.
1. Содействие вовлечению населения в систематические занятия физической культурой и спортом.
2. Обеспечение конкурентоспособности российского спорта в мировом спортивном движении.
Для достижения первой стратегической цели предстоит решить следующие тактические задачи:
Обеспечение содействия развитию массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения. Состояние современного общества требует возрождения массового спорта, как одного из направлений ориентации общества на здоровый образ жизни, сохранения здоровья и работоспособности, как основы материального благополучия. Путь к решению обозначенной проблемы - это развитие МТБ ФКС, строительство и реконструкция комплексных спортивных сооружений, обеспечение плоскостными спортивными сооружениями места жительства и отдыха населения, создание на предприятиях физкультурно-оздоровительных центров и восстановительных центров, обеспечение каждого образовательного учреждения, в соответствии с нормативными требованиями, спортивными сооружениями, инвентарем и оборудованием.
Обеспечение содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов. Обеспечение физической, социальной и профессиональной адаптации инвалидов средствами физической культуры и возвращение граждан страны с ограниченными физическими и умственными возможностями в современное общество и полноценную жизнь.
Обеспечение вовлечения в систематические занятия физической культурой и спортом детей и юношей в спортивных школах. Задача направлена на максимальное вовлечение детей и подростков в регулярные занятия спортом в спортивных школах. Это позволит в определенной степени решить комплекс проблем, связанных с формированием здорового образа жизни, отвлечения молодежи от прогрессирующих негативных явлений, таких как наркомания, пьянство, табакокурение, преступность и пр.
Общий концепт государственного управления спортом, необходимости его развития в России, определен в рамках глобального развития социальной сферы страны в рамках общего укрепления здоровья населения, формирования здорового образа жизни, изменения динамики демографической ситуации, более полной реализации человеческого потенциала страны.
Принципиальные положения сформулированы в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В концепции определялось, что олимпийские, параолимпийские игры, универсиады проводимые в нашей стране, являются важнейшими мероприятиями в процессе развития спорта. Причем, они имеют значение не только для спорта высоких достижений, а и для массового спорта. Поскольку в ходе их подготовки создается база объектов, которые могут и должны использоваться в дальнейшем для развития спорта России всех уровней. В том числе и для предоставления услуг населению.
Установлены следующие целевые ориентиры развития физической культуры и спорта:
- подготовка нормативно-правовой базы в части обеспечения государственных стандартов, регламентов, финансовых нормативов;
- увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе учащихся, с 14,8% до 30%;
- увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из их пропускной способности: в 2007 году - на 21,7%, в 2012 году - на 26%, в 2020 году - на 48%;
- увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общем количестве занимающихся физической культурой и спортом: в 2007 году - на 15,9 процента, в 2012 году - на 19,8 процента, в 2020 году - на 50 процентов;
- увеличение в 2015 году количества физкультурно-спортивных организаций и физкультурно-спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом, прошедших добровольную сертификацию, на 30 объектов (на 100 тыс. жителей).
При этом подчеркивается значение обеспечения качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта для населения всей страны.
На федеральном уровне в данной сфере осуществляют управление государственная дума и совет федерации, которые формируют законодательные основы развития физической культуры, спорта, президент России и правительство РФ, которые непосредственно обеспечивают практическое развитие физической культуры и спорта, министерство спорта, комитеты, министерства и департаменты спорта и туризма субъектов Федерации, мнистерство образования и науки РФ, министерство здравоохранения РФ, министерство труда и социальной защиты РФ, совет при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, совет по делам инвалидов при президенте РФ, олимпийский комитет России, федерации по видам спорта и спортивные общества и ведомства, фонд физической культуры и др.
Все органы, организации и учреждения, действующие в данной сфере руководствуются принципами законодательства о физической культуре и спорте.
Оно основывается на следующих принципах:
1) обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
2) единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;
3) сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;
4) установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
5) запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта;
6) обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
7) соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
8) содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;
9) взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления со спортивными федерациями (в ред. Федерального закона от 07.05.2010 №82-ФЗ);
10) непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;
11) содействие развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 47 ст. 5489
2. Приказ министерства спорта РФ от 6 сентября 2013 г. № 715 "Обутверждении единой всероссийской спортивной классификации"//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 25 ноября 2013 г. № 47
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. (Текст распоряжения опубликован в собрании законодательства Российской Федерации от 17 августа 2009 г. № 33 ст. 4110)
4. Федеральный закон 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в ред. от 28.07.12)
5. Акимов М.В. Преступления США. Americrimes. Геноцид, экоцид, психоцид как принципы доминирования. – М.: АСТ, 2013. – 608 с.
6. Аристова Л.В. Управление инвестициями в создание инновационной инфраструктуры сферы физической культуры и спорта - стратегический ориентир долгосрочного социально-экономического развития отрасли.// Вестник спортивной науки - № 4 - 2008.
7. Адамская Л.В. Тенденции развития и управления кадровым потенциалом муниципального образования в современной России: дис. … кандидата социологических наук / Академия труда и социальных отношений. - М., 2008.
8. Адамская Л.В. Местное самоуправление как ресурс формирования активной жизненной позиции молодежи // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2013. - № 7. - С. 115.
9. Актуальные вопросы развития физической культуры и массового спорта на современном этапе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-етию Н.Н. Тарского. Республика Саха (Якутия), с. Намцы, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, 11 июля 2014 г. / под ред. проф. М.Д. Гуляева. – Электрон. текст. дан. (1 файл 4 Мб). – Киров: МЦНИП, 2014. – 437 с
10. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. – 666 с.
11. Бочков А.А. Концепция развития физической культуры и спорта на крышах жилых домов /А.А. Бочков, О.В. Пешиков // Материалы VII итоговой научно-практической конференции молодых ученых Челябинской государственной медицинской академии, посвященной 65-летию ЧелГМА. - Челябинск: Изд-во "Челябинская государственная медицинская академия", 28.10.2009 - с. 18-20.
12. Вулах М.Г. Конституционные основы физической культуры и спорта. М.: Пресс, 2012. 210 с .
13. Гик Е., Гупало Е. История Олимпийских игр. Серия: Спорт в деталях. – М.: Эксмо, 2014. – 352 с.
14. Головин А.А. Процесс развития спортивных команд: исследование социальной общности // Среднерусский вестник общественных наук. – 2017. – Т. 12. –№ 2. – С. 55–63
15. Затеев А.П. Правовое обеспечение здоровья нации. М.: Антей, 2010. 218 с
16. Изаак С.И. Состояние физического развития и физической подготовленности детей, подростков, молодежи на основе технологии популяционного мониторинга (на примере Российской Федерации) // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2016. - №. 9. – С. 153-156.
17. Изаак С.И. Целевые показатели реализации стратегии развития физической культуры и спорта в российской федерации на период до 2020 года // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 65-69.
18. Истягина-Елисеева Е.А. Анализ отношения россиян к здоровому образу жизни, физической культуры и спорту. - Вестник спортивной истории. - 2015. - С. 34-41.
19. Кострикова Е.А., Комов В.Э. Управление кадровым резервом в системе государственного управления // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2016. № 1 (6). С. 25–26.
20. Лескова И.В. Евразийская интеграция: перспективы и проблемы // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы,. - 2015. - № 1 (4).- С. 34–36.
21. Мутко В.Л., Паршикова Н.В., Чистяков В.А. Дополнительный урок физкультуры: опыт реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. - С. 20-21.
22. Ожгибесова Е.В. (ред.) Актуальные проблемы экономики и управления в современном обществе 2009. Третья Международная ежегодная научно-практическая конференция преподавателей 28–29 октября 2009 г. / Под ред. Е.В. Ожгибесовой – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2009. – 652 с.
23. Паршикова Н.В., Изаак С.И. Разработка стратегического прогноза развития физической культуры и массового спорта на период до 2030 года // Человеческий капитал. - 2016. - № 4 (88). - С. 10-12.
24. Паршикова Н.В. Менеджмент, право, нормативы // Дошкольная и школьная физкультура. Физкультура и спорт. - М.: Советский Спорт, 2015. -С. 5-6.
25. Серикова Ю.Н., Мягкова С.Н. Черлидинг как средство привлечения учащейся молодежи к занятиям физической культурой. // Международный туризм и спорт. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием под редакцией Ю.В. Жилковой, З.В. Макаренко; составитель И.Е. Евграфов. - РГУФКСМиТ, 2013. - С. 34-35.
26. Слоботчиков О.Н., Нугманова Н.Р. Обеспечение прогресса человечества: уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2016. - № 12. – С. 231-237.
27. Спортивный резерв: состояние, проблемы, пути решения (организационный компонент) [Текст]: монография / И.И. Столов. – М.: Изд-во «Советский спорт», 2008. – 132 с.
28. Шарудинова А.Т., Комов В.Э. Особенности управления государственным и муниципальным имуществом на примере республики Дагестан // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сборник научных статей по материалам ежегодной Международной научно-практической конференции / под ред. С.Е. Проко фьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. - М., 2015. - С. 372–374
29. Экономика массового спорта: учебное пособие/Авторский коллектив М. И. Золотов, Н. А. Платонова, О. И. Вапнярская - М.: Физическая культура, 2005.
30. Американская газета предложила рецепты наказания России // Известия. –https://iz.ru/news/432687.
31. Гелаев В. Как бойкотировали Олимпиаду в Москве // АО «Газета.Ру». – https://www.gazeta.ru/science/2015/01/20_a_6380717.shtm
32. Заиграем к 2030-му: что нужно знать о стратегии развития футбола в России. - https://confcup2017.tass.ru/article/4160447
33. Зарубежный опыт муниципальной поддержки организаций профессионального спорта. - https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-munitsipalnoy-podderzhki-organizatsiy-professionalnogo-sporta
34. Перспективные направления государственного регулирования в области физической культуры и спорта в Российской Федерации. - https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivnye-napravleniya-gosudarstvennogo-regulirovaniya-v-oblasti-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-rossiyskoy-federatsii
35. Проблемы государственной политики в области физической культуры и спорта в современной России. - https://elibrary.ru/item.asp?id=26341449
36. Путин призывает не политизировать вопросы проведения Олимпиады и АТЭС // РИА Новости. – URL: https://ria.ru/politics/20080902/150899788.html.
37. Реакция на отстранение России от Олимпиады-2018 // ТАСС – информационное агентство России. – URL: http://tass.ru/sport/4786997
38. Яшлавский А. О спорт, ты бойкот! // Московский комсомолец. – 2008. – 13 апреля. – № 24738