Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества возникает необходимость в воспитании социализированной личности, способной успешно адаптиро-ваться к быстро меняющимся условиям. Исследование особенностей фор-мирования личности и ее поведения на разных стадиях онтогенеза является максимально значимым.
Младший школьный возраст предполагает, что к личности ребенка предъявляются новые требования, касающиеся социально-психологических, физических и интеллектуальных аспектов.
На сегодняшний день учащение агрессивных проявлений является одной из острейших социальных проблем нашего общества. Ведь она ве-дет за собой причинение вреда или ущерба другому живому существу, в какой бы форме не проявлялась. Как и с давних времен, существует боль-шой интерес к данному феномену, так и в наше время, она является пред-метом многих научно-практических исследований.
Поскольку самооценка во многом определяет успешность социаль-ной интеграции, то её изучение приобретает особое значение. В свою оче-редь на формирование самооценки личности влияет неотъемлемое количе-ство факторов, одним из которых является уровень агрессивности.
Люди, для которых характерно проявление агрессивности в различ-ных ситуациях, в дальнейшем приносят вред себе и окружающим, что па-губно сказывается на их авторитетности и социальном статусе в обществе. Можно предположить, что агрессивность это результат занижено или за-вышено неадекватной самооценки.
Не каждый человек способен адаптироваться к новым условиям, тре-бованиям, предъявляемым со стороны общества. Несомненной проблемой выступает такое качество личности, как агрессивность. Особенности разви-тия самооценки и агрессивных поведенческих реакций взаимосвязаны. Не-адекватная самооценка может провоцировать возникновение агрессивно-сти и напротив, агрессивность может быть следствием неадекватной само-оценки. Следовательно, встает вопрос защиты хрупкой человеческой пси-хики и самооценки как ее компонента.
Таким образом, исследуемая тема «Взаимосвязь самооценки и агрес-сивности младших школьников» является актуальной и требует дальней-шего исследования.
Целью исследования является теоретически обосновать и экспери-ментально проверить взаимосвязь самооценки и агрессивности младших школьников.
Объект исследования – личностная сфера детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и уровня агрессив-ности детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию «агрессия», «агрессивность», «само-оценка».
2. Изучить особенности самооценки и уровень агрессивности в младшем школьном возрасте;
3. Экспериментально определить взаимосвязь самооценки с уровнем агрессивности у детей младшего школьного возраста;
4. Составить программу по формированию адекватной самооценки и снижению агрессии младших школьников.
Базой для написания выпускной квалификационной работы послу-жила школа ГБОУ СОШ №609. В эмпирическом исследовании приняли участие 60 учащихся 2-х классов, в возрасте 8 – 8 лет, из них 30 девочек и 30 мальчиков.
В работе использовались следующие методы исследования:
- общенаучные: подбор научной литературы, её анализ и обобщение полученной информации в виде глав и параграфов работы.
- частнонаучные методы: психологическое исследование и наблюде-ние за детьми, беседа, качественная и количественная оценка полученных результатов.
В работе были использованы следующие методики:
- беседа с классным руководителем, беседа с психологом, метод наблюдения;
- тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут);
- методика «Какой Я?» (модификация методики О.С. Богдановой);
- методика «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская).
Теоретико-методологической базой при написании работы послужи-ли труды в области:
- проблематика агрессивного поведения в младшем школьном воз-расте представлены в работах Е.И. Бережковой, А.С. Копового, Н.И. Ко-ротченковой. Среди западных исследователей изучение этой возрастной группы осуществлялось Л. Берковичем, К. Бютнером, А.Миллером, П. Поппером, И. Раншбургом.
- проблемами формирования адекватной самооценки младших школьников были посвящены труды В.А. Горбачёвой, Н.С. Яковченко, Т.Д. Жулыбиной и других ученых. А.В. Карпов пишет о том, что более широко изучены проявления самооценки как личностного образования, а иные аспекты самооценки на данный момент недостаточно широко пред-ставлены в психолого-педагогических исследованиях.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе система-тизированы данные по теме исследования, изучены научные труды многих учёных и данные психологических исследований.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что изложенная в работе информация может быть использована для даль-нейшего изучения темы и в качестве дополнительной информации для сту-дентов факультетов «Психологии» и «Педагогике».
Структура ВКР состоит из введения, 3 глав, 9 параграфов, заключе-ния, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ САМО-ОЦЕНКИ И АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие агрессии, агрессивности и самооценки
В настоящее время в социальной психологии рассматривается про-блема в определении терминов агрессия и агрессивность, которые подра-зумевают под собой разное количество действий. Например, американский психиатр Л. Бендер, рассматривает понятие агрессии, как составляющую сильной активности и стремлению к самоутверждению. А испанский нейрофизиолог Х. Дельгадо, определяет агрессию, как акт проявления враждебности, разрушения и атаки, то есть действия, которые побуждают человека вредить другому лицу или объекту.
Анализ научной литературы в области агрессивного поведения поз-воляет сказать, что на сегодняшний день среди психологов нет единого понимания термина «агрессия». Каждым специалистом данный термин трактуется по-разному. Кто-то рассматривает «агрессию» в широком диа-пазоне черт и свойств, а ряд учёных, выделяют в ней специфические осо-бенности.
Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враж-дебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружаю-щих людей.
В общепринятом понимании под «агрессией» подразумевается обо-значение разнообразных видов и форм поведения, отличных от привычно устроенного. Наиболее полным и распространённым определением данно-го термина является определение зарубежных психологов Д. Креча, Р. Кратчфилда, Н. Ливсона, в котором «агрессией» называется любой вид поведения, приносящий вред другим, физический или моральный. Т.е. под агрессией понимается любая деятельность, направленная против общества [18].
Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди ха-рактеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, бу-дучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определе-ние основного понятия.
К. Бютнер под «агрессией» понимает акт поведения «оскорбляющий, ранящий партнёра или даже направленный на его уничтожение».
В. А. Ситаров и В. Г. Маралов считают, что агрессия – это действия человека, характеризующиеся демонстрацией превосходства в силе или применением силы к другим людям, нанесение им ущерба [1].
Нужно учитывать, что агрессия является неоднородной по своему характеру, говоря о ее причинах. Выделяют разные типы и виды агрессии:
1. Экспрессивная агрессия – непроизвольная реакция, которая со-провождается взрывом ярости и гнева, быстро прекращающийся и целе-направленный, не всегда источник нарушения спокойствия подвергается нападению.
2. Враждебная – предназначение которой, в нанесении вреда объекту агрессии.
3. Инструментальная – агрессия используется в качестве средства, для достижения цели нейтрального характера.
Отечественный психолог Н. А. Фурманов понимает агрессию, как и многие зарубежные исследователи, многообразно, как любую деятель-ность и инициативность человека, считая её «неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности» [38]. Данное определение, по нашему мнению, наиболее приемлемо, так как отражает саму причину по-явления агрессии – ответную реакцию личности раздражающие факторы.
Как отмечает Н.А. Дубинко [10], агрессивное поведение младшего школьника чаще всего выражается в формах враждебности, жестокости и демонстрации.
Агрессивность как личностное качество способно иметь большое ко-личество причин. Так ученые выделяют одну из причин агрессивности, ко-торая выражается в неадекватной самооценке. Самооценка - это оценка личностью, своих качеств и возможностей, представление важности своей деятельности среди других людей и рассмотрение собственных чувств, до-стоинств и недостатков, которые могут выражаться личностью, как откры-то, так и закрыто [10].
Многие авторы значительно расширяют понятие агрессивности, как специфической формы поведения и агрессии как свойства личности. В по-следнем случае речь идёт об агрессивности как компоненте личностной структуры. В первом случае агрессия трактуется как процесс, имеющий свою функцию и организацию.
И. А. Фурманов отмечает, что тема детской агрессивности долго время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отече-ственной психологии, и даже на сегодняшний день в отечественной науч-ной литературе встречается достаточно мало публикаций на эту тему [38].
Рассмотрение агрессивности как черты личности тесно связано с при-знанием значения её мотивацииn [2]. Утверждение о мотивированности по-ведения человека (в том числе агрессивного) неоспоримо. Однако данный факт не склоняет к упрощённому пониманию мотивов агрессии. В то же время нужно не отрицать тот факт, что изучение мотивов агрессивного по-ведения представляет большой научный интерес и является настоятельной необходимостью.
В психологии самооценка выделяется как один из важнейших компо-нентов личности. Ее ценность и значимость, определяется, когда человек способен наделить отдельные стороны поведения и деятельности своей личности, так и себя в целом. Самооценка человека считается, субъектив-ной оценкой возможностей, нравственных качеств, своего отношения к се-бе и другим, а также места в социуме.
Самооценка представляет собой довольно сложную психическую форму внутреннего мира человека, которая отображает степень ее само-уважения, ценностное принятие себя или же отвержение и уровень притя-заний, несмотря на это, она включает в себя выстроенные личностные зна-чения и характер самоотношения личности, смысл и системные отношения и ценности [26].
Виды и уровни самооценки:
по величине или уровню, самооценка бывает высокой, средней и низкой; по ее проявлению выделяют адекватную и неадекватную, среди которых отмечают
заниженную и завышенную самооценку;
в особенности от строения самооценки, она может быть деструк-тивной и конструктивной или конфликтной и бесконфликтной;
актуальную и прогностическую самооценку выделяют относи-тельно временного отношения;
устойчивой и неустойчивой самооценка может быть, если рас-сматривать ее стойкость.
Самооценка человека выполняет множество различных функций:
― Регуляторная – на ее основе происходит решение задач, кото-рые принимаются личностью. А. В. Захарова разбивает эту функцию на стимулирующую, оценочную, защитную, блокирующую и контрольную.
― Защитная – обеспечивает независимость и относительную ста-бильность личности.
― Развивающая – способствует развитию и совершенствованию личности.
― Отражающая (или сигнальная) – описывает фактическое отно-шение человека к себе, поступкам и действиям, а также дает возможность дать оценку адекватности своих действий.
― Эмоциональная – дает возможность ощущать удовлетворен-ность человеку, собственной личностью, своими качествами и характери-стиками.
― Адаптационная – помогает человеку приспосабливаться к условиям социума и реального мира.
― Прогностическая – контролирует активную деятельность чело-века при выполнении действий.
― Корригирующая – создает условия для контроля процесса вы-полнения деятельности.
― Ретроспективная – описывает возможность для оценивания своего поведения и деятельности на заключительном этапе.
― Мотивирующая – побуждает к действию, для получения пози-тивных реакций, одобрения и удовлетворенности, а также развития гордо-сти и самоуважения.
― Терминальная – заставляет человека прекратить деятельность, если его действия и поступки влияют на появление критики над собой и недовольства самим собой.
Помимо всего вышесказанного, самооценка очень тесно связана с са-мосознанием человека, а также его уровнем притязаний. На формирова-ние, которой влияют: потребности в саморазвитии и самоутверждении, обширная направленность личности, наличие уровня развития когнитив-ных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее самочувствие чело-века и его окружение, в особенности мнение и оценка особо - значимых людей [4].
Самооценка имеет способность влиять на эффективность деятельно-сти человека и его развитие личности. Она соотносит отношение человека к окружающим людям, его требовательность и критичность к самому себе, его отношение к успешным и неуспешным ситуациям, из-за того что, она может быть относительно адекватно завышенной или неадекватно зани-женной.
Таким образом, анализируя все приведенные определения можно констатировать, что агрессивность, может пониматься как в узком (как нанесение другим повреждений), так и широком значении («системное со-циально-психологическое свойство»). Не зависимо от трактовки, данное понятие в психолого – педагогической литературе рассматривается как негативная характеристика личности.
Самооценка выполняет множество функций и представляет собой до-вольно сложную психическую форму внутреннего мира человека, которая отображает степень ее самоуважения. Так же она тесно связана с самосо-знанием человека, а также его уровнем притязаний, что позволяет адекват-но оценивать свое поведение и результаты деятельности.
1.2. Особенности проявления агрессивности у детей младшего школь-ного возраста
По справедливому мнению С.Н. Ениколопова [12], к сожалению, сложившаяся ныне в обществе системы воспитания детей, принятые к ним требования, отношение взрослых к растущим людям не учитывают осо-бенностей личностного становления, приводя к конфликту с личностями, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки. Критически осмысливая себя и окружающих, ребе-нок протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередкой лживости поступков.
Младший школьник жаждет не просто внимания, но понимания, до-верия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообще-стве утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активно-сти младшего школьника - он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и детьми растет психологический барьер, стремясь пре-одолеть который, многие младшие школьники прибегают и к агрессивным формам поведения.
И.А. Фурманов [38] в своих исследованиях также отмечает, что при-чины агрессивного поведения младших школьников разнообразны и зави-сят от многих факторов, однако в основном они относятся к семейному воспитанию. Исследователь выделяет наиболее распространенные из них:
1) Неправильная реакция родителей на не устраивающее их поведе-ние ребенка.
2). Дисгармоничность семейных отношений в целом: отношения между родителями, родителями и детьми, братьями-сестрами.
3). Наказание и степень контроля со стороны родителей. Исследова-тели выявили, что жестокие наказания приводят к высокому уровню агрес-сивности у детей, при этом минимальный контроль и присмотр ведут к вы-сокому уровню асоциальности. Часто эти 2 типа воспитания можно встре-тить в одной семье, когда родители не могут придерживаться единого сти-ля воспитания.
4). Разрушенные эмоциональные привязанности между родителями и детьми. Или враждебные чувства родителей по отношению друг к другу.
5). Родители не требовательны к своим детям или напротив равно-душны к их социальной успешности. Очень важно, чтобы у ребенка были домашние обязанности.
6). Наличие противоречия между воспитуемым и собственным пове-дением родителя, т.е. к ребенку предъявляются взаимоисключающие тре-бования.
7). Использование таких воспитательных методов, как угрозы, уль-тиматумы, сознательное лишение любви, частые изоляции. Реакция лишь усугубляется, особенно если родители не испытывают ни вины ни состра-дания.
Таким образом, агрессивность в личностных характеристиках ребен-ка формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности младшего школьника могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоя-нии фрустрации ребенок с подобной психической организацией ищет вы-хода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более что для некоторых детей участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся ли-нией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социаль-ных группах.
То есть в младшем школьном возрасте в силу сложности и противо-речивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности [32].
Известно, что в младшем школьном возрасте происходит переориен-тация одних ценностей на другие. Младший школьник стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и воз-можностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становится для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание младшим школьником чув-ства собственной ценности. Неслучайно поэтому истоки агрессивности младшего школьника лежат, как правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.) и в меньшей мере в коллизиях со сверстниками, учителями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что младший школьный возраст является одним из сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложив-шихся психологических структур, но возникают новые образования, за-кладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социаль-ных установок. С одной стороны, для этого этапа показательны негатив-ные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертыва-ние прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, младший школьный возраст отличается большим количеством положительных фак-торов - возрастает самостоятельность ребенка, значительно более много-образными и содержательными становятся его отношения с другими деть-ми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям. Все это создает предпосылки для ведения целенаправленной рабо-ты по коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Особые причины формирования агрессивной модели поведения вы-деляются в отношении детей с нарушениями психического развития. На проявление агрессивности у таких детей влияют отклонения со стороны нервной системы, несоответствующее возрастной норме развитие произ-вольной сферы в семьях с агрессивной моделью поведения. Все эти причи-ны, которые могут перерастать в устойчивую личностную черту.
Наряду с общими особенностями проявления агрессии в поведении детей с ЗПР и с нормальным темпом развития В.В Кисова, И.А. Конева выделяют специфические особенности агрессии у младших школьников с ЗПР [35]:
1. повышенная ситуативная зависимость агрессивных проявлений в силу сниженных адаптивных возможностей детей с ЗПР;
2. ригидность аффективных состояний и длительность их послед-ствий, что зачастую является причиной социальной неадекватности и деза-даптации детей с ЗПР;
3. преобладание в поведении физической агрессии, как возможное отражение алекситимии.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2006.— 336 с.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб., 2001. - 512 с.
3. Блонский П.П. Психология младшего школьника: П.П. Блонский - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Модэк, 2011. - 632с.
4. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концеп-цией // Вестник Московского университета. - 2011. - №1. - С. 54–66.
5. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2004. - 144 с.
6. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2000. – 351 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.2. – М.: Книга по требованию, 2012. – 488с.
8. Головей Л. Е. Психология развития и возрастная психология. Учеб-ник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2016 .374с.
9. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
10. Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявления агрессивности в детском возрасте Вопросы психологии: - 2010.- №1.-С. 53-57.
11. Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) // Обозрение психиатрии и ме-дицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2011. – № 3. – С. 11-16.
12. Ениколопов С. Н. Психология агрессии: основные подходы //Вестник Псковского вольного университета : - 2010, Т. 1. №1.- С. 62-69.
13. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2016. 448 с.
14. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – М., 2016. – 100 с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2015.
16. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня при-тязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27, № 3. – С. 18 – 30.
17. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003. 640 с.
18. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. - СПб:, Питер, 2003.- 336 с.
19. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школь-ника. М.: Просвещение, 2017. - 224c.
20. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015. 420c.
21. Лебединский В.В., Лебединская К.С. Нарушения психического раз-вития в детском и подростковом возрасте. – М.: «Гаудеамус», 2011. – 304с.
22. Лоренц К. Агрессия. Перевод Швейник Г.Ф., Римис, 2009. – 352 с.
23. Малашихина И.А., Черепкова Н.В. Специальная психология. Психо-логия детей с задержкой психического развития (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования . – 2009. – №4. – С.17-18.
24. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М.: Медицина, 2003. – 337 с.
25. Можгинский Ю.Б. Подходы к анализу тяжелых форм антисоциаль-ного поведения в детском и подростковом возрасте // Юрид. психо-логия. - 2009. - N 1. - С. 8-12.
26. Молчанова О.Н. Низкая самооценка: восемь проблем // Перспектив-ные направления психологической науки. Сборник научных статей. – 2012. – Выпуск 2. – С. 53 – 58.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, дет-ство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 456с.
28. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 452с.
29. Полети Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо. М.: Изд. дом Ме-щерякова, 2008. – 128 с.
30. Пономарева М. А. Проявления различных форм агрессии у девиант-ных подростков. Вестник Поморского университета: / М. А. Понома-рева. – М. – 2009. – 130 с.
31. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Издательский центр «Ака-демия», 2010. 272с.
32. Пухтаевич Л.Г. Формирование положительной самооценки в млад-шем школьном возрасте: методич. рекомендации / Л.Г. Пухтаевич. – Волгоград, 2013. – 14 с.
33. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2013. – 350с.
34. Туревская Е.И. Возрастная психология [Текст] / Е.И. Туревская – Тула,2002. – 32с.
35. Францева В. О. Характеристика целевых и мотивационных устано-вок младших школьников // Социальные аспекты здоровья населе-ния. – 2011. – Т. 20, № 4. – С. 19.
36. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – М.: Фолио, 2010.
37. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: посо-бие для психологов и педагогов. - М.: Владос, 2014. - 351с.
38. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррек-ция : / И. А. Фурманов. – Минск. – 2002. – 192 с.
39. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ В.В. Лебединский и др. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 197 с.
40. Якунин В.А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / В.А. Якунин; Европ. ин-т экспертов. - 2-е изд. - СПб. : Изд-во Михайлова, 2000. -348 с.