Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Приоритетной задачей каждого государства является защита детства и материнства с помощью различных инструментов власти. Качество семьи, которая сможет выполнять присущие ей функции, также зависит от законодательства страны, обеспечивающего качество жизни. Детство - это особый период жизни человека, в котором закладываются основы физического и психического здоровья, для чего необходима благоприятная атмосфера в семье, способствующая нормальному развитию ребенка .
Ни для кого не секрет, что ребенку лучше всего жить в своей семье, которая "социально здорова" и не причиняет ему никакого вреда. Обеспечение нормальной жизни ребенка в семье является одной из важных составляющих правовой защиты семьи. Именно поэтому различные государственные органы принимают активное участие в обеспечении защиты семьи на государственном уровне, в частности, органы опеки и попечительства выполняют специальные задачи по защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей.
Цель данной работы – исследование теоретических и практических законодательных основ организационного обеспечения деятельности органов опеки и попечительства в Российской Федерации.
Объект исследования - органы опеки и попечительства.
Предмет исследования – законодательное обеспечение органов опеки и попечительства в Российской Федерации, проблемы и перспективы решения проблем, возникающих в процессе деятельности органов опеки и попечительства
Задачи:
• Понятие опеки и попечительства
• История развития института опеки и попечительства в России;
• Соотношение опеки и попечительства со смежными правовыми институтами;
• Законодательство РФ в сфере органов опеки и попечительства
• Основные направления деятельности органов опеки и попечительства;
• Реализация детальности органов опеки и попечительства РФ на примере Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО Сергиевское;
• Проблемы и вопросы, возникающие в процессе организации деятельности органов опеки и попечительства в РФ;
• Возможные пути решения возникающих проблем в процессе деятельности органов опеки и попечительства в РФ;
• Перспективы развития органов опеки и попечительства в РФ.
Теоретическую и практическую основу исследования составили труды известных российских авторов Арутюняна Г.В. Бабуриной Н.П. Бердникова А.А. Беспалова Ю.Ф. Гришиной, А.М. Жансеитовой Г.Г., Минаева А.В., Терёшкиной Е.А. и многих других, а также законодательные акты Российской Федерации в сфере деятельности органов опеки и попечительства в РФ, электронные ресурсы.
1.Теоретические основы деятельности органов опеки и попечительства в Российской Федерации
1.1Понятие опеки и попечительства
Не секрет, что для проживания и воспитания каждого ребенка наиболее благоприятным местом является семья, состоящая из родных и близких. Только в ней родители и другие близкие люди (бабушки, дедушки, тети, дяди) осуществляют безвозмездный уход за детьми, воспитание и, наиболее духовную поддержку. У каждого из нас существует потребность в общении (она является естественной потребностью индивида), которую обычные люди удовлетворяют, находясь в семье .
В том случае, если нет семьи, или она не выполняет своих обязательств, возложенных на нее законом и моральными нормами, забота о детях становится обязанностью государственных или муниципальных учреждений, занимающимися вопросами социального обслуживания. Проблема частично недееспособных граждан имеет свои недостатки, первым из которых, (со стороны государства) является высокий уровень затрат на содержание несовершеннолетних. Данные затраты касаются содержания специализированных социальных учреждений, занимающихся обслуживанием определенных категорий граждан (в нашем случае-несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей) .
Для того, чтобы избежать помещения ребенка в детские социальные учреждения и организовать заботу за ними со стороны семьи на помощь приходят органы опеки и попечительства.
Понятия «опека» и «попечительство» трактуются законодательством в нескольких значениях. Первое - вид правовой помощи, который заключается охране законных интересов и прав гражданина, второе - это система правоотношений граждан, при котором законом употребляется выражение «опека устанавливается», третье - значение опеки и попечительства законодательный институт, регулирующий взаимоотношения граждан в области установления опеки или попечительства .
Таким образом, опека (попечительство) определяется как форма, обеспечивающая защиту законных интересов и прав лиц, которые, согласно законодательству Российской Федерации, отнесены к категории граждан полностью или частично недееспособным (т.е. временно не способны самостоятельно реализовывать свои права и обязанности, либо полностью лишены способности по осуществлению своих прав).
На сегодняшний день основные принципы деятельности по опеке и попечительству заключены в статьях 31-40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ). При этом, воспитание несовершеннолетних, над которыми установлена опека или попечительство, признается первостепенной деятельностью опекунов и попечителей, и регулируется нормами семейного права, в частности, пунктом 1 статьи 150 Семейного Кодекса РФ (далее по тексту - СК РФ). В части реализации опекунами прав и обязанностей, пункт 4 статьи 150 СК РФ определяет, что гражданско-правовые стороны отношений, возникающие при установлении опеки (попечительства), регламентируются статьями 36-38 ГК РФ .
В чем заключается отличие опеки от попечительства? Согласно пункту 1 статьи 32 ГК РФ, опека устанавливается над несовершеннолетними в возрасте до 14 лет, или над гражданами, которые имеют психическое расстройство и судом признаны недееспособными. Сущность опеки состоит в том, что вместо указанных категорий граждан осуществлением их прав занимается специально назначенный человек - опекун, который является представителем подопечных и на законных основаниях полностью заменяет подопечного в имущественных отношениях. Также опекунами от имени подопечного и в соответствии с его интересами совершаются сделки, осуществляется защита прав и законных интересов, связанных с взаимоотношениями с другими лицами, при этом опекуну не нужно иметь специального полномочия, достаточно предъявить удостоверение или решение о назначение опекуном, которое выдано органом опеки и попечительства.
Очень часто во многих источниках говорится о том, что осуществление опекуном своей деятельности реализуется над гражданами, которые являются полностью недееспособными. На самом деле, если обратиться к ГК РФ, то в нем дети от 6 до 14 лет определяются как частично недееспособными, то есть с наступлением совершеннолетия эти дети становятся полностью дееспособными и могут реализовывать свои права и обязанности самостоятельно .
Что касается попечительства, то главное отличие такой формы устройства от опеки, заключается в содержании выполняемых обязанностей, возложенных на попечителей. Попечение устанавливается над частично недееспособными лицами, которые на момент попечения достигли возраста от 14 до 18 лет, либо над людьми, которые по решению суда ограничены в дееспособности в виду злоупотребления алкоголем или наркотическими веществами (данная норма закреплена в пункте 1 статьи 33 ГК РФ).
В случае попечительства, назначенное лицо (попечитель) помогает несовершеннолетнему в реализации принадлежащих ему прав (согласие/несогласие на самостоятельное совершение сделок, кроме тех, что опекаемый может совершать самостоятельно, и других, юридически обоснованных действий), и исполнять обязанности. Задача попечителя не полностью действовать за лицо, над которым установлено попечительство, а советами помогать ему принять верное решение, оградить от необдуманных действий лиц, которые ограниченно дееспособны. При этом попечителю необходимо защищать своих подопечных от неправомерных действий третьих лиц.
Если органам опеки и попечительства стало известно, что необходимо установить опеку или попечение, но в течение месяца не были найдены лица, готовые к выполнению роли опекунов или попечителей, то данные функции возлагаются и на орган опеки и попечительства (пункт 1 статьи 35 ГК РФ) . Это значит, что на орган опеки возлагаются обязанности в виде защиты и ответственности, однако они не являются опекунами или попечителями в прямом значении данных понятий.
Важно отметить, что опека (попечительство) имеет принципиальные различия с приемными родителями детей. Приемные семьи образуются на основании договора (глава 21 СК РФ) , в котором прописываются условия передачи несовершеннолетних на воспитание в семью. Субъектами данного договора являются органы опеки и попечительства с одной стороны и приемные родители - это могут быть супруги, или граждане, не состоящие в официальных отношениях, но имеющие желание взять детей на воспитание, с другой. По условиям договора ребенок передается гражданам на определенный договором срок, а приемные родители ежемесячно получают денежные средства на содержание каждого ребенка. Существует еще одно ключевое отличие приемной семьи от опеки (попечительства). Оно заключается в факте возникновения правоотношений.
1.2.История развития института опеки и попечительства в России
Исторически сложилось, что в случае потери родителей, ребенок нуждался в опеке, как способе замены родительского воспитания. Такой подход берет свое начало еще со времен патриархальной семьи. Впервые об опеке было упомянуто в летописи в конце IX века. Данное упоминание заключалось в том, что в случае смерти отца опекуном ребенка становится близкий родственник мужского пола. Если же таких не оказалось, то право воспитывать детей доверялось матери. Например, в Х веке, после смерти князя Игоря от рук древлян, опекуном его сына Святослава стала мать- княгиня Ольга. Задачей опекунов была забота о воспитании сироты, защита его от любых негодований и бед. Естественно ни о каком имущественном праве в то время не упоминалось, так как оно принадлежало всему роду, при этом родственники строго следили за сиротой, их слово и мнение было непререкаемым .
Следующее письменно упоминание об опеке содержалось в сборнике правовых норм Киевской Руси, Русская Правда, в статье 99. В ней говорится, что в случае смерти отца опекуном становился самый близкий родственник, а если жена выходила замуж еще раз, то опекать сироту мог отчим. Впрочем, отец перед кончиной мог назначить опекуном совершенно постороннее лицо. В данном же своде законов, говорилось о том, что тому, кто опекал ребенка-сироту, предоставлялось право временного пользования его имуществом, получая за это вознаграждение от доходов имущества. При этом не были регламентированы вопросы воспитания ребенка и сроки осуществления опеки. Впервые такие записи появились в 1722г.
В то далекое время не было понятия «опека». Первоначально забота и защита ребенка обозначалась выражением «иметь у себя на руках», а опекун назывался печальником. Термин «опека» был взят русским законодательством из литовского права.
Со временем вопросы установления опеки подверглись детальному правовому регулированию. Нововведением стало определение опекуна по завещанию родителя, которого ему необходимо было выбрать при жизни. В случае отсутствия такого завещания, опека назначалась властным органом, в роли которого выступала церковь. В случае смерти родителя и отсутствия завещания, опекуна назначала церковь, так как ей поручалось ведение семейных, наследственных и опекунских дел. Независимо от того, кто был назначен опекуном, родственники ребенка должны были следить за опекуном, на которого в свою очередь уже юридически возлагалась обязанность вернуть имущество опекаемого после достижения им полной самостоятельности .
Следующим шагом на пути становления органов опеки и попечительства стали реформы Петра I. В них было указано, что обязанность смотреть, чтобы сироты не оставались без опекунов, возлагалась на высшие органы городского управления - магистраты. Данным органам были вменены обязанности назначать опекунов и контролировать их. Таким образом, опека получила статус государственного учреждения, которое осуществляло надзор за деятельностью опекунов.
После Октябрьской революции 1917 года опека приобрела статус общегосударственной. Законодательной основой данного института стали Брачный и Семейный кодексы, а также законы об Актах гражданского состояния, и Опекунском праве 1918 года, в которых имелся специальный раздел «Опекунское право», в котором особое внимание уделялось административно-правовой стороне опеки. Кардинально отличался подход к устройству ребенка-сироты под опеку. Государственные органы стремились избавить опеку над несовершеннолетними от влияния семьи, родственников, так как главным считалось обеспечение правильной постановки дела общественного воспитания ребенка-сироты. Таким образом, на первый план выдвинулись личные, а не имущественные права подопечного.
Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 года, одним из способов защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних определял опеку и попечительство. Но по-прежнему опекун (попечитель), назначался независимо от того, есть ли у него желание заменить родителей, при этом сужался круг лиц, которые могли бы стать опекунами (попечителями). Например, если лицо лишено избирательных прав, то его не могли назначить опекуном или попечителем .
Осуществляя защиту имущественных прав подопечных детей, опекун не получал никаких средств, воспитание было построено на безвозмездной основе, о чем было прописано в кодексе. Однако, в предусмотренных кодексом случаях, опекуну позволялось получать вознаграждение за свою деятельность из перечисленных кодексом источников, например, за счет имущества подопечного.
Регламентация правовой стороны опеки (попечительства) над детьми необходима была для того, чтобы облегчить судьбу детей-сирот, но при этом способствовала установлению ограничений по устройству их в семью из идеологических соображений тех лет, когда приоритет отдавался общественному воспитанию в различных учреждениях.
В кодексе о браке и семье РСФСР (в редакции от 12.02.1968 года) уже более тщательно регламентировались вопросы, касающиеся опеки. Более четко были обозначены цели опеки (попечительства) над несовершеннолетними, компетенция органов опеки и попечительства, их обязанности по временному устройству детей, подлежащих опеке (попечительству). Существенному изменению подвергся порядок назначения опекуна (попечителя). Теперь, назначить человека на роль опекуна возможно было только с его согласия. Если ребенок находился на воспитании или попечении в государственных учреждениях или общественных организациях, то в случае нехватки средств на его содержание предусматривалась возможность получения подопечным государственного пособия на его содержание .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // ВС СССР. 1990. № 1559-I.
2. Хартия европейского Союза об основных правах от 07.12.2000. URL: https://studopedia.su/14_42680_hartiya-evropeyskogo-soyuza-obosnovnih-pravah-g-obshchaya-harakteristika.html (дата обращения 15.05.2022).
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
4. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ (последняя редакцияот 24.04.2020 N 147-ФЗ). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/
5. Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ (от 30.04.2021 N 114-ФЗ). Электронный ресурс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/
6. Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ (последняя редакция). Электронный ресурс режим доступа URL
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/
7. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция)/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/
8. Указ Президента РФ от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288278/
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2018) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019) // СЗ РФ.2002. № 1 (ч.1). Ст.1.
12. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // СЗ РФ. 2000. №32. Ст.3340.
13. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // СЗ РФ. 1996. №1. Ст. 16.
14. Арутюнян Г.В. Правовое регулирование форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей: Учебно-методическое пособие. М.: МГИМО - Университет, 2009. – 562 с.
15. Бабурина Н.П. Правовое регулирование института опеки и попечительства // Международный академический вестник. – 2015. – № 5 (11). – С. 40-42.
16. Безбах В. В. Сравнительное право: Учебно-методический комплекс / под ред. В. В. Безбаха, К. М. Беликовой, А. Н. Кирсанова. — М.: ГОУ ВПО РЭА им. Г. В. Плеханова, 2009
17. Бекин, А. Законы об опеке и попечительстве / А. Бекин. - Москва: М , 2020. - 126 c.
18. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М. : Академия. 1999. С. 16
19. Бердников А.А. История становления государственного управления опекой и попечительством над несовершеннолетними детьми // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2014. – № 28. – С. 27-40.
20. Бердников А.А. История становления государственного управления опекой и попечительством над несовершеннолетними детьми // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд: Сб. материалов XXVIII Международной научно-практической конференции / Под ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: изд-во ЦРНС, 2014. – 395 с.
21. Беспалов Ю.Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребенка (теория и практика). – Владимир, 2009. – 336 с.
22. Вольман, И.С. Опека и попечительство. Практическое руководство / И.С. Вольман. - Москва: Наука, 2018. - 492 c.
23. Глущенко А.В. К вопросу о правовом регулировании механизма отобрания ребенка // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2018. - № 3. - С. 130-132.
24. Гришина А.М. Актуальные проблемы опеки и попечительства в Российской Федерации // Современные проблемы права глазами молодых ученых Сборник статей участников. Международной научно-практической конференции. Научные редакторы В.Ю. Толстолуцкий, В.А. Юматов, В.А. Колосова. – 2019. – С. 122-124.
25. Грудцына, Л. Ю. Как оформить опеку и попечительство. Новые правила. Советы адвоката / Л.Ю. Грудцына. - М.: Юркомпани, 2019. - 160 c.
26. Дербенев Д. А. Проблемные вопросы деятельности органов опеки и попечительства / Д. А. Дербенев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71779/ (дата обращения: 15.05.2022).
27. Жансеитова Г.Г. Опека и попечительство - один из путей решения проблемы социального сиротства / Г.Г.Жансеитова, М.А.Тулегенова // Научная дискуссия: инновации в современном мире. – 2016. – № 2-2. – С. 121-125.
28. Калачева, Т.Л., Зайцева, А.А., Махарадзе, Н.С. Реформирование института дееспособности в Гражданском кодексе РФ // Перспективы развития техносферы и социума: инновации и модернизация (технические; экономические, социальные, философские, правовые тенденции) – Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. –
29. Калачева, Т.Л., Зайцева, А.А., Махарадзе, Н.С. Реформирование института дееспособности в Гражданском кодексе РФ // Перспективы развития техносферы и социума: инновации и модернизация (технические; экономические, социальные, философские, правовые тенденции) – Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – ЮжноСахалинск, Изд-во ДВГУПС, 2013. - 224 с.
30. Котарев С.Н. Специальные способы защиты прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. https://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnye-sposoby-zaschity-prav-nedeesposobnyh-i-ogranichenno-deesposobnyh-grazhdan
31. Кареев, Н.И. Историческое обозрение пятидесятилетней деятельности Министерства государственных имуществ. 1837-1887. Часть 2. Попечительство. Поземельное устройство / Н.И. Кареев. - М.: ЁЁ Медиа, 2018. - 195 c.
32. Мартынова Е. В. Опека и попечительство: учебное пособие / Е. В. Мартынова, Н. В. Карасева, Т. С. Киенко, С. Н. Фрондзей; под общей редакцией Е. В. Мартыновой; Южный федеральный университет. – Ростов-наДону: Издательство Южного федерального университета, 2014. – 168 с
33. Минаев А.В., Королева Е.А. Инновационные технологии в осуществлении правосудия // Администратор суда. – 2019. – №3. – С. 51-53.
34. Прокофьев С.Е. Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 2. Муниципальное управление / под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина. - М.: Юрайт, 2017. - 194 с.
35. Пчелинцева Л. М. «Семейное право» учебник-М.: Норма 2018 -269 с
36. Селютина Е.Н. Формирование государственной правовой политики Российской империи по призрению несовершеннолетних в XVIII-XIX вв. // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №1. – С. 152–156 .
37. Селютина Е.Н. Формирование государственной правовой политики Российской империи по призрению несовершеннолетних в XVIII-XIX вв. // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №1. – С. 152–156 .
38. Такмазян, К. Р. Некоторые актуальные проблемы опеки и попечительства в Российской Федерации / К. Р. Такмазян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 285-287. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37146/ (дата обращения: 15.05.2022).
39. Терёшкина, Е. А. Современное состояние правового регулирования защиты прав и интересов несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой и попечительством / Е. А. Терёшкина, Е. Н. Лоторев // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 7. – С. 140-143.
40. Внутригородское муниципальное образование Cанкт-Петербурга муниципальный округ Cергиевское официальный сайт /Электронный ресурс . режим доступа URL https://мосергиевское.рф.