Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что право человека на охрану здоровья играет важную роль. Вопросы законодательного обеспечения охраны здоровья граждан в Российской Федерации рассматриваются государством в качестве важнейших приоритетов.
В Конституции РФ и принятых на ее основе нормативных правовых актах закреплены основные права граждан в области охраны здоровья. К числу важнейших прав, гарантированных государством, относится закрепленное в ст. 41 Конституции РФ право на охрану здоровья и медицинскую помощь; в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения такая помощь оказывается бесплатно, за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, бюджетных средств и иных ассигнований. Также в Конституции РФ имеются положения о том, что государство поощряет деятельность, связанную с развитием физической культуры и укреплением здоровья граждан, финансирует целевые программы, направленные на укрепление охраны здоровья людей, на рост санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия населения.
Так же актуальность темы обусловлена тем, что охрана здоровья граждан и права граждан в области охраны здоровья имеют важное социальное значение, следовательно значимость соблюдения качества оказания медицинской услуги – говорит сама за себя. Важную роль играют теоретические вопросы, анализ медицинской услуги, медицинской помощи, как объекта гражданских прав. Это позволяет определить правовые особенности договоров на оказание медицинской помощи, что безусловно влияет на практику охраны здоровья граждан.
Сейчас происходит значительное организационное изменение системы здравоохранения, увеличилось количество оказываемых медицинских услуг в рамках оказания медицинской помощи, их разнообразие. На рынок оказания медицинской помощи вышли частные медицинские организации, помимо бюджетных организаций. Количество организаций, осуществляющих медицинскую помощь гражданам увеличивается очень быстро.
Как следствие в Российской Федерации активно развивается сфера медицинского права. В высших учебных заведениях вводятся специализированные курсы, проводятся научные исследования. Тем не менее в праве пока еще отсутствуют работающие механизмы защиты отдельных прав пациента как потребителя медицинских услуг.
Право и медицина интегрируются не в каждом обществе. Права пациентов формируются под воздействием изменений в социальной, экономической, юридической плоскости, затрагивающих взаимоотношения между докторами и пациентами. В ст. 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Основные положения об охране здоровья челвека в Российской Федерации установлены в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с правом человека на охрану здоровья.
Предметом настоящей работы являются нормы действующего законодательства Российской Федерации, устанавливающие право человека на охрану здоровья, практика их применения, а так же научная и учебная литература по избранной теме.
Целью настоящей работы является комплексное исследование права человека на охрану здоровья.
Достижение указанной цели обусловливает необходимость постановки следующих задач:
• Раскрыть понятие и содержание права человека на охрану здоровья;
• Исследовать правовое регулирование права человека на охрану здоровья;
• Проанализировать проблемы и тенденции развития права человека на охрану здоровья;
• Раскрыть механизм реализации концепции решения проблем в сфере реализации права человека на охрану здоровья.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких авторв как: Галь И.Г., Улаева Н.Л., Кравченко Р.М., Колоколов Г.Р., Махонько Н.И., Дмитриев О.Ю., Гордеев В.И., Благодир А.Л., Яни П.С., Флоря В.Н., Рошаль Л. В., Рабец А.М, Старчиков М.Ю., Мелихов А.В., Арсланов К.М., Васильева Е.Е., Казачкова З.М., Казачков В.А., Тихомиров А.В., Стеценко С.Г. и других.
Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики, содержащие сведения о праве человека на охрану здоровья.
Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
1. Понятие и правовое регулирование права человека на охрану здоровья
1.1. Право человека на охрану здоровья: понятие и содержание
Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конституции РФ и является общепризнанным социально-экономическим правом, фундаментальную основу которого составляют нормы международных актов: ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Законодательное обеспечение охраны здоровья граждан приоритетно, о чем свидетельствует принятие в последнее время значительного количества нормативных правовых актов, направленных на эффективную реализацию указанного принципа.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством. Цель социальной политики государства - обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.
Конституция РФ обладает высшей юридической силой в сфере охраны здоровья граждан, и все остальные нормативные правовые акты издаются на ее основе и не должны ей противоречить. Следующими по юридической силе нормативными правовыми актами в данной сфере являются федеральные конституционные и федеральные законы, принимаемые Федеральным Собранием, а также законы субъектов Российской Федерации, принимаемые их представительными органами. Более низкую ступень в иерархии занимают подзаконные нормативные акты - указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления и распоряжения органов исполнительной власти, как федеральных, так и субъектов Федерации. Внизу иерархической лестницы располагаются нормативные правовые акты по вопросам охраны здоровья, принимаемые представительными и исполнительными органами муниципальных образований.
Положения Конституции РФ по вопросам охраны здоровья граждан конкретизированы в одном из основных федеральных законов в рассматриваемой сфере - Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ). В нем сформулированы базовые понятия, закреплены принципы, на основе которых в стране осуществляется охрана здоровья граждан.
В российском законодательстве определение понятия «здоровье» в целом согласуется с определением этого понятия, данным Всемирной организацией здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, социального и душевного благополучия, которое не сводится только к отсутствию физических дефектов или болезней. Более того, ВОЗ провозгласила обладание здоровьем одним из основных прав человека и важнейшим фактором в достижении мира и безопасности человечества.
Определение понятия «здоровье», данное в ст. 2 Закона № 323-ФЗ, несколько шире определения, данного ВОЗ. В российском праве под здоровьем понимается «состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма». Здоровье человека рассматривается также как нематериальное благо, охраняемое государством и обладающее социальной ценностью.
Наряду с определением понятия «здоровье» в Законе № 323-ФЗ сформулировано крайне важное определение дефиниции «охрана здоровья граждан»: указывается, что это «система мер правового, экономического, политического, научного, социального, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными и иными лицами, а также гражданами в целях укрепления и сохранения физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его активной долголетней жизни, профилактики заболеваний, предоставления медицинской помощи» (п. 2 ст. 2).
Статья 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» конкретизирует конституционные гарантии. Согласно положениям данной правовой нормы, право на охрану здоровья обеспечивается в том числе реализацией качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов.
Среди основных направлений государственного регулирования в здравоохранении можно выделить следующие.
1. Формирование уполномоченных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан для реализации политического вектора, поставленного правительством.
2. Финансирование государственных программ (в том числе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи).
3. Регулирование образования и науки в области медицины и фармацевтики.
4. Развитие рынка медицинских услуг (в том числе инновационных); развитие рынка фармацевтических препаратов и медицинской техники (промышленности).
5. Государственный контроль и аудит.
6. Усовершенствования механизмов нормативно-правового регулирования.
Конституция России предусматривает право на охрану здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи бесплатно.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апреля.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
3. Конвенция о правах инвалидов. Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 // Собрание законодательства РФ. 11 февраля 2013 г. № 6. Ст. 468.
4. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) (Приняты Резолюцией ГА ООН № 70/175 от 17.12.2015). URL: http://www.u№odc.org/docume№ts/justice-a№d-priso№-reform/SMRbrochures/U№_Sta№dard_Mi№imum_Rules_for_the_Treatme№t_of_Priso№ers_the_№elso№_Ma№dela_Rules-R.pdf (дата обращения: 09.05.2022).
5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, № 2, ст. 198.
10. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6724.
11. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 2010. 3 декабря; 2016. 31 декабря.
12. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» // Российская газета, № 126, 03.06.1997.
13. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. 2011. 6 мая; 2016. 8 января.
14. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, № 29, ст. 3699.
15. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6076.
16. Федеральный закон от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» // Собрание законодательства РФ, 23.07.2012, № 30, ст. 4176.
17. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563.
18. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» // СЗ РФ. 2014. № 49 (часть VI). Ст. 6928.
19. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 148.
20. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.03.1997, № 9, ст. 1011.
21. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 322.
22. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, № 19, ст. 2060.
23. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств // Собрание законодательства РФ», 19.04.2010, № 16, ст. 1815.
24. Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» // СЗ РФ. 2018. № 24. Ст. 3390.
25. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 18.
26. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, № 11, ст. 1416.
27. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ, 20.08.1992, № 33, ст. 1913.
28. Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» // Российская газета. 2012. 20 апреля; 2016. 29 сентября.
29. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 710 «О Порядке и нормах льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения инвалидов войны и других групп населения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ, 24.07.1995, № 30, ст. 2938.
30. Постановление Правительства РФ от 10.07.1995 № 694 «О реализации протезно-ортопедических изделий» // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, № 29, ст. 2812.
31. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
32. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Российская газета. 2012. 9 мая.
33. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» // Российская газета. 2012. 9 мая.
34. Указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 10.06.2019, № 23, ст. 2927.
35. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.
36. Приказ Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
37. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946 // СПС «КонсультантПлюс».
38. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 31 мая 2018 г. по делу № 33-5212/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
39. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 5 мая 2015 г. по делу № 11-5054/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
40. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13 мая 2014 г. № 33-7219/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
41. Алексеева Л.П. Вопросы государственного управления в сфере здравоохранения // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2015. № 4. С. 125 - 138.
42. Андреев И.А., Аюшеева И.З., Васильев А.С. [и др.]. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 2 / Под общ. ред. С.А. Степанова. М.: Проспект; Институт частного права, 2011. Т. 2. С. 78.
43. Арсланов К.М. Врачебная обязанность по своевременному информированию пациента о медицинском вмешательстве (опыт германского права) // Медицинское право. 2016. № 4. С. 50 - 55.
44. Аттаева Л.Ж., Егиазарян К.А. Особенности нормативно-правового регулирования оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения России // Медицинское право. 2014. № 1(53). С. 25 - 29.
45. Ахмедова И.Ш. Вопросы правового регулирования деятельности органов государственного финансового контроля за расходами федерального бюджета на здравоохранение // Право и экономика. 2011. № 5. С. 39.
46. Батиевская В.Б. Повышение качества государственного управления здравоохранением как необходимое условие его успешного развития // Социогуманитарный вестник. 2013. № 2. С. 42 - 44.
47. Белянинова Ю.В., Гусева Т.С., Захарова Н.А., Савина Л.В., Соколова Н.А., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.
48. Богма К.А. Особенности государственной политики в сфере здравоохранения // Здравоохранение Российской Федерации. 2016. Т. 60. № 3. С. 162 - 167.
49. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Изд. доп., испр. М.: Статут, 2002. С. 7.
50. Быстрова Е.Ф. Актуальные вопросы защиты прав потребителей финансовых услуг на современном этапе // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 1. С. 215.
51. Габай П.Г. Договор на лечение или излечение пациента? // Медицинское право. 2015. № 1. С. 16 - 23.
52. Гадиев Г.А. Правовые и криминологические аспекты социальной адаптации осужденных-инвалидов: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 89 - 90.
53. Генпрокуратура приняла меры по обеспечению прав граждан в условиях COVID-19. URL: https://aif.ru/society/safety/ge№prokuratura_pri№yala_mery_po_obespeche№iyu_prav_grazhda№_v_usloviyah_covid-19. Дата обращения: 18.05.2022.
54. Гибадуллина Л.Т. Пациент как слабая сторона в обязательствах по оказанию медицинских услуг // Медицинское право. 2015. № 3. С. 19 - 24.
55. Глущенко А.Н. Административно-правовое регулирование охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2016. С. 16 - 17.
56. Голиков О.И., Шумилова И.В., Коняхина А.В. Особенности аудита в сфере услуг // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 1. № 1. С. 111 - 127.
57. Голикова Г.В., Ремезова Л.С. К вопросу о совершенствовании системы государственного управления сферой здравоохранения // Социально-экономические проблемы современного общества: Сборник статей / Отв. ред. Ю.Г. Просвирин. Воронеж, 2015. С. 14 - 16.
58. Долинская Л.М. Защита прав потребителей на примере защиты прав пациентов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 11. С. 59 - 64.
59. Ерофеева О.В. Защита прав граждан на социальное обеспечение: отдельные аспекты судебной практики // Социальное и пенсионное право. 2018. № 1. С. 23.
60. Замахин А.Е. Административно-правовое регулирование порядка оказания реабилитационных услуг инвалидам // Социальное и пенсионное право. 2018. № 1. С. 29 - 32.
61. Зинькевич В.К., Светличная Т.Г., Цыганова О.А. Реализация прав граждан на охрану здоровья в оценках медицинских работников и пациентов // Медицинское право. 2012. № 2(42). С. 6.
62. Игитян М.Ю., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / Отв. ред. С.Г. Камолов. М.: Изд-во Фонда поддержки международных программ, 2017. 520 с.
63. Калашников С.В. Социальное законодательство: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. М.: Контракт; ИНФРА-М, 2005.
64. Капранова С.Ю. Страхование гражданской ответственности исполнителя медицинской услуги: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2007. С. 8.
65. Колоцей И.А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как конституционная ценность: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 3.
66. Король Л.Н., Школяренко Е.А. Правовые аспекты реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации в условиях модернизации здравоохранения // Социальное и пенсионное право. 2020. № 2. С. 24.
67. Куранов В.Г. Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в сфере здравоохранения: основания, виды, порядок ее определения и наложения на виновных // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 11(48) ноябрь. С. 2398 - 2404.
68. Лаврик М.А. К теории соматических прав человека // Сибирский юридический вестник. 2005. № 3. С. 24 - 25.
69. Леонтьев О.В. Правовое регулирование страхового обеспечения по обязательному социальному и медицинскому страхованию // Главный врач: Хозяйство и право. 2016. № 2. С. 17.
70. Лунгу Е.В. Конституционно-правовые основы правового положения граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы в России // Вестник Кузбасского института. 2014. № 1 (18). С. 64 - 68.
71. Лунгу Е.В. Конституционные правоотношения в социальной сфере // Социальное и пенсионное право. 2018. № 3. С. 17 - 18.
72. Лунгу Е.В., Брылякова Е.С. Конституционные правоотношения и гражданско-правовые отношения: сравнительный анализ // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 7. С. 17.
73. Лусегенова З.С. Административная форма защиты права: новые институты административной юстиции // Северо-Кавказский юридический вестник. 2019. № 3. С. 62 - 66.
74. Матевосян М.Г. Финансовое обеспечение реформирования здравоохранения в России // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2018. № 2. С. 77 - 84.
75. Мохов А.А. Страхование гражданской (профессиональной) ответственности в период становления биомедицины // Медицинское право. 2020. № 1. С. 12 - 18.
76. Мохов А.А., Селезнев Г.И. Институт Уполномоченного по защите прав в сфере охраны здоровья граждан // Юрист. 2020. № 10. С. 69.
77. Мурзалиева А.К., Каршалова А.Д. Государственный аудит эффективности выполнения бюджетных программ здравоохранения // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 4(110). С. 32.
78. Рабец А.М. Права потребителей при оказании медицинских услуг // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 2. С. 9 - 15.
79. Романовская О.В. Саморегулирование и сорегулирование как формы дерегулирования в российском праве // Гражданин и право. 2017. № 11. С. 9.
80. Россинский Б.В. Административное право: Учеб. 5-е изд., пересмотр. М., 2017. С. 321.
81. Салагай О.О., Сошкина К.В. Концепция личной ответственности за сохранение здоровья: правовой аспект // Журнал российского права. 2020. № 8. С. 99.
82. Сергеев Ю.Д., Сокол А.Ф., Шурупова Р.В. Врач и пациент: этические и правовые аспекты взаимоотношений // Медицинское право. 2016. № 1. С. 4.
83. Ситдикова Л.Б. Правовые критерии оценки качества медицинских услуг // Медицинское право. 2010. № 4. С. 22 - 26.
84. Старчиков М.Ю. Договор оказания медицинских услуг: правовая регламентация, рекомендации по составлению, судебная практика и типовые образцы. М.: Инфотропик Медиа, 2017. С. 172 - 181.
85. Старчиков М.Ю. Основания освобождения медицинских организаций от гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный жизни (здоровью) пациентов при оказании медицинских услуг: проблемные вопросы правового регулирования // СПС КонсультантПлюс. 2018.
86. Старчиков М.Ю. Порядок отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и его лечения: законодательство и судебная практика // СПС КонсультантПлюс. 2019.
87. Свечникова И.В. Дискуссионные вопросы гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее оказание медицинских услуг // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. № 9. С. 35.
88. Степанов Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. 2000. № 2. С. 17.
89. Сулейманова Ф.О. Права лиц пожилого возраста на социальное обеспечение по российскому законодательству // Социальное и пенсионное право. 2018. № 2. С. 15 - 20.
90. Тимофеев И.В. О проблемах правового регулирования качества медицинской помощи, снижающих эффективность реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Медицинское право. 2016. № 3. С. 12.
91. Удел-оол А.С. Аудит эффективности расходования бюджетных средств по содержанию учреждений здравоохранения // Форум молодых ученых. 2018. № 2(18). С. 561 - 567.
92. Хамитова Г.М. Особенности правоспособности несовершеннолетнего пациента // Медицинское право. 2017. № 2. С. 36 - 41.
93. Чунихина Л.Н. Обязательное государственное медицинское страхование как гарантия социальных выплат // Вестник Института экономических исследований. 2016. № 2(2). С. 104.
94. Шалыгина Н.П., Селюков М.В., Корнева Ю.А. О роли государственного аудита в системе стратегического управления развитием здравоохранения России // Фундаментальные исследования. 2015. № 10-1. С. 209 - 213.
95. Шилюк Т.О. Административно-правовое регулирование в области здравоохранения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 29 с.
96. Щерба С.П. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении инвалидов: международные стандарты, законодательство и опыт России: монография. М., 2015. С. 292.