Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Две, казалось бы, разные страны Германия и Китай имеют что-то общее в своей системе школьного образования, и одновременно противоположные методы обучения и воспитания в школе.
Сейчас система образования в Китае претерпевает значительные изменения. Еще каких-то 20-30 лет назад никто даже представить не мог, что КНР выйдет на второе место по числу научных публикаций. Реформы начали проводиться с 1980-ых годов, и всего буквально за 33 года Китай прошел путь, который другие развитые страны, такие как Франция, США, Германия проходили целый век. До старта реформ 80-ых годов около 23% населения страны были полностью безграмотными, сегодня этот показатель составляет всего 5%.
До начала 21 века на сельской местности практически не было детских садов, жители сами организовывали дошкольные детские группы. Правительство всерьез взялось за развитие дошкольного образования на селе, и к 2014 году эту проблему уже практически полностью решили, теперь большинство детей имеет возможность посещать садик. А в городах существуют даже круглосуточные детские сады. Дети посещают садик с однолетнего или двухлетнего возраста. Здесь они изучают иероглифы, пиньинь (система письменности), арифметику, занимаются рисованием, играют, и даже занимаются гимнастикой.
В школу ребенок поступает с 6-ти летнего возраста и обязательно получает всеобщее и обязательное 9-летнее образование, по окончании 9 классов, можно перейти на следующую стадию высшей ступи среднего образования (гаочжун), которая длится 3 года. Но для перехода необходимо сдать единый региональный экзамен. Если раньше всего 15% учащихся переходили в старшую школу, то сегодня этот параметр достиг 85%, несмотря на серьезную трудность экзамена.
Учебный год у школьников делится на два семестра, каникулы длятся от 13 до 10 недель, а учеба проходит с понедельника по пятницу. Иногда китайцы отдают своих детей в специальные школы, например, Пекинскую школу гимнастики, здесь дети с 4 летнего возраста тренируются 6 дней в неделю по 7 часов, домой их отпускают лишь по субботам на несколько часов.
Также существуют школы, которые тесно связаны с изучением Ушу и подготовкой к службе в армии или полиции, учиться в такой школе считается престижным, ведь получив диплом можно сразу пойти на высокооплачиваемую службу. Сегодня многие считают, что одна из главных причин успеха КНР – постоянное и целевое развитие системы образования, ведь даже древние китайские философы постоянно твердили, что обучение – это главный аспект развития.
Система образования в Германии представляет собой четкую структуру: три ступени школьного обучения и завершающий этап - высшее. На среднем и вузовском уровнях имеются как государственные, так и частные заведения. Бесплатное образование в Германии предусмотрено на всех ступенях. Критерием готовности к школьному образованию служит не умение ребенка писать и быстро читать, а соответствующая возрасту социальная зрелость: способность малыша понимать и выполнять задания вместе со своими товарищами, соблюдать игровые правила, концентрироваться на образовательном процессе, подчиняться общей дисциплине и доводить начатое до конца.
В системе школьного образования в Германии педагоги считают, что незнание букв и основ грамматики для детей вовсе не беда – впереди школа, которая этому научит. Хуже, когда первоклассник не будет психологически готов к более высокой ступени обучения. Если маленького человека не подготовить, то в школе он может превратиться в трудного ученика, с которым предстоит мучиться не только учителям, но и родителям.
В шесть лет дети идут в школу. Учеба в младших классах длится от 4 до 6 лет: в Бранденбурге и Берлине до 12 лет. Первые 2 года предметы изучаются комплексно: из разных областей преподаются в рамках одной дисциплины. Оценки начинают выставлять в третьем классе. В немецкой системе образования частные школы составляют только 5 % от общего количества средних учебных заведений.
В зависимости от успеваемости, способностей и склада характера в последних классах начальной школы преподаватели рекомендуют родителям и ученикам определенное направление средней в школы, которая содержит две ступени:
I - до 10-го класса
II - 11-13-й классы.
Немецкая система образования предусматривает несколько вариантов средних школ первой ступени:
- Основная - пятилетнее обучение дает возможность получить дальнейшее профтехобразование.
- Реальная - учеба длится 6 лет, высокие отметки по окончании – это пропуск в старшие классы, а потом и в вуз.
- Гимназия - обучение занимает 8-9 лет. Гимназист выбирает профиль образования - гуманитарный, общественный или технический. Первое направление сосредоточено на языках, литературе и искусстве, второе - на общественных науках, третье - на математике, технике и естественных науках.
По завершении обучения в гимназии выпускник получает диплом Abitur. Такой уровень среднего образования эквивалентен отечественному аттестату и сертификату A-level, принятому в Великобритании. Учеба ориентирована на подготовку к поступлению в вузы.
Общая - шестилетняя учеба сочетает особенности реального и гимназического обучения и ведется по гуманитарным и техническим дисциплинам одновременно. Считается предпочтительной для тех, кто не уверен в своих способностях и не определился с будущей профессией. По завершении можно поступить в профтехучилище или продолжить обучение в старших классах школы.
Среднее образование второй ступени дают только гимназии в 11-12 классах. Ученики 13-го (Abitur) - это абитуриенты высших учебных заведений. Они сдают выпускные экзамены и по их результатам зачисляются в вузы.
Цель исследования – проанализировать сравнение системы школьного образования Китая и Германии.
Задачи исследования:
1) изучить три ступени школьного образования в Германии;
2) рассмотреть принципы обучения, общения и воспитания в школе;
3) проанализировать три ступени школьного образования в Китае;
4) выявить особенности обучения и воспитания в китайских школах.
Объект исследования – Китай и Германия.
Предмет исследования – система школьного образования.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1 Система школьного образования в Германии
1.1 Три ступени школьного образования в Германии
Система образования в Германии дает возможность любому гражданину развивать личность и свободно выбирать школу, вуз и профессию по своим наклонностям и способностям. Цель образовательной политики заключается в оказании оптимальной поддержки каждому человеку и предоставлении ему возможности получить профессиональную подготовку, отвечающую всем потребностям и интересам. В течение жизни гражданам Германии доступен комплекс общего, высшего и профессионального образования. Иностранные граждане в некоторых случаях имеют возможность получать бесплатное образование в Германии.
Этому высокоразвитому индустриальному государству крайне необходимы высококвалифицированные специалисты. Правительство страны заинтересовано в качественном обучении профессиональных кадров в различных научных областях. Из бюджета Германии ежегодно выделяются крупные суммы для развития системы образования. Обучение в этой стране является бесплатным для всех ее граждан и иностранцев. Система образования в Германии предполагает обучение в государственных и частных образовательных учреждениях.
Руководящие органы системы образования представлены Конференцией министров образования, а также Конференцией ректоров Германии. Руководство образовательным процессом на земельном уровне осуществляют профильные министерства. Собственный закон об образовании принят в каждой из земель, однако составлен он на основе единого Федерального закона.
Система образования в Германии включает 3 подсистемы:
- Система дошкольного образования.
- Система школьного образования.
- Система высшего образования.
Система дошкольных учреждений в Германии по российским меркам не очень удобна. Это связано со временем работы детских садов. К примеру, садики чаще всего работают с 7 до 12 часов дня. Но вас могут попросить забирать ребенка на обеденный перерыв, а потом привести его обратно. А если сад работает до четырех часов вечера, раньше забрать ребенка вы никак не сможете. В отличие от российских детских садов, в Германии не проводятся дошкольные занятия с детьми. Садики не контролируются Министерством образования, поэтому для них не разработана соответствующая программа. Образованием детей занимаются непосредственно родственники или отдают малышей в развивающие кружки.
Система школьного образования в Германии.
Общее образование в Германии бесплатное. Абсолютно для всех обязательно 9-летнее школьное образование, а для самых способных и одаренных детей, планирующих поступление в вуз, система образования в Германии рассчитана на 12-13 лет. В Германии на сегодняшний день для более 12 миллионов школьников открыто около 50 тысяч школ.
Система школьного образования делится на три ступени: начальное (до 4го класса), первое среднее (с 4го по 10й класс) и второе среднее (с 10го по 13 класс).
Все дети, которые достигли шестилетнего возраста, поступают в начальную школу (Grundschule). Обучение в ней продолжается четыре года, нагрузка составляет порядка 20-30 часов в неделю.
После окончания начальной школы дети могут продолжать обучение в Hauptschule, Realschule, Gymnasium или Gesamtschule.
Наиболее слабые ученики для дальнейшего обучения направляются в Hauptschule (главную школу), где обучаются в течение пяти лет. Основная ее цель заключается в подготовке к малоквалифицированной деятельности. Здесь можно получить лишь базовое образование. Нагрузка составляет 30-33 часа в неделю. По окончании главной школы выпускник может продолжить обучение и получить профессиональное образование или начать работать.
Ученики с результатами выше средних поступают в Realschule (реальную школу) и обучаются на протяжении шести лет. Такие школы обладают достаточно высоким статусом и предоставляют профессиональное образование в сферах торговли, обслуживания и государственной службы. Полученный по результатам обучения высокий бал позволяет с легкостью поступить в гимназию, а затем и в вуз.
Наиболее престижным типом школы является Gymnasium (гимназия), ее диплом позволяет без экзаменов поступить на многие факультеты университетов. Гимназии, как правило, специализируются на гуманитарном образовании. Ученики тринадцатого класса являются уже абитуриентами, они непосредственно готовятся к учёбе в университете. По окончании последнего класса школьники сдают экзамены по основным школьным дисциплинам (Abitur). Качество подготовки в тринадцатом классе и сложность экзаменов в гимназии очень высоки.
Основные черты вышеперечисленных учреждений объединены в Gesamtschule (объединенной школе). Продолжительность обучения в ней составляет шесть лет, то есть с пятого по десятый класс. Некоторые объединенные школы предлагают обучение в старших классах (с одиннадцатого по тринадцатый). Их организация напоминает старшие классы гимназий, но сюда поступают дети, не имеющие рекомендации из начальной школы. К тому же не во всех землях есть школы данного типа. В случае успешного окончания старших классов объединенной школы ученику выдается Hochschulreife (аттестат зрелости). Этого документа будет достаточно для поступления в вуз.
Кроме вышеперечисленных разновидностей школ, система образования в Германии включает специальные школы самого разного уровня и профиля для учеников с ограниченными физическими или умственными возможностями, называются они Sonderschule.
Система образования в Германии устанавливает стандартные правила для поступления в университет. Допуском к обучению в вузе является диплом Abitur. Этот документ выдается по итогам обучения в гимназии или в объединенной школе по программе гимназии. Международная классификация стандартов образования ЮНЕСКО ISCED определяет, что эти требования соответствуют второму курсу университетов стран, в которых применяется десятилетняя или одиннадцатилетняя система школьного образования (к примеру, в Российской Федерации).
Средняя оценка экзаменов является важнейшим критерием в получении возможности обучения в вузе. Вступительные экзамены в университеты Германии не проводятся. Приём абитуриентов осуществляется в соответствии со средними оценками в аттестате, также учитываются некоторые социальные факторы. Если на обучение в вуз претендентов больше абитуриентов, чем есть свободных мест, то принимаются только самые лучшие. Все остальные становятся в очередь и могут получить гарантированное место в следующем году.
Также к системе школьного образования в Германии можно отнести так называемые штудиенколлеги – колледжи довузовской подготовки, которые позволяют иностранным студентам с недостаточным уровнем среднего образования восполнить этот дефицит и поступить в университеты Германии.
Система высшего образования в Германии. Высшее образование в государственных вузах Германии для граждан Германии, и для иностранцев как правило является бесплатным. Такую государственную политику в сфере образования себе может позволить только экономически и политически стабильная страна. Это способствует формированию квалифицированной рабочей силы для государства, так как значительная часть иностранцев, которые закончили немецкий вуз, остается работать в Германии.
Это также необходимо и для формирования будущих партнеров немецких компаний, ведь многие студенты-иностранцы возвращаются на родину, находят высокооплачиваемую работу по специальности и быстро продвигаются по карьерной лестнице. Получив диплом немецкого вуза, можно продолжить обучение в аспирантуре или найти работу, например, в Германии или странах Евросоюза. Согласно иммиграционному законодательству, иностранные студенты, успешно закончившие немецкие вузы, имеют возможность в течение одного года искать работу в стране.
Обучение в Германии проходит так, что студент немецкого вуза не обязан вместе со своими однокурсниками (такого понятия вообще нет в этой стране) посещать занятия. Ему необходимо самому выбрать определенную специальность и учебную программу, организовать учебный план и личное время в соответствии с требованиями, которые предъявляются к обучающимся по этой программе. Студент может в произвольном порядке ходить на семинары и лекции, выбирать время для практики и стажировок, находить свободное время для подработок. Учитывая такие лояльные правила, не все студенты успевают выполнить стандартный план обучения.
Дуальное образование в Германии – Duales Studium.
Углубляться в теорию в вузе, а с практикой знакомиться на предприятии – дуальное обучение становится всё более популярным среди выпускников школ. Для экономики это также позитивный показатель – за последние десять лет количество студентов, готовых обучаться прямо на работе, возросло вдвое, уровень безработицы в Германии снижается, в то время как в других странах Европы он доходит до критической точки!
Всё благодаря так называемой дуальной системе образования, суть которой состоит в том, что выпускники получают диплом о высшем образовании, подкрепленный долговременной производственной практикой.
Теоретическое образование в университете – это много и одновременно недостаточно. В конце концов, не каждый абитуриент хочет учиться, не все могут себя материально содержать во время студенчества. Поэтому многие компании, особенно из числа влиятельных мировых гигантов или из среднего звена, предлагают базу для дуального образования (duales Studium): оплачиваемая практика на предприятии и теория в вузе.
Среди «дуальных» выпускников немало успешных людей: Бернхард Шрайер, генеральный директор компании Heidelberger Druckmaschinen AG; Ханс-Юрген Бюденбендер, член правления Sparkassen-Versicherung Sachsen; Андреас Бернхардт, бывший генеральный директор Alcatel SEL. Все трое являются отличным примером того, что новая система работает!
Дуальное образование – это пример беспроигрышной ситуации как для студентов, так и для компаний
«Вакантные рабочие места пользуются бешеным спросом, – говорит Хельмут Кляйн (Helmut Klein) из Института немецкой экономики в Кёльне, – и это стратегически выгодный шаг для фирмы – принять человека на дуальное обучение и поставить его через несколько лет на руководящую должность». Дуальную систему наглядно можно описать так: согласно специальному расписанию, студенты посещают занятия в вузе и параллельно по утвержденным дням работают на фирме или предприятии, участвуют в производственных проектах, получают заработную плату (от 600 до 1000 евро) и имеют право на отпуск, как и остальные сотрудники.
Рассмотрим подробнее систему школьного образования в Германии.
Германии существует три типа школ:
- базовые (Hauptschule) – они дают базовые знания по основным предметам. Отучившись девять лет, их выпускники обычно находят себя в рабочих профессиях.
- реальные (Realschule) – десять лет обучения и возможность работать в сфере услуг. Но найти хорошую работу после и реальной школы всё же очень сложно.
- гимназии (Gymnasium) – 12 лет обучения, после которых выпускники могут поступить в вуз.
Начальное образование - Grundschule. В начальной школе обучаются дети от 6 до 10-12 лет (возрастной лимит определяется в каждой земле по-разному). Обучение в начальной школе комплексное. Это значит, что общие базовые предметы преподаются в комплексе в рамках одного предмета. По окончании начальной школы учащиеся зачисляются в среднюю школу.
Среднее образование – Sekundastufe. Учреждения среднего образования в Германии подразделяются на 4 типа: это гимназия, реальная школа, основная школа и объединенная школа. Каждый тип школы дает ученику различные знания и возможности после ее окончания.
Гимназия. Gymnasium. Гимназии являются самими престижным типом учреждения среднего образования. Для того, чтобы учащийся мог поступить в гимназию, ему необходимы рекомендации учителей начальной школы.
Программа гимназии рассчитана на 9 лет, длиться с 5 по 13 класс. После 12 класса учащиеся получают диплом Fachhochschulreife, дающий право на поступление в технический институт (Fachhochschul), а после 13 класса сдается государственный экзамен и учащимся выдается аттестат о полном среднем образовании. Только после гимназии ученики могут поступать в ВУЗы страны.
Реальная школа. Realschule . Обучение в реальной школе продолжается 6 лет, с 5 по 10 класс. Программа реальной школы узко направлена на получение какой-либо специальности, все предметы здесь с профильным уклоном.
По окончании обучения в реальной школе выдается аттестат (Fachoberschulreife), позволяющий поступить в техникум или спецпрофучилище. Так же после реальной школы, учащиеся могут поступить в высшие классы гимназии (с 11 по 13), а после этого поступить в ВУЗ.
Основная школа. Hauptschule. В основной школе, куда попадает примерно четверть детей, учатся до 10 класса. Основная школа дает основополагающее базовое образование, которое, как и в реальной школе, ориентировано на выбор будущей профессии. После обучения в основной школе ученики обычно поступают в профессиональное училище.
Объединенная школа. Gesamtschule. Объединенная школа включает с себя основные черты всех вышеперечисленных общеобразовательных учреждений. Продолжительность обучения в объединенной школе составляет 6 лет, с 5 по 10 класс.
В некоторых объединенных школах также имеются старшие классы (с 11 по 13 класс), организованные по принципу старших классов гимназий, однако, в отличие от гимназии, сюда поступают дети и без рекомендаций из начальной школы. Кроме того, не во всех землях существуют школы данного типа.
Как известно, Германия делится на 16 федеральных земель. Летние каникулы во всех землях длятся шесть недель, но начинаются и заканчиваются в разное время.
Обучение возможно как в дневных школах, так и в школах-интернатах. В начальной школе учатся дети от 6 до 12 лет, в средней — от 12 до 16, наконец, в гимназии — от 16 до 19 лет. После этого школьников ждет итоговый экзамен, проходящий по четырем основным предметам, для получения свидетельства о среднем образовании — абитура. Абитур дает право продолжить образование и попробовать себя в поступлении в вузы. Это те начальные и довольно лаконичные сведения, которыми обладает каждый, впервые сталкивающийся с немецкой системой образования. Однако структура и основные принципы ее намного сложнее и запутаннее.
Всего же в Германии можно выделить шесть типов школ, а по совместительству и образовательных уровней. В зависимости от возможностей ребенка и желания родителей выделяют три варианта: либо Hauptschule, либо Realschule, либо Gymnasium.
Родители, зачастую даже коренные немцы, обычно никак не могут решить, куда отправить своего ребенка. Чего уж говорить о тех, кто лишь недавно приехал в страну. Притом важно сразу определиться со специализацией и даже, по возможности, с будущей профессией. Здесь любят мыслить конкретно. Но это вовсе не значит, что так называемое обучающее предприятие (это когда профессию осваивают прямо на рабочем месте) среди множества кандидатур выберет именно вашего ребенка. Зачастую из-за большого конкурса получить там место так же сложно, как и окончить школу или поступить в университет. И если раньше большинство выпускников гимназий сразу шли в университеты, то теперь многие из них стремятся попасть именно на предприятия.
К тому же хорошая успеваемость в школе не в почете, почти как в России. У немцев считается, что успех в школе не должен доставаться ученику большими усилиями. Если человеку тяжело учиться, ему могут предложить закончить образование в 16 лет и с хорошим аттестатом, чем доучиться до 19 лет и выйти в люди со сплошными пятерками (наш аналог двойки) в абитуре. По немецкому мировоззрению, школьное образование нужно использовать только в той мере, в какой это нужно ребенку. А главное — найти подходящую профессию, то, чем человек будет заниматься всю жизнь, и упрямо идти в выбранном направлении.
Теперь вернемся к упомянутым выше типам школ. Их разделение является вовсе не злым умыслом, но исторически сложившимся недоразумением. Просто с XIX века здесь мало что изменилось. Тогда в гимназии (Gymnasium) учились представители высших сословий, а все остальные рабоче-крестьянские массы отдавали своих чад в аналог Hauptschule. Затем акценты немного сместились: гимназия стала элитарной школой, подготавливающей для поступления в университет, в Realschule готовили средних торговцев и мелких чиновников, а в Hauptschule давали базовые знания простым людям. После культурной революции 60-х годов прошлого века все несколько изменилось.
Для начала — гимназия. Срок учебы в ней составляет 8 лет.
Он разделяется на два основных периода: с 5-го класса по 10-й и с 11-го по 13-й. После 13-го при условии успешной сдачи экзаменов гимназиста без предварительной проверки знаний принимают в любой университет (исключение — медицинские специальности и те факультеты, где существует практика высокого «среднего балла»). Поэтому целью гимназического образования называют подготовку к изучению наук в университете. Отсюда спорная методика — учащийся сосредотачивается на изучении одного предмета, не стараясь освоить многое, но поверхностно. Превалирование гуманитарных дисциплин над техническими в гимназии официально отрицается, однако, по существу, первым уделяется намного больше времени, чем вторым. Один наш молодой соотечественник, живущий в Германии и на данный момент учащийся в Hauptschule, так описывает, что такое гимназия: «Это суперкруто, но и попасть туда суперсложно. Кстати, сделать это можно только из Realschule. Некоторые профессии доступны только гимназистам. Оттуда — прямая дорога в университет».
Теперь Hauptschule и Realschule. Обучение там также начинается с 5-го класса, после начальной школы. Последним классом является 10-й, после которого вручается аттестат об окончании Hauptschule или, заметьте различие, о среднем образовании Realschule. Высокий балл в аттестате Realschule, как уже было сказано, дает возможность посещать старшие классы гимназии. Если в аттестате есть графа «квалификация», выпускник имеет право получить профессиональную подготовку, а также поступать в некоторые училища. Для определенных профессий необходимо окончить именно Realschule, для остальных достаточно аттестата об окончании Hauptschule
В последнее время в Германии появился еще один тип школ. Gesamtschule, или общая школа, объединяет в себе черты Hauptschule, Realschule и Gymnasium. Цель ее — расширение возможностей получения хорошего среднего образования для разных слоев общества. Здесь можно выбирать, какие предметы изучать на уровне гимназии, а какие — на уровне Realschule. При условии, что в конце 10-го класса у учащегося в активе достаточно предметов, изученных на уровне гимназии, он получает возможность сдать абитур.