Фрагмент для ознакомления
1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и процедура исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Результаты исследования
2.3.1. Результаты описательной статистики
2.3.2. Результаты сравнительной статистики
2.3.3. Результаты корреляционной статистики
Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и процедура исследования
Организация и процедура исследования
Для решения поставленных задач было проведено исследование
с …. по …. года на воспитанниках детского сада. Исследование было проведено на базе … города …..
Общее количество участников исследования составило 60 испытуемых дошкольного возраста и их родителей, в возрасте 5-7 лет. Среди них родители
30 мальчиков и 30 девочек.
Исследование проводилось в виде анкетирования родителей
и наблюдения за дошкольниками во время непрерывной образовательной, самостоятельной, игровой деятельности с целью фиксирования индивидуальных особенностей ребенка через изучение его поведения
по объективным, внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, речи, внешнему облику). Изучение внешних проявлений психики ребенка происходило в естественных жизненных условиях пребывания в детском саду.
2.2. Методы и методики исследования
Эмпирические методы исследования:
методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бэнса, С. Кауфмана;
графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой;
«Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой;
опросник «Взаимодействие родитель ребенок» (ВРР) И.М. Марковской.
2.3. Результаты исследования
2.3.1. Результаты описательной статистики
Для изучения особенностей эмоционального взаимодействия матери и ребенка использовался опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ).
Оценка результатов тестирования по методике «Опросник эмоций».
Семейные отношения» Е.И. Захарова (метод ECRE) (рис. 2) позволил выявить, что показателями эмоциональной стороны детско-родительских отношений могут быть:
связанные с низким уровнем семейной психологической культуры: низкий уровень эмпатии к ребенку (39%) и способность воспринимать статус ребенка (33%).
Показатели, которые могут быть связаны с высоким психологическим уровнем являются: родительское самопринятие (71%), безусловное принятие ребенка (68%), положительные эмоции при общении ребенка (60%), эмоциональная поддержка ребенка (60%), акцент на состояние ребенка во время общения (56%).
Анализ полученных данных показал, что средние результаты матерей детей с нормальным языковым развитием превышают критические показатели по всем изучаемым шкалам. Показатели тестируемых родителей находятся ниже критического уровня по шкале: «Отношение к себе как к родителю», «Способность влиять на состояние ребенка»; они близки к критическому уровню равновесия: «Способность воспринимать состояние младенца» и «Чувства, возникающие у матери при взаимодействии с младенцем».
Родители ценят их способность воспринимать состояние ребенка, понимать его причины, способность влиять на состояние, а также: чувства, возникающие при общении с ребенком, безусловное принятие ребенка, оказание эмоциональной поддержки, в частности , через физический контакт. Матери в этой группе также очень хорошо оценивают себя как родителей. Все эти характеристики важны для установления хорошего эмоционального взаимодействия с ребенком.
В родительской группе оцениваются их способность безоговорочно принимать ребенка, их способность оказывать эмоциональную поддержку, ориентироваться на состояние ребенка при установлении взаимодействий и физического контакта. Высокий уровень этих навыков предполагает высокую чувствительность, отзывчивость и хорошее эмоциональное взаимодействие с