Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Планирование в организации: понятие и основные особенности
Реализация бизнес-идеи в первую очередь зависит от правильного написания бизнес-плана. Для правильного создания бизнес плана необходимо придерживаться особых правил, и он должен соответствовать общепринятой структуре. Серьезность подхода, проработка всех пунктов и разделов, а также уровень заинтересованности – являются гарантом качества нового проекта. Получить желаемый результат с минимальными рисками потери вложенных средств поможет тщательно проработанный документ – бизнес-план.
Под бизнес-планом понимается экономическая программа пошагового выполнения бизнес-операций на этапе внедрения нового проекта. Документ содержит главные моменты будущего коммерческого предприятия: его сферу деятельности, перечень выпускаемой продукции или услуг, рыночную стратегию хозяйствования, маркетинговую политику, предполагаемый уровень рентабельности производства. Бизнес-планирование позволяет не только обосновать необходимость разработки того или иного инвестиционного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях .
Важность всеобъемлющего и продуманного бизнес-плана невозможно переоце¬нить. От него зависит многое: внешнее финансирование, предоставление кредита со стороны поставщиков, управление операциями и финансами, развитие и маркетинг бизнеса, а также, в конечном счете, реализации миссии фирмы.
Нередко можно услышать, что главная задача при составлении бизнеса-плана - привлечь финансирование в той или иной форме. Тем не менее ценность бизнес-плана ограничивается необходимостью убедить инвесторов в том, что у предприятия есть бизнес-идея, в которую стоит вложить средства . Он имеет большое значение и для управленческого персонала фирмы, поскольку точно определяет цели пред¬приятия, а также сроки и способы их достижения.
Существуют четыре основные причины составления бизнес-плана .
1. Возможность предвидеть и устранить проблемы до того, как они возникли. В процессе работы над бизнес-планом составляют прогнозные отчеты, сравнивают фактические показатели с запланированными, анализируют рыночные тенденции, что в совокупности позволяет предвидеть некоторые подвод¬ные камни, которые могут ожидать фирму в будущем;
2. Возможность привлечь инвестиции, необходимые для реализации бизнес-идеи. Ни один инвестор или кредитор не расстанется со своими деньгами, если ему не будут предъявлены в письменной форме убедительные доказатель¬ства того, что его вложения окупятся с высокой долей вероятности.
3. Бизнес-план - это стандартный документ современного делового мира, «лицо» предприятия, на которое обращают внимание в первую очередь.
4. Возможность использовать бизнес-план как инструмент контроля и управле¬ния во внутренней деятельности фирмы.
Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный и макроэкономический анализ, проводимые специализированным научными организациями.
Бизнес-план представляет собой документ, в котором освещаются все характеристики будущей организации, проводится анализ возможных проблем и рисков, их прогнозирование и методы, с помощью которых удастся их избежать :
Безупречно составленный и структурированный бизнес-план нужен для решения определенных задач :
сформулировать главную цель проекта, его стратегическое направление, спрогнозировать развитие событий в краткосрочном и долгосрочном периодах;
определить сегменты рынка, приемлемые для продукции фирмы, и целевую аудиторию потребителей;
оценить конкурентоспособность предприятия, основываясь на показателях доли целевого рынка или его сегмента;
разработать ассортиментную политику и охарактеризовать показатели предполагаемой продукции и услуг;
рассчитать допустимую величину потенциальных затрат производственной и непроизводственной направленности;
определить тактику маркетинговой политики в сфере ценообразования, эффективности стимулирования сбыта, анализ освоенных сегментов рынка и потенциальной целевой аудитории;
оценить оптимальное соотношение реальных возможностей предприятия и поставленные к реализации цели.
Центром бизнес-плана является совокупность финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегии компании. Бизнес-план является важнейшим инструментом, позволяющим нарастить капитал организации фирмы. В процессе и по итогам разработки бизнес-плана можно детально оценить деятельность компании со всех сторон. Именно бизнес-план является ключевым документом в переговорах с возможными партнерами компании, а также с прочими контрагентами, в том числе при приеме на работу важных для компании сотрудников.
1.2. Типология бизнес-планов
Классификация бизнес планов производится по критериям, которые перечислим ниже.
По типу, в зависимости от сферы приложения. Различаются следующие типы :
Экономический;
Организационный;
Технический;
Социальный;
Смешанный.
По классу, в зависимости от числа и размеров объектов, для которых разработан проект :
Монопроект, разрабатывается для отдельного предприятия или организации.
Комплексный, или мультипроект, по определению, разрабатывается, когда в проекте на равных началах в качестве объектов задействовано несколько предприятий. Для каждого из них в рамках мультипроекта разрабатывается собственный монопроект.
Монопроект представляет собой комплекс из монопроектов и мультипроектов. Разрабатывается для регионов и отраслей.
По масштабу, в зависимости от масштабности проекта, то есть, в зависимости от объема финансирования, а также в зависимости от количества задействованных предприятий, организаций и трудовых ресурсов.
По длительности:
Краткосрочные, со сроком реализации не более трех лет;
Среднесрочные, со сроком реализации не менее трех и не более пяти лет;
Долгосрочные, со сроком реализации более пяти лет.
По сложности:
Простые;
Сложные;
Очень сложные.
Бизнес планы для инновационных проектов
По виду, в зависимости от характера задействованных в проекте ресурсов:
Организационный;
Научный;
Образовательный;
Смешанный.
В зависимости от целевого назначения бизнес-планы делятся на несколько видов :
Внутренний – формируется как внутренний рабочих документ организации. Используется руководством и менеджментом для качественного анализа работы компании, выработки важных решений в управлении организацией, формирования долгосрочных стратегий развития бизнеса компании;
Внешний – формируется для внешних инвесторов. Целью такого бизнес-плана является привлечение инвесторов, получения займов, развития уже действующей компании. Такой бизнес-план может также разрабатываться, если владелец хочет продать фирму: для более выгодной продажи.
В зависимости от целей разработки бизнес-плана их можно разграничить по четырем основным типам:
Бизнес-план компании. Это самый распространенный тип. Документ «для внутреннего использования», о котором было написано выше;
Инвестиционный бизнес-план разрабатывается для инвесторов, описывает характеристики вашего бизнеса и содержит данные маркетинговых исследований;
Кредитный бизнес-план необходим для получения займа в банке. Показывает реальную потребность в кредите, возможности использования кредитных средств и их возвратность;
Бизнес-план для получения гранта или субсидии от государства или негосударственных структур. В таком бизнес-плане необходимо акцентировать внимание на пользе вашего бизнеса для региона или страны в целом либо его социальной составляющей (например, экологические проекты).
1.3. Организация процесса бизнес-планирования
Бизнес-план можно выполнить двумя способами :
1. Первый вариант – обращение в специализированную компанию, которая выполнит эту работу. Как правило, такую услугу предоставляют различные маркетинговые агентства. Специалисты оценят рыночную ситуацию, проведут необходимые исследования и расчеты, сформулируют наиболее приемлемую концепцию развития и основные ключевые показатели. Естественно, что заказ разработки бизнес-плана потребует определенных затрат. Стоимость услуги зависит от региона, квалификации агентства и объема работы. Как правило, в итоговом документе учитываются и отдельные пожелания клиента.
2. Написать бизнес-план с нуля можно самостоятельно. Это бесплатно, но процесс требует приложить силы и определенные знания. В качестве первого шага на этом пути можно найти в интернете образец с расчетами или готовые примеры, адаптировав их под собственный бизнес.
Специалисты не рекомендуют приобретать готовый бизнес-план, если он не адаптирован к данному конкретному бизнесу, не имеет анализа состояния рынка в данном городе или регионе, и не адаптирован именно под данные конкретные условия.
Преимуществами заказа бизнес-плана у внешних организаций являются :
Больше возможность получить на выходе качественный документ, отвечающий всем ожиданиям заказчика. Чаще всего составлением бизнес-планов занимаются люди, имеющие какое-то отношение к банкам (бывшие/настоящие сотрудники, с профильным образованием, опытные), то есть профессионалы. Если бизнес-план по каким-то причинам не подходит, можно вернуть его на доработку;
Можно сэкономить время и, в большинстве случае деньги, которые не придется тратить на различные ошибки в процессе организации бизнеса;
Многие компании, занимающиеся разработкой бизнес-планов, предлагают их сопровождение, т.е. защиту проекта в банке, и помощь на начальных этапах реализации.
Отрицательные стороны заказа бизнес-плана у внешних организаций :
Высокая цена разработки бизнес-плана;
Высокий риск приобрести недобросовестно выполненную работу;
Трудности с выбором специалистов. На сегодняшний день существует множество компаний, которые предлагают услуги по создания бизнес-планов, так что вопрос выбора действительно является проблемой.
Написание бизнес-плана самостоятельно также имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества :
Экономия значительной суммы денег;
Полное вникание в тему бизнес-плана «изнутри» в процессе его разработки;
После написания бизнес-плана можно отдать его на проверку специалисту в области бизнес-планирования за намного меньшую плату, чем заказ создания бизнес-плана «с нуля».
Недостатки :
Затрата большого количества времени на разработку бизнес-плана;
Невозможность для новичка создания высококачественного документа с необходимыми финансовыми расчетами, которые может выполнить только профессиональный экономист.
Методические рекомендации по разработке бизнес-планов выложены на порталах региональных центров занятости населения или торгово-промышленных палат. Из них можно почерпнуть особенности и стандарты документов.
Рассмотрим универсальную пошаговую инструкцию для самостоятельной разработки бизнес-плана.
1. Определение типа документа.
Выше были указаны типы бизнес-планов (бизнес-план компании; инвестиционный бизнес-план; кредитный бизнес-план; бизнес-план для получения гранта или субсидии от государства или негосударственных структур).
2. Сбор и анализ информации .
Описание товара или услуги, которые планируется реализовывать. Акценты необходимо сделать на конкурентных преимуществах продукта. Если он дешев, технологичен или вообще не имеет аналогов, обязательно отметьте это;
Анализ рынка сбыта. Важно тщательно изучить потенциальный рынок сбыта вашего товара или услуги. Это можно сделать с помощью различных инструментов. Например, проанализировать продажи аналогичных товаров или выпустить на рынок пробную партию своего товара. При этом на практике можно понять, как будет распространяться товар, его актуальную цену, возможности стимулирования потребителей и каналы продвижения (реклама);
Оценка конкурентов. Конкурентов нужно изучить досконально. Это поможет выделить преимущества своего продукта, а также предугадать действия других игроков рынка;
Анализ производства. Здесь важно оценить собственные производственные возможности (знать, сколько продукта вы сможете поставлять на рынок), их гибкость (возможность модернизации, расширения, перепрофилирования и проч.). Неплохо оценить и максимальные возможности бесперебойных поставок сырья и расходных материалов. Если бизнес-план составляется для компании или предприятия сельского хозяйства, то нужно сделать определенную поправку на риски природного характера, а все расчеты проводить исходя из пессимистического сценария развития ситуации;
Организационные моменты. Набор команды профессионалов и организация работы тоже требуют затрат ресурсов. Необходимо внимательно проанализировать эти моменты;
Предполагаемый финансовый план. В этой части исследования необходимо посчитать объемы затрат на вышеперечисленные пункты и текущую деятельность, а также оценить выручку, прибыль и сроки окупаемости.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (в ред. от 26.07.2017 N 205-ФЗ)
2. Абрамс, Р. Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса/ Ронда Абрамс; Пер. с англ. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. - 486 с.
3. Акимов В. В. Экономика отрасли (строительство) : учебник / В.В. Акимов, А.Г. Герасимова, Т.Н. Макарова, В.Ф. Мерзляков, К.А. Огай. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 300 с.
4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2015. – 424 с.
5. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 564 с.
6. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа – М.: ИНФРА-М, 2015. – 298 с.
7. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, 2011. – 321 с.
8. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 240 с.
9. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учебное пособие / В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 192 с.
10. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2013 - 248 с.
11. Бизнес-планирование: Учебное пособие / Под ред. проф. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 296 с.
12. Бронникова Т. С. Разработка бизнес-плана проекта : учеб. пособие / Т.С. Бронникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 215 с.
13. Буров В. П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учебное пособие / В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2015. - 192 с.
14. Бухалков М. И. Планирование на предприятии: Учебник / М.И. Бухалков. - 4-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 411 с.
15. Вартанов А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 245 с.
16. Загидуллина Г. М. Экономика строительства: Учебник/Г.М.Загидуллина, А.И.Романова - 2 изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 360 с.
17. Донцова Л.В., Никифорова Н.А., Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2013. – 231 с.
18. Дубровин, И. А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник для бакалавров / И. А. Дубровин. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2013. - 432 с.
19. Ендовицкий Д. А. Анализ инвестиционной привлекательности организации. – M.: Издательский дом “КноРус”, 2010. – 374 с.
20. Иващенко Н. П. Методические рекомендации к разработке бизнес-плана инновационного предпринимательского проекта: Учебно-методическое пособие / Под ред. Иващенко Н.П. - М.:Эк. ф-т МГУ, 2016. - 133 с.
21. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: Учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с.
22. Инвестиционный менеджмент: Учебник / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова, Н.И. Лахметкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 333 с.
23. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 356 с.
24. Комплекс оптимизационных и имитационных моделей для исследования реализации предприятиями инвестиционных произв.проектов: Монография / Б.А. Романов. - М.: ИЦ РИОР и др., 2015 - 292с.
25. Лапыгин Д. Ю. Бизнес-план: стратегия и тактика развития компании / Лапыгин Д.Ю., Лапыгин Ю.Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 332 с.
26. Липсиц И. В. Экономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Экономика" / Липсиц И.В., - 8-е изд., стер. - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 607 с.
27. Любушин Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Юнити-Дана, 2015. – 456 с.
28. Мелехин В.Б. Саидов М.А. Формирование целей стратегического управления функционированием и развитием строительного предприятия в нестабильной окружающей среде / Интернет-журнал \"Науковедение\", Вып. 2 (21), 2014
29. Мельник М.В., Бердников В.В. Анализ и контроль в коммерческой организации. – М.: Издательство «ЭКСМО», 2014. – 560 с.
30. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 416 с.
31. Михайлов А. Ю. Организация строительства. Календарное и сетевое планирование: Учебное пособие / Михайлов А.Ю. - Вологда:Инфра-Инженерия, 2016. - 296 с.
32. Негашев Е. В. Аналитическое моделирование финансового состояния компании: Монография / Е.В. Негашев - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 186 с.
33. Никонова, И.А. Проектный анализ и проектное финансирование / И.А. Никонова. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 160 с.
34. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 425 с.
35. Плотников А. Н. Экономика строительства: Учебное пособие / Плотников А. Н. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.
36. Попадюк Т. Г. Бизнес-планирование: Учебное пособие / Под ред. проф. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 296 с.
37. Профессиональное управление проектом/ К. Хелдман ; пер. с англ. А.В. Шаврина. - 6-е изд. (эл.). - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 731 с.
38. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие / Т.С. Бронникова. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 224 с.
39. Риски хозяйствующих субъектов: теоретические основы, методологии анализа, прогнозирования и упр.: Уч.пос. / В.И.Авдийский, В.М.Безденежных. -М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М,2013 - 368 с.
40. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2015. – 342 с.
41. Синяева, И. М. Маркетинг в малом бизнесе: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080111 «Маркетинг» / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с.
42. Сироткин С.А., Кельчевская Н.Р. Экономическая оценка инвестиционных проектов. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 312 с.
43. Сооляттэ, А. Ю. Управление проектами в компании: методология, технологии, практика: учебник / А. Ю. Сооляттэ. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. – 816 с.
44. Управление маркетинговыми проектами на предприятии: Учебное пособие / С.А. Мамонтов, Н.М. Глебова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 174 с.
45. Форд Б. Р. Руководство Ernst & Young по составлению бизнес-планов / Форд Б.Р., Борнстайн Д., Пруэтт П., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 258 с.
46. Черняк В. З. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / В. З. Черняк и др.; под ред. В. З. Черняка, Г. Г. Чараева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 591 с.
47. Чечевицына Л.Н. Экономический анализ: учебн. пособие для средних профессиональных учебных заведений – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 113 с.
48. Шредер Н.Г. Анализ финансовой отчетности. – М.: «Альфа-Пресс», 2014. – 173 с.
49. Экономика отрасли (строительство): Учебник / В.В. Акимов, Т.Н. Макарова, В.Ф. Мерзляков и др. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 300 с.
50. Экономика предприятия и организации: Учебник/ Под редакцией Шелгунова И.Н. – М.: Юристъ, 2015. – 563 с.
51. Экономическая оценка инвестиций: Учеб. пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 241 с.
52. Янковская В. В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 425 с.