- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО В РФ : СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Банковское дело
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО В РФ : СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ"?72 страницы
49 источников
Добавлена 02.07.2021 Опубликовано: studservis
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса 5
1.1Особенности рынка банковских услуг 5
1.2 Виды и особенности кредитных банковских продуктов 11
1.3 Рынок кредитных банковских продуктов и услуг 15
2 Анализ банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в РФ 31
2.1 Понятие и сущность субъектов малого и среднего бизнеса в РФ 31
2.2 Рынок банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в РФ 35
2.3 Недостатки банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в РФ 44
3 Перспективы банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в РФ 49
3.1 Рекомендации по устранению недостатков банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в РФ 49
3.2 Тенденции современного рынка банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в РФ 54
3.3 Перспективы банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность темы исследования. Современный мир, эпоху рыночных отношений сложно представить без предприятий малого и среднего бизнеса. Именно они сегодня обеспечивают рабочими местами более половины населения стран с наиболее развитой экономикой, способствуют поддержанию «здоровой» конкуренции и насыщению рынка более качественными товарами, являются отличной базой для быстрого создания новых производств. И это далеко не все преимущества, которыми обладают субъекты МСП при должном уровне финансовой обеспеченности. Всего в России по состоянию на 10.11.2017 зарегистрировано 5 862 360 субъектов МСП, при этом большинство из них это ИП – 3 105 636, а юридических лиц составляет 2 756 724 субъектов. Согласно статистике численность работников, трудоустроенных в данных организациях составляет 15 960 987 человек. Значение данного показателя весомо в рамках нашей страны, ведь оно превышает 20 % от всего экономически активного населения России (76 587 500 чел. на начало 2017 года). Таким образом, значимость субъектов малого и среднего предпринимательства сложно переоценить, ведь более 1/5 трудоспособного населения Российской Федерации – это работники рассматриваемого сегмента экономики .
Большинство субъектов МСП в силу ограниченности собственных денежных средств нередко нуждаются в сторонней финансовой поддержке. Вариантов получения необходимых денежных средств у предприятий достаточно. Финансовую поддержку субъекты МСП могут получить за счет субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам, грантам и др., однако наиболее значимым источником финансирования для МСП являются кредиты коммерческих банков.
Цель исследования – изучить и проанализировать банковское кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в РФ: состояние и перспективы.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса;
2) совершить анализ банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в РФ;
3) проанализировать перспективы банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в РФ.
Объект исследования – субъекты малого и среднего бизнеса.
Предмет исследования - банковское кредитование.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса
1.1 Особенности рынка банковских услуг
В современной России существует большое количество коммерческих банков, основной деятельностью которых является реализация различных банковских продуктов и услуг. К таким услугам и продуктам можно отнести проведение валютных операций, сберегательные депозиты, хранение ценностей, кредиты, депозиты. Главная стратегическая цель банка – привлечение максимального количества клиентов, расширение рынка сбыта и увеличение занимаемой доли рынка, которые должны привести к увеличению прибыли.
Если несколько лет назад конкуренция на рынке была незначительная, то сейчас, особенно в период кризиса, она настолько высока, что банкам приходится реализовывать весь спектр существующих продуктов и услуг для повышения собственной конкурентоспособности. Уже сейчас коммерческий банк способен предложить своему клиенту более 200 банковских продуктов и услуг, при этом достаточно широкая диверсификация позволяет не только сохранять постоянных клиентов, но и привлекать новых.
Прежде чем начать подробное изучение ассортимента предоставляемых банковских услуг на современном российском рынке необходимо дать определение самому понятию – банковский продукт.
Банковский продукт – это предоставляемый банком в определенной последовательности взаимосвязанный комплекс банковских услуг, направленный на удовлетворения потребностей клиента банка. Важно помнить, что в основе каждого банковского продукта лежит определенная технология, которая определяет тип продукта. Например:
- расчетные банковские счета;
- депозитарные и сберегательные счета;
- кредиты.
Стоит отметить, что существуют различные формы кредитования: ипотечное, потребительское, овердрафты, факторинг, лизинг и другие.
Кроме того, банковские продукты и услуги включают в себя и проведение операций по карточным счетам. Для обеспечения доступа к деньгам, хранящимся на счету у клиента, банком выпускается карта.
Рассмотри основные виды банковских продуктов.
Валютные операции представляю собой продажу банком одной валюты, например, американского доллара, за другую, например, за фунты стерлингов. При проведении данной операции взимается определенная плата за предоставляемую услугу. Стоит учесть, что не во всех коммерческих банках предоставляется данная услуга, так как она сопряжена с валютным риском. В основном обменными операциями занимаются крупные банки.
Сберегательные депозиты создаются в целях изыскания дополнительных средств. Для клиента такой депозит представляет собой размещение денежных средств в банке с целью сохранения и получения дохода. В зарубежной практике к сберегательных относят депозиты, предназначенные для накопления денежных средств населения. При этом к сберегательным вкладам никаким образом не относятся денежные средства, которые размещены на счета для выполнения расчетных операций. В российской практике к сберегательным счетам относят как срочные вклады населения, так и счета граждан до востребования.
Стоит отметить отдельный вид счетов – чековый. Подразумевается открытие одного счета до востребования, который позволяет вкладчику выписывать в уплату за предоставление различных товаров и услуг переводные векселя. Эти векселя выплачиваются банком и немедленно.
Хранение ценностей в банковских ячейках. Обычно к ценностям относят драгоценные металлы, драгоценные камни, ценные бумаги и документы. Безопасность хранения обеспечивает отдел банка, отвечающий за аренду сейфов. Сохраняется в банке ценность до того момента, пока она не понадобится клиенту. Существуют различные виды аренды ячеек – от посуточной аренды, до более продолжительных периодов.
Кредитование представляет собой финансовые отношения, когда банком выдается денежная сумма во временное пользование, а клиент пользуется ей на условии возвратности и возмездности. В банках кредиты выдают как в национальной, так и в иностранной валютах.
Одним из основных видов банковских услуг является предоставление консультаций. Традиционно банки консультируют своих клиентов по вопросам инвестирования, покупки различных ценных бумаг. Так же предоставляются консультации по ведению бухгалтерского учета, заполнения налоговых деклараций. Для юридических лиц проводятся консультации по проверки кредитоспособности новых контрагентов.
Одна из самых важных деятельностей банка – разработка новых банковских продуктов. Основой для этого является удовлетворение каких-либо потребностей клиентов. Эффективность работы банка определяется возможностью предоставления реальной выгоды клиенту, который покупает тот или иной продукт.
Для того чтобы новый банковский продукт на выходе был востребован среди клиентов, на первом этапе разработки производится мониторинг внешней среды с целью поиска идей. Информация собирается агентами банка и консультантами, которые непосредственно связаны с клиентами. Полученная в ходе сбора информация позволяет определить существующую потребность. После того, как маркетологи получат и проанализируют информацию, выдвигается несколько идей по созданию нового продукта. Среди предложенных идей отбирается наиболее подходящая для банка и определяются свойства потенциального нового продукта. На последнем этапе проводится анализ потенциального рынка сбыта на предмет целесообразности затрат на разработку, внедрение и сопровождение продукта. Если по результатам исследования возможная прибыль будет превышать затраты, то банк переходит непосредственно к разработке продукта.
Этап разработки по праву считается самым тяжелым. На этом этапе проводится изучение нормативно-правовой базы, обучение персонала, получение лицензии на реализацию продукта.
Конечным этапом является тестирование, когда новый продукт предлагается ограниченному числу клиентов среди постоянных. Если новая услуга действительно отвечает всем требованиям клиента и имеет положительный отклик, то банк предлагает ее уже более широкому кругу клиентов и выводит на рынок.
Стоит отметить, что создание новых продуктов положительным образом влияет на работу банка. Это позволяет банкам не только провести более точную работу по привлечению новых клиентов, но и увеличить свою прибыль.
Таким образом мы видим, что современная экономическая обстановка в мире в общем и в России в частности вынуждает коммерческие банки не только осваивать и предоставлять максимально возможный спектр продуктов и услуг, но и заниматься разработкой. В сложившихся условиях некоторые мелкие банки вынуждены закрываться, некоторые находятся на грани банкротства, но те, которые могут подстраиваться под изменяющиеся условия и оперативно реагировать на изменяющийся спрос, не только сохраняют, но и преумножают своих клиентов.
В последние года на российском рынке банковских услуг и продуктов сложились такие тенденции:
- быстрое развитие информационных, банковских технологий, которые позволяют банкам расширять свой ассортимент предоставляемых услуг и продуктов;
- перестройка финансового и банковского секторов, характеризующаяся появлением новых сегментов рынка;
- повышение финансовой грамотности клиентов.
Улучшение ассортимента банковских услуг и продуктов происходит за счет высоких темпов роста глобализации и интеграции экономических процессов во всём мире.
Таким образом, российский рынок характеризуется выделением новых сегментов. В каждом новом сегменте есть своя база клиентов, которая представляет собой определённое число клиентов банка, у которых открыты банковские счета, карты, открыты депозиты и выданы кредиты. Если учесть все перемены в предпочтениях клиентов, быстрый рост развития технологий и постоянное изменение состояния конкурентной среды, банку становится невыгодным предлагать клиентам уже давно используемые услуги и продукты. Поэтому каждому банку располагать собственными технологиями и идеями, чтобы разработать что - то новое или усовершенствовать уже имеющееся.
С каждым годом увеличивается количество людей, которые используют пластиковые карточки, поэтому необходимо увеличит количество банкоматов и касс, особенно в местах массового скопления людей. Так же для увеличения клиентской базы банкам необходимо увеличивать объемы кредитования населения и расширять ассортимент своих кредитных продуктов, проводя постоянные рекламные акции для информирования населения о существующих продуктах и условиях их получения. Наиболее перспективными видами кредита B российской федерации на сегодняшний день являются ипотечные, образовательные и автокредиты, а также так называемые накопительные схемы, которые предполагают выдачу кредита после накопления клиентом банка на своём депозитном счету определённой суммы денежных средств.
Однако, по-прежнему, основной проблемой рынка банковских услуг и продуктов в РФ остаётся неинформированность и неграмотность населения, а также недостаточное развитие банковских технологий. Решить эти проблемы возможно при помощи внедрения банковских инноваций. Несмотря на это, опыт российских банков в разработке банковских технологий очень ограничен по причине строго действующего законодательства, которое не позволяет разрабатывать, внедрять и использовать в полной мере новые банковские услуги, так как они не предусмотрены действующим законодательством.
Всё это негативно влияет на деятельность банков и на развитие банковского сектора в целом, замедляет развитие рынка банковских услуг и продуктов, при том, что финансовый и банковский сектор сами по себе развиваются очень быстро: возрастает количество банков, универсализируется их деятельность, становится востребованным индивидуальный подход к каждому клиенту. Именно поэтому большую роль в развитии российского рынка имеет опыт банков зарубежных стран в области разработки и внедрения услуг и продуктов в банковский сектор.
1.2 Виды и особенности кредитных банковских продуктов
Кредитная деятельность банков связана с инициированием создания новых продуктов и в этом смысле она носит интеллектуальный характер. В процессе разработки кредитных продуктов банки должны решать две основные задачи: снижение своих кредитных рисков и максимальное удовлетворение потребностей клиентов. Анализ современной практики и мнений, представленных в экономической литературе, позволяет говорить о том, что в настоящее время главное внимание учеными и практиками уделяется вопросам управления конкурентоспособностью кредитных продуктов с учетом :
- их рискового уровня и доходности;
- формирования имиджа для банков;
- продвижения этих продуктов на рынке;
- видов и стадий разработки и внедрения банковских инноваций. Иными словами, основной упор делается на решении проблем банковского менеджмента и маркетинга, при этом вопросы приближения условий кредитных продуктов к финансовым потребностям клиентов, и прежде всего, корпоративных заемщиков нефинансового сектора экономики, рассматриваются достаточно узко, фрагментарно и опять же с позиции приоритета приемлемости кредитных рисков для банков. Вместе с тем основой возвратности кредитов, а соответственно и минимизации кредитных рисков банков, как известно, выступает завершение кредитуемой сделки, которое возможно на основе гибкого участия кредита в обороте заемщиков, своевременного авансирования его потребностей в капитале и правильного структурирования кредитов со стороны банка. Под правильным структурированием кредитов автор понимает установление банком параметров кредита в соответствии с потребностями платежного оборота заемщиков, что позволяет снизить кредитные риски банков и риски неплатежеспособности их заемщиков и имеет важное теоретическое и практическое значение в современных российских условиях.
Такое структурирование кредита предполагает изучение банком специфики финансовых потребностей своих клиентов, их постоянный мониторинг и быструю реакцию на изменение ситуации. На этой основе банк должен разрабатывать новые кредитные продукты, направленные на оперативное удовлетворение текущих финансовых потребностей клиентов и на инициирование их новых потребностей. В свете необходимости инновационного развития Российской Федерации особо актуальным представляется инициирование со стороны банков кредитными продуктами потребностей компаний в сфере выпуска новой конкурентоспособной на мировых рынках продукции, создания и внедрения передовых технологий и техники производства (оказания услуг).
Современные кредитные продукты в РФ, ориентированные на юридических лиц, специалистами банковской сферы классифицируют по ряду признаков и отдельных критерий.
Например, кредиты могут разделяться по сроку использования:
- Краткосрочные;
- среднесрочные;
- долгосрочные.
Краткосрочные кредитные продукты выдаются не более чем на 12 месяцев. Среднесрочное кредитование предусматривает пользование юрлицами заемными банковскими средствами в течение 36 месяцев, долгосрочное – свыше 36 месяцев (5-10 лет).
Основная цель предоставления краткосрочного кредита – текущие хозяйственные нужды. Источником возмещения заемных средств при оформлении таких банковских продуктов в первую очередь принято считать высвобождаемые из оборота деньги в ходе реализации бизнес-проекта, осуществляемого за счет кредитного займа. Иными словами, источником погашения краткосрочных кредитов, выдаваемых юридическим лицам, считаются текущие денежные поступления.
Целью получения среднесрочных банковских кредитов традиционно считается покупка техники и оборудования, финансирование капитальных вложений, а также текущие расходы.
Целью долгосрочных кредитов, выдаваемых организациям, компаниям и учреждениям, считается воспроизводство основных средств, инвестиционная деятельность. Возврат банковского долга в таком случае осуществляется за счет получения прибыли от внедрения прокредитованного проекта – его экономическая эффективность.
Также кредитные продукты, ориентированные на юрлица, можно поделить по типу обеспечения:
- обеспеченные;
- необеспеченные или бланковые.
Бланковые кредитные продукты, выдаваемые предприятиям (юрлицам), реализуются банками исключительно под обязательство получателя заемных средств вернуть банку выданную ссуду. Стать клиентом банка по такого рода программам могут исключительно финансово устойчивые компании. Срок выдачи бланковых кредитов максимально сжат и составляет не более 10 дней. В большинстве стран постсоветского пространства бланковые кредиты фактически не используются.
Что же касается обеспеченных кредитных продуктов, то их может получить любое предприятия под залог собственного имущества.
В свою очередь обеспеченные кредитные продукты для юрлиц банковские специалисты делят на следующие подвиды:
- закладные;
- гарантированные;
- застрахованные.
Закладные или залоговые банковские кредиты предоставляются юридическим лицам под залог имущества – товарно-материальные ценности, ценные бумаги, валютные средства. В случае нарушения условий возврата заемных средств предприятием-заемщиком по залоговому кредиту банк имеет полное право выставить на аукцион залоговое имущество, вырученные же средства присвоить себе в счет погашения просроченных кредитных обязательства, а также процентов. Следовательно, получить закладной кредит юридическое лицо может при условии наличия достаточного количества имущества, оценочной стоимости которого хватит на погашение суммы кредита и банковских процентов. Т. е. стоимость залога должна быть больше, чем сумма кредита.
Гарантированные кредиты. Такая банковская ссуда возможна лишь при условии предоставления гарантий 100% погашения кредитных обязательств со стороны третьего лица – предприятия, банковского учреждения. Естественно, гарант должен обеспечить доказательства собственной платежеспособности. При оформлении гарантированного кредита к договору прилагается юридически оформленное письмо, в котором указывается наименование гаранта и заемщика, их банковские реквизиты, срок, на который выдается кредит, вид кредита, срок действия гарантии. Это позволяет банку без дополнительных волнений предъявить требования к гаранту, в случае, если основной заемщик не выполнит свои обязательства в указанные сроки.
Застрахованные кредитные продукты предоставляются банками юридическим лицам на основании страхового полиса. Следовательно, перед подписанием кредитного договора заемщику требуется подписать страховое соглашение в страховой компании. Страховка обеспечит гарантированное выполнение кредитных обязательств перед банком, если заемщик потеряет платежеспособность в результате наступления случаев, прописанных полисом.
Кредитные продукты для юр. лиц классифицируют по способу уплаты процентов на:
- кредиты с плавающей процентной ставкой, изменяемой в случае наступления дестабилизации национальной экономики;
- кредиты с фиксированной процентной ставкой.
Также кредиты могут быть срочными, бессрочными, просроченными и отсроченными. Этими названиями они характеризуют скорость возврата заемных денежных средств в банк. Банковские кредиты для юрлиц классифицируют по форме привлечения: прямые и консорциальные (синдицированные).
1.3 Рынок кредитных банковских продуктов и услуг
В современной нормативно-правовой базе Российской Федерации не определены понятие «кредитный продукт банка» перечень, как, впрочем, и понятие, и состав банковских продуктов. В плане уточнения содержания кредитных продуктов следует отметить, что в их основе лежат кредитные услуги, которые являются совокупностью взаимосвязанных интеллектуальных, финансовых, технических и прочих действий (операций) банка, направленных на удовлетворение потребностей клиента в привлечении ресурсов на возвратной основе или итогом деятельности банка по удовлетворению финансовых потребностей клиента. В отличие от кредитной услуги как абстрактной категории кредитный продукт — это то, что клиент фактически покупает у банка, и он выступает конкретным воплощением (способом оказания) кредитной услуги в форме ее четкого определения и структурирования условий, рассчитанных на определенного заемщика или на их группу. В отличие от банковских услуг, набор которых является относительно постоянным, перечень банковских продуктов практически ничем не ограничен. При этом по кредитным услугам набор банковских продуктов является одним из самых разнообразных, что обусловлено широким спектром потребностей кругооборота капитала заемщиков.
Это позволяет утверждать о кредитном продукте как об экономически (функционально) обоснованной и юридически закрепленной системе отношений между конкретным банком и конкретным заемщиком (их группой) по поводу удовлетворения его (их) специфических финансовых потребностей на основе применения определенной технологии кредитования. При этом любой кредитный продукт неотделим от бизнес-процессов его продажи и сопровождения, а значит, должен проектироваться вместе с ними как технология кредитования (кредитный процесс) в целом. Кредитные продукты имеют стоимость (процентную ставку по кредиту) и потребительную стоимость (полезность для заемщика). Конкретно кредитные продукты банков определяет сочетание категории заемщика (в смысле специфики его финансовых потребностей), вида кредита (по набору его параметров) и, что следует выделить отдельно, способа его продажи и метода кредитования (разовое предоставление средств, периодическое предоставление в форме открытия кредитной линии определенного вида, овердрафта).
Анализ рынка кредитных продуктов отечественных банков позволяет выделить несколько этапов его развития:
1) период плановой экономики. Начало этому периоду было положено в ходе кредитной реформы 1930—1932 гг., когда кредитные отношения стали строиться на основе кредитного планирования и были определены принципы банковского кредитования, методы кредитования, расчетов и банковского контроля. Своеобразие плановой системы банковского кредитования определялось тем, что она основывалась на традициях российского банковского дела, для которого были характерны специализация банков, их тесные кредитные связи с предприятиями, активная роль кредита в организации платежного оборота предприятий и совершенная нормативная база кредитования.
Развитие кредитных продуктов банков происходило в направлении:
- расширения и укрупнения объектов кредитования;
- опосредования кредитом все большей части платежного оборота организаций;
- перехода от косвенного к прямому кредитованию, от единичных кредитных продуктов к возобновляемым и комплексным, от компенсационного кредитования к авансированию затрат;
- активного применения метода кредитования по обороту, обеспечивавшего органичное сочетание расчетных и кредитных операций и погашение кредита по мере завершения кредитуемых операций;
- применения спецссудных счетов;
- совершенствования нормативной базы кредитования с учетом отраслевой специфики и упрощения его техники.
Кредитные продукты были нацелены на авансирование стоимости под будущие денежные потоки, которыми они и обеспечивались, что позволяет говорить об обеспечении кредитов непрерывностью кругооборота капитала хозорганов и о применении передовых гибких технологий и техники кредитования, обеспечивавших, говоря современным языком, снижение кредитных рисков банков. Гибкость, доступность и широкий спектр кредитных продуктов, от краткосрочных до инвестиционных, обеспечивали тесные долгосрочные связи банков и заемщиков, индивидуальный подход к клиентам, оперативность управления их текущим платежным оборотом и финансированием капитальных вложений. При этом большее внимание уделялось краткосрочному кредитованию текущих потребностей хозорганов в пополнении оборотного капитала;
2) этап переходной к рыночным условиям экономики (1990-е гг.). Этот этап характеризовался значительным ухудшением качества кредитных продуктов новых коммерческих банков, что выражалось в сокращении их ассортимента, отходе от отраслевой специфики и снижении доступности для клиентов по сравнению с прежним порядком и развитыми странами. Упор при кредитовании стал делаться на всемерное снижение рисков невозврата кредитов, а не на поддержание непрерывности платежного оборота предприятий. В результате, кредитные продукты стали нетехнологичны в плане оперативного удовлетворения потребностей клиентов и погашения кредитов в соответствии с кругооборотом их капитала, своевременное начало и завершение которого создает экономическую основу возврата кредитов и способствует снижению кредитных рисков банков. С рынка исчезли комплексные возобновляемые кредитные продукты долгосрочного характера, специальные ссудные счета, стали преобладать разовые невозобновляемые кредитные продукты краткосрочного компенсационного характера, отягощенные залогом и прочими условиями. Это предопределило объекты кредитования (торгово-посредническая деятельность, первоочередные нужды промышленных предприятий) при общих финансовых затруднениях с неопределенными источниками погашения.
Кредитные продукты банков 1990-х гг. носили дискретный, негибкий и рискованный для всех сторон кредитной сделки характер и не были увязаны в целостную систему. Банки предоставляли разовые целевые срочные кредиты, кредиты в форме овердрафта и невозобновляемых кредитных линий (возобновляемые кредитные линии тогда еще не были разрешены Банком России). В целом произошел регресс рынка банковских кредитов по институциональному и функциональному признакам, выразившийся в пассивной роли банков в авансировании как текущего платежного оборота, так и инвестиционного процесса нефинансового сектора экономики. Это, на взгляд автора, означало переход к идеологии разорванных связей на банковском кредитном рынке, отрыв предприятий от канала постоянной кредитной поддержки банков, что в последующем со всей полнотой выразилось в финансовом кризисе 2008 г. как кризисе недопроизводства применительно к нашей стране.
Постепенно (под влиянием зарубежного опыта) внедрялись подходы к организации кредитного процесса банков, и формировалась система государственного регулирования рынка банковских кредитов в рамках общего и банковского законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;
3) современный этап рыночных отношений. Этот этап относится к началу 2000-х гг., когда были завершены переходные к рыночным условиям преобразования, преодолены последствия финансовых кризисов 1994 и 1998 гг. и заложена нормативно-правовая база Российской Федерации и Банка России по регулированию банковской системы и кредитных операций банков. Как свидетельствует практика, в настоящее время банки применяют разнообразные кредитные продукты и соответствующие им технологии. Однако процесс создания новых кредитных продуктов банками носит во многом хаотичный и отстающий от потребностей клиентов характер, во многом тормозится инерцией экстенсивного развития банков за счет увеличения объемов кредитных вложений и расширения регионального присутствия.
Сами кредитные продукты нацелены прежде всего на снижение рисков банков в ущерб обеспечению непрерывности платежного оборота и стимулированию развития их клиентов, что позволяет говорить о невысокой степени их качества (в плане соответствия потребностям клиентов) и надежности (в плане возможностей погашения кредитов за счет денежных потоков, генерируемых непрерывным оборотом капитала заемщиков). Это по-прежнему говорит о низкой роли банков в инициировании финансовых потребностей их клиентов и пассивной роли кредита в управлении платежным оборотом компаний.
На взгляд автора, исходным принципом разработки кредитных продуктов для банков должен быть клиентоориентированный подход. Он предполагает изменение характера взаимоотношений банков с клиентами, при котором банки должны «знать своих клиентов» и стать консультантами по вопросам ведения их бизнеса. В свете данного подхода стратегия создания кредитных продуктов российских банков должна:
- во-первых, предусматривать разработку продуктов с учетом специфики потребностей конкретного заемщика. Здесь банки должны учитывать отрасль заемщика, масштабы его бизнеса, период работы и стратегию развития на рынке, бизнес-потенциал и характер денежных потоков в целях выявления потенциального спроса на кредитные продукты со стороны своих клиентов. В частности, автор предлагает внедрение отраслевого порядка кредитования, специальных кредитных продуктов для компаний малого и среднего бизнеса, учитывающих недостаток (отсутствие) у них соответствующего требованиям банков обеспечения (прежде всего кредитных продуктов под залог коммерческой недвижимости, приобретаемой малыми и средними компаниями за счет кредитов банков для создания (развития) их бизнеса с одновременной передачей ее в залог банку-кредитору, кредитных продуктов под поручительства региональных фондов поддержки малого и среднего бизнеса, кредитных продуктов в форме лизинга, факторинга).
Принципиально важным здесь является не просто разработка банками кредитных продуктов, исходя из особенностей финансовых потребностей конкретного клиента, а формирование спроса за счет предложения таких кредитных продуктов, которые максимально отвечают потребностям клиентов;
- во-вторых, быть нацелена на развитие тесных, долгосрочных, доверительных отношений между банками и клиентами. Длительные отношения с заемщиками обеспечат банкам большее понимание их бизнеса и намерений, повысят прозрачность заемщиков и позволят выявлять их текущие и потенциальные проблемы с предложением своевременных и оптимальных способов их решения. В свою очередь для клиентов возможность постоянной кредитной поддержки со стороны банков обеспечит непрерывность их текущего платежного оборота, а, значит, устойчивость функционирующего бизнеса, нацелит на реализацию инвестиционных программ, направленных на существенный рост эффективности их деятельности, и тем самым сформирует лояльное отношение к банку. Именно на основе таких постоянных и долгосрочных кредитных отношений между банками и заемщиками возможно, как представляется автору, снижение рисков обеих сторон кредитной сделки. Без данных отношений невозможно развитие банковского кредитования перспективных инвестиционных проектов российской экономики;
- в-третьих, ориентироваться на процесс открытия кредита, при котором заемщики оперативно и в любой момент времени могут получать ресурсы в банке по мере возникновения потребности в них. Здесь российские банки должны переходить от целевых краткосрочных не возобновляемых кредитных продуктов к возобновляемым долгосрочным под совокупную потребность заемщиков в привлечении ресурсов (совокупный объект кредитования). Данному требованию, в свете регламентированных Банком России подходов к организации банковского кредитования, в настоящее время отвечают кредитные продукты, основанные на технике открытия кредитной линии под лимит задолженности (или возобновляемой (револьверной) кредитной линии).
Необходимо разделять текущие потребности заемщиков в привлечении ресурсов для пополнения оборотного капитала и длительные (для реализации инвестиционных проектов, которые обусловливают разные периоды оборачиваемости ссудной задолженности, виды обеспечения кредитов, уровень процентных ставок, схемы выдачи и погашения задолженности, порядок банковского контроля). Поэтому банкам необходимо отдельно открывать кредитные линии на затраты краткосрочного и на затраты капитального характера своих клиентов, что зачастую не соблюдается в современной банковской практике Российской Федерации.
Практика западных банков свидетельствует о том, что в каждой стране сложились свои специфические кредитные продукты, которые не вводились «сверху», а явились результатом длительного сотрудничества банков с клиентами, учета конкретных потребностей заемщиков, обусловленных объективными закономерностями оборота их капитала. Так, например, в США наибольшее распространение получили кредитные линии, в Германии — кредитование на основе контокоррентных счетов, в Великобритании — овердрафты. Общим для данных кредитных продуктов является механизм заключения долгосрочного кредитного соглашения об установлении лимита кредитования и о сроке его действия (например, в США по кредитным линиям это соглашение заключается на срок в пределах одного—двух лет с ежегодным продлением на новый срок, в Великобритании и Германии (по соответствующим кредитным продуктам) это соглашение заключается на срок до нескольких лет). Это и называется открытием кредита. В пределах установленного лимита и срока его действия заемщики могут по мере необходимости в оперативном порядке получать кредиты в банках. Лимиты кредитования дифференцируются для разных заемщиков на момент предоставления кредитов и периодически после их выдачи в зависимости от финансового положения, интенсивности и объемов платежного оборота по банковскому счету и потребности в заемных средствах компаний. При этом банки тщательно отслеживают сроки нахождения отдельных кредитов, выданных в рамках общего лимита и срока, в обороте заемщиков с тем, чтобы не допустить вовлечения заемщиков в покрытие не-снижаемых, постоянных затрат и вовремя принять соответствующие меры (снизить лимит кредитования, приостановить выдачу кредитов, начать работу по взысканию задолженности).
Исходя из сказанного, российским банкам в процессе открытия кредита необходимо прорабатывать подходы к расчету лимитов кредитования отдельных заемщиков (по всем видам кредитных продуктов, которые каждый заемщик может приобрести в данном банке) и лимитов кредитования по отдельным видам кредитных продуктов (например, лимитов овердрафта, кредитной линии на пополнение оборотных средств, кредитной линии на инвестиционные цели и т. д.) и периодическому (например ежеквартальному) мониторингу данных лимитов. Лимит кредитования должен закреплять оптимальное для каждого конкретного предприятия соотношение собственного и заемного капитала (с учетом кредитоспособности заемщика и особенностей его платежного оборота). При этом лимиты овердрафтов, кредитных линий в части, не выбранной заемщиками, являются для банков только правом (опционом) на продажу ресурсов, но не лимитом кредитного риска, так как банки могут отказаться от кредитования в случае установления неблагоприятных факторов в деятельности заемщиков. Также банкам необходимо прорабатывать подходы к мониторингу сроков погашения отдельных кредитов, предоставленных в рамках кредитных линий. Эти сроки должны определяться характером (равномерностью и величиной) денежных потоков клиентов и периодом оборачиваемости кредитуемых объектов. В случае длительных задержек в погашении краткосрочных кредитов, предоставленных в рамках лимита кредитной линии, банки должны рекомендовать заемщикам переоформлять их в целевые долгосрочные кредиты.
Таким образом, к существенным условиям кредитной линии, которые в обязательном порядке должны прорабатываться банками, следует отнести:
- лимит кредитования (порядок его первоначального расчета и периодического пересмотра);
- максимальный срок действия кредитной линии и погашения отдельных кредитов, выдаваемых в рамках кредитной линии;
- величину процентной ставки, виды кредитных линий и порядок их выбора;
- способы обеспечения кредитов и порядок кредитования в случае ухудшения финансового положения заемщика, снижения поступлений на его счета в банках и нарушения им установленных в кредитном договоре условий;
- возможность переоформления отдельных кредитов и/или всей задолженности в целевую срочную ссуду.
Эти условия касаются также и овердрафта, так как по нему кредитование осуществляется в пределах общего лимита и срока его действия;
- в-четвертых, предусматривать внедрение кредитных продуктов с разными вариантами использования заемщиками лимитов кредитования (без права или с правом их превышения в течение ограниченного срока с уплатой повышенных процентов, без предварительного согласования или с согласованием с банком условий конкретной суммы ссуды в рамках кредитной линии), что не запрещено правилами Банка России;
- в-пятых, ориентировать банки на применение гибких способов выдачи и погашения кредитов. Теоретически кредит может предоставляться на расчетный счет заемщика или направляться непосредственно на совершение платежа (платежные кредиты). Оптимальным считается предоставление кредита непосредственно на совершение платежа, поскольку наряду с ускорением оборачиваемости капитала заемщиков и ресурсов банков это позволяет банкам осуществлять контроль за целевым использованием кредита заемщиком.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Гражданский кодекс РФ (часть третья) №146 - ФЗ от 26.11.2001(ред. от 05.05.2014)
2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395 - I от 2 декабря 1990 г.
3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86 - ФЗ от 10 июля 2002 г
4. Федеральный Закон от 11 ноября 2005 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" (с изм. и доп. от 29 декабря 2006 г.) Собрание Законодательства РФ, 2007 г, №6. 501 с.
5. Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 №28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в РФ» (с изм. от 8 мая 2004 г.). Собрание Законодательства РФ, 2007 г, №6. 501 с.
6. Методические рекомендации по организации и порядку осуществления программ ипотечного жилищного кредитования/ Под ред. Н.Б. Косаревой. – М.: Фонд "Ин-т экономики города". - [2-е издание, дополненное]. - М. : Институт экономики города, 2015. 89 с.
7. Артемкина Е.В. Государственная поддержка ипотечного жилищного кредитования в контексте решения социально-экономических проблем российского общества // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 4. - С. 330-332
8. Асаул А.Н. Экономика недвижимости. 2-изд. – СПб.: Питер, 2014 г., - С. 174-206
9. Бабина Н.В. Кредитные истории и кредитные бюро как источник информации о розничном ссудозаемщике: В сб. научн. докладов и выступлений секции «Антикризисное управление в сфере сервиса» на 11-й научно- 88 практической конференции «Наука - сервису», ГОУВПО «МГУС». - М., 2014. 216 с. 1
10. Бабина Н.В. Система оценки кредитоспособности физических лиц // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. №4(21). 2012. 156 с.
11. Блад Р. Страхование кредитного риска при ипотечном жилищном кредитовании в Российской Федерации // Международный семинар. Жилищное финансирование, ипотечное жилищное кредитование. Дубна, 2014. - С. 98-138
12. Бровкина Н. Е. Тенденции развития продуктов российского кредитного рынка // Деньги и кредит. 2011. № 3. С. 37-42.
13. Бударь С.Ю., Бургун Н.В., Бердышев О.К. Удовлетворенность потребителей как критерий эффективности деятельности предприятия // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: сборник статей студентов, аспирантов молодых ученых и преподавателей - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С.27-29
14. Величко Н.Ю. Исследование лояльности и удовлетворенности потребителя и методы управления ими/В книге: Социально-экономические и правовые основы развития экономики. Уфа, 2015. С.58-69
15. Гузикова Л.А. Ипотечный рынок России: состояние и проблемы / Л.А. Гузикова // Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2015. - №3. - С. 25-27
16. Дзансолова Б.С. Новые банковские продукты и проблемы их внедрения на Российском рынке // Актуальные проблемы теории и практики.–2012. – №2. – С. 14 – 16. 3.
17. Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособие /Колтыпин П.Н., Багрий Н.М., Склярова Ю.М., Скляров И.Ю., Гурнович Т.Г., Воронин М.А., Капустина Е.И., Тельнова Н.Н., Манжосова И.Б., Германова В.С., Шилова Н.А., Чепракова Т.Н., Бездольная Т.Ю., Григорьева О.П., Кулешова Л.В., Феронова А.В., Скребцова Т.В., Собченко Н.В.,Мануйленко В.В., Величко Н.Ю., Минасян С.Д. Изд-е 5-е. перераб. и доп. М.: Финансы и статистика; Ставрополь: Изд-во СтГАУ «Агрус». 2011. 352 с.
18. Евсеева Н.В. Особенности развития банковских услуг в России. // Банковский маркетинг. – 2012.
19. Журкина Н.Г. Современная ипотека: состояние, проблемы, решения // Финансы. - 2014. - №6.- С.17-19
20. Заблотская Л.В. Финансовый механизм ипотеки// Коммерсант – деньги. - 2016 г. - № 46. - С.10
21. Иванов В.В. Ипотечное кредитование / Информ.-внедрен. центр «Маркетинг». — М., 2014. 42 с.
22. Кирьянов, М.А. Ипотечный кредит – это социальная ответственность / М.А. Кирьянов // Банковское дело. – 2011. - №11. – С. 27-32
23. Красиков А.Жилье в кредит.// Твой новый дом. - 2015.- № 10. - С. 15-18 26 Кулакова А. Ю. Ипотечное жилищное кредитование в России // Молодой ученый. — 2014. — №17. - С. 282-285
24. Кртян А. С. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса // Молодой ученый. — 2014. - № 6.- С. 7-10
25. Кулешова Л.В., Лапина Е.Н. Проблемы и перспектив развития ипотечного кредитования в мире: Сборник научных трудов: Материалы международной научно-практической конференции г. Ставрополь, 23 июня 2010 – Ставрополь: ИП Сыровец В.Л., 2010. - С. 58-67
26. Кульмухаметова, Ф.М. Ипотечное кредитование / Ф.М. Кульмухаметова // Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2009. - №4. - С. 15-17
27. Леднев М. В. Новые продукты для финансирования бизнеса // Банковское кредитование. 2011. № 2 (36). С. 89-97.
28. Лященко Н.А. Причины и факторы возникновения банковского кризиса// Управление и экономика в XXI веке. -2014. -№ 1. -С. 31-37.
29. Лященко Н.А. Совершенствование банковской системы на современном этапе //Управление и экономика в XXI веке. -2015. -№ 2. -С. 43-48.
30. Рынок банковских продуктов // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XXXI студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 2(31)
31. Самойлова Т. Банки и банковские продукты // Популярные финансы. – 2014. - № 3. - С.23– 26.
32. Семенюта О.Г., Данченко Е.А., Панченко Н. О. Рынок банковских услуг как фактор устойчивости банковской системы // Финансы и кредит. 2014. № 2. С. 2-9.
33. Современная модель эффективного бизнеса: монография/Н.Ю.Величко, Н.А. Гончарова, В.В.Заболоцкая и др./Под общ. ред. С.С.Чернова. -Книга 10. -Новосибирск: ООО «Агенство «СИБПРИНТ», 2012. -С. 94-107.
34. Суходоева Л.Ф., Мудрак А.А. Банковский и кредитный продукт как инновационный термин, фокусирующий клиентоориентированный подход к его экономическому содержанию // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 3. – С. 133-138
35. Экономика и менеджмент в современной России: коллективная монография /Величко Н.Ю., Беляева Е.В., Бассова Л.А., Глоян Р.Р./ под общей редакцией А.Ю. Яковлевой-Чернышевой. Сочи. 2014. - 114 с.
36. Экономика и управление в современной России: теории и практика коллективная монография /Величко Н.Ю., Беляева Е.В., Лященко Н.А., Тординава И.К., Бударь С.Ю., Глоян Р.Р., Федоров О.В., Филонова Э.А./ под общей редакцией А.Ю. Яковлевой-Чернышевой. Сочи. 2015. 140 с.
37. Экономика: мировой исторический опыт и современные проблемы монография. Книга 3/под ред. М.М. Скорева. -Ставрополь: Логос, 2014. -С.27-61
38. Эриашвили Н.Д. – Маркетинг: Учебник для вузов – 2012. – глава 18.2
39. Яковлева-Чернышева А.Ю. Управление предпринимательством в рекреационном кластере. Дис. ... д-ра экон наук / А.Ю. Яковлева-Чернышева. - СПб., 2012. - 252 с.
40. Яковлева-Чернышева А.Ю. Основные направления совершенствования кредитной системы Российской Федерации // Экономика и управление в современной России: теория и практика: коллективная монография. - Сочи: Международный инновационный университет. - С. 81-96.
41. Актуальные проблемы кредитования малого и среднего предпринимательства в России. - https://research-journal.org/economical/aktualnye-problemy-kreditovaniya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossii/
42. Анализ развития российского рынка банковских продуктов и услуг в современных условиях. - https://elibrary.ru/item.asp?id=26024718&
43. Банки, на клиента — равняйсь! - http://expert.ru/siberia/2016/49/banki-na-klienta---ravnyajsi/
44. Банковские кредитные продукты: основная классификация. - http://www.nwsbrf.ru/credits-debits/293-bankovskie-kreditnye-produkty-osnovnaya-klassifikaciya.html
45. Кредитные продукты современных российских банков. - https://cyberleninka.ru/article/n/kreditnye-produkty-sovremennyh-rossiyskih-bankov
46. Кредитование малого бизнеса "с нуля" в России. - http://www.estimatica.info/assessment/business/124-kreditovanie-malogo-biznesa-v-rossii-
47. Кредитование малого и среднего бизнеса в России по итогам 2017 года: рост вопреки статистике. - https://raexpert.ru/researches/banks/frb_2017_itog
48. Оценка конкурентоспособности банковских продуктов на рынке корпоративного кредитования. - http://naukarus.com/otsenka-konkurentosposobnosti-bankovskih-produktov-na-rynke-korporativnogo-kreditovaniya
49. Понятие и общая характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. - http://journals.rudn.ru/law/article/viewFile/5297/4750
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней