Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В рамках данной работы проведено создание программного обеспечения для автоматизации задач учета успеваемости школьников. Актуальность проблематики использования информационных систем для решения задач, связанных с обеспечением образовательного процесса, связана с необходимостью повышения эффективности деятельности сотрудников учебных отделов, получения сводной отчетности, отражающей показатели качества учебного процесса, обеспечения возможностей принятия управленческих решений по оптимизации работы в области организации учебного процесса.
Целью работы является создание программного решения «Электронный журнал образовательного учреждения».
Задачи работы:
анализ специфики учета успеваемости школьников;
разработка функциональной модели учета успеваемости, анализ структуры информационных потоков;
определение недостатков технологии учета успеваемости в отсутствие информационных технологий, определение задач, требующих использования программного обеспечения;
разработка структуры данных информационной системы учета успеваемости школьников;
разработка пользовательских сценариев работы с системой, определение требований к архитектуре программного обеспечения;
разработка программного обеспечения для автоматизации технологий учета успеваемости школьников;
оценка экономического эффекта внедрения информационной системы.
Объект исследования: технология учета успеваемости школьников.
Предмет исследования: информационная система учета успеваемости школьников.
1.Аналитическая часть
1.1. Общая характеристика МБОУ СОШ №1
В рамках данной работы проведен анализ деятельности МБОУ СОШ №1. Средняя школа работает в соответствии с образовательным стандартом ФГОС, в среднем и старшем звене организованы профильные классы физико-математического, химико-биологического и гуманитарного профиля. В таблице 1 приведены основные параметры МБОУ СОШ №1.
Таблица 1 - Основные параметры МБОУ СОШ №1
№ Наименование параметра Значение
1 Количество учащихся 780
2 Количество классов-комплектов 37
3 Количество преподавателей 59
4 Средний балл по ЕГЭ 71,3
5 Объемы выручки за оказанные дополнительные образовательные услуги, млн.руб. 0,230
Образовательное учреждение ведет учебный процесс как по утвержденным программ ФГОС, так и по авторским программам. Оказываются платные образовательные услуги по подготовке к обучению в начальной школе в рамках дошкольной гимназии «Родничок». В школе действует множество спортивных секций, проводятся занятия по робототехнике, радиотехнике, программированию, Web-дизайну, производству мультимедиа-продукции (слайд-шоу, аудио и видео продукции). Подготовка учащихся ведется по химико-биологическому, гуманитарному, технологическому направлениям, что связано с увеличением количества часов на изучение соответствующих дисциплин.
На рисунке 1 приведена диаграмма организационной структуры МБОУ СОШ №1.
Рисунок 1 - Диаграмма организационной структуры МБОУ СОШ №1
Как показано на рисунке 1, организационная структура образовательного учреждения включает:
- руководство в лице директора школы и его заместителей, курирующих соответствующие направления работы: образовательный процесс, дополнительное образование, обеспечивающие процессы;
- учебную часть, курирующую вопросы организации образовательного процесса;
- педагогов внеурочной деятельности и дополнительного образования;
- бухгалтерию, отдел кадров, административно-хозяйственный персонал.
В рамках данной работы проведено изучение технологии анализа результатов учебного процесса. Данные функции находятся в компетенции учебного отдела. На сегодняшний день ситуация в оценках тестирования характеризуется интенсивным ростом и уровнем реализации.
Учебное заведение оснащено современным оборудованием для обеспечения образовательного процесса и удобной мебелью, компьютерными классами, комплектами для занятий по робототехнике.
Планирование и организация учебного процесса обеспечивают качественное выполнение задач, связанных с профилизацией образовательной деятельности и подготовкой учащихся к поступлению в ВУЗы, их адаптацией к получению профессии.
План проведения экзаменов разрабатывается согласно унифицированной форме и утверждается в установленном порядке.
Задача анализа результатов учебного процесса может применяться в оценке эффективности деятельности образовательных учреждений, в рамках проведения аттестации педагогических работников, позволяет проводить анализ эффективности организации образовательного процесса [6].
В качестве критериев результативности работы образовательного учреждения и деятельности педагогов в отдельности рассматриваются: средний балл успеваемости учащихся по отдельным дисциплинам, количество выпускников, поступивших в ВУЗы, на коммерческой и бюджетной основе, средний балл аттестата.
1.2. Функциональная модель ведения электронного журнала
Образовательные бизнес-процессы школы включают:
работу администрации в части комплектования классов, планирования бюджетного финансирования школы;
работу учебной части, что включает: ведение учета учебных планов, расстановку учителей на проведение занятий, учет учебной нагрузки;
работу секретариата, что включает: ведение учета контингента школьников, учет личных дел школьников, выдачу справок, связанных с учебным процессом, учет успеваемости;
работу подразделений, связанных с ведением воспитательной работы.
На рисунке 2 приведена диаграмма бизнес-процесса организации учебного процесса в школе.
Рисунок 2 - Диаграмма бизнес-процесса организации учебного процесса в Школе
На рис.3-4 приведена детализация процессов учета успеваемости.
Рисунок 3 – BPMN-диаграмма процесса «Учёт успеваемости»
В данной работе приведено изучение бизнес-процесса «Учет успеваемости». На рисунке 4 приведена epc-диаграмма данного бизнес-процесса.
Рисунок 4 – epc-диаграмма бизнес-процесса «AS IS»
По итогам проведённого анализа бизнес-процесса учета успеваемости были выявлены недостатки технологии в отсутствие автоматизации, включающие:
высокая вероятность ошибок при составлении аналитической отчетности по успеваемости школьников;
высокие временные затраты при поиске информации о школьниках, внесении данных о результатах окончания четверти;
высокая вероятность ошибок при составлении экзаменационных ведомостей.
Совершенствование бизнес-процесса учета успеваемости связано с внедрением информационной системы. Задачи автоматизации данной технологии включают:
ведение учета данных о контингенте школьников;
учет данных учебного плана;
учет информации по итоговым оценкам;
учет данных по нагрузке на преподавательский состав;
формирование отчетности по учету успеваемости в форматах: справок о результатах окончания четверти, сводной информации по средним баллам, посещаемости занятий, по изучаемым учебным дисциплинам.
На рисунке 6 приведена диаграмма модернизированного бизнес-процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. 1С: Школа. О программе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://solutions.1c.ru/catalog/university
2. Нетёсова О. Ю. Информационные системы и технологии в экономике: учебное пособие для вузов / О. Ю. Нетёсова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 178 с.
3. Нестеров С. А. Базы данных: учебник и практикум / С. А. Нестеров. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 230 с.
4. Серова Г. А Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие / Г. А. Серова. - Москва: ИНФРА-М, 2019. – 239с.
5. Соболева И. А., Криветченко О. В., Мельчукова Л. В. Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие / И. А. Соболева, О. В. Криветченко, Л. В. Мельчукова. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", 2015. – 199с.
6. Стативко Р. У. Интеллектуальные системы и технологии: учебное пособие / Р. У. Стативко. - Белгород : Изд-во БГТУ, 2018. - 124 с.
7. Стрекалова Н. Б. Современные технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие/ Н.Б.Стрекалова. - Тольятти: Тольяттинская академия управления, 2016. - 128 с.
8. Судаков В. А. Корпоративные информационные системы: учебное пособие: / В. А. Судаков. - Москва: Изд-во МАИ, 2016. - 95 с.
9. Сурушкин М. А. Анализ предметной области и проектирование информационных систем с примерами: учебное пособие/ М.А.Сурушкин. - Белгород: НИУ "БелГУ", 2019. - 155 с.
10. Тагайцева С. Г. Разработка прикладных решений: учебное пособие/ С.Г.Тагайцева. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2016. - 125 с.
11. Уфимцева О. В. Предметно-ориентированные экономические информационные системы : учебное пособие / О. В. Уфимцева ; под редакцией Б. М. Суховилова. - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2019. – 114с.
12. Федоров В. В. Информационные технологии в юридической деятельности таможенных органов: учебник / В. В. Федоров. - Санкт-Петербург: Интермедия, 2015. - 479 с.
13. Федорова Г. Н. Информационные системы: учебник / Г.Н. Федорова. -. - Москва: Академия, 2017. - 206 с.
14. Федотова Е. Л. Информационные технологии и системы: учебное пособие / Е. Л. Федотова. - Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. - 351 с.
15. Фролов А. В. Проектирование и разработка информационных систем: учебное пособие / А. В. Фролов. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский институт, 2016. – 167с.
16. Цветков В. Я. Качество, стандартизация и сертификация информационных систем: монография / В. Я. Цветков. - Москва: МАКС-Пресс, 2017. – 58с.
17. Череватова Т. Ф. Информационные технологии и системы в экономике / Т. Ф. Череватова. - Москва : РГАУ-МСХА, 2017. - 188 с.
18. Швецов А. Н. Агентно-ориентированные системы: методологии проектирования: монография / А. Н. Швецов. - Вологда: ВоГУ, 2016. - 191 с.
19. Широкова Е. В. Разработка простых отчетов с использованием системы компоновки данных: учебное пособие/ Е.В. Широкова. - Калуга: Манускрипт, 2017. - 83 с.
20. Шичкина Ю. А. Методы построения схемы и выполнения запросов в базах данных/ Ю.А.Шичкина. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2016. - 205 с.
21. Шмелева С. В. Информационные технологии в юридической деятельности : конспект лекций / С. В. Шмелева. - Москва: Российский университет дружбы народов, 2018. - 72 с.
22. Шубинский И. Б. Надежные отказоустойчивые информационные системы: методы синтеза / Шубинский И. Б. - Москва: Журнал "Надежность", 2016. - 544 с.
23. Щеглов, Ю.А. Информационные системы и процессы. - Новосибирск: НИНХ, 2015. - 251 с.