Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность нашего исследования обусловлена интересом к исследованию литературы и жанровых особенностей очерков по особенностям Поволжья XIX века.
Каждый из современных жителей Поволжья знает о богатстве и притягательности реки Волги. Она всегда привлекала поэтов, писателей и художников своей живописностью и атмосферой. Очерки Анны Петровны Валуева-Мунт предоставляют несомненный интерес для исследователя Поволжья, поскольку жанровая модель очерков Валуева-Мунт обладает особенной функциональной направленностью. В своих произведениях Анна Петровна к детальному документальному описанию добавляет ценностно-ориентирующую историческую функцию.
Очерки «По великой русской реке» были впервые опубликованы в 1895 году. Книга была богато проиллюстрирована рисунками ленинградского художника Т.И. Никитина. В 21ом веке книга несёт огромную историческую и практическую ценность для читателя. По ней можно воссоздать описание Поволжья, восстановить народности, природу, говор и быт того времени.
А.П. Валуева-Мунт совершила своё путешествие вдоль по Волге. В своём произведении она повествует о городах и поселениях, стоящих по берегам Волги, о народностях прославляющих природу Поволжья. Анна начала своё путешествие на пароходе, совершив отъезд из Твери. На протяжении всего путешествия автор писал очерки, достоверность которых подтверждается источниками и фактографичностью. Особое внимание уделено смешанным народам и их быту. В очерках детально описаны татары, мордвы, чуваши, черемисовы.
Выбирая публицистический жанр А.П. Валуева-Мунт отразила все стороны и явления жизни Поволжья XIX века. Это позволяет нам сравнить состояние Волги и волжских поселений того времени с современностью.
Цель данной работы — произвести лингвистический анализ очерков Валуева-Мунт «По великой русской реке».
Для осуществления цели, нами были поставлены следующие задачи:
1) Установить понятие «текст»;
2)Рассмотреть языковые и стилистические особенности жанра «очерк»;
3) Выявить художественные элементы жанра «очерк»;
4) Изучить различные подходы к лингвистическому анализу текста;
5) Произвести лингвистический анализ очерков Валуева-Мунт из книги «По великой русской реке».
Объектом исследования в данной работе является феномен очерка в книге Валуева-Мунт «По великой русской реке».
Предмет исследования – очерки из произведения «По великой русской реке». Их лингвистический анализ, жанровые особенности, культурное и практическое значение.
Теоретическое значение – данная работа вносит вклад в разработку теоретических и практических аспектов изучения вопроса об особенностях понятия очерк, его представлении, историческом и культурном значении в произведениях XIX века.
Практическая ценность состоит в том, что во второй главе представлен глубокий лингвистический анализ очерков из произведения Валуева-Мунт «По великой русской реке». Дан детальный анализ текста произведения с точки зрения пространства, времени, его парадигматической и синтагматической организации.
В своей работе мы опирались также на работы
Библиографический список представлен 49 наименованиями.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ОЧЕРК» В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ
1.1 Определение и категории понятия текст
В качестве первоосновных свойств образной также нехудожественной коммуникации больше в целом именуют:
1) присутствие/отсутствие непосредственной связи между коммуникацией и жизнедеятельностью человека;
2) отсутствие/наличие эстетической функции;
3) эксплицитность/имплицитность содержания (отсутствие/наличие подтекста;
4) установка на однозначность/неоднозначность восприятия;
5) установка на отражение реальной/нереальной действительности (художественные слова предполагают никак не форма настоящей реальности, но осознанно конструируемые вероятные модификации реальности).
Первые позиции в данном перечне занимают признаки нехудожественных текстов, вторые – текстов художественных.
Художественные слова обладают собственную типологию, направленную в родо-стилевые свойства.
Нехудожественные тексты имеют свою частную типологию: тексты массовой коммуникации; научные тексты; официально-деловые тексты[1].
Художественный текст строится по законам ассоциативно-образного мышления, нехудожественный – по законам логического мышления. В художественном тексте жизненный материал преобразуется в своего рода «маленькую вселенную», увиденную глазами данного автора. Поэтому в художественном тексте за изображенными картинами жизни всегда присутствует подтекстный, интерпретационный функциональный план, «вторичная действительность». Нехудожественный текст, как правило, одномерен и однопланов, действительность реальна и объективна. Художественный текст и нехудожественный обнаруживают разные типы воздействия – на эмоциональную сферу человеческой личности и сферу интеллектуальную; кроме того, в художественном изображении действует закон психологической перспективы. Наконец, различаются эти тексты и по функции – коммуникативно-информационной (нехудожественный текст) и коммуникативно-эстетической (художественный текст).
Художественный текст основывается в применении фигурально-сочетательных свойств речи. Облик тут окончательная задача творчества, в то время равно как в нехудожественном тексте вербальная выразительность сознательно никак не нужна, оно считается только орудием передачи (разъяснения) данных. В образном тексте ресурсы образности подчинены эстетическому эталону мастера (образная источники – тип художества); не такая важная значимость вербального вида в нехудожественной литературе (к примеру, учено-распространенной) избавляет создателя от такого рода подчиненности: некто обеспокоен иным – с поддержкой вида (сопоставления, метафоры) предоставить информативную суть определения, действа.
Таким образом, для нехудожественного текста важна логико-понятийная, по возможности объективная сущность фактов, явлений, а для художественного – образно-эмоциональная, неизбежно субъективная. Получается, что для художественного текста форма сама по себе содержательна, она исключительна и оригинальна, в ней сущность художественности, так как избираемая автором «форма жизнеподобия» служит материалом для выражения иного, другого содержания, например, описание пейзажа может оказаться не нужным само по себе, это лишь форма для передачи внутреннего состояния автора, персонажей. За счет этого иного, другого содержания и создается «вторичная действительность». Внутренний образный план часто передается через внешний предметный план. Так создается двуплановость и многоплановость текста, что противопоказано тексту нехудожественному.[2]
1.2 Виды и структура текста
Именно информационно-публицистический стиль и газетно- публицистический могут считаться подстилами одного из главных стилей массовой коммуникации.
Если рассматривать информационный подстиль аналогично публицистическому подстилю, то мы можем говорить и совокупности определенных характеристик целого текста или его отдельной части.
Для того чтобы определить, к какому подстилю относится журналистское произведение подстиля, необходимо учитывать особые качественные характеристики всего текста, его значимых частей (определить объективную и субъективную модальности высказывания, языковые свойства этих высказываний), и количественные характеристики (преобладание определенных элементов и оценочные утверждения логизирование этих высказываний).
Основной целью информационного подстиля языка, считается информирование читателей об особых социально значимых событиях, донесения до них о происшествиях, фактах, случаях, а также об их дальнейших свойствах и решениях. В большинстве таких журналистских текстах на переднем плане мы можем видеть информационную функцию.
Стоит утверждать, что в любом газетном тексте, включающим очерк присутствуют все языковые функции. К ним относится и функция воздействия[3].
Среди всех текстов выделяется определённый корпус текстов или его частей, в которых информирование выступает как особая речевая деятельность авторов. В журналистской сфере присутствует целая система жанров, несущих особенностью основной целью информирования — информационный жанр. К ним можно отнести информационную заметку, корреспонденцию, анонс, доклад. В них мы можем наблюдать функционирования информационного стиля языка СМИ.
Существуют статьи и произведения, в которых основная цель отличается от цели информирования, например анализация ряда событий, случаи сопоставления некоторых фактов, оценка фактов и ситуации. Читатель может замечать присутствие экстралингвистических и языковых характеристик, относящихся к понятию основных, из них можно выделить фактографические врезки в начале текста, множество примеров.
Информационные СМИ основной своей задачей считают отражение бесчисленного количества ситуаций внешнего мира. Однако, они тематически ограничены несколькими критериями: социальной значимостью передаваемой информации, общественными интересами и резонансом освящаемых событий, особыми этическими и эстетическими нормами, применяемых в данном обществе относительно обсуждаемых тем, индивидуальный изобретательностью и избирательностью автора произведения.
Газетно-публицистический стиль присутствует в общественно-политической сфере повсеместно, и крайне часто используются в разных выступлениях. Здесь он представляется в различных газетных жанрах[4].
Материал, представленный в газетно-публицистическом жанре, включает явления, данные и действия общественно-политической области существования населения. Иногда, в газетно-публицистическом жанре отмечается информация о фактах, явлениях, произошедших в разных сферах социального бытия, однако обладающие общественно-политической значимостью, к примеру, в области экономики и культуры государства.
Рассматривая газетно-публицистический стиль, мы можем говорить о его не обезличивании, в отличие от официально-делового стиля.
В зависимости от главной цели коммуникации, данный стиль как бы подстроен под определенную группу людей по возрастным, образовательным математическим, биологическим и социальным правам. Публицистический стиль имеет огромное влияние на развитие литературного языка в плане формирования новых языковых норм, выражение словосочетания. В
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гвенцадзе, М.А. Коммуникативная лингвистика и типология текста / М. А. Гвенцадзе. - Тбилиси : Изд-во Тбил. ун-та, 1986. - 315 с.
2. Тексты нехудожественные и художественные [Электронный ресурс]: [http://evartist.narod.ru/text14/17.htm], дата обращения: 18.05.2022.
3. «Стилистика русского языка», В.Д. Бондалетов, 1982 год, С.214.
4 Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жан¬ров. - М., 1969.
5. Галь, Н. Слово живое и мертвое [Текст] /Н.Галь — Изд-во: Международные отношения, Москва 2013, — 78 с.
6. Учёнова В.В. Творческие горизонты журналистики. - М., 1976.
7. Колосов Г.В. Поэтика очерка: Учеб.-метод, пособие к спецкурсу «Проблемы советского очерка». - М., 1977.
8. Блоцкий О. По лезвию бритвы.// Литературная газета. 1998. 4 ноябр.
9. Экштейн А. Оргии в городе мертвых.// Литературная газета. 1999.
10. Портретный очерк [Электронный ресурс]: [https://poetwriterschool.jimdofree.com/портретный-очерк], дата обращения: 22.05.2022.
11. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. //Москва, 1969.
12. Кирьянкова А.П. Особенности выразительных средств и композиционных приемов в современной хореографии.// Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»// The scientific heritage No 46 (2020).
13. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. С. 81.
14. Зивильчинская Л. Заметки о литературном мастерстве. М., 1962. С. 67.
15. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. М., 1975. С. 67.
16. Майданова Л.М. Указ. соч. С. 85.
17. Краткий словарь по логике // Под ред. Д.П. Горского. М., 1991. С. 181.
18. Беневоленская Т.А. Указ.соч. С. 75.
19. Зивильчинская Л. Заметки о литературном мастерстве. М., 1962. С. 67
20. Учёнова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества М., 1982. С. 77.
21. Горохов В.М. Указ. соч. С. 133.
22. Социальная практика и журналистский текст // Под ред. Я.Н. Засурского, Е.И. Пронина. М., 1990. С. 23.
23. Краткий словарь по логике // Под ред. Д.П. Горского. М., 1991. С. 181.
24. Тексты нехудожественные и художественные [Электронный ресурс]: [http://evartist.narod.ru/text/79.htm], дата обращения: 18.05.2022.
25. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика [Электронный ресурс]: [http://evartist.narod.ru/text/79.htm], дата обращения: 20.05.2022.
26. Гальперин И.Р. «Очерки по стилистике английского языка» – М. 1958, 459 стр.
27. Наер В.Л. Об одной грамматической тенденции в языке газетной информации. – В сб.: Иностранный язык в высшей школе [Текст] / В.Л. Наер. – Вып. 2. – М.: 1963. – С. 97–107
28. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.
29. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жан¬ров. - М., 1969.
30. Кройчик Л. Система журналистских жанров.// Корконосенко С. Ос¬новы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2000.
31. Корконосенко С. Основы теории журналистики. - СПб., 1995.
32. Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма. - М., 1977.
33. Уроки Аграновского. - М., 1976.
34. Учёнова В.В. Творческие горизонты журналистики. - М., 1976.
35. Горький M. A.-O. Жиге.// Собр. соч.: В 30 т. - М., 1953. Т. 30. С. 145.
36. Грохольская О. Г. Дидактические системы русских педагогов: краткий исторический экскурс / О. Г. Грохольская // История и педагогика естествознания. – 2017.