Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена очередной пенсионной реформой. Проведение пенсионной реформы 2018 года актуализировало проблему реализации права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение. Принятию соответствующего закона предшествовал настолько широкий общественный дискурс, что слова «предпенсионный» и «пенсионный» претендуют на звание «слова года». В преддверии очередной реформы самым ожидаемым был бы анализ эффективности предшествующих изменений, объективности аргументации в их пользу и пересмотр не оправдавших себя новаций и именно в контексте обеспечения прав застрахованных лиц и усиления их гарантий.
Пенсионное обеспечение населения в России в настоящее время характеризуется значительным количеством проблем. Существующая пенсионная система имеет много недостатков: она не адаптирована к экономическим и финансовым кризисам, ориентируется на низкооплачиваемых и среднеоплачиваемых работников, формируется по страховому принципу, не стимулирует сокращения рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условия для ускорения процесса легализации процесса выплаты заработной платы.
Правительство Российской Федерации в настоящее время активно реализует положения пенсионной реформы 2018 г. В данный момент пенсия по старости складывается из страховой и накопительной частей. Введены такие понятия, как «индивидуальные пенсионные коэффициенты» (пенсионные баллы), «фиксированная выплата к страховой пенсии», «повышающие коэффициенты».
Ежегодно проблема пенсионного обеспечения граждан в России становится все более и более актуальной. Это объясняется, с одной стороны, неизменным ходом демографического старения общества. С другой стороны, налицо появление ряда социально-экономических проблем, сформировавшихся в связи с вышеперечисленным демографическим ходом. Прецедент возникшей трудности заключается в том, что жители престарелого возраста - как раз в возрасте от 55 до 72 лет - на современном этапе оказываются наиболее многочисленной социальной группой по сопоставлению, например, с молодежью и лицами среднего возраста. Следовательно, от эффективности и своевременности решения их социально-экономических проблем напрямую зависит стабильность современного российского общества.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с выплатой социальной пенсии в Российской Федерации.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие социальные пенсии, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы ставится изучение социальной пенсии как особый вид социального обеспечения.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть Российскую Федерацию как социальное государство;
• Исследовать социальное обеспечение в Российско Федерации;
• Изучить понятие и правовое регулирование социальной пенсии;
• Проанализировать виды социальной пенсии;
• Выявить проблемные аспекты социальных пенсий;
• Определить тенденции развития регулирования социальных пенсий в системе социального обеспечения.
Методологической основой исследования стали общенаучный диалектический метод познания, в том числе, системно – структурный, конкретно–социологический, метод сравнительного проведения и другие научные методы.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении взглядов ведущих ученых в рассматриваемой области.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что сформулированные в работе выводы и предложения могут быть полезны в процессе совершенствования регулирования социальной пенсии в Российской Федерации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
1. Социальное государство и социальное обеспечение
1.1. Российская Федерация – социальное государство
Социальное государство - понятие достаточно содержательное. Представляется обоснованной позицию, согласно которой из ст. 7 Конституции РФ может быть выведена социальная направленность всей финансовой деятельности государства и финансового планирования как ее неотъемлемой части.
Государство, считающееся социальным стремится к сглаживанию социального неравенства, преодолению его крайних форм, само же социальное неравенство - естественное состояние общества. В этом, как представляется, выражается направленность политики государства «для народа». Несмотря на то что данное выражение отсутствует в ст. 2 Конституции РФ, но это не означает оторванности государства от интересов народа. Подтверждением и является часть 1 ст. 7 Конституции РФ, закрепляющая, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Для характеристики социальной активности государства наука использует категории «функция государства» и «социальная функция государства». Практическую значимость данных категорий переоценить сложно, так как их исследование дает возможность определить характер деятельности государства, выбрать приоритеты его развития. Именно в содержании социальной функции государства кроется смысл социальной сущности современного российского общества.
В советской науке, в период абсолютного примата материалистического подхода к государству и праву, содержание функций сводилось к деятельности государства и его органов. Такая позиция вытекала из классовых характеристик государственно-правовых институтов и отвечала ленинскому тезису о государстве как машине для поддержания господства одного класса над другим. Несмотря на признанные сегодня достоинства материалистического мировоззрения, отождествление понятий «содержание государства» и «функции государства» вряд ли справедливо. Такой подход обедняет смысл феномена государства, упрощает, «механизирует» содержание его деятельности. В то же время следует признать, что в каждый исторический период складываются особые общественные отношения, проблемные аспекты которых государство должно решать посредством поставленных перед ним задач.
Российские теоретики государства и права пытаются раскрыть проблемные аспекты функций государства научными разработками и исследованиями советского периода. По его мнению, такой подход уязвим и не бесспорен, так как Советское государство жило и осуществляло свои функции в совершенно иных политических условиях и на своей экономической основе, нежели сегодняшнее Российское государство. Именно поэтому осмысление социальной функции государства необходимо через призму ныне сложившихся общественных отношений и происходящих событий.
В целом можно заключить, что функции государства трактуются через его активность в разных сферах общественной жизни. Объединяющей данные трактовки формулировкой является конструкция «основные направления деятельности государства», что в целом характеризует форму реализации функций государства, но ничего не говорит о содержании такой деятельности. Между тем государство может действовать в интересах властных групп, экономических элит, его деятельность может быть антинародной. В связи с этим, как представляется, понятие функций государства должно отражать содержательный аспект деятельности государства, детерминированный современной исторической реальностью.
Таким образом, понятие «функции государства» представляется нам как основные направления деятельности государства (проявляющие, с одной стороны, динамику, а с другой - статику государственного функционирования), обусловленные целями и задачами государства на определенном историческом этапе, в которых выражаются его сущность и социальное назначение.
Характеризуя социальную функцию государства, отметим, что наиболее часто она трактуется как его внутренняя деятельность, охватывающая основные направления социальной политики: охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Аналогичной позиции придерживается А.Н. Чашин, который, кроме вышеперечисленного, включает в ее содержание содействие развитию культуры, науки и образования и др.
С.Е. Коробов отмечает, что социальная функция государства тесно связана с экономической, поскольку без существенного экономического роста, базирующегося на эффективном использовании ресурсов, невозможно обеспечить в достаточной степени финансирование социальных нужд.
Социальную функцию государства нередко приравнивают к мерам деятельности. М.М. Рассолов полагает, что такая функция охватывает меры по удовлетворению социальных потребностей людей, борьбу с безработицей, бедностью, обеспечение необходимыми условиями труда и т.д. В.Н. Казаков утверждает, что под ней необходимо понимать осуществление мер по удовлетворению потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни для населения, обеспечение необходимых условий труда и др. Такое отождествление, на наш взгляд, не является методологически верным. Меры реализации социальной функции государства выступают лишь средствами (инструментом), с помощью которых обеспечивается достижение конечного результата (цели), составляющего само содержание социальной функции государства.
Зачастую при анализе социальной функции государства употребляют понятие «социальная сфера», не имеющее легального определения. Обе категории тесно взаимосвязаны: социальная функция государства выражает деятельность государства в социальной сфере, а социальная сфера представляет собой «важнейшую подсистему общества, область общественной деятельности, где реализуется социальная политика государства, направленная на создание условий для достойной жизни, удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, повышение их благосостояния». Таким образом, между данными понятиями устанавливается субъектно-объектная связь.
Еще одной «родственной» категорией представляется «социальная политика». Она является одним из элементов общей стратегии государства, представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни населения, включает в себя формы регулирования общественных отношений, в том числе и реализацию принципа социальной справедливости. Объектом социальной политики выступает социальная сфера. Социальная политика государства - явление динамичное, поскольку политика связана не только с интересами государства в целом, но и с интересами конкретных политических групп, которые стоят в данное время у власти. В связи с этим конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может иметь различное содержание.
Ключевая цель государства в социальной сфере сформулирована в ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Между тем законодатель не раскрывает данные понятия.
Анализ вышеизложенного подтверждает многоаспектность содержания социальной функции государства, объединенную смыслом обеспечить благополучие граждан, «максимальный минимум», гарантированный государством. В системном плане социальную функцию государства можно представить как комплекс элементов, каждый из которых представлен конкретным направлением социальной деятельности государства, подкрепленным нормативно-правовым обеспечением, осуществляемым системой органов государственной власти. Вполне логично представить структуру социальной деятельности государства через такие категории, как цель, средства и результат: цель - идеальный сформированный сознанием результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия; средства, используемые для осуществления социальной функции, - комплекс мер социального и правового характера (регламентация субъективных прав и обязанностей, установление ответственности, формирование механизма правового регулирования социальных гарантий и т.д.); результат - наличие удовлетворенных потребностей граждан в социальной сфере.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что понятие «социальная функция государства» многогранно. В научных кругах она трактуется по-разному: как направления (стороны) деятельности государства; как основные направления социальной политики; как мера деятельности государства и др. Следует разграничивать категорию «социальная функция государства» с близкими, но неравнозначными явлениями - социальной сферой и социальной политикой. Социальная функция государства тесно связана с другими функциями государства, в первую очередь с экономической; иные функции государства подчинены социальной функции, поскольку обеспечивают возможность ее реализации.
Учитывая вышеизложенное, возможно сформулировать следующее определение: социальная функция государства - основное направление деятельности государства с целью обеспечения благополучия граждан путем создания условий для достойной жизни и свободного развития человека, реализуемых посредством комплекса социально-правовых мер на основе принципов справедливости, уважения достоинства личности, законности.
В завершение парашрафа следует отметить, что реализация вновь закрепленных принципов требует от государства и общества высокого уровня экономического развития и высокого уровня социальной сознательности членов общества. Лишь гражданское общество с прочной опорой на гарантированный законодательством каркас социально-экономических прав в состоянии добровольно и осознанно нести бремя ответственности за всех своих членов. Думается, с целью формирования именно такого общества были инициированы так называемые социальные поправки. Однако благосостояние населения не может улучшаться по мановению волшебной палочки. Для этого должны быть созданы определенные условия - условия для реализации конкретных социально-экономических прав граждан. Лишь после этого можно говорить о реализации принципов. К сожалению, Россия как государство пока не в состоянии обеспечить всем гражданам равные возможности для реализации прав. Едва ли не половина россиян в силу отдаленности либо труднодоступности места их жительства не могут реализовать многие права. Чтобы разрешить проблему обеспеченности прав, нужно предварительно решить как минимум две задачи. Во-первых, необходимо, помимо общих слов об ответственности государства и прочего, определить конкретные государственные обязательства. Россия может перенять и применить положительный опыт других государств.
Таким образом функции социального государства выражаются в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).
В юридической литературе нередко отмечается, что между принципами правового и социального государства имеется противоречие: господство права при формальном равенстве достаточно сложно сочетается с произвольным перераспределением национального дохода в пользу социально уязвимых членов общества. Между тем в постиндустриальных странах такое противоречие трансформировалось в социальное правовое государство - во взаимную связь и взаимную обусловленность данных принципов. При господстве права «в материальном смысле» вполне возможны гарантии минимума социальных благ для свободного развития личности и обеспечения человеческого существования на достаточном и достойном уровне.
С этой позиции Россию пока еще нельзя в полной мере назвать страной постиндустриальной: бедность и недостаточность социального обеспечения по-прежнему остаются главными вызовами социально-экономической политики и опосредуют стратегические задачи современной российской действительности. В отличие от большинства стран ОЭСР (например, Австрия, Дания, Германия, Норвегия, Швейцария и др.) в России до настоящего времени не утверждены социальные ориентиры (нормативы, стандарты) для определения качественных показателей видов социального предоставления (пенсий, пособий, компенсаций и др.) или объема материального обеспечения нуждающихся. Так, оценивая российский уровень обеспечения пенсиями с точки зрения Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, можно констатировать, что в качестве социального ориентира применяется «приемлемый уровень пенсий», значение которого в Стратегии не раскрывается. Российские ученые предположили, что в данном случае речь идет о социальном ориентире «приемлемого уровня жизни», который
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6991.
7. Федеральный закон от 28.11.2018 № 441-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2018, № 49 (часть I), ст. 7513.
8. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ, 28.04.2008, № 17, ст. 1755.
9. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.
10. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета, № 6, 12.01.1993.
11. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2018, № 41, ст. 6190.
12. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965.
13. Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 77-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.06.2006, № 23, ст. 2384.
14. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015 // «Собрание законодательства РФ», 13.10.2014, № 41, ст. 5545.
15. Закон Эстонской Республики от 5 декабря 2001 г. № 63 «О государственном пенсионном страховании». URL: https://v1.juristaitab.ee/sites/www.juristaitab.ee/files/elfinder/ru-seadused/. Дата обращения 19.04.2022.
16. Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 г. № 105 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31408637. Дата обращения 19.04.2022.
17. Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, № 27, ст. 351. Утратил силу.
18. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2007 г. № 4-П по делу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» // СПС «КонсультантПлюс».
19. Определение Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2009 г. № 1365-О-О о проверке конституционности подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
20. Определение Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2009 г. № 1365-О-О о проверке конституционности подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
21. Определение Конституционного Суда РФ от 25 мая 2017 г. № 948-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Н.Е. Заплавной на нарушение ее конституционных прав п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» // СПС «КонсультантПлюс».
22. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П // Собрание законодательства РФ, 16.07.2007, № 29, ст. 3744.
23. Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 № 1091-О // СПС «КонсультантПлюс».
24. Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 № 231-О // Вестник Конституционного Суда РФ, № 6, 2005.
25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 2, февраль, 2013.
26. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2013.
27. Власова И. Пенсионная реформа: сколько сэкономил бюджет // Газета.ru. 2020. 3 марта.
28. Галаева Л.А. Индивидуальный пенсионный коэффициент в структуре сложных фактических составов, определяющих право на страховые пенсии по старости на общих основаниях // Социальное и пенсионное право. 2017. № 2.
29. Галимова И.В. Проблемы пенсионной реформы в России // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2015. Т. 6. № 4. С. 69 - 74.
30. Зарипова А.Р., Хамитова Г.М. Пенсионная реформа в Российской Федерации: ожидания и результаты // Социальное и пенсионное право. 2020. № 3. С. 34.
31. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации / под общ. ред. М.Ю. Зурабова; отв. ред. Ю.В. Воронин. М., 2007. С. 795.
32. Напсо М.Б. Актуальные проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение в контексте реформирования пенсионной системы Российской Федерации // Современное право. 2019. № 2. С. 38.
33. Нижегородцев О. Пенсионная реформа - 2018: что должен знать кадровик // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2018. № 11. С. 11 - 16.
34. Самсонова В.О. Пенсионное обеспечение семей, воспитывающих ребенка-инвалида: российский и зарубежный опыт правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2017. № 3.
35. Трофимова Г.А. Социальное государство как эффективный механизм // Административное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 706.
36. Чирков С.А. Об уточнении правил подсчета и подтверждения страхового стажа в 2017 году. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2017.
37. Чирков С.А. Развитие демографической функции в пенсионном праве, или Новые досрочные страховые пенсии многодетным мамам. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2019.
38. Ясакова Е. Зафиксирует на шесть лет // Российская газета. 2018. 3 окт.