Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что искусство является той сферой деятельности человека, которая всегда вызывает массу споров, привлекает и отталкивает поклонников и критикой.
Авангардное искусство имеет особенные формы и проявления. В разных странах авангард, который стал особенно популярным художественным событием начала XX века, проявлялся в своей специфической форме. Кроме того, разным он был и в разных видах искусства.
В данной работе будет рассмотрен дизайнерский и архитектурный авангард немецкого происхождения, который отразился в деятельности художников и архитекторов, подготовленных всемирно известной школой «Баухаус».
Цель исследования – проанализировать значение художественного направления «Баухаус» для мировой художественной культуры.
Объект исследования – художественное направление «Баухаус».
Предмет исследования – значение художественного направления «Баухаус» для мировой художественной культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть историю развития художественного направления «Баухаус».
2. Проанализировать основные принципы и идеи художественного направления «Баухаус».
3. Рассмотреть проявления стиля «Баухаус» в мебельном дизайне и архитектуре.
4. Рассмотреть основные формы и цвета, которые использовали художники стиля «Баухаус».
5. Изучить всемирно известные объекты в стиле «Баухаус».
6. Проанализировать роль школы Баухаус в развитии мировой художественной культуры.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ художественного материала, историографический, хронологический, биографический, классификация, проектирование, моделирование, синтез.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1: Художественное объединение «Баухаус»: история, эстетика, теория и практика
1.1. История изучения
Значительную роль в становлении архитектуры современности сыграла деятельность школы, созданной архитектором Гропиусом – Баухауза (Дома строительства). В девятнадцатом веке окончательно закрепилась резкая дифференциация между творческим трудом скульпторов и художников и работой ремесленников в области искусства. Художественное образование получали в высших школах, прикладников готовили в профессиональных училищах. Однако все чаще поднимался вопрос об объединении данных двух направлений в одно. Так появилась школа Баухауз, объединявшая в себе высшую школу и училище. Первоначально она называлась Государственным строительным домом Веймара, впоследствии была переименована в Баухауз.
Гропиус провел реформу, основываясь на стремлении уничтожить сложившийся исторически разрыв между «художественным» и «прикладным» искусством. Между ручным трудом и индустрией. По замыслу Гропиуса Баухауз должен был выпускать образованнейших художников, которые владели бы теоретическими основами искусства. При этом выпускники должны были также знать технологию современного индустриального производства объектов искусства. Исходя из этого, в программу школы входило изучение рисунка, живописи, гравюры, истории искусств, наряду с этими дисциплинами — изучение материалов, орудий и способов обработки [3].
Преподавать Гропиус позвал единомышленников. В числе первых, кто вел занятия, были специалист по художественной обработке металла — Иоганеес Иттен, специалист по живописи и гравюре — Лионель Фейнингер, скульптор и керамик — Герхард Маркс, основоположник современного абстракционизма — Василий Кандинский, живописец — Пауль Клее, декоратор и живописец — Моголи-Надь.
Время возникновения Баухауза – время сложных процессов, которые были призваны сформировать новый для того времени архитектурный стиль, в то время, когда зарождался дизайн, как новый вид проектной деятельности. Творческий метод школы взял за основу совмещение формы и функциональности, объединение разных областей творчества с использованием возможностей техники для создания гармоничной среды. Таким образом, активность Баухауза можно назвать социально направленной. Формы продукции создавались в первую очередь для людей с малым достатком.
Проекты вещей внедрялись в производство, таким образом, зарождался новый вид кооперации искусства и промышленности. Обучение предусматривало заложение идей функционализма, нового подхода к проектированию. Поэтому студенты проходили подготовку для реализации массовых проектов, что требовало знание процесса изготовления [11].
По замыслу Гропиуса продукция Баухауза должна была получить широкое распространение в массовом строительстве. Однако в основном ее брали на вооружение фирмы, занимающиеся оборудованием для учреждений, мебель приобретали владельцы особняков. Именно неудовлетворенность своей деятельностью заставила Гропиуса покинуть пост в 1926 году. Его преемником стал Мейер.
Ганнес Мейер наладил контакт с организациями, которые занимались жилищным строительством. Казалось, одна из ведущих идей Баухауза близка к реализации. Но деятельность Мейера стала отрицательно восприниматься муниципальными властями Дессау. В конце концов, в 1930 году Мейер оставил пост. Следом за Мейером школу возглавил Мис ванн дер Роэ.
В 1932 г. Саксонию захватили нацисты и школу перевели в столицу. Там он существовал недолго – в 1933 году школа была закрыта навсегда, а в здании Баухауза в Дессау была размещена фашистская организация.
Школой была поднята проблема единства и уникальности искусства, о том впечатлении, которое производят закругленные поверхности и углы, о ритме и пропорциях. Таким образом, рождался язык дизайна в том виде, который доступен нам сейчас [8].
1.2. Школа «Баухаус»
1.2.1. Идеи, становление и развитие школы
25 апреля 1919 года в немецком городе Веймар была образована Высшая школа строительства и конструирования — Баухаус. Буквально это слово переводится с немецкого как «дом строительства». Первым директором и вдохновителем школы стал немецкий архитектор Вальтер Гропиус, который сформулировал ее главный принцип так: «Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, — здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры» [12].
Гропиус был убежден: именно новое конструктивное мышление, объединив зодчество, живопись, градостроительство, социальные дисциплины, даст возможность создать Gesamtkunstwerk — «великое универсальное произведение искусства». Этот и другие принципы, сформулированные в Баухаусе, определили развитие архитектуры в XX веке. Преподаватели и студенты нашли ответ на вопрос, волновавший архитекторов с конца XIX века, — каким должен стать язык новой архитектуры в эпоху пара и электричества, стремительной индустриализации, многообещающего технологического прогресса. В Баухаусе считали, что форма здания будет выразительнее, честнее, убедительнее, соответствуя конструкции и технологии изготовления.
Декоративные элементы — фриз, капитель, наличник — скрывают инженерные решения. Архитекторы Баухауса, наоборот, хотели выставить напоказ современные конструктивные приемы. Эта новая архитектура отказалась от декоративных элементов классической ордерной системы, но активно изучала потенциал психофизического воздействия различных форм, материалов и колористических решений на человека. Художники и архитекторы Баухауса надеялись на грандиозную социальную реформу и верили, что новое искусство поможет воспитать новую личность и построить счастливое будущее для всего человечества. Отсюда интерес к строительству массового, типового жилья, в котором высокие стандарты жизни будут доступны всем слоям населения.
Учебная программа состояла из трех курсов и представляла собой нечто совершенно новое. На подготовительном, или курсе основ, студентам давали базовые знания о цветах, формах, фактуре материалов, пропорциональных законах (ученики изучали функции дополнительных цветов, психофизическое воздействие различных форм и колористических решений). Затем шел практический курс — работа в мастерских, где ученики сами делали вещи. На третьем, строительном курсе работали на строительной площадке. А вот историю искусства намеренно преподавали как можно позже — чтобы предотвратить копирование и стилистические заимствования [6].
Мастерскую живописи и фрески возглавил Василий Кандинский, витражной живописи — Пауль Клее, обработки металла — венгерский художник и теоретик искусства Ласло Мохой-Надь. Благодаря Эль Лисицкому в Баухаусе узнали о супрематических композициях Казимира Малевича. Идеолог нидерландского авангарда Тео ван Дусбург читал лекции, в которых были изложены идеи группы «Де стиль».
Школа просуществовала до 1933 года: с приходом к власти национал-социалистов она была закрыта, но бывшие преподаватели и их многочисленные последователи еще долго использовали разработанные в Баухаусе методы. Баухаус оказал огромное влияние на развитие типографики, дизайна мебели, текстиля, одежды, и все же дисциплиной, объединявшей все направления эксперимента, оставалась именно архитектура. На примере пяти проектов мы объясним, как главные открытия Баухауса изменили представления о современной городской среде, архитектуре, дизайне и творчестве в целом.
В 1925 году школе пришлось переехать из Веймара в Дессау. Новое здание, своего рода манифест раннего Баухауса, спроектировал сам Вальтер Гропиус. Каждая функциональная зона имела свое объемно-пространственное решение и без труда определялась по внешнему виду. Функций в едином комплексе было много, ведь в Баухаусе студенты жили и работали вместе. Школа-фабрика объединила учебные классы, ремесленные мастерские, столовые, кабинеты. Общежитие располагалось в многоэтажном корпусе-башне, для преподавателей были построены отдельные дома. Интерьеры и мебель, утварь, рисунки тканей делали сами студенты и преподаватели. Во всем подчеркивались чистые геометризированные формы; стены, мебель, бытовые предметы были основных цветов спектра — красного, синего и желтого [9].
Некоторые помещения легко трансформировались: перегородка убиралась, и столовая превращалась в танцплощадку. Там же происходили театрализованные представления: каждую неделю студенты вместе с преподавателями устраивали вечеринки, фотографировались в странных масках, придуманных художником Оскаром Шлеммером, маршировали с красными флагами, публично раскрашивали статуи Гете и Шиллера. Девушки коротко стриглись, юноши, наоборот, отращивали волосы. Очевидцы вспоминают, что жители Дессау жаловались на вызывающую одежду, ночные купания и шумные празднества, а матери предупреждали своих дочерей, когда мимо проходили студенты: «Не смотри, они из Баухауса!».
Гропиус создал уникальную творческую атмосферу, которую раньше невозможно было представить в учебном заведении. В Баухаусе был изобретен новый тип студента-художника — свободолюбивого, пренебрегающего традиционными условностями. Чем-то движение напоминало монашеский орден (швейцарский художник Иоганнес Иттен, один из основателей и преподавателей школы, носил почти монашеское одеяние и начинал лекции с дыхательных упражнений и медитаций); чем-то — артистическое пространство 1960-х: бунтарское, бросающее вызов общественному устоявшемуся порядку.
Отдельные предметы домашнего обихода — мебель, посуда, ткани, обои, — придуманные студентами и преподавателями Баухауса, стали коммерчески успешными: производство было поставлено на поток, в специальных каталогах публиковалась реклама. Однако последовательно воплотить новые методы в архитектурном проекте оказалось гораздо сложнее: нужно было найти не только обеспеченного, но и прогрессивного заказчика. Даже из того, что все-таки было построено, до нас дошло совсем немного жилых зданий, хорошо сохранившихся и с подлинной обстановкой. Дом Сонневелда в Роттердаме — редкое исключение. Он построен по проекту нидерландского архитектора Лендерта ван дер Влюгта, который не преподавал в школе, но разделял взгляды Гропиуса и его соратников. Некоторые предметы мебели для дома были разработаны преподавателем Баухауса Эрихом Дикманом [13].
Роскошный для своего времени особняк директора табачной фабрики «Ван Нелле» Альбертуса Сонневелда сегодня кажется скромным и по-монашески аскетичным. Маленькие комнаты, узкие коридоры, гладкие окрашенные стены, покрытия из линолеума. Это характерная особенность Баухауса — практически во всех ранних проектах функционалистов квадратные метры на человека рассчитываются крайне скупо, словно ориентиром для них являлись каюты трансатлантических лайнеров или купе в поезде, — такой прием использовал также Ле Корбюзье.
Вопреки революционным социальным установкам Баухауса, дом Сонневелда — совершенно буржуазный продукт. У жены Сонневелда, Гезине Сонневелд-Бос, был прекрасный вкус, она любила роскошь и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова А.Ю., Проводина М.А. Европейское искусство XX века. – Екатеринбург: Альтер эго, 2016. – 343 с.
2. Борисов Г.П., Сычева Ю.С. Немецкий авангард: архитектура и дизайн. – Ярославль: Азимут, 2017. – 359 с.
3. Васильев Я.Н. Авангард в современной архитектуре. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2016. – 293 с.
4. Венидиктова А.С., Крупенкова П.И., Филонова М.М. Роль стиля «Баухаус» в мировой культуре: проблемы и перспективы // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы мировой художественной культуры». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2018. – С. 99–124
5. Ефимов А.В., Тихонов А.А. Современная европейская архитектура. – Воронеж: Альянс, 2016. – 395 с.
6. Коноваленко С.М. Основные художественные направления европейского искусства первой половины XX века. – Архангельск: Свет, 2018. – 358 с.
7. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. Основные формы и цвета стиля «Баухаус» // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования современного искусства». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 105–121
8. Малышева П.А., Григорьева Н.А. Культурное значение немецкого архитектурного авангарда в современном мире // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2015. – С. 59–72
9. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Принципы и формы в немецком авангарде XX века // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения изобразительного искусства: история и современность». – Брянск: Брянский государственный университет, 2017. – С. 56–70
10. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные признаки художественного стиля «Баухаус» // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения и анализа европейского искусства XX–XXI века. – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
11. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Роль формы в творчестве художников «Баухауса» // Материалы научно-практической конференции «Особенности формирования современных представлений о европейском искусстве». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–120
12. Сорокина В.А., Петренко Г.Г. Современная архитектура. – Новороссийск: Приоритет, 2016. – 468 с.
13. Титоренко В.В. Современные художественные направления. – Волгоград: Знамя, 2014. – 320 с.
14. Уфимцева А.В. Художественная школа «Баухаус. Искусствоведческий обзор. – Волгоград: Смена, 2015. – 380 с.
15. Ященко С.С. Немецкое изобразительное искусство: история и современность. – Тула: Звезда, 2016. – 226 с.