Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Принцип связи обучения с жизнью относится к основополагающим дидактическим принципам, к реализации которого призывали прогрессивные деятели педагогики, начиная с очень отдаленных периодов ее истории. Основная дидактическая задача осуществления связи обучения химии с жизнью состоит в формировании правильного воззрения на науку о природе как на результат обобщения человеческого опыта. Чтобы в сознании учащихся отразилась реально существующая взаимосвязь науки с жизнью, необходимо систематически ее выявлять, т. е. показывать на конкретных примерах, как из потребностей жизни возникает наука и как ее достижения проверяются практикой. Наука должна быть показана как постоянный фронт борьбы человека за улучшение жизни, за расширение его власти над природой.
Воспитание инициативного, деятельного человека требует, чтобы у учащихся воспитывалось активное отношение к этой борьбе, чтобы возбуждалось желание самим принять в ней участие, вооружить себя знаниями.
Следует отметить, что и в методической литературе, и в практике большинство учителей рассматривают различные области применения изучаемых в школе веществ. Но это только одна сторона связи, а другая сторона - роль практики в развитии науки остается либо скрытой для учащихся, либо недостаточно" выявленной. Чтобы в сознании учащихся отразилась достаточно ясно и эта сторона взаимосвязи, необходимо знакомить их с примерами таких научных исследований в химии, какие проводились особенно интенсивно по требованию жизни, например поиски рациональных способов получения связанного азота. В старших же классах можно начинать изучение некоторых веществ с постановки проблемы, возникшей из потребностей общества в определенный период истории, а само изучение веществ и процессов вести как ответ науки на требования жизни. Такие уроки проходят живо, при активном участии учащихся, как тех, которые выступают с сообщениями о своих наблюдениях или случаях из жизни, так и тех, которые только слушают.
Следовательно, для выявления взаимосвязи науки с жизнью учителю необходимо быть в курсе основных задач, которые решаются наукой, правильно оценивать их значение для познания и преобразования жизни. Поэтому следует включить в содержание учебного предмета некоторые сведения из истории химии и химических производств при условии, что не будет перегрузки знаниями второстепенного значения. Еще большое значение имеет ознакомление с перспективами ближайшего будущего в развитии химии и химических производств в нашей стране.
Цель исследования – изучить и проанализировать методы и формы связи обучения химии с жизнью и производством.
Задачи исследования:
1) изучить цели и задачи, функции и компоненты;
2) рассмотреть задачи формирования научного мировоззрения в обучении химии;
3) проанализировать методы и формы связи обучения химии с жизнью и производством.
Объект исследования – химия.
Предмет исследования - методы и формы связи обучения предмета обучения с жизнью и производством.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Химическое образование, его функции и компоненты
1.1 Цели и задачи, функции и компоненты
Основными компонентами процесса обучения химии являются: цели обучения, содержание предмета, методы и средства, деятельность учителя и учащихся и достигаемые при этом результаты. Долгое время изложение школьного курса химии носило несистематический характер и имело прикладное значение, так как не было системообразующего стержня, вокруг которого этот курс мог бы формироваться.
На рубеже XIX-XX веков изучение химии в школах России было отменено. Изучение учебного материала на основе периодического закона и периодической системы химических элементов не только обеспечивает возможность его логического развертывания, но и является лучшим и с методической точки зрения, так как дает учащимся возможность глубже понять содержание курса и сознательно усвоить подлежащий изучению материал. Но, как часто это бывает, в средних учебных заведениях периодический закон долгое время не изучался, так как считался для учащихся недоступным.
Как было указано выше, первый стабильный учебник по неорганической химии в стране был написан в начале 30-ых годов XX века В.Н. Верховским, Л.М. Сморгонским, Я.Л. Гольдфарбом. В дальнейшем содержание обучения химии в результате развития химической науки и общества в России неоднократно претерпевало изменения.
В настоящее время школьное химическое образование основывается на изучении следующих основных теоретических концепций:
1. атомно-молекулярное учение,
2. теория электролитической диссоциации,
3. механизм и условия протекания химических реакций,
4. периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,
5. теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.
Профессиональная деятельность современного учителя химии начинается с правильно определенных задач процесса обучения, способствующих отбору содержания, выбору структуры, реализации методов и средств обучения. Поэтому на каждом уроке учитель не только должен четко и аргументировано проговорить основную цель и задачи урока, но и определить подцели каждого из этапов урока. Только обозначив общую цель и логически вытекающие подцели процесса обучения, учитель химии сможет совершить весь процесс обучения и воспитания.
Содержание школьного курса включает ознакомление учащихся с основами науки, законами, теориями, понятиями, что способствует формированию у учащихся научной картины мира, всестороннему развитию личности, воспитанию интереса к предмету, обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся. Школьный курс химии образуется двумя основными системами знаний – системой знаний о веществе и системой знаний о химических реакциях. Из огромного многообразия веществ для изучения были отобраны следующие:
- имеющие большое познавательное значение (водород, кислород, ввода, основания, соли);
- имеющие большое практическое значение (минеральные удобрения, иониты, мыла, синтетические моющие вещества и др.);
- играющие важную роль в неживой и живой природе (соединения кремния и кальция, жиры, белки, углеводы и др.);
- на примере которых можно дать представления о технологических процессах и химических производствах (аммиак, серная и азотная кислота, этилен, альдегиды и др.);
- отражающие достижения современной науки и производства (катализаторы, синтетические каучуки и волокна, пластмассы, искусственные алмазы, синтетические аминокислоты, белки и др.).
В процессе химического образования (как в средней, так и в высшей школе) реализуется триединая его функция: обучения (О), воспитания (В) и развития (Р).
Химическое образование как целостность процессов обучения, воспитания и развития учащихся предполагает решение трех групп относительно самостоятельных задач.
Обучение - процесс и результат формирования и усвоения систематизированных научных химических знаний, предметных умений и действий, опыта творческой деятельности и ценностных отношений к химической науке и химическому образованию, необходимых для подготовки к жизни, труду и профессионализации.
В процессе обучения решаются познавательные задачи, связанные с изучением учебного предмета химии и формированием химических знаний, предметных умений и действий, компетенций и ценностных отношений к химическим наукам, специальностям и химическому образованию, необходимых для осознанного выбора профиля дальнейшего образования, для подготовки к труду и жизни.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования духовнонравственных, социально-экономических и культурологических свойств личности посредством решения задач разного характера. В процессе воспитания решаются духовно-нравственные, этические, трудовые, культурологические, мировоззренческие, гуманистические, прикладные, практические, эстетические, экологические, экономические, валеологические, акмеологические, аксиологические и другие задачи, в результате которых формируется социально и культурно развитая личность.
Развитие - процесс целенаправленного изменения психофизиологических и интеллектуальных качеств личности, к которым относятся следующие: восприятие, память, воображение, мышление, мотивы, потребности, эмоции, воля, самостоятельность, познавательные интересы, склонности, творческие способности и др.
В процессе развития происходит изменение в психофизических, интеллектуальных и других свойствах личности путем решения задач формирования мотивационно-потребностной сферы, самостоятельности, творческой активности, учебно-исследовательской, проектной, инновационной деятельности и др.
Какие принципы, дидактические пути, средства и условия развивающего химического образования могут быть успешно использованы?
Развивающее химическое образование направлено на изменение психофизиологических и интеллектуальных качеств личности, на самостоятельное приобретение знаний, на развитие метапредметных и межпредметных умений, опыта творческих действий, что основано на активной мыслительной деятельности учащихся.
Важнейшие принципы развивающего химического образования:
- построение химико-образовательного процесса на трудном, но доступном для учащихся уровне,
- изучение учебного материала посредством быстрого, но оптимального для учащихся темпа,
- оптимальное соотношение теоретических знаний и фактического учебного материала,
- осознанное усвоение учащимися химических знаний и личностных способов универсальных учебных действий,
- активное участие учащихся в оптимизации образовательного процесса.
Цели химического образования - предполагаемые результаты химического образования, на достижение которых направлено целостное взаимодействие учителя и учащихся в процессе изучения химии.
Главной целью химического образования в средней школе является формирование химически грамотной, социально и культурной развитой, допрофессионально компетентной личности, готовой к дальнейшему химическому образованию и самообразованию, а также к профессионализации и специализации. Заметим, что профессионализация - это процесс и результат усвоения специфических знаний, умений, действий и ценностных отношений, необходимых для выполнения определенного рода деятельности.
Различают три группы целей (обучения, воспитания и развития). Выделяют следующие основные уровни целей химического образования (и обучения химии):
- цели химического образования в средней школе;
- цели химического образования в основной школе;
- цели химического образования в 11 (10, 9, 8) классе;
- цели изучения какого-нибудь раздела химии (например, в 10классе);
- цели изучения важнейших тем (например, в 9 классе);
- цели изучения конкретной темы урока химии;
- цели внеурочного (или факультативного) занятия по химии.
Для учеников важно понять, что наука делается людьми и требует больших знаний и затрат интеллектуальной энергии. Стремление успеху заставляет ученого работать с полной отдачей. Каждый ученый — это личность, его творчество уникально и заслуживает уважения. Ученики должны понять не только полученный результат, но и многотрудный процесс