Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
стоящих условиях хозяйствования конкурентоспособность предприятий является главным фактором, обеспечивающим их выживание на рынке и достижение высоких экономических результатов.
Конкурентоспособность предприятия можно определить как его способность стабильно в течении продолжительного времени производить и реализовывать продукцию, пользующуюся посвоим качественным характеристикам (включая ценовую составляющую) устойчивымспросом потребителей (индивидуальных иколлективных) в изменяющихся рыночныхусловиях.
Актуальность данной темы заключается в том, что стремление предприятия к достижению поставленных целей основывается на способности получать и удерживать конкурентные преимущества, то есть способности быть предпочтенным из множества аналогичных предприятий. При этом указанные конкурентные преимущества основываются, в конечном итоге, на более высоком, по сравнению с аналогичными предприятиями, уровне эффективности (технологической и(или) рыночной) функционирования, характеризующей степень достижения целей различных уровней социума. Поэтому каждое предприятие стремится непосредственно влиять на свою конкурентоспособность.
Предметом работы является конкурентоспособность предприятий.
Целью работы выступает комплексный анализ понятия конкурентоспособности предприятия и его конкурентных преимуществ, влияющих на результативность деятельности компании.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
дать характеристику понятия «конкурентоспособность»,
выявить основные факторы конкурентоспособности предприятия,
изучить степень конкурентоспособности предприятия ООО «Ремжилстрой»
дать рекомендации для повышения конкурентоспособности предприятия.
Работа состоит из трех основных частей, в которых анализируются теоретические основы понятия конкурентоспособности предприятия, проводится анализ конкурентоспособности на примере мебельной фабрики и даются рекомендации для ее повышения в будущем.
Объект исследования - конкурентоспособность компаний.
Предмет исследования – конкурентоспособность ООО «Ремжилстрой».
Основными применяемыми методами при написании работы были анализ (основных подходов к оценке конкурентоспособности предприятий), сравнение (показателей развития ООО «Ремжилстрой» в динамике, факторов конкурентоспособности нескольких компаний) и синтез (на основе проведенного анализа выбор необходимого фактора повышения конкурентоспособности компании).
Данная тема является достаточно хорошо изученной. Проблемами конкурентоспособности современных предприятий занимались такие авторы, как Бондаренко С. И., Головачев А. С., Конина Н. Ю., Лифиц И. М., Фатхутдинов Р. А. и др.
Научная новизна работы заключается в проведении сравнительного анализа подходов к трактовке конкурентоспособности предприятия.
Практическая значимость работы заключается в разработке мер по повышению конкурентоспособности предприятия в сфере ЖКХ.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области изучения факторов конкурентоспособности предприятия, официальные данные компании ООО «Ремжилстрой», аналитические порталы и ресурсы Интернет.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность и экономическое содержание конкурентоспособности предприятия
Исследование экономической сущности конкурентоспособности предприятия требует определения причин еѐ возникновения, что в свою очередь, обусловливает необходимость ответов на следующие важные вопросы о деятельности предприятия:
что такое предприятие как носитель конкурентоспособности?
какие качественные черты предприятия обусловливают наличие у него способности эффективно функционирование во внешней среде?
что обусловливает возникновение конкуренции между предприятиями?
Любое предприятие в первую очередь является целостной системой, сущность которой заключается не в особенностях составляющих его элементов, а в характере связей и отношений между этими элементами. Характер этих связей позволяет определить потенциальные основания и критерий конкурентоспособности предприятия во внешней среде.
Установлено, что таким критерием является прочность отношений между элементами предприятия, степень которой выражается интенсивностью соответствующих связей. При этом в качестве критерия тесноты связей следует рассматривать интенсивность процессов вещественного, энергетического и информационного обмена как элементов предприятия между собой, так и данных элементов с внешней средой. Организация производственных, энергетических и информационных систем на предприятии является фактором определения степени его конкурентоспособности. Необходимо учитывать, что обособление предприятия от внешней среды представляет собой прерывания всех отношений между элементами предприятия и внешней средой.
Исходя из вышесказанного, может быть определено, что конкурентоспособность как свойство предприятия является результатом процесса обособления предприятия в результате его выделения из внешней среды.
Обязательное участие всех элементов предприятия в создании конечнойпродукции позволяет разграничить понятия предприятияи экономическуюсущностьего конкурентоспособности:
Графическое изображение изложенногоподхода к трактовке возможности выделения предприятия из внешней среды и осуществление его конкурентоспособности представлено на рисунке 1.1.[14, c.65]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бариленко В. И. Бизнес-анализ как важный вид консалтинговых услуг // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — № 4. — 2012. — С.202-207.
2. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2014. — 272 с.
3. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2013. - 256 c.
4. Башкатова Ю.И. Управленческие решения/ учебник для студентов экономических специальностей. – М: Инфра-М, 2014. – 271 с.
5. Бердников В. Основы бизнес – анализа. – М.: КНОРУС, 2014. – 495 с.
6. Бондаренко С. И. Конкурентоспособность продукции металлургического комплекса России; Научная Книга - , 2013. - 104 c.
7. Герчикова И.Н. Менеджмент организации. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 162 с.
8. Головачев А. С. Конкурентоспособность организации; Вышэйшая школа - Москва, 2012. - 320 c.
9. Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 248 c.
10. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2016. - 432 c.
11. Дэвенпорт Т. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать. – М.: Дашков и К, 2010. – 626 с.
12. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2011. – 386 с.
13. Каменски Х. Методы стратегического анализа. Доступ через http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf
14. Квасникова В. В., Жучкевич О. Н. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум; Инфра-М, Новое знание - Москва, 2013. - 192 c.
15. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия; Дело - Москва, 2010. - 568 c.
16. Конина Н. Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире; Проспект - Москва, 2012. - 368 c.
17. Конрад К. Бизнес – анализ. – М.: Вильямс, 2014. – 576 с.
18. Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства; Юнити-Дана - Москва, 2012. - 240 c.
19. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг; Юрайт - Москва, 2013. - 448 c.
20. Модернизация и конкурентоспособность российской экономики; Алетейя - Москва, 2010. - 368 c.
21. Моисеева, Нина Константиновна; Анискин, Юрий Петрович Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление; Внешторгиздат - Москва, 2013. - 526 c.
22. Паклин Н., Орешков В. Бизнес-аналитика. От данных к знаниям. – М.: Дело, 2010. – 371 с.
23. Репин В.В. , Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 419 с.
24. Савкина, Р.В. Планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / Р.В. Савкина. - М.: Дашков и К, 2015. - 320 c.
25. Стрелкова, Л.В. Внутрифирменное планирование: Учебное пособие / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 367 c.
26. Учитель Ю. Г. SWOT-анализ и синтез – основа формирования стратегии организации. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 275 с.
27. Фатхутдинов Р. А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю; Стандарты и качество - Москва, 2013. - 464 c.
28. Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность; Юнити-Дана - Москва, 2013. - 296 c.
29. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2013. – 367 с.
30. Шуляк П.Н. Финансы предприятия/П.Н. Шуляк. – М.: Дашков и К, 2013. – 502 с.
31. Янковская, В.В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 425 c.
32. «Международный Институт Бизнес – Анализа» [электронный ресурс]. – режим доступа:http://www.iiba.org/, свободный. (дата обращения 22.03)
33. «Экономический портал»» [электронный ресурс].– режим доступа :http://institutiones.com/,свободный.(дата обращения 27.03)
34. Журнал «Бизнес – аналитика»[электронный ресурс].– режим доступа: http://www.fin-izdat.ru/journal/fa/,свободный.(дата обращения 30.03)
35. «Бизнес – аналитика»»[электронный ресурс].– режим доступа: http://www.businessanalytica.ru/,свободный.(дата обращения 6.04)
36. Научный журнал «Аналитика»»[электронный ресурс].– режим доступа: http://www.j-analytics.ru/,свободный.(дата обращения 29.03)
37. - Статьи по бизнес – аналитике[электронный ресурс].– режим доступа: http://kmsoft.ru/LD/C002/102/4151289274.html,свободный.(дата обращения 10.04)
38. «Бизнес - аналитик» [электронный ресурс].– режим доступа: http://consulting.ru/283mgmt4.,свободный.(дата обращения 28.03)
39. «Маркетинговая компания» [электронный ресурс].– режим доступа:http://sankt-peterburg.menfo.biz/com/1642507/biznes-analitika,свободный.(дата обращения 1.04)
40. ООО «УК Ремжилстрой» [электронный ресурс].– режим доступа:http://ukremgilstroi.ru/(дата обращения 11.04)