Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы для исследования определяется тем, что в настоящее время в условиях финансового кризиса и нестабильной международной обстановки на органы, осуществляющие финансовый контроль, ложится особая ответственность, поскольку в сложившейся ситуации очень важна экономическая и финансовая безопасность государства.
Счетная палата РФ как орган государственного финансового контроля выполняет очень важную функцию, но вместе законодательство, закрепляющее правовой статус этого органа, далеко не идеально. Безусловно, можно отметить, что совершенствование финансового контроля в целом и работа Счетной палаты РФ в частности ориентированы на нормы, установленные Европейской организацией высших органов финансового контроля и Международной организацией высших органов финансового контроля, достижение которых позволит повысить эффективность проведения государственного финансового контроля в России.
В настоящее время в нашем государстве особо актуальным является вопрос, связанный с обеспечением финансовой стабильности экономики страны. К сожалению, число финансовых правонарушений увеличивается, а значит, ущерб, который они приносят государству, растет с каждым годом . В связи с этим большая нагрузка ложится на органы, осуществляющие финансовый контроль, т. к. в контрольно-надзорной деятельности государственных органов проявляется их характерная черта – непосредственная связь с социальным назначением и сущностью государства. Одним из важнейших органов государственного финансового контроля является Счетная палата РФ. Поэтому актуальным является исследование проблем правового статуса Счетной палаты РФ как органа финансового контроля.
Объектом исследования является счетная палата РФ.
Предметом – исследование административно-правового статуса Счетной палаты Российской Федерации.
Проблематика исследования заключается в потребности изучения проблем и направлений улучшения при определении административно-правового статуса счетной палаты РФ. При этом, в условиях сложной экономической ситуации в практической деятельности отсутствует ресурсная база для реализации данного направления.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в анализе проблем и выделении перспектив улучшения административно-правового статуса Счетной палаты РФ как органа государственного финансового контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю возникновения Счетной палаты в РФ;
- описать основные направления деятельности Счетной палаты в РФ;
- исследовать процесс нормативно-правового регулирования работы Счетной палаты в РФ;
- проанализировать административно-правовой статус Счетной палаты в РФ;
- выделить проблемы административно-правового статуса Счетной палаты РФ как органа государственного финансового контроля;
- определить перспективы улучшения административно-правового статуса Счетной палаты РФ как органа государственного финансового контроля.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных авторов, в частности: С.М. Шахрай, А.А. Клишас , В.Е. Чиркин , Н.Д. Погосян , А. В. Паршукова и др.
Эмпирическая основа исследования основана на исследовании следующих нормативно-правовых актов: Конституция РФ ; Бюджетный кодекс РФ ; Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ ; Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» ; Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» .
Методологической основой исследования являются:
- теоретические методы: изучение и анализ литературы, периодических изданий, анализ, сравнение, обобщение;
- логический, формально-юридический, системный, сравнительно-правовой методы исследования.
Научная новизна исследования определяется разработкой механизма определения проблем и перспектив определения административно-правового статуса Счетной палаты РФ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в практике анализа и совершенствования при определении административно-правового статуса Счетной палаты РФ.
Основные положения, выносимые на защиту:
- история возникновения Счетной палаты в РФ прошла длительный путь;
- в настоящее время присутствует общепринятый процесс нормативно-правового регулирования работы Счетной палаты в РФ;
- на сегодня присутствуют некоторые проблемы административно-правового статуса Счетной палаты РФ как органа государственного финансового контроля;
- при внедрении улучшающих мероприятий относительно административно-правового статуса Счетной палаты РФ возможно повысить эффективность государственного финансового контроля.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрена история и основные направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
Во второй главе – проведен анализ административно-правового статуса Счетной палаты Российской Федерации.
В третьей – проанализированы проблемы и определены направления улучшения административно-правового статуса Счетной палаты Российской Федерации.
1. ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 История возникновения Счетной палаты в РФ
Счетная палата представляет постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля). Порядок проведения финансового контроля и характер деятельности этого ведомства установлены Конституцией РФ .
Главной целью Счетной палаты считается осуществление контроля над использованием бюджетных финансовых средств. Помимо этого, ведется учет капитала внебюджетных фондовых институтов, контролируется федеральное имущество. Государственный орган оценивает эффективность расходования федеральных ресурсов и противодействует коррупции.
Описывая статус и особенность деятельности Счетной палаты, рассмотрим предысторию образования данного органа.
Счетный приказ, специализирующийся на контроле и ревизиях, появился еще в царской России. Алексей Михайлович инициировал создание этого органа еще в 1656 году. Это государственное ведомство изначально фокусировалось на контроле над выдачей военных жалований во времена русско-польской войны. Помимо этого, проводилась ревизия казначейства.
Тогда же был создан так называемый Счетный приказ (Приказ Счета Большой казны), который являлся временным органом. Он был создан лишь на период очередной ревизии.
Когда императором стал Петр I, монарх инициировал проведение пакета реформ. Вследствие государственных преобразований, несколько видоизменились ведомства, занимающиеся государственным контролем. Сначала учреждена Ближняя канцелярия, уже через год переименованная в Ревизионную коллегию. Спустя еще два года проведена очередная реорганизация. Тем не менее, деятельность ведомства практически всегда оставалась неизменной – контроль над доходами и растратами казны Российской Империи.
Очередная реорганизация осуществлена в первой четверти XIX столетия. В частности, Александр I поделил управление казной на три части, каждой из которых управлял: министр финансов, казначей и контроллер.
Александр III реформировал иерархию органов государственной власти, в том числе реорганизовал направление контроля и ревизии государственных средств деятельности. Стоит отметить, что в конце XIX столетия император принял закон, по условиям которого, органы контроля предоставляли заключения об уровне эффективности выполнения всевозможных хозяйственных мероприятий. Были расширены полномочия контроллера, который отныне мог утверждать ревизионную документацию и всевозможные инструкции. В подчинении у чиновника находились руководители региональных и центральных ведомств ревизионного контроля. Назначением и увольнением сотрудников также занимался государственный контроллер.
Государственный контроль, главными принципами которого являлись самостоятельность и независимость от прочих существовавших министерств и ведомств, выполнял задачи по соблюдению финансовой отчетности государственных и общественных учреждений. В числе одних из первых государственных контролеров был Алексей Хитрово. Он прослужил в должности руководителя государственного контроля около 27 лет (1827-1854) .
Впрочем, уже в 1918 году данная должность была ликвидирована. Полномочия госконтроллера переняла Центральная контрольная коллегия. В дальнейшем была проведена реорганизация, вследствие которой ведомство получило новое название – Народный Комиссариат государственного контроля.
Далее был период советской власти. В 1917 году был создан Народный комиссариат государственного контроля (а с 1920 года переименован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции), который осуществлял контроль над финансовой деятельностью государственных учреждений, а также участвовал в пересмотре штатов государственных организаций, производил ревизию и направлял в суд допустивших нарушение должностных лиц и облагал их имущество арестом .
В 1923 году Народный комиссариат государственного контроля объединили с контролирующим органом коммунистической партии – Центральной контрольной комиссией Российской коммунистической партии большевиков. Таким образом был создан новый орган контроля – Народный комиссариат рабоче- крестьянской инспекции СССР. В то время к числу его важнейших задач относился контроль за осуществлением и исполнением пятилетних производственных планов. Также данный орган занимался устранением дореволюционной интеллигенции и лиц непролетарского происхождения из советских учреждений.
В 1934 году Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции разделили на две комиссии – комиссия советского контроля при Совете народных комиссаров СССР и комиссия партийного контроля при Центральном комитете Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Но в 1940 году контрольное ведомство вернули: на базе комиссии советского контроля при Совете народных комиссаров учредили Народный комитет государственного контроля СССР. А уже в 1946 году его преобразовали в одноименное министерство.
В 1957 году главным контролирующим органом являлась Комиссия советского контроля при Совете министров СССР (в 1961-1962 годах – Комиссия государственного контроля СССР).
В 1962-1965 годах в период проведения реформ ключевых органов государственного управления, над которыми главенствовал первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, задачи и функции государственного контроля взял на себя Комитет партийно-государственного контроля при ЦК КПСС и Совмине СССР. В 1965 году в Советском Союзе приняли закон «Об органах народного контроля в СССР» и на его основе создали Комитет народного контроля при Совмине СССР. К числу его функций относилось предоставление помощи партийным и государственным органам в ходе осуществления очередной проверки должного осуществления и выполнения директив партии и правительства советскими, хозяйственными и другими организациями. Когда была принята Конституция СССР, Комитет народного контроля оказался подведомственным Верховному совету и Совмину СССР.
В мае 1991 года Верховным Советом СССР был принят закон о создании высшего органа контроля в сфере финансов и экономики. Данным органом стала Контрольная палата СССР, задачей которой являлся контроль над всеми органами государственной власти и управления за эффективным и надлежащим расходованием средств государственного. Но в декабре 1991 года в период осуществления реформирования и ликвидации органов государственного управления СССР Контрольная палата была упразднена .
В 1992 был учрежден Контрольно-бюджетный комитет при Верховном совете республики. Данный орган действовал до декабря 1994 года, когда и был уничтожен, что было связано с тем, что в стране готовился к изданию и принятию федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации».
Процесс учреждения и становления Счетной палаты РФ начался в 1993 году, когда приняли и утвердили Конституцию Российской Федерации. На это потребовалось более года, в результате чего был создан новый государственный институт .
Позднее, с принятием 11 января 1995 года федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», вступившим в силу уже 14 января того же года, было утверждено к проведению первое организационное заседание коллегии палаты, которое состоялось 12 апреля 1995 года.
5 апреля 2013 года был принят федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», вступивший в законную силу 12 апреля 2013 года. Данный закон является действующим по настоящее время . Важно заметить, что Счетная палата РФ направлена на формирование правовой культуры представителей государственных и общественных структур в финансовой сфере. При этом в специальной литературе справедливо подчеркивается, что правовая культура выступает показателем развития правового государства и отражает технологические основы взаимодействия общества и государства.
В соответствии с Лимской декларацией Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ) Счетная палата Российской Федерации является функционально и организационно независимой от проверяемых ей органов власти. В 2019-2022 гг. Счетная палата Российской Федерации является президентом ИНТОСАИ .
Таким образом, можно выделить три этапа развития (становления) института Счетной Палаты в России: дореволюционный период, в котором были заложены основы существования деятельности Счетной палаты; период проведения реформ, связанный с развитием и становлением Счетной палаты, укреплением сущности ее деятельности; законодательное закрепление, в котором нашли отражение ныне действующие законы и акты.
1.2 Основные направления деятельности Счетной палаты в РФ
Счетная палата образуется в составе Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.
Председатель и его заместитель назначаются на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд.
Кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и его заместителя вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе. Президенту Российской Федерации вносятся не менее трех кандидатур на должность Председателя Счетной палаты. Президент Российской Федерации выбирает из выдвинутых кандидатур одну и вносит ее в Государственную Думу для назначения на должность Председателя Счетной палаты. В случае, если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Государственную Думу для назначения на должность Председателя Счетной палаты .
Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие направления деятельности Счетной палаты. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого аудитором Счетной палаты, определяется Регламентом Счетной палаты.
Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющие высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.
Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологического и методического обеспечения деятельности Счетной палаты, утверждения стандартов Счетной палаты, общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля), отчетов, иных документов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты, руководитель аппарата Счетной палаты с правом совещательного голоса.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 06.07.2022)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.05.2022) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 26.06.2022)
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.06.2022) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 (дата обращения: 06.07.2022)
4. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022 № 90-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 06.07.2022)
5. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021 № 437-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 06.07.2022)
6. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021 № 152-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/ (дата обращения: 06.07.2022)
7. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018 № 362-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.07.2022)
8. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 30.04.2021 № 116-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/ (дата обращения: 06.07.2022)
9. Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (ред. от 01.07.2021 № 255-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110266 (дата обращения: 26.06.2022)
10. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018 № 498-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/ (дата обращения: 26.06.2022)
11. О Счетной палате Российской Федерации : федер. закон от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ // Российская газета. 1995. 15 янв.
12. Указ Президента РФ от 03.03.1998 № 224 (ред. от 25.07.2000) «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/ (дата обращения: 26.06.2022)
13. Агапов, А.Б. Административное право: учебник. М., 2012. С. 141.
14. Алехин, В.П. Способы борьбы с коррупцией в России / В.П. Алехин, Н. Г. Ситько // Научный журнал КубГАУ. - 2017. - №129. – С.1-10
15. Аниконова, Т. А. История формирования Счетной палаты Российской Федерации / Т. А. Аниконова // NovaUm.Ru. – 2019. – № 18. – С. 277-279
16. Аниконова, Т. А. История формирования Счетной палаты Российской Федерации / Т. А. Аниконова // NovaUm.Ru. – 2019. – № 18. – С. 277-279
17. Арсланбекова А.З., Ахмедов М.Т. Проблемы правового статуса Счетной палаты РФ как органа государственного финансового контроля // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-statusa-schetnoy-palaty-rf-kak-organa-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya (дата обращения: 06.07.2022).
18. Баранова, А.В. Правовые основы предоставления сведений о доходах, имуществе и имущественных обязательствах государственного служащего / А.В. Баранова // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2015. – №3 – С.429-434
19. Бурякова А. О., Варнавский А. В. Цифровизация деятельности Счетной палаты Российской Федерации // Управленческие науки. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-deyatelnosti-schetnoy-palaty-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 06.07.2022).
20. Ваколюк, А. Е. Анализ противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности / А. Е. Ваколюк. // Молодой ученый. – 2021. – № 23 – С. 370-373
21. Волкова, О. М. Основные идеи и несовершенства направления развития государственной службы в Российской Федерации / О. М. Волкова // Молодой ученый. – 2018. – № 45. – С. 131-134
22. Демидов, М. В., Маслова, С. В. Конституционно-правовые основы деятельности Счетной палаты Российской Федерации // Вестник РУК. 2018. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-osnovy-deyatelnosti-schetnoi-palaty-rossii-skoi-federatsii (дата обращения: 26.06.2022).
23. Дирун, Т. М. Взаимодействие Счетной палаты Российской Федерации с органами государственной власти / Т. М. Дирун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 191-194. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81400/ (дата обращения: 26.06.2022).
24. Индутенко, А. Н. Модернизация системы государственного финансового контроля на региональном уровне и возможности применения аудита эффективности / А. Н. Индутенко // Финансы и кредит. — 2008. — № 2 (290). — С. 53—60
25. Ирзун, Н. Г. Предупреждение коррупционной преступности / Н. Г. Ирзун // Молодой ученый. – 2019. – № 11– С. 58-62
26. История отечественного государства и права: учебник / отв. ред. И. А. Исаев. — М.: Проспект, 2012. — 432 с.
27. Крайнова, Н. А. Место ресоциализации в системе единого законодательства о противодействии преступности / Н.А. Крайнова // Евразийская адвокатура. - 2018. - №6 – С. 84-86
28. Кретова, А. Ю., Олейник, Д. Г. Организация деятельности Счетной палаты Российской Федерации: проблемы и мероприятия по их устранению // Вестник ЧелГУ. 2016. №11 (393). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-deyatelnosti-schetnoy-palaty-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-meropriyatiya-po-ih-ustraneniyu (дата обращения: 26.06.2022).
29. Лимская декларация руководящих принципов контроля. Принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 году [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901935176 (дата обращения: 26.06.2022)
30. Минеева, В. Н. Проблема коррупции в России на современном этапе / В. Н. Минеева. // Молодой ученый. – 2021. – № 50 (392). – С. 276-278.
31. О Межгосударственном совете руководителей высших органов финансового контроля государств – участников Содружества Независимых Государств: решение Совета глав государств СНГ от 26.08.2005 г. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс»
32. О работе Счетной Палаты в 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://mos-jkh.livejournal.com/11232002.html (дата обращения: 06.07.2022)
33. О Счетной палате [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/about/ (дата обращения: 26.06.2022)
34. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://audit.gov.ru. (дата обращения: 26.06.2022)
35. Паршукова, А. В. Конституционно-правовой статус Счетной палаты РФ / А. В. Паршукова // Материалы 54-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2016: Государство и право, Новосибирск, 16–20 апреля 2016 года / Научный руководитель И.А. Кравец. – Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2016. – С. 78-79
36. Погосян, Н.Д. Проблемы законодательства о Счетной палате Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 11. С. 5
37. Поляков, М. М. Противодействие коррупции при осуществлении административной реформы в Российской Федерации / М.М. Поляков, Е.С. Окрокова // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. - 2018. - №1 – С.135-142
38. Пономаренко, К. С. Особенности конституционно-правового статуса Счетной палаты РФ в системе государственного финансового аудита (контроля) / К. С. Пономаренко // Общество: политика, экономика, право. – 2016. – № 4. – С. 114-116
39. Починок, П. Ю. Основные механизмы противодействия коррупции / П. Ю. Починок // Молодой ученый. – 2020. – № 21. – С. 360-363
40. Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018-2024 годы [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/documents/strategy (дата обращения: 26.06.2022)
41. Тепляшин, И.В. Народный контроль в 20-30-е годы советской власти: нормативное закрепление, правовые средства, особенности // История государства и права. 2017. № 21. С. 17-22
42. Толковый словарь русского языка / под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. М., 1988. С. 325.
43. Турка, А. С. Угрозы стабильности финансовой системы России и способы их нейтрализации / А. С. Турка. // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 813-816. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18289/ (дата обращения: 26.06.2022)
44. Чиркин, В. Е. Государствоведение. М., 2002. С. 358–374.
45. Чистяков, О. И. История отечественного государства и права. Часть 1: учебник для бакалавров / О. И. Чистяков; отв. ред. О. И. Чистяков. — 5-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 477 с.
46. Шакирова, Н. М. Деятельность Счетной палаты Российской Федерации: недостатки и меры по их устранению / Н. М. Шакирова // Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты: Материалы XVI Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях, Челябинск, 26–27 апреля 2018 года / Ответственный редактор С.В. Нечаева. – Челябинск: Челябинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2018. – С. 114-116.
47. Шахрай, С.М., Клишас, А.А. Конституционное право России. М., 2010. С. 580.
48. Шедий, М.В. Направления антикоррупционной политики в системе государственной службы современной России М.В. Щедий // Вестник ПАГС. - 2020. - №1 – С.5-10
49. Hyperledger Indy. Key Characteristics [Электронный ресурс]. URL: https:// hyperledgerindy.readthedocs.io/en/latest/index.html (дата обращения: 06.07.2022)