Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Прослеживая историческую динамику процесса становления семьи как важнейшей ячейки социального влияния на личность, можно определить, что одной из древнейших функций данной общественной единицы является воспитание детей, создание условий для формирования определенных качеств, умений, навыков, необходимых для последующего развития личности человека. Данная функция реализуется на протяжении всей жизни индивидуума, следовательно, можно сделать вывод, что по значимости предоставляемых возможностей развития личности ни одна социальная общность не может сравниться с семьей.
В связи с весомой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, может ли семья стать негативным фактором развития личности также, как и позитивным, и если это возможно, то как сделать так, чтобы усилить положительное и свести к минимуму отрицательно влияние семьи.
Понятие «семья» рассматривается как социально-психологическая общность, микрогруппа, члены которой сазаны брачными или родственными отношениями, общностью относительно быта и взаимной моральной ответственностью.
Данный вопрос является актуальным в результате того, что семья является первичным агентом социализации, т.е. именно в семье формируется мировоззрение, привычки, отношение к миру, элементарные понятия о моральных нормах и нравственных ценностях. Качество и продуктивность данного процесса зависит от типа семьи и стиля воспитания, осуществляемого родителями.
В малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весьма сильное положительное влияние на человека. Это особенно проявляется в поступках и поведении. А семья, имеющая традиционную структуру, способствует формированию у ребенка понятия о социальных ролях, что в более старшем возрасте будет способствовать формированию успешных межличностных отношений в обществе, правильной идентификации себя и успешной социализации.
Таким образом, семья является главным фактором развития личности каждого человека, т.к. успешность социализации индивидуума напрямую зависит от создания условий, при которых эмоциональные, нравственные, физиологические потребности будут удовлетворены в достаточной мере и на необходимом качественном уровне, при этом стоит обратить внимание, что семейное воспитание необходимо осуществлять в сотрудничестве с образовательным учреждением с целью создания и реализации единой тактики воспитания.
Теоретическая основа данного исследования сформировалась как синтез исследований о личности как продукте отношений в семье, которые рассматривали различные исследователи: Р. А. Абдурахманов, Л. К. Аверченко, В. И. Андреев, В.К. Вилюнас, В. В. Гончаров, О. А. Дейнеко, Б.И. Додонов, А.Л. Журавлева, Ю. В. Зенков, А. С. Калюжный, В. Л. Ковалев, Ю. А. Лукаш, И. В. Мишурова, В.М. Цветаев, H. A. Ягунова, П. М. Якобсон, Л. А. Яккока, С. Е. Яхновец и др.
Объект исследования: личность.
Предмет исследования: личность как продукт отношений в семье.
Цель работы состоит в исследовании личности как продукта отношений в семье.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологическое содержание понятия личности.
2. Изучить влияние межличностных отношений в семье на развитие личности.
3. Провести эмпирическое исследование личности как продукта отношений в семье.
В ходе исследования мы проверяли гипотезу: личностные особенности определяют стиль взаимодействия (стиль поведения) в семье.
Для диагностики были использованы следующие методики:
1. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (разработана Е.П. Ильиным, П.А. Ковалевым);
2. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса;
3. «Шестнадцать личностных факторов» опросник Р.Кеттелла.
Практическая значимость исследования: полученные эмпирические данные и выводы могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов с целью оказания помощи для развития личности как продукта отношений в семье.
Руководствуясь поставленными задачами, с учетом характера и специфики темы, работа состоит из введения, двух глав, которые подразделяются на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретический анализ личности как продукта отношений в семье
1.1 Психологическое содержание понятия личности
Личность является основным предметом психологии, поэтому существует много подходов в ее исследовании. Одна из концепций принадлежит отечественному психологу Б.Г. Ананьеву, она заключается в том, что человек — это целостность – взаимодействие природного существа, то есть индивида и участника общественной жизни, то есть личности. Он высказывался о том, что личность является субъектом деятельности и формируется во взаимодействии с окружающей средой. Во многом формирование свойств личности зависит от социального статуса, далее на основе этого статуса закладываются функции, представляющие из себя цели, ценностные ориентации, нравственные стороны или же роли в этом обществе. В определениях личности также фигурирует нераскрытое понятие индивидуальность. Говоря об индивидуальности, имеется в виду уникальность или же неповторимость личности. В нашей жизни встречается много людей, и все они не похожи друг на друга. К примеру, взять двух близнецов, которые внешне выглядят как два идентичных человека, то по своим личностным свойствам будут наблюдаться кардинальные различия .
Таким образом, индивид – это единичный представитель человеческого рода, носитель всех социальных и психологических черт. Личность – это субъект социокультурной жизни, который обладает набором психологических свойств и тем самым на них основываются поступки, которые имеют значения для общества. А индивидуальность – это неповторимое своеобразие различных проявлений человека. Именно индивидуальность делает человека уникальным и неповторимым, именно поэтому она рассматривается психологами с разных сторон.
Ф. Гальтон один из первых начал исследования в психологии об индивидуальных различиях. Он исследовал факторы среды и наследственности в проявлении способностей человека .
А.Ф. Лазурский делит всю совокупность проявлений личности на две группы это эндо-психические, то есть те, которые свидетельствуют о внутренних проявлениях психики, в эту группу входит характер, темперамент, умственная одаренность и т.д. Вторая группа это экзо-психические, вся совокупность отношений личности к окружающей среде. В итоге получается, что первая группа характеризует внутренние механизмы личности, связанные с его центральной нервной системой, а вторая группа включает в себя все то, к чему личность относится (природа, вещи, люди и тому подобное), как она реагирует на какие-либо объекты, что любит, а что ненавидит .
В свою очередь, В.С. Мерлин в своей концепции «индивидуальная интеграция» делал упор на целостные характеристики индивидуальных свойств, начиная со связей нервной системы и свойств темперамента, либо связей свойств личности с отношениями с обществом. То есть были исследованы комплексные сочетания свойств, а не какой-то отдельный фактор, который делает человека особенным и неповторимым .
По мнению Л.Н. Собчик «Индивидуальность – это те особенности, которые придают своеобразие и определенный стиль психологическому паттерну конкретного человека». Индивидуальность формируется путем влияния социума на личность, но для каждого оно опосредуется через призму своих особенностей на свой образ. Также можно сказать, что индивидуальность имеет генетический базис, и люди в течение жизни пытаются реализовать свою индивидуальность .
Таким образом, этиология индивидуальности у авторов разнится, для кого-то она имеет врожденный характер, для кого-то приобретённый.
В психологии часто уделяют внимание не просто одному понятию индивидуальности, а именно индивидуально-психологическим характеристикам, так как они проявляются во всех сферах нашей жизни.
Характеристики могут выступать в виде разнообразного набора черт личности, которые и делают людей непохожими друг на друга, то есть какое-либо свойство человека и отличает его от остальных людей, что и называется в совокупности этих черт – индивидуальностью. Несмотря на частое использование данного термина, как такового его не существует. Прежде чем раскрыть суть этого понятия нужно рассмотреть различные его составляющие.
Опираясь на научный труд Т.В. Капустиной, индивидуально-психологические характеристики можно представить 5 сферами личностями (когнитивной, эмоциональной, межличностной, поведенческой и деятельностной). Каждая сфера включает в себя определенные личностные черты. Однако деятельностная описывает виды деятельности, которыми занимается человек, поэтому она будет выступать дополнительной. В настоящем исследовании будут рассмотрены 4 главные сферы – когнитивная (представлена мыслями человека, его рассуждениями, стилем мышления, особенностями других высших психических функций), эмоциональная (характеризуется психическими состояниями человека, а также психическими свойствами личности, влияющими эмоциональный фон человека), межличностная (описывает коммуникативные особенности личности и специфику межличностного взаимодействия) и поведенческая (представлена индивидуально-психологическими характеристиками, отражающимися в действиях личности в обычной жизни и в трудных жизненных ситуациях) .
Личность характеризуется полной духовной внешностью, определенным темпераментом, способностями (волевыми, эмоциональными, интеллектуальными) и направлением (интересами, потребностями). Эти особенности зависят от психических свойств, характеризующих уровень активности и обеспечения адаптации человека к воздействию стимулов.
Таким образом, в настоящее время существует много описаний личности. Психологи разных школ придают этой концепции разные определения. Это связано с различиями в их взглядах. Разногласия возникают на уровне личностного развития, механизмов развития и других характеристик. В самых разных психологических теориях личность является центральной концепцией. У каждого психологического подхода есть своя теория. Наиболее значимыми теориями личности в зарубежной психологии являются психодинамические, диспозитивные, поведенческие, феноменологические, познавательные. Личность – это набор таких свойств человека, как психологические, биологические и социальные. Именно в этих аспектах каждый человек проявляет себя. Личность остается устойчивым образованием на протяжении всей жизни. Это то, что у каждого человека. У некоторых людей личность более развита, в других она находится в эмбриональном состоянии. Одной из основных потребностей любого человека является участие в саморазвитии и самосовершенствовании, чтобы проявить себя в полной мере. Психологи разных направлений дают различные определения этому термину, но все они согласны с тем, что личность является образцом в отношении постоянных признаков, атрибутов и уникальных характеристик, которые делают поведение человека индивидуальным и последовательным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антипова Л.Р. Семья как фактор личностного развития ребенка / Вестник Оренбургского государственного университета / Финансовая академия при правительстве РФ. - М.: ФА, 2019. – С. 13-20.
2. Ананьев. Б.Г. Человек как предмет познания. Москва: Питер, 2017. 282 с.
3. Амбалова С. А. Влияние семьи на социализацию личности ребёнка // Вектор науки ТГУ [Сер. Педагогика, психология]. 2018. № 3 (22). С. 13–15.
4. Бурбо Л. Пять травм, которые мешают быть самим собой. М.: София, 2019. 224 с.
5. Ишембетова З.Г. Проблемы воспитания детей в семье в условиях глобализации общества / Вестник Башкирского университета/ Финансовая академия при правительстве РФ. – М.: ФА, 2020. – С. 684 – 697.
6. Курпатов А.В. Счастливый ребенок. Универсальные правила. М.: Филипок и К, 2019. 448 с.
7. Капустина. Т.В. Экспресс - диагностика типов личности: проективный метод: дис. … канд. психол. Наук. Хабаровск, 2019. 224 с.
8. Кольчик. Е.Ю. Анализ взаимосвязи индивидуально-психологических характеристик с особенностями профессиональной адаптации сотрудников МЧС в процессе должностного перемещения // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 53-2. С. 327-336.
9. Комарова Е.Н., Лукьянова А.А. Индивидуально-психологические особенности людей, склонных к алекситимии // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 34-2. С. 8-11.
10. Красненко С.А. и Щелкушкина Е.А. Формирование личности в семье // Прикладная юридическая психология. 2021. № 3. С. 57-66.
11. Котова И. Б. Идея личностного и жизненного ресурса как предмет научной рефлексии в отечественной и зарубежной психологии // Гуманизация образования. 2019. № 6. С. 79–83.
12. Котова И. Б., Гусейнов Р. Д., Гусейнова И. С. Личность: ресурсы развития: учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017. 264 с.
13. Лазурский. А.Ф. Классификация личностей. Москва: Юрайт, 2019. 274 с.
14. Лукьянова М. В. (соавт.) Семья как развивающая среда для ребёнка дошкольного возраста // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. № 1 (58). С. 111-116.
15. Осипенко А.В. Индивидуально-психологические характеристики и их влияние на успешность деятельности оперативно-диспетчерского персонала энергетики // Научно-исследовательские публикации. 2019. № 5 (25). С. 64-68.
16. Пахарь В. В. Адаптация проектов патриотического воспитания к условиям современной школы (на примере Новосергиевского района Оренбургской области) // Высшее образование сегодня. 2017. № 4. С. 52-54.
17. Пахарь В. В., Пахарь Е. И., Пахарь В. А. Организация проектной деятельности детей с ОВЗ в условиях ФГОС (на примере сельской средней школы Новосергиевского района Оренбургской области) // Almamater (Вестник высшей школы). 2021. № 6. С. 58-60.
18. Пахарь В. В., Пахарь Е. И., Пахарь В. А. Развитие функциональной грамотности школьников // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60). С. 172-177.
19. Пахарь В. В., Пахарь Е. И., Пахарь В. А. Личность в семье // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 2 (58). С. 125-130.
20. Пугачев А.С. Влияние семьи на личность // Молодой ученый. 2020. № 7 (42). С. 310–313.
21. Соколова А. П. Психологические трудности в отношениях подростков с родителями // Вестник Таганрогского университета им. А.П. Чехова. 2018. № 5. С. 112–119.
22. Собчик. Л.Н. Психология индивидуальности. СПб.: Речь, 2017. 480 с.
23. Терещенко В.В., Чуб И.М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 3 (31). С. 230-239.
24. Хомерики Н.С., Малыгин В.Л. Индивидуально-психологические характеристики подростков // Психиатрия. 2018. № 4 (60). С. 64.
25. Ишембитова З.Г. Проблемы воспитания детей в семье в условиях глобализации общества // Вестник Башкирского университета. 2020. Т. 19. № 2. C. 54–61.