Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальная сфера считается важнейшей подсистемой общества, областью общественной деятельности, где реализуется социальная политика государства, направленная на создание условий для повышения благосостояния граждан, удовлетворение их духовных и материальных потребностей, повышение их благосостояния, а также достойной жизни. О важности социальной сферы в жизни общества говорит тот факт, что уровню её развития можно судить об уровне развития страны.
Во второй половине ХХ в. выявилась общемировая тенденция роста расходов государства на регулирование, помощь и поддержку социальных отношений. Основные направления регулирования социальной сферы включают оказание социальной помощи малообеспеченным; обеспечение деятельности институтов обязательного страхования; регулирование рынка труда, обеспечение занятости; производство и распределение общественных благ социального характера (здравоохранение, образование) .
В России развитие социальной сферы является важнейшим направлением внутренней политики государства, обеспечения благополучия и всестороннего развития граждан.
В последние годы отмечается много позитивных изменений в социальной сфере, в том числе развитие социального законодательства. Вместе с тем усиление дифференциации населения по доходам, повышение пенсионного возраста, снижение доступности и качества бесплатной медицинской помощи обусловливают необходимость повышения эффективности государственного регулирования данной сферы.
Введение западных санкций только усиливают актуальность изучения данной проблематики.
Вопросам государственного регулирования социальной сферы посвящены работы таких отечественных авторов, как: Е.И. Андреева, Д.Г. Бычкова, М.В. Демченко, Б.А. Райзберга, Г.Ф. Ручкина, А.В. Каменец, В.И. Шадрина и др.
Тем не менее, в научных публикациях теоретические и организационно-методические вопросы государственного регулирования социальной сферы на уровне регионов освещаются недостаточно освещенными.
В связи с вышесказанным тема работы является актуальной.
Цель - разработать рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования социальной сферы в регионах России.
В рамках поставленной цели ставились задачи:
- определить понятие и сущность социальной сферы;
- выявить содержание государственного регулирования социальной сферы
- изучить правовую основу государственного регулирования социальной сферы в Российской Федерации;
- проанализировать систему государственного регулирования социальной сферы в регионах России;
- выявить проблемы государственного регулирования социальной сферы в регионах России;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования социальной сферы в регионах России;
- оценить эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию системы государственного регулирования социальной сферы в регионах России.
Объект исследования – социальная сфера Российской Федерации.
Предмет исследования – система государственного регулирования социальной сферы в России.
Теоретической, методической, информационной основой для написания работы послужили труды отечественных ученых, данные периодической печати, источники Интернет, данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики, а также официального сайта Министерства финансов РФ.
В качестве методов исследования в работе применялись общенаучные методы: сравнения, анализа, а также экономико-статистические методы: наблюдения, группировки, исчисления абсолютных и относительных показателей, наглядного отображения информации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы.
В первой главе «Теоретико-правовые основы государственного регулирования социальной сферы» определены понятия «социальная сфера», «государственное регулирование социальной сферы», изучена правовая основа государственного регулирования социальной сферы Российской Федерации.
Во второй главе «Анализ деятельности органов государственной власти в социальной сфере в регионах России» проанализирована система государственного регулирования социальной сферы в регионах России, выявлены проблемы в сфере государственного регулирования социальной области в регионах России.
В третьей главе «Разработка мероприятий по совершенствованию системы государственного регулирования социальной сферы в регионах России» предложены рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования социальной сферы в регионах России, проведена оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций.
В заключении приведены выводы, содержащиеся во всех разделах работы.
Список использованной литературы насчитывает наименования, работа включает приложения.
Глава 1 Теоретико-правовые основы государственного регулирования социальной сферы
1.1 Понятие и сущность социальной сферы
Несмотря на длительную историю изучения социальной сферы, единого определения понятию «социальная сфера» в учебной и справочной литературе не сложилось.
Более того, очень часто социальную сферу трактуют через такие понятия как «социальная политика», «сфера услуг», «социальное обслуживание», «социальная защита», «социальная инфраструктура» и т.д.
В философии и социологии социальная сфера рассматривается как сфера воспроизводства человека, где он производит себя, как существо биологическое, духовное, социальное.
Другой подход связан с интерпретацией слова социальный как общественный. В данной связи любое общество можно рассматривать с точки зрения его:
1 структуры, выделяя различные классы, группы, слои (безработные, пенсионеры, учащиеся, богатые, бедные и т.д.);
2 системы взаимоотношений по поводу состояния этого общества;
3 социальных институтов, к ним относят государство, политические партии, институты семьи, образования, охраны здоровья .
Социальные отношения между людьми и их объединениями реализуются в социальной сфере через социальную инфраструктуру, к отраслям которой относят здравоохранение, образование, науку и технологию и т.д.
При этом акцентируется, что в социальной сфере происходит удовлетворение потребностей индивидов и различных социальных групп в образовании, культуре, труде, социальном обеспечении, жилищных условиях и др.
Удовлетворение данных потребностей происходит, в основном, в форме услуг, что и служит основанием для отождествления социальной сферы и сферы услуг.
Такой позиции придерживаются авторы Е.Н. Жильцов и Е.В. Егоров, считая, что социальная сфера является составной частью сферы услуг, поэтому она имеет с ней общие черты, но, одновременно, обладает особенностями .
К специфическим особенностям сферы услуг данные авторы относят то, что труд работников направлен «на производство особой потребительной стоимости в форме конкретной трудовой деятельности и ее полезного эффекта, удовлетворяющего потребности общества и производства в целом, а также личные потребности людей» .
В экономической литературе преобладает точка зрения, в соответствии с которой социальную сферу рассматривают как набор различных отраслей.
Например, коллектив авторов «Современного экономического словаря» представляет социальную сферу как «совокупность отраслей, предприятий, связанных с уровнем жизни людей, их благосостоянием, потреблением» .
Автор И. С. Цыпин также под социальной сферой понимает совокупность отраслей национального хозяйства .
Автор В.И. Добросоцкий уточняет, что данные отрасли оказывают влияние на «качество жизни людей и их самочувствие» .
Выделение различных отраслей социальной сферы предполагает их классификацию, которая представляет собой устоявшуюся группировку. Отметим, что и по этому вопросу в литературе можно встретить различные позиции.
Как правило, в число этих отраслей включают следующие отрасли: здравоохранение, физическую культуру и спорт, образование, культуру, социальное обслуживание и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, социальное страхование и пенсионное обеспечение.
Некоторые авторы добавляют пассажирский транспорт, связь, торговлю, если они обслуживают население, а также потребительский рынок .
Разделяя точку зрения, что социальная сфера представляет собой ряд отраслей экономики, автор В.П. Васильев, при этом подчеркивает, что социальная сфера представляет собой также определенные виды деятельности общества и государства .
В составе социальной сферы с точки зрения структурно-функционального подхода, выделяют пять групп:
1) социальную инфраструктуру – территориально закрепленную часть основных фондов, которая формирует среду жизнедеятельности населения;
2) совокупность предприятий, учреждений и организаций различных отраслей социальной сферы;
3) результат деятельности – услуги образования, здравоохранения, бытового обслуживания населения и т.д.;
4) органы и институты управления социальной сферой государство, организации;
5) механизмы и нормативная база регулирования социального поведения человека .
Целью функционирования социальной сферы общества является создание условий для улучшения качества жизни населения. Для достижения данной цели ставятся задачи от решения демографических проблем до улучшения экономической ситуации.
В литературе указывается, что социальная сфера выполняет в обществе разнообразные функции. В качестве главной функции называют обеспечение воспроизводства жизни всех членов общества.
Кроме того, выделяют следующие основные функции социальной сферы:
- непосредственно социальную, сущность, которой заключается в поддержании развития человека и общества, путем удовлетворения различных потребностей;
- экономическую – реализуется путем распределения и перераспределения благ;
- специализации, т.е. путем взаимодействия личности и общества происходит передача традиций, исторического опыта и т.д.;
- гуманистическую функцию, в соответствии с которой, происходит создание условий для нормальной жизнедеятельности;
- коммуникативная функция заключается в передаче информации;
- воспитательная функция определяет поведение человека в обществе .
В соответствии с более узким подходом выделяют три функции социальной сферы общества:
- предоставление членам общества ресурсов, необходимых для минимального удовлетворения потребностей;
- социальное обслуживание;
- поддержка нетрудоспособных слоев населения страны .
Проведенный анализ понятия «социальная сфера» позволяет сделать вывод, что данное понятие достаточно широкое и многоаспектное. Оно включает в себя и социальные группы, взаимодействие между ними, социальные отрасли, предприятия, виды деятельности, имеющие результатом социальную услугу, социальное страхование и социальное обеспечение. Обзор литературы на понятие социальная сфера представлен в приложении 1.
Значение отраслей социальной сферы состоит в том, что они создают социальные блага в виде услуг. Эти услуги позволяют удовлетворять потребностей общества в таких социальных благах, как образование, здравоохранение, культура и т.д., что, в свою очередь, оказывает влияние на трудоспособность, благосостояние, качество жизни людей, а также на уровень квалификации, образования и др.
Автор Т.Д. Синявец разработала, как показано в приложении 2, внутреннюю структуру социальной сферы.
Внутренняя структура социальной сферы включает:
- отрасли социальной сферы, в том числе здравоохранение, образование, науку и технологии, культуру, спорт, туризм ЖКХ, охрану труда на предприятиях;
- социальные гарантии, в том числе: социальное страхование (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев);
- социальную помощь, в том числе медицинскую, поддержку инвалидов и др.;
- социальное обеспечение и попечительство, в том числе охрану материнства и детства, пожилых людей и инвалидов и т.п.
Взаимодействие между социальными группами и слоями находит отражение в социальной политике, которая представляет собой комплекс мер государственного регулирования социальных процессов.
Целями социальной политики являются создание условий, гарантирующих определенный доход, реализацию социальных возможностей и потребностей всем членам общества.
Система мер и действий государства по управлению социальной сферой излагается в социальной политике.
«Социальная политика – проводимая государством политика, курс действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов» .
Социальная политика реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг .
Таким образом, по разделу можно сделать вывод.
Социальная сфера представляет собой отрасли народного хозяйства и деятельность государственных органов, результатом этой деятельности является производство социальных услуг, удовлетворяющих потребности населения в целом и отдельных его групп.
Система социальных отношений находит выражение в социальной политике, в формировании которой участвуют субъекты: граждане, государственные органы и учреждения, общественные движения, предприятия и организации и др.
Объектом социальной политики является социальная сфера, в том числе населения страны, отрасли, системы социальной защиты, социального страхования, социального обеспечения, социальной помощи.
1.2 Содержание государственного регулирования социальной сферы
Роль государства в современном обществе представлена рядом функций, в том числе функциями социальной и регулирующей, которые обусловлены необходимостью осуществления определенной политики, создания общественных благ.
Понимание особенностей государственного регулирования социальной сферы, делает необходимым определение таких понятий как «государственное регулирование» и «государственное управление, выяснения общности и различий между ними.
Термин регулирование происходит от латинского «regulo» – устраиваю, привожу в порядок, или «regula» – норма, правило.
Словарь русского языка трактует «регулирование» как налаживание, упорядочивание отношений или направление движения с целью приведения в порядок системы .
Этот же словарь трактует «управление» как деятельность властных государственных органов .
По мнению Б.А. Райберга, категория «управление» является более широкой и включает в себя «регулирование» как составную часть . В данной связи «управление» понимается как любое целенаправленное воздействие на объект, а «регулирование» предполагает только коррекцию.
Следует отметить, что довольно часто в современной литературе авторы не делают различий между этими понятиями, поэтому и в данной работе, термины «регулирование» и «управление» будут использоваться как синонимы.
Фрагмент для ознакомления
3
Официальные государственные и нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации
2. «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] федер. закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021). Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
3. «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс] федер. закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 25.05.2022). Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
4. «О социальной защите инвалидов» [Электронный ресурс] федер. закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. 29.11.2021). Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
5. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [Электронный ресурс] федер. закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020). Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
6. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] федер. закон от 20.06.2014 г. № 172-ФЗ. Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
7. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] Указ Президента РФ от 21.08.2012 г. № 548. Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
8. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204. Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
Книги, монографии, статьи на русском языке
9. Актуальные проблемы финансов в экономике и социальной сфере: монография /[В.А. Ковалев и др.]; под ред. В.А. Ковалева, А.И. Ковалева; Омский филиал Финуниверситета. – Омск: Изд-во Образование -Информ, 2018. – 276 с.
10. Андреева Е.И., Бычков Д.Г., Феоктистова Эффективность региональных политик социальной поддержки населения //Проблемы прогнозирования 2021, № 5, с. 101-110.
11. Государственное регулирование деятельности социально-ориентированных коммерческих организаций: монография /А.В. Барков, Г.Ф. Ручкина, М.В. Демченко [и др.]. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 181 с. ISBN 978-5-16-014208-1.
12. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета /В.П. Васильев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 164 с. – (Серия: Бакалавр и специалист). ISBN 978-5-534-05544-3.
13. Волкова Н.С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация //Журнал Российского права, № 7 (199), 2013, с. 5-16.
14. Государственное регулирование рыночной экономики /Учебник. Издание 20-е, перераб. и доп. Кушлин В.И. – общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2002. – 832 с. ISBN 5-7729-006-2.
15. Игнатов В.Г, Батурин Л.А., Бутов В.И., Мащенко Ю.А., Уварова Г.Г.. Ходарев С.В., Ходарев А.С. Эланский Ю.Г Экономика социальной сферы: Учебное пособие, 2-е издание. – Москва. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 528 с. ISBN 5-241-00509-9.
16. Карпунина А.В., Мызина Т.И. Влияние информированности населения о социальной работе на общий престиж профессии //Социальная политика и социальное партнерство, Том 17, № 5, 2022, с. 348-353.
17. Методы государственного регулирования экономики: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 300 с. ISBN 978-5-16-002043-3.
18. Михеева Н.Н., Басарева В.Г. Региональные особенности бедности в России //Проблемы прогнозирования 2021, № 5, с. 74-85.
19. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. – 750 с. ISBN 5-200-00313-Х.
20. Петросян Д.С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 300 с. ISBN 978-5-16-010272-6.
21. Райзберг Б.А. Государственное управление и администрирование в экономике и социальной сфере: учебное пособие /Б.А. Райзберг. – М.: Экномистъ, 2007. – 191 с. ISBN 978-5-98118-209-9.
22. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 512 с. (Библиотека словарей) «ИНФРА-М») ISBN 978-5-16-003390-7.
23. Роик В.Д. Социальный бюджет: монография. – Москва: Проспект, 2016. – 288 с. ISBN 978-5-392-21581-2.
24. Родионов М.Г. Основы государственного регулирования в переходной экономике России: монография /М.Г. Родионов, Н.Ю. Симонова, Е.В. Иванова. – Омск: НОУ ВПО «ЕврИЭМИ», 2011. – 148 с. ISBN 978-5-91125-029-4.
25. Руденко И.В. Государственное регулирование экономики и экономическая политика: учебно-методическое пособие /И.В. Руденко. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2019. – 156 с. ISBN 978-5-7779-2379-0.
26. Савина Т.Н., Ерастова К.О., Лебедева О.Н. Социальная политика: вызовы, возможности, перспективы. //Финансы и кредит. – 2019. – Т. 25, № 2, с. 426-442
27. Садыков Р.М., Большакова Н.Л., Хамадеева Р.Х. Правовое регулирование системы социального обслуживания населения в современной России //Социальная политика и социальное партнерство. Т.17, № 6 (209) 2022, с. 407-415.
28. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие /Е.В. Самофалова, Э.Н. Кузьбожаев, Ю.В. Вертакова; под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожаева. – М.: КНОРУС, 2005. – 272 с. ISBN 5-94761-039-6.
29. Синявец Т.Д. Экономические основы социальной работы: учебное пособие для студентов специальности 350500 «Социальная работа»/ Т.Д. Стнявец. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 268 с. ISBN 978-5-7779-0792-9.
30. Хубаев Т.А., Бетанов В.Т., Ковалева М.А. Региональная политика: проблема и концептуальные основы //Региональная экономика: теория и практика. 2022. – Т. 20, № 3, С. 406-423.
31. Чернышев К.А. Демографическая динамика крупнейших городских агломераций России //ЭКО, 2022, № 4, с. 81-93.
32. Цыпин И.С. Государственное регулирование экономики: учебник /И.С. Цыпин, В.Р. Веснин. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 296 с. ISBN 978-5-16-006866-4.
33. Шарин В.И. Основы социальной политики и социальной защиты: учебное пособие /В.И. Шарин. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 383 с. (Высшее образование: бакалавриат). ISBN 978-5-16-011700-3
34. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ. 2003. – 367 с. ISBN 5-7598-0193-7.
35. Экономика и управление социальной сферой: Учебник для бакалавров /Под ред. д. э. н., проф. Е.Н Жильцова, д. э. н., проф. Е.В. Егорова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 496 с. ISBN 978-5-394-02423-8.
36. Экономическая Энциклопедия. Политическая экономия. Гл. ред. А.М. Румянцев. – М.: «Советская энциклопедия», т. 3, Н- Социологическая школа, 1979. – 624 с.
Источники глобальной сети Интернет
37. Добросоцкий В.И. Государственное регулирование экономики: учебник /В.И. Добросоцкий; Моск. Гос. ин-т междунар. Отношений (ун-т) М-ва иностр. Дел Рос. Федерации, каф. Государственного управления и права. – М.: МГИМО-Университет, 2017. – 414 с. ISBN 978-5-9228-1760-8.
38. Основные характеристики субъектов РФ Федеральная служба государственной статистики /http://gks.ru/bgd/regl/b21_14p/Main.htm.
39. «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 18.12.2020 № 385-ФЗ /https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/process/ (дата обращения 07.09.2022).
40. «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 02.12.2019 № 380-ФЗ /https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/process/ (дата обращения 07.09.2022).
41. Демография. Федеральная служба государственной статистики. /https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения 05.09.2022).
42. Регионы России. Социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики. / https://rosstat.gov.ru/folder/210 (дата обращения 05.09.2022)