Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Общая характеристика выборки испытуемых и процедура исследования
Цель работы: изучить особенности ценностно-смысловой сферы личности у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты изучения ценностно-смысловой сферы личности у военнослужащих;
2.Изучить характеристики ценностно-смысловой сферы личности военнослужащих, проходящих службу в ВС РФ по призыву;
3.Изучить характеристики ценностно-смысловой сферы личности военнослужащих, проходящих службу в ВС РФ по контракту;
4. Выявить и изучить особенности ценностно-смысловой сферы личности военнослужащих, проходящих службу в ВС РФ по контракту;
5. Проанализировать взаимосвязи между характеристиками ценностно-смысловой сферы личности в сравниваемых группах военнослужащих;
6.Разработать психологические рекомендации по результатам исследования.
Характеристика выборки: В исследовании принимали участие 80 мужчин в возрасте 25 35 лет: 40 военнослужащих Войск ПВО и топографического отряда, служащих по контракту, и 40 призывников.
2.2.Методы и методики исследования особенностей ценностно-смысловой сферы личности военнослужащих
Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования: теоретический анализ научной литературы, организационные – сравнительный метод исследования; эмпирические опросные методы и проективные методы; методы математико-статистической обработки.
В исследовании использовались следующие методики:
1.Опросник «Смысложизненные ориентации» (Д.Крамбо, Л.Махолик, в адаптации Д.А. Леонтьева);
Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла (см. Франкл, 1990) и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов. Первоначально авторы стремились показать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии {Crumbaugh, Maholick, 1964, р.201). «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни.
2.«Ценностный опросник» (Ш. Шварц, в адаптации В.Н.Карандашева);
Методика направлена на изучение универсальных, общечеловеческих ценностей, существующих в каждой культуре в том или ином виде. Кросскультуральный характер опросника подтвержден данными исследований в 54 странах. При создании опросника за основу была взята методика М.Рокича (21 из 36 ценностей М.Рокича), дополненная автором.
Адаптация опросника на русскоязычной выборке была выполнена в 2000-2002 гг. В.Н.Карандашевым. Другая версия опросника предложена А.Л.Лихтарниковым.
Теоретической основой для создания опросника послужила теория мотивационных типов С.Шварца – В.Билски, согласно которой ценности есть «познанные потребности» или когнитивные репрезентации трех универсальных групп потребностей: биологических (витальных), потребностей взаимодействия, необходимого для межличностной координации, и общественных запросов для удовлетворения группового благополучия и выживания.
С.Шварц и В.Билски выделяют 3 группы ценностей (мотивационных типов): «чисто социальные» – конформизм, поддержка традицийи просоциальность (объединяют структуры отношений в социуме); 4 смешанных мотивационных типа – безопасность, зрелость, социальная культура и духовность (личность характеризуется в них главным образом через отношения ее индивидуальности с обществом); индивидуальные мотивационные типы – наслаждение, достижения, социальная власть, самоопределение, стимуляция – устанавливают те ценности, которые в наибольшей степени порождаются индивидуальностью и часто вступают в противоречие с социальным и смешанным.
3. Методика незаконченные предложения (авторский вариант)
Проективная психологическая методика, относится к методикам дополнения, и именно аддитивным методикам, одному из видов проективных методик. Методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.
В советской патопсихологии методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее значение для проведения реабилитационных мероприятий.
Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.
Методика "незаконченных предложений" является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.
Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.
Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.
4. Анкета, направленная на изучение социально-демографических особенностей респондентов, изучения отношения к возможностям контрактной службы
2.3.Методы математической обработки
Для обработки результатов исследования применялись методы математической статистики: анализ достоверности различий по U критерию Манна-Уитни, ранговая корреляция Спирмена, факторный анализ.
Критерий Манна-Уитни применяют для оценки различий по уровню выраженности того или иного признака для двух несвязных или независимых выборок. Эти выборки могут отличаться по числу испытуемых. Критерий Манна-Уитни особенно надежен при числе испытуемых не превышающем 20 человек.
Проведите эксперимент и произведите измерения в шкале интервалов или отношений. Выборки должны быть независимые. В группах число испытуемых должно быть больше или равно трем, или же в первой больше или равно 2, а во второй больше 5.
Запишите результаты измерений обоих групп испытуемых. Ранжируйте данные в обеих группах и представьте как один ряд. Расставьте элементы по степени нарастания признака.
Присвойте ранги значениям объединенного ряда. Чем меньше значение, тем меньше ранг. При этом число рангов должно быть равно числу результатов.
Разделите общий ряд на две группы, соответствующие первой и второй выборке. Найдите общую сумму рангов для каждой из них. Определите большую из сумм рангов, соответствующую первой или второй выборке.
Определите величину критерия Манна-Уитни по формуле U=(n1*n2)+(n+1)/2-R, где вместо n1 укажите число элементов в первой группе, вместо n2 – число элементов во второй группе, вместо n – число элементов в группе с наибольшей суммой рангов, R – большая по величине сумма рангов.
По таблицам критических значений для выбранного уровня статистической значимости определите критические значения критерия для взятых выборок. Сделайте вывод. Если вычисленное значение критерия меньше, чем в таблице или равно ему, то признайте наличие существенного различия между уровнем рассматриваемого признака в взятых выборках – подтверждается альтернативная гипотеза, а нулевая отвергается. Если же вычисленное значение критерия больше табличного, то подтверждается нулевая гипотеза. Чем меньше значение критерия, тем выше достоверность различий.
Корреля́ция — статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). При этом, изменения одной или нескольких из этих величин приводят к систематическому изменению другой или других величин. Математической мерой корреляции двух случайных величин служит коэффициент корреляции.
Коэффициент корреляции Спирмена (Spearman rank correlation coefficient) — мера линейной связи между случайными величинами. Корреляция Спирмена является ранговой, то есть для оценки силы связи используются не численные значения, а соответствующие им ранги. Коэффициент инвариантен по отношению к любому монотонному преобразованию шкалы измерения.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.
Практический расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена включает следующие этапы:
1) Сопоставать каждому из признаков их порядковый номер (ранг) по возрастанию (или убыванию).
2) Определить разности рангов каждой пары сопоставляемых значений.
3) Возвести в квадрат каждую разность и суммировать полученные результаты.
4) Вычислить коэффициент корреляции рангов по формуле:.
где сумма квадратов разностей рангов, а число парных наблюдений.
При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более показателями высокой тесноты связи.
Мощность коэффициента ранговой корреляции Спирмена несколько уступает мощности параметрического коэффициента корреляции.
Коэффицент ранговой корреляции целесообразно применять при наличии небольшого количества наблюдений. Данный метод может быть использован не только для количественно выраженных данных, но также и в случаях, когда регистрируемые значения определяются описательными признаками различной интенсивности.
Частная корреляция.Корреляция между двумя переменными, вычисленная после устранения влияния всех других переменных, называется частной корреляцией. Например, длина волос может коррелировать с ростом человека (чем выше человек, тем короче волосы), однако эта зависимость становится слабой или совсем исчезает, если устранить влияние пола наблюдаемых людей, поскольку женщины обычно ниже ростом и чаще имеют более длинные волосы, чем мужчины.
В случае статистической связи нескольких случайных переменных величин — выражение зависимости одной из этих величин (предиктанда) от одной из других величин (предикторов) при условии, что остальные предикторы сохраняют постоянные значения. Для простейшего случая трех случайных переменных величин Χ, Υ, Ζ, связанных линейной корреляцией, коэффициент частной корреляции rX, Y, Z между X и Υ выражается так:
где rX Z, rX Y и т. д. — коэффициенты линейной корреляции между парами соответствующих переменных, вычисленные независимо от третьей переменной.
Если исследовать достаточно большую совокупность мужчин и сопоставить размер их обуви с уровнем образованности, то между этими двумя переменными можно заметить хоть и небольшую, но в то же время значимую корреляцию. Это корреляция может послужить примером так называемой ложной корреляции. Здесь статистически значимый коэффициент корреляции является не проявлением некоторой причинной связи между двумя рассматриваемыми переменными, а в большей степени обусловлен некоторой третьей переменной.
В рассматриваемом примере такой переменной является рост. С одной стороны существует некоторая незначительная корреляция между ростом и уровнем образованности, а с другой — вполне объяснимая и логичная связь между ростом и размером обуви. Вместе эти две корреляции приводят к упоминавшейся ложной корреляции. Для исключения одной такой искажающей переменной необходим расчёт так называемой частной корреляции.
Если присвоить коррелирующим переменным индексы 1 и 2, а искажающей переменной — индекс 3, и попарно рассчитать корреляционный коэффициент (Пирсона) r12,r13, и r23 , то для частных корреляционных коэффициентов получим:
Достаточно давно в социологических исследованиях, проводимых в Германии, выяснялось отношение населения к приезжим рабочим-иностранцам. Для этого было сформулировано несколько отдельных вопросов. Ответы на вопросы суммировались. Сумма могла принимать значения от 0 до 30, причём большее значение соответствует более негативному отношению к приезжим рабочим.
Среди многочисленных дополнительных переменных учитывались: возраст опрашиваемых и частота посещения церкви. Последней характеристике были присвоены значения от 1 (никогда) до 6 (по меньшей мере, 2 раза в неделю). Небольшая выборка из оригинальных данных опроса (35 респондентов с этими тремя переменными) наводится в файле kirche.sav. Откройте этот файл, если Вы хотите самостоятельно провести следующие расчёты
Глава 3
3.1.Особенности ценностно-смысловой сферы личности военнослужащих, проходящих службу в ВС РФ по контракту
Анкета, направленная на изучение социально-демографических особенностей респондентов, изучения отношения к возможностям контрактной службы
В ходе исследования, из числа опрошенных 42% респондентов перед поступлением на военную службу по контракту проходили ее по призыву; 33% работали на различных предприятиях города и района и 25% были безработными либо утратили ее в связи с организационноштатными мероприятиями, 58% кандидатов по своему социально профессиональному статусу отнесли себя к рабочим.
Важной особенностью является то, что доля представителей крестьянских профессий крайне мала всего 1%. Этот факт свидетельствует о том, что военная служба по контракту не является пока привлекательной для сельской молодежи. Данный социальный феномен, безусловно, требует глубокого изучения, поскольку за счет сельского населения можно значительно расширить социально демографическую базу службы по контракту. Совершенно очевидно, что среди представителей сельской молодежи есть немало достойных потенциальных кандидатов для поступления на военную службу. Слабый поток в армию добровольцев из сельской местности связан, очевидно, с недостаточной работой военных комиссариатов по военно-профессиональной ориентацией молодежи на военную службу на селе и в малых населенных пунктах.
Подтверждением этому служит и распределение респондентов по месту жительства в деревне жили 3%, в поселках 21% остальные добровольцы проживали в городе.
Данные о семейном положении кандидатов распределились следующим образом: 46% состоят в браке и 41% имеют детей, 7% -разведены и платят алименты и остальные 47% не женаты
По образовательному уровню средне техническое образование имеют 31% опрошенных, средне специальное 44%, среднее 19% и 6% имеют неполное среднее образование.
Опросник «Смысложизненные ориентации» ( Д.Крамбо, Л.Махолик, в адаптации Д.А. Леонтьева)
При анализе результатов методики «Смысложизненные ориентации» значимые различия между группой 1 и 2 были обнаружены (по t-критерию Стьюдента при р ≤ 1%) по 4 шкалам из 6: «Цели в жизни», «Результативность
Фрагмент для ознакомления
3
1. Григорьев О.В., Кононов А.Н. К Вопросу о взаимосвязи правового и нравственного воспитания курсантов военных вузов Право и образование. 2010. № 11.
2. Агеева А.В., Алферов А.А., Андрюшенков В.А., Бакланов Л.А., Бархатова Е.Н., Белоусов А.В., Бетхер В.А., Бутина С.Г., Викулова Т.А., Вист И.И., Воронов И.А., Герасименко Т.Ю., Григорьев О.В., Губин А.И., Доманов Д.В., Дригичев И.В., Дубинин А.С., Ефимкина Н.В., Жумагазиева Н.М., Забуга Е.Е. и др. Преемственность и новации в юридической науке. выпуск 8. // Материалы научной конференции адъюнктов и соискателей (Омск, 29 марта 2012 г.) / Омск, 2012.
3. Померлян А.Н., Снигирев А.Л., Григорьев О.В. Военный преподаватель: личность, педагог, учёный. // Мир науки, культуры, образования. 2016. Т. 61. № 6.
4. Григорьев О.В., Литвиненко Н.М. Современные технологии обучения. // Инновации в образовании. 2011. № 7.
5. Григорьев О.В., Тарасов Д.Ю. Структура мотивационных установок личности с разным профессиональным выбором // Психология обучения. 2011. № 5.
6. Зотов А.А., Померлян А.Н., Федосеева И.А. Ценностные ориентации курсантов Новосибирского военного института имени генерала армии и.к. яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации // В сборнике: Становление и развитие профессионального образования в России в современных условиях: проблемы и перспективы сборник научных статей межвузовской научно-практической конференции. 2017.
7. Холина Л.И., Котов А.М. Цель формирования социальной ответственности курсантов военных вузов внутренних войск МВД России // В сборнике: Современные проблемы теории и практики права глазами молодых исследователей материалы X Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Научный редактор И.А. Шаралдаева. 2016.
8. Григорьев О.В., Федункин А.В. К вопросу о формировании профессиональной культуры поведения будущего офицера. // Инновации в образовании. 2011. № 11.
9. Гусейнов, А. А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Арпесян. — М., 2000.
10. Григорьев О.В., Кольчевский А.В. Модель правовой культуры выпускника высшей школы. // Право и образование. 2010. № 8.
11. Померлян А.Н. Проблемы возрождения утраченных исторических преимуществ отечественного военного образования в военных вузах войск национальной гвардии Российской Федерации // В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Центр социально-экономических исследований. Пермь, 2016.
12. Головин, Н.Н. Наука о войне / Н.Н. Головин. — М.,2008.
13. Котов А.М. К вопросу о формировании системы профессионально-педагогической подготовки и повышения квалификации педагогических работников военных институтов внутренних войск. // В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014.
14. Ичитовкин С.С. Предупреждение и преодоление правового нигилизма как педагогическая проблема // Гуманитарные проблемы военного дела. 2015. № 4 (5).
15. Померлян А.Н., Тарасов Д.Ю., Григорьев О.В. Теоретические аспекты проектирования и управления проектами в образовательной деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62).
16. Котов А.М. Проблемы сочетания теоретической и практической сторон правовой подготовки курсантов // В сборнике: Проблемы формирования правового социального государства в современной России материалы X всероссийской научно-практической конференции. 2014.
17. Бальчугов С.Г., Померлян А.Н., Сивак А.Н Формирование готовности курсантов военных вузов к научноисследовательской деятельности. // монография / Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. НОВОСИБИРСК, 2017.
18. Котов А.М. Военная педагогика: исторический аспект. // В сборнике: Историческое наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): методология оценки и значение для профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск МВД России Сборник научных статей межвузовской научно-практической конференции. Под общей редакцией С. А. Куценко. 2015.
19. Котов А.М. Цель формирования социальной ответственности курсантов образовательных организаций внутренних войск МВД России // В сборнике: Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции) материалы международной научно-теоретической конференции. СанктПетербургский университет МВД России. 2016.
20. Галумов, Э. А. Имидж против имиджа / Э.А. Галумов. М., 2005.
21. Банников, К.Л. Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения военнослужащих срочной службы российской армии. М., 2016.
22. Котов А.М., Кольчевский А.В., Меркелов А.А. Вопросы повышения профессионализма будущих офицеров в системе вузов войск национальной гвардии на основе компетентностного подхода. // В сборнике: Проблемы формирования правового социального государства в современной России материалы XII всероссийской научно-практической конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. 2016.
23. Деготь, Е. Правила жизни в России / Е. Деготь // Esquire. 2008. № 29.
24. Котов А.М. Социальная ответственность как фактор формирования профессиональной культуры будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. // В сборнике: Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. сборник научных статей VIII Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2017. С. 466-470.
25. Котов А.М. Социальная ответственность войск национальной гвардии в вопросах обеспечения государственной и общественной безопасности в Российской Федерации // В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Под общей редакцией Т.М. Сигитова. Пермь, 2017.
26. Вапилин Е. Рукоприкладство в армии //Военная социология. – 2005. №12
27. Банников, К.Л. Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы российской армии. М., 2016.
28. Ичитовкин С.С., Лопуха Т.Л. Современные факторы воспитания правовой культуры курсантов военных вузов // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43).
29. Методические рекомендации офицерам по поддержанию и укреплению воинской дисциплины. – Мн.: Воениздат, 2006.
30. Рындина О. Г. Условия формирования психологической готовности к воинской службе // Вестник психологии Чувашии. – 2007. – № 3.
31. Приймак, Е. Н. П75 Психологическое сопровождение военнослужащих на этапе социализации в рядах Вооружённых сил: методические рекомендации / Е. Н. Приймак. – М.: КРЕДО, 2015. – 28 с.
32. Трубин, Ю. В. Подготовка граждан к военной службе в современных условиях / Ю. В. Трубин // Омск: Издво ОмГПУ, 2013.
33. Бондарь Н. Г. Психологическая готовность юношей к службе в Вооруженных силах // Сборник научных трудов – 2008. – № 6.
34. Рудаков А. Л. Психологические основы подготовки старшеклассников к службе в армии / А. Л. Рудаков. – Красноярск, 2005.
35. Волкова Н.С. Психологическое сопровождение военнослужащих при исполнении воинской обязанности в Российской Федерации // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 3.
36. Белова А.Ю. Психологическое сопровождение социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей. // Автореф. диссер. на соискание ученой степени канд. псих. наук. Тверь. 2004.
37. Семянищева П. А. Психологические ресурсы военнослужащих // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2013. – № 1
38. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевой деятельности / А. Г. Караяни // Военная психология: – М.: Издво Воен. ун-та, 1996.