Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что юридическая служба является одним из важнейших подразделений в деятельности любого хозяйствующего субъекта. Однако ее роль в успешном функционировании предприятия свойственно несколько преуменьшать. Данное обстоятельство следует оценивать в целом как проблему. Второй проблемой выступает отсутствие четких правовых критериев, что представляет собой юридическая служба, какова ее компетенция. Советские разъяснительные акты не могут восполнить данный пробел, так как уже давно не отвечают реалиям времени: советский юрист предприятия значительно отличается от современного юриста компании. Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта «Юрист», подготовленный в 2020 г. также не в полной мере способен решить данную проблему .
Традиционным в России и за рубежом является деление юристов на две группы: юристы, состоящие в штате компании, так называемые инхаус-юристы, работающие по трудовому договору; внешние специалисты (инсайт – юристы), в штате не состоящие, выполняющие свою работу по гражданско-правовому договору.
В России, существовавшей в условиях командно-административной системы вплоть до конца 80-начала 90хх гг. изначально была велика роль юридической службы предприятия. Юридический отделы были в предприятиях, учреждениях и организациях. Многие видные специалисты отечественной правовой науки получали практический опыт именно как инхаус-юристы. Адвокатура и нотариат оказывали юридическую помощь гражданам. Ни о какой правовой помощи бизнесу со стороны внешних специалистов не могло быть и речи ввиду отсутствия рыночных отношений. Только после распада СССР появилось указанное выше различие, и, как следствие, развитие рынка юридических услуг.
В Европе также достаточно давно существовала практика создания юридических отделов. В США, напротив, позволить себе штат юристов мог только очень крупный субъект предпринимательской деятельности, например, концерт «Coca-Cola». Как правило, практиковалось привлечение внешних специалистов. Развитие инхаус-направления произошло намного позже, после 70-хх прошлого столетия.
Надо отметить, что в России разграничение между штатными юристами компании и привлекаемыми специалистами проводится исключительно по основаниям возникновения отношений и по их виду или трудовые, или гражданско-правовые.
Круг задач нередко у обоих видов юристов общий, если речь не идет о решении проблем, требующих узкой специализации.
В России, к сожалению, как нами упоминалось ранее, принято недооценивать потенциал юридической службы. Юрист воспринимается как некий технический работник, нередко приравнивается к секретарю. Широкое распространение получило привлечение юристов к участию в закупках в соответствии с контрактной системой, притом юрист выполняет те функции, которые должны, в идеале, выполнять другие подразделения компании (оценка технического задания, поиск закупок и др.). Порочной является практика, свойственная, в частности, многим крупным хозяйствующим субъектам, когда любые сделки заключаются исключительно по шаблонам договоров, без учета их реальных условий. Нередко возникает ситуация, когда юрист не дает резолюцию на заключение сделки при наличии явных (или надуманных) сомнений в ее законности, однако альтернативного решения при этом не предлагает. Вместе тем, по справедливому замечанию Л.Н. Наумовой, юрист – это не хранитель законности и не торговец информацией . Это человек, решающий конкретную проблему. Решение конкретной проблемы невозможно, если юрист не владеет бизнес-процессами компании, в штате которой он состоит.
Таким образом можно сказать о том, что рыночные условия, иные принципы организации и деятельности предпринимательства диктуют новые условия работы. Показать важность роли юридической службы а предпринимательстве, а также пути восполнения существующих пробелов является основной задачей настоящего исследования.
Основу исследования составили научные работы современных российских ученых-правоведов по вопросам, относящимся к раскрываемой теме: М.В. Антокольская, И.Г. Бельцер, Н.Н. Дорофеева, В.Н. Леженин., А.А. Игнатенко, Н.Н. Скрыпников, Ю.А. Королев, А.Н. Левушкин, Л. Максимович, Г.К. Стрельникова, О.М. Толстикова, С. Чашкова и другие.
В качестве объекта исследования определены общественные отношения, относящиеся к правовому регулированию юридической службы в предпринимательстве.
Предметом исследования выступают нормы законодательства, относящиеся к вопросам правового регулирования юридической службы в предпринимательстве.
Целью исследования является комплексный анализ правового регулирования юридической службы в предпринимательстве, установление сути исследуемой правовой конструкции, изучение имеющихся в этой отрасли правоотношений, и, как итог, установление самых значимых теоретико-практических проблем в данном направлении.
На основании цели исследования нами были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие юридической службы в предпринимательстве.
2. Изучить нормативно-правовое регулирование юридической службы в предпринимательстве.
3. Раскрыть правовой статус юридической службы в предпринимательстве.
4. Проанализировать организацию деятельности юридической службы в предпринимательстве.
5. Провести анализ недостатков правового регулирования юридической службы в предпринимательстве.
6. Представить направления совершенствования деятельности юридической службы в предпринимательстве.
Методологическая основа исследования, состоит из метода теоретического анализа: изучения, анализа, синтеза, а также обобщения научных и учебных источников литературы, в которой раскрываются особенности юридической службы в предпринимательстве; метода системного анализа, частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования, которые дали возможность проанализировать заявленную проблематику и сделать определенные обобщения, а также выводы по теме исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: Ю.В. Быковская, Л.М. Волощенко, В.В. Костицына, Р.В. Сайгафаров, М.И. Ферзаули, А.С. Тимохина, П.А. Коропятник, Н.Н. Бойко, Е.В. Багдан, П.Н. Мальцева, Т.В. Корниенко, Л.А. Гаджимурадова, А.А. Фоменко, Н.М. Гусева и др.
Нормативная база работы состоит из Конституции РФ , Гражданского кодекса РФ , а помимо этого иных нормативно-правовых актов, которые регламентируют деятельность юридической службы в предпринимательстве.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в расширении теоретического представления юридической науки по вопросу деятельности юридической службы в предпринимательстве.
Структура работы. Структура исследования определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых разделена на два параграфа, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретический анализ юридической службы в предпринимательстве
1.1. Понятие юридической службы в предпринимательстве
На наш взгляд, раскрытие данной темы стоит начать, прежде всего, с раскрытия самих понятий юридической службы в предпринимательстве.
В юридической литературе встречаются различные взгляды на определение понятия «юридическая служба». По мнению Ф. М. Раянова, юридическая служба представляет собой «одно из специфических звеньев правоохранительных органов государства, образующих сверху донизу иерархическую систему (юридических управлений, отделов, групп, бюро, старших юрисконсультов, юрисконсультов, экономистов-претензионистов и т.д.) ...призванное обеспечить правильное применение законодательства в сфере хозяйственной деятельности» .
По мнению М. И. Клеандрова, юридическая служба – это узкий круг профессиональных работников юридического профиля, в основном штатных работников предпринимательской структуры, непосредственно ведущих в ней правовую работу .
Юридическая служба – это важнейшая сфера юридической деятельности по предупреждению правонарушений путем визирования решений, постановлений, приказов, распоряжений и иных документов правового характера, издаваемых органами управления предприятия, по защите прав и законных интересов предприятий в конфликтных ситуациях с клиентами, а также по систематизации локальных актов и участию в проведении конференций, совещаний, заседаний на правовую тематику в трудовых коллективах .
К сожалению, на сегодняшний день в современном законодательстве РФ отсутствуют какие-либо нормативные или разъяснительные акты, содержащие в себе достаточно подробное понятие и описание юридической службы в предпринимательстве.
В тоже время юридическую службу в предпринимательстве можно обозначить, как подразделение определенной организации, осуществляющее правовое обеспечение ее деятельности.
Юридическую службу в предпринимательстве можно назвать персональным правоохранительным органом конкретной организации, т.к., несмотря на разницу в их деятельности, мы все же можем выявить общие моменты в работе правоохранительных органов и юридической службы в предпринимательстве:
1. Общие моменты, исходя из основной цели деятельности:
В правоохранительной деятельности данными целями являются:
- охрана и защита прав и интересов граждан, а также законных интересов организаций и предприятий, общества и государства;
- обеспечение безопасности, правопорядка и законности.
Основная же цель юридической службы в предпринимательстве также состоит в охране и защите прав и интересов, только уже не в рамках всего общества в целом, а только в рамках своей конкретной организации.
2. Сравним задачи юридической службы в предпринимательстве и деятельность различных правоохранительных органов.
В основные задачи юридической службы в предпринимательстве входит:
- обеспечение легитимности и законности во время деятельности организации;
Сходство с деятельностью правоохранительных органов здесь в том моменте, что деятельность последних также не должна выходить за рамки закона, действующего на территории РФ.
- представление законных интересов предприятия в суде (в возбуждении уголовного дела интересы компании будет представлять адвокат, а вот в гражданских делах интересами фирмы в суде занимается корпоративный юрист данной фирмы).
В числе правоохранительных органов также присутствуют органы, имеющие право представлять законные интересы физического либо юридического лица в суде.
В качестве примера вышеуказанных органов, можно привести прокуратуру, т.к. прокурор также представляет законные интересы «потерпевшей стороны» в суде;
- исковая, претензионная и договорная работа. Среди правоохранительных органов также есть органы, имеющие дело с исками. Сюда можно отнести различные виды судов РФ.
- консультирование по юридическим вопросам. Подобные консультирования могут проводиться как в отдельных организациях по различным вопросам участников данной организации, так и в правоохранительных органах. В последнем случае, в качестве правоохранительного органа, имеющего право давать консультации гражданам, можно выделить адвокатуру, т.к. адвокаты имеют право консультировать своих клиентов по различным вопросам.
Юридическая служба в качестве одного из структурных подразделений, это одна из основных трудовых ячеек, которая призвана исполнять функции, которые предопределены определенной документацией, а именно – Положением относительно деятельности юридической службы.
Такого понятия как «функции юридической службы», а также понятия «юридическая служба» в законодательстве нет. В литературных источниках есть разнообразные мнения относительно указанной проблематики, но, со слов исследователей проблематика относительно функций присущих юридической службе обладает прежде всего постановочным характером. Так, некоторые исследователи в качестве функций определяют персональные и довольно обособленные типы служебных действий, а в это же время другие исследователи представляют функции в качестве организации практического воплощения юридических норм .
В рамках толкового словаря такое понятие как функции определено с разнообразных позиций. В пределах исследуемой проблематики функции предстают в двух определениях. Прежде всего в качестве роли, значения чего-то, а значит в качестве роли юридической службы с целью разрешения юридических проблем в сфере предпринимательства. А кроме этого, в качестве обязанностей, вариантов деятельности и так далее, а значит это то, в чем отражается работа юридической службы в предпринимательстве; каким образом юридическая служба оказывает воздействие на правоотношения, которые существуют и внутри конкретной организации, так и в правоотношениях с иными организациями .
Стоит полагать, что функции юридической службы следует представлять в комплексе двух рассмотренных определений. Так как роль юридической службы будет указывать на направленность ее воздействия на возникающие правоотношения.
Роль и направленность функционирования юридической службы состоит из потребностей, которые возникают у предпринимателя. Данные потребности состоят из предопределенных задач, которые нужно разрешить. При этом некоторые задачи, причисленные к юридической деятельности, передают именно юридической службе. Из этого исходит то, что функции, которые есть у юридической службы будут находиться в зависимости от предопределенных задач. Так, со слов Т.Н. Радько: прежде всего нужно сказать о том, что задачи зачастую непосредственно предопределяют наличие функций; а кроме этого, указывают на содержание; а также существенно воздействуют на варианты их воплощения, которые предопределяют определенные направления юридического воздействия .
И как результат в качестве функций юридической службы можно предопределить воплощение деятельности юридической службы в предпринимательстве, при помощи нацеленного воздействия на возникающие внутренние, а также внешние правоотношения для исполнения разнообразных задач.
В настоящее время не существует общего подхода относительно установления показателей классификации относительно функций, которые есть у юридической службы.
Так одни исследователи функции подразделили на специально-правовые, а также общие. При этом в череде специально-правовые принято выделять:
- установление законности в работе предпринимателя;
- активное применение юридических средств с целью развития экономических результатов деятельности предпринимателя;
- обеспечение юридическими основами сохранности имущества, развития качества производимых товаров, исполнение заданий, а также обязательств по соглашениям и так далее;
- производство защиты прав, а также законных интересов предпринимателя;
- пропаганду отечественных нормативно-правовых актов.
В череде общих функций авторы выделяют:
- проведение профилактики правовых нарушений при помощи визирования юридической документации, которую принимает руководство;
- проведение профилактики разнообразных нарушений прав, а также законных интересов в предпринимательстве при помощи принятия участия в соглашениях;
- процесс восстановления нарушенных прав предпринимателя при помощи выполнения претензионно-исковой деятельности;
- юридическое воспитание сотрудников .
Другими исследователями классификация проводится по направления работы:
- в области установления законности относительно функционирования организации;
- в области договорной деятельности;
- в области претензионно-исковой деятельности;
- в области юридического установления социального партнерства, а также трудового взаимодействия;
- в области работы с различными доверенностями;
- в области составления прав относительно недвижимости;
- в области развития юридической культуры сотрудников и так далее .
И во всех направлениях есть определенные направления деятельности юридической службы.
Все рассмотренные классификации можно использовать, так как по сути в них указаны все сферы деятельности которые закреплены за юридической службой.
Определенные функции относительно деятельности юридической службы, находятся в зависимости от предопределенных задач, которые должна разрешить именно юридическая служба. И как результат в качестве основного показателя установления отдельных типов функций, это предопределенные перед юридической службой задачи.
И в качестве самой первой задачи можно указать процесс обеспечения законности в функционирования субъектов предпринимательства. С целью воплощения указанной задачи перед юридической службы будут поставлены определенные функции такие, как:
- правовая экспертиза разнообразных проектов локальной документации субъектов предпринимательства, которая разрабатывается предпринимателем, а помимо этого принятие участия в обязательных ситуациях в процессе подготовки данной документации;
- разработка предложений относительно признании не действующими либо относительно изменения локальной документации в результате изменения действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации;
- установление систематизированного учета относительно локальной документации.
В качестве следующей задачи можно определить процесс защиты прав, а также интересов субъектов предпринимательства во время сотрудничества с иными субъектами предпринимательства. С целью воплощения указанной задачи перед юридической службы будут поставлены определенные функции такие, как:
- представительство для защиты интересов субъектов предпринимательства в органах власти, а также в судебных органах и так далее;
- разработка проектов соглашений, проведение их правовой экспертизы с последующим визированием;
- принятие участия в разработки и последующем воплощении мероприятий относительно развития договорной дисциплины, проведение исследования причин невыполнения либо ненадлежащего выполнения соглашений, составление предложений относительно устранения определенных недостатков;
- принятие участия в исследовании данных относительно уровня дебиторской задолженности для установления долговых обязательств, которые нуждаются в принудительном погашении, обеспечение написания заключения относительно предложений по поводу списания безнадежных долгов;
- написание претензий, а также исковых требований, ответов на поступившие претензии, а также отзывов относительно исковых требований от имени предпринимателя в судебные органы;
- проведение анализа относительно предъявления разнообразных претензий, а также анализ итогов рассмотрения исков в судебных органах с целью постановки вопроса относительно развития деятельности предпринимателя.
В качестве еще одной задачи можно указать процесс обеспечения юридическими средствами сохранности недвижимости предпринимателя. Указанная задача имеет очень важное значение, в результате того, что у всех предпринимателей есть имущество на праве собственности и так далее. Относительно земли в качестве типа имущества можно сказать о том, что в ГК РФ для нее установлено право собственности, а также право аренды и порой это может быть право на постоянное применение. С целью воплощения указанной задачи перед юридической службы будут поставлены определенные функции такие, как:
- проведение разработки мероприятий относительно установления сохранности недвижимости предпринимателя;
- разработка заключений относительно предложений по поводу привлечения сотрудников к определенной ответственности;
- формирование информации относительно хищений, а также растрат и так далее;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.09.2022) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
5. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "О некоммерческих организациях" // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 145.
6. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // "Собрание законодательства РФ", 10.06.2002, N 23, ст. 2102.
7. Приказ Минюста России от 23.04.2014 N 85 (ред. от 28.02.2020) "Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2014 N 32117) // "Российская газета", N 98, 30.04.2014.
8. Приказ Минюста России от 14.12.2016 N 288 (ред. от 30.11.2020) "Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2016 N 44887) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2016.
9. Приказ Минюста России от 05.10.2016 N 223 "Об утверждении формы удостоверения адвоката и порядка его заполнения" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2016 N 44082) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 46, 14.11.2016.
10. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168) // "Российская газета", N 151, 14.07.2011.
11. Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Юрист" (по состоянию на 27.03.2020) (подготовлен Минтрудом России, ID проекта 01/02/03-20/00100744) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 27.03.2020.
12. Белых В.С. Роль юридической службы предприятия в обеспечении качества продукции // Бизнес, менеджмент и право. 2020. № 2. С. 7–12.
13. Бабайцев, С.В. Юридическая служба: решение сложных задач малыми средствами // На боевом посту. 2015. № 5. С. 4-6.
14. Галушевская, К.А. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей // Евразийский научный журнал. 2021. №6. С. 66-67.
15. Дрозд Е.Д. Способы защиты прав на осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации / Е.Д. Дрозд, А.С. Мальцев, Е.В. Шаназарова // Проблемы Науки. 2021. №13 (133). С. 68-69.
16. Ефимцева Т. В., Мелентьева О. В. К вопросу о формах правового обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2020. № 39. С. 118–123.
17. Ершова И.В. Предпринимательское право. Учебник для бакалавриата и специалитета. М.: Проспект, 2020. 686 с.
18. Залесова Е.С. Договорная работа юридической службы и этапы ее ведения // Аллея науки. 2021. Т. 1. № 5 (56). С. 522.
19. Клеандров М.И. Институт юридической службы в предпринимательстве: монография. М.: Норма, Инфра-М, 2020. 244 c.
20. Котляр, А.И. Генезис и тенденции развития юридической службы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 4 (70). № 3. С. 24-30.
21. Марковский И.П. К вопросу о необходимости исследования отдельных аспектов правовой защиты субъектов малого и среднего бизнеса в России // Молодой ученый. 2020. № 48 (182). С. 259-261.
22. Наумова Л.Н. Руководство по выживанию для начинающего юриста. НЕ теоретические советы: учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2021. – С.53.
23. Нетишинская Л. Ф. Организация правового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов: учебное пособие / Л. Ф. Нетишинская. – Краснодар: КубГАУ, 2020. – 89 с.
24. Организация правовой работы: учебное пособие / А.В. Борисов, Ю.Л. Корабельникова, А.А. Косых [и др.]. - М.: Академия управления МВД России, 2021. - 144 с.
25. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / авторы-сост. Э.И. Атагимова, Е.В. Горбачева. - М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2020. С.49.
26. Пугинский Б.И., Семенкина Н.А. Правовая работа: учебник. – М., 2020. – С. 9–65.
27. Полежаева К.С. Основные направления правовой работы в предпринимательстве // Сборник материалов по итогам XV Региональной научно-практической конференции. Красноярск, 2021. С. 87-90.
28. Рощин, С.Р. Генезис и тенденции развития юридической службы // Вестник адъюнкта. - 2021. - № 1. С.106-112.
29. Рощин, С.Р. Функциональный анализ деятельности юридической службы: методология и особенности нормативного правового регулирования // Военное право. 2021. № 2(66). С. 146-155.
30. Северин В.А. Теория и практика правовой работы в коммерческих организациях // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 2021. – №2. – С. 46.
31. Щур Д.Л. Должностная инструкция специалиста по конкурентному праву (помощника юриста конкурентной практики, специалиста-эксперта по конкурентному праву) // СПС Консультант плюс. 2022.
32. Юридическая служба в государственных органах и на предприятиях: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление» / [Н. Д. Эриашвили и др.]; под ред. С. С. Маиляна, А. А. Иванова. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2020. С. 16.