Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА» В СИСТЕМЕ
ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ
2.1. Механизм «единого окна» в системе таможенного оформления
Товары импортного производства крепко вошли в жизнь людей и стали неотъемлемым
атрибутом большинства магазинных полок и прилавков. Каждый раз, как товар пересекает
границу, необходимо производить обязательное декларирование товаров. Таможенное
декларирование товаров очень трудоемкий и сложный процесс. Для того, чтобы
выполнить всю процедуру правильно, необходимо правильно заполнить все бланки,
подготовить ряд всех требуемых документов. Чтобы облегчить выполнение этого
процесса, лучше обратиться к разбирающимся в этом вопросе специалистам.
Декларирование является неотъемлемой частью таможенного оформления грузов и
подразумевает сообщение органам таможни точных и необходимых сведений о
перемещаемых через границу грузах.
Таможенный порядок декларирования товаров проводится согласно нормам Таможенного
кодекса и решениям Комиссии Таможенного союза. Процедура зависит от вида
деклараций (на транспортное средство, на товары, декларация для пассажиров или
транзитная декларация).
Декларация составляется в двух экземплярах для целей таможенного декларирования:
1. товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в сопровождаемом багаже в
случае, если перемещающее их физическое лицо при пересечении таможенной границы
Союза имеет несопровождаемый багаж;
2. товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несопровождаемом
багаже;
3. товаров, в отношении которых декларант изъявил желание произвести
идентификацию;
4. транспортных средств для личного пользования, временно ввозимых на
таможенную территорию Союза.
В иных случаях второй экземпляр декларации составляется по желанию лица,
осуществляющего таможенное декларирование. Лицо, осуществляющее таможенное
декларирование, по желанию вправе составить декларацию в трех и более экземплярах.
Министерством финансов Республики Армения, Государственным таможенным
комитетом Республики Беларусь, Комитетом государственных доходов Министерства
финансов Республики Казахстан, Государственной таможенной службой при
Правительстве Кыргызской Республики и Федеральной таможенной службой
соответственно могут устанавливаться случаи, когда при таможенном декларировании
авто- и мототранспортных средств декларация заполняется в 1 экземпляре.
Декларация должна содержать:
1) сведения о декларанте, таможенном представителе, наличии и количестве совместно
следующих с декларантом лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, лице,
действующем от имени и по поручению декларанта (в случаях, определяемых
Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия));
2) сведения:
2
о товарах - способ перемещения, наименование, описание, количество, вес в килограммах
и (или) в других единицах измерения, стоимость;
о транспортных средствах для личного пользования - цель ввоза и (или) нахождения либо
вывоза, регистрационный номер или информация о снятии с регистрационного учета, вид,
марка, момент выпуска, номер кузова или идентификационный номер, объем двигателя,
номер шасси, стоимость;
3) сведения о наличных денежных средствах и (или) денежных инструментах;
4) сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с
перемещением товаров через таможенную границу Союза, если такое перемещение
допускается при наличии этих документов;
5) дату составления декларации.
В рамках «въезд», «выезд» указывается направление перемещения товаров.
Метод заявления информации о товарах и транспортных средствах, помещаемых под
контроль таможни, определяет вид носителя необходимой информации. Законодательно
обоснованными формами декларирования товаров являются: письменная; устная;
электронная.
При перемещении грузов через границу необходимо выполнить таможенное
декларирование, одной из функций которой является декларирование товаров. Его суть
заключается в том, чтобы все товары, которые были перемещены через границу, были
зарегистрированы надлежащим образом. При этом необходимо описывать сведения о всех
товарах и транспортных средствах, при предоставлении их таможенному органу.
2. 2. Анализ внедрения механизма единого окна в Российской Федерации
В соответствии со «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до
2020 года» совершенствование таможенного регулирования предполагает повышение
эффективности применения мер по совершенствованию таможенных операций и развитие
таможенных технологий, тарифного и нетарифного регулирования ВЭД с учетом
активного обеспечения продвижения национальных интересов РФ во
внешнеэкономической сфере, содействия развитию добросовестной конкуренции
хозяйствующих субъектов путем формирования более благоприятных условий ведения
ВЭД для законопослушных участников, а также упреждающего реагирования на угрозы
экономической безопасности РФ.
Одной из основных задач в этой области является автоматизация процессов таможенного
контроля, связанных с принятием решения о выпуске товаров в автоматическом режиме.
Отдельные таможенные органы РФ (например, Карельская и Новгородская таможни) в
последние годы проводили эксперименты по оценке возможности использования
программных средств для автоматического осуществления таможенных операций и
этапов таможенного контроля товаров, декларируемых в электронной форме,
помещаемых под таможенную процедуру экспорта. Так называемый автоматический
выпуск, когда решение принимается компьютером без вмешательства таможенного
инспектора.
Внедрение механизма «единого окна» в странах–участницах ЕАЭС является одним из
приоритетных векторов развития альянса, так как ныне действующая схема
информационного взаимодействия участников ВЭД и контролирующих государственных
органов далека от идеала и создает дополнительные барьеры при ведении взаимной и
внешней торговли.
2.3. Моделирование процесса функционирования «единого окна» на таможенной границе
Для пунктов пропуска на таможенной границе характерны большие объемы
обрабатываемой информации, широкий спектр контролируемых и регулируемых
параметров и, как следствие, сложная система функционирования «единого окна». Для
исследования возможностей обучения и получения практических навыков работы
3
специалистов таможенных органов в такой системе эффективным методом является
имитационное моделирование. Имитационное моделирование позволяет решать довольно
широкий круг задач, обеспечивает практически без ограничений и допущений
исследование любого сложного процесса, в том числе процессов функционирования
«единого окна» на таможенной границе. На имитационной модели обеспечивается
возможность приобретения необходимых знаний и навыков в применении новой техники
и технологии таможенного контроля с использованием «единого окна». Однако
построение имитационной модели и ее исследование являются трудоемкими и сложными
задачами ввиду сложности формализации самого процесса и построения его модели как
компьютерной программной среды.
Исходными условиями для построения имитационной модели процессов
функционирования «единого окна» на таможенной границе Азербайджанской Республики
являются следующие:
– таможенная служба страны функционирует с использованием Единой
автоматизированной информационной системы (ЕАИС);
– основным инструментом принятия решений при выполнении таможенных операций
таможенного контроля и оформления является система управления рисками (СУР) как
подсистема ЕАИС;
– при таможенном контроле в пунктах пропуска на таможенной границе таможенные
органы осуществляют связь в онлайн–режиме с базой данных Центрального таможенного
органа (ЦТО) и, используя нормативно–справочную информацию ЦТО, проверяют
наличие документов, в частности разрешений (сертификатов), выданных центральными
исполнительными органами, на ввоз или вывоз товаров из страны, а также сведений в них;
– онлайн–режим с ЦТО позволяет установить форму таможенного контроля, что следует
рассматривать как управляющее воздействие на процесс контроля на таможенной границе
на этапе движения товара от границы до места назначения товара и при таможенном
оформлении в таможне назначения;
– в рамках «единого окна» осуществляется сбор таможенных платежей и «дорожных
налогов».
Перевозчик представляет в «единое окно» таможенного органа следующие документы:
неполные импортные/экспортные декларации; книжки МДП или транзитные декларации;
товарно–транспортные накладные; инвойсы и, при необходимости, другие документы.
Практически функции специалистов таможенных органов (таможенных работников) в
технологической цепочке по регистрации и определению формы таможенного контроля
товаров и транспортных средств в силу высокой степени автоматизации таможенных
процедур сводятся к простейшим операциям проверки соответствия таможенных
документов требованиям их заполнения и автоматическому выбору форм контроля,
предлагаемых СУР. Работа таможенного органа на таможенной границе построена на
онлайн–связи с нормативно–справочной базой и СУР, реализованными в ЦТО. По
существу, на каждом этапе технологической цепочки таможенник работает в режиме
«соответствует или не соответствует», т.е. в режиме «да или нет».
2.4. Формирование и реализация концепции сервисно–ориентированного таможенного
администрирования
Современная таможенная система является институтом системного администрирования
сферы внешнеэкономической деятельности и осуществляет контроль товаров,
перевозимых через таможенную границу, посредством различных методов, операций и
технологий.
Основными документами, формирующими и регулирующими сферу таможенных услуг,
являются:
– Рамочные стандарты обеспечения безопасности и содействия мировой торговле;
– Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года;
4
– решение Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. N 68 «Об
основных направлениях развития механизма «единое окно» в системе регулирования
внешнеэкономической деятельности».
В ходе последовательной реализации всех вышеперечисленных программ создается
качественно новый таможенный регулятор, реализующий идеологию сервисно–
ориентированного таможенного администрирования. Приоритеты выбора критериев при
сервисно–ориентированном подходе:
– повышение качества и результативности деятельности таможенных органов в
соответствии с нуждами участников ВЭД;
– снижение потерь участников ВЭД за счет повышения качества таможенных услуг;
– внедрение системы менеджмента качества в практику управления таможенными
услугами.
Концепция сервисно–ориентированного администрирования определяет основные
условия и необходимые решения для достижения качественно нового уровня таможенного
администрирования, выдвигая таможню в качестве основного регулятора и контролера
товарных потоков в сфере ВЭД.
Сервисная парадигма таможенного администрирования предполагает внедрение
таможенного регулятора в управление логистическими цепями поставок товаров и
определяет таможенную службу в качестве единоличного контактного органа в
официальных целях внешнеэкономических отношений.
Такой подход в полной мере реализуется при формировании механизма «единое окно»,
что позволит упростить таможенные процедуры и на границе, и внутри страны. Это
избавит участников внешнеэкономической деятельности от излишней ненужной
волокиты. Фактически таможенная служба превратится в некоего рода сервисную службу,
способствующую улучшению условий для внешней торговли и снижению уровня
транзакционных издержек.
Модернизированная система таможенного администрирования формируется, основываясь
на универсальной концепции Всемирной таможенной организации, но осуществляется в
рамках, установленных национальной Стратегией. Модернизация происходит постепенно
и поэтапно на основе 11 взаимосвязанных направлений, которые соответствуют
поставленной стратегической цели и приоритетам таможенной политики.
Согласно Стратегии, особое внимание уделяется совершенствованию сети таможенно–
логистических терминалов в отдельных субъектах России. Посредством исполнения
программ целевого направления, осуществления программ федерального и регионального
значения участие также будет принимать бизнес–сектор. Развитие институциональной и
таможенной инфраструктуры будет проводиться параллельно с внедрением системы
электронного декларирования.