Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Инновационный менеджмент представляет собой одну из разновидностей функционального
менеджмента любого предприятия, объектом которого выступает инновационный проект, содержащий
технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной
деятельности. Управление инновационным проектом включает в себя этапы, начиная с научноисследовательских работ и заканчиваясь освоением на рынке.
2
Инновационная деятельность современных предприятий направлена на разработку и создание
конкурентных инноваций в различных сферах деятельности.
В экономической теории под инновациями понимают профессиональную деятельность по
формированию системы новшеств, являющихся воплощением научных открытий в конкретной
технологии или продукте. Такое понимание инноваций является наиболее распространенным в
современной сфере экономики и материального производства. Инновацией может считаться конечный
результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического,
социального, экологического, научно-технического или другого эффекта.
1.Теоретические аспекты управления инновационными процессами
1.1.Содержание понятия инновация и инновационный процесс
В современных условиях усиления ориентации рынка на развитие реального высокотехнологичного
сектора экономики существует необходимость максимально эффективно использовать все ресурсы и
факторы производства предприятий.
В международной практике инновации - это планы, которые связаны с реализацией и достижений в
науке и технологиях предприятия.
Таким образом, инновационным процессом является сложная система действий, направленных на
достижение определенных целей в развитии науки и техники. Они связаны между собой
исполнителями мероприятий, сроками и ресурсами.
Одним из важнейших предпосылок развивающейся инновационной экономики различных стран мира
выступает устойчивое развитие методов оценки инноваций предприятий, регулирующих их
инновационную среду. Каждая из фирм пытается найти свою нишу в этой огромной сфере.
Инновация – это проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное
обоснование конечной инновационной деятельности. Управление инновационным процессом включает
в себя этапы, начиная с научно-исследовательских работ и заканчиваясь освоением на рынке. Процесс
начинается с того момента, когда появляется новшество, которое в последующем превратится в
инновацию. Интервал инновационного проекта обычно устанавливается год после окупаемости
инвестиций, но жизненный цикл этого продукта ещё не заканчивается.
1.2.Виды и фазы инновационного процесса
Технологии и основные методы инновационного менеджмента представляют собой содержание
процессуальных функций управления инновационными процессами. Эти технологии отражают
наиболее общие элементы управленческой системы, которые не зависят от характеров реализуемых
инноваций на предприятии, масштабов его инновационной деятельности.
В сущности, процессные функции отражают единые технологии осуществления всех главных задач
управления: формирование целей и планирование инноваций на предприятии, организация и контроль
инновационных процессов [15, c.73]. Процессные функции содержат два основных элемента
3
инновационного менеджмента - это коммуникационные процессы и принимаемые в компании
решения.
Для создания эффективной инновационной системы предприятия во всем многообразии необходима
некая классификация. Существует опять же множество подходов к классификации инноваций.
Обратимся к наиболее часто используемой классификации инноваций по признакам [1, c.76-78].
1. С точки зрения цикличного развития (крупнейшие инновации – основа революционных
переворотов в технике; крупные – новые поколения техники в рамках данного направления; средние –
замена устаревших моделей; мелкие – улучшение некоторых параметров модели).
2. С точки зрения интенсивности использования (от нулевого до седьмого порядка).
3. В зависимости от степени использования научных знаний.
4. По возможности планирования жизненного цикла (нововведения, позволяющие совершить
революционный скачок в производстве и становящиеся неотъемлемым элементом (прогноз); сдвиги в
отдельных элементах производительных сил при сохранении исходного принципа (долгосрочный
характер); количественное изменение и улучшение некоторых параметров (текущее и перспективное
планирование).
5. По способу (экспериментальные и прямые инновации).
6. По области управления (продуктовые, процессные (технологические), управленческие и др.).
7. По предмету (продукты или процессы).
8. По цели создания (стратегия или реакция на изменяющиеся условия рынка).
9. По потенциалу (базисные, модифицирующие).
1.3. Показатели оценки инновационного потенциала предприятия
Потенциал организации — это ресурсы всех видов, которые могут быть использованы для достижения
целей предприятия
Научно-технический потенциал характеризует способность организации к производству новых знаний и
технических решений (изобретений, промышленных образцов, ноу-хау).
Инновационный потенциал — степень готовности предприятия к реализации новшества
(инновационного проекта), как «своего» (созданного своими силами в подразделениях НИОКР), так и
«чужого» (приобретенного в виде патентов, лицензий на изобретения и ноу-хау и т. д.).
Оценка инновационного потенциала основана на следующих положениях:
1. Обобщающая оценка инновационного потенциала является комплексной и многоуровневой. Она
основана на показателях, отражающих специфику конкретной организации, ее сферы деятельности,
масштаба производства и т. д.
4
2. Оценка инновационного потенциала не сводится к одному абсолютному показателю и основана на
сопоставлении комплекса показателей организации с соответствующими характеристиками
инновационного потенциала предприятия-лидера, основных конкурентов или со средними по отрасли и
т. д.
2. Анализ управления инновационными процессами на ПАО «Т Плюс»
2.1. Краткая характеристика предприятия
Группа «Т Плюс» — крупнейшая российская частная компания, работающая в сфере электроэнергетики
и теплоснабжения.
Группе «Т Плюс» принадлежит более 6% установленной мощности электростанций России.
Группа «Т Плюс» — лидер на рынке теплоснабжения страны с долей около 8%.
Компания обеспечивает стабильное и бесперебойное энергоснабжение в 16 регионах России.
Клиентами компании являются более 14 млн физических лиц и более 160 тысяч юридических лиц.
Группа «Т Плюс» объединяет 61 электростанцию, среди которых 54 ТЭЦ, 4 ГРЭС, 2 ГЭС и 1 СЭС.
Общая установленная электрическая мощность станций «Т Плюс» — более 15,7 ГВт, тепловая мощность
— более 55 000 Гкал/час.
Протяженность тепловых сетей Группы «Т Плюс» — более 17 000 километров.
Ежегодно объекты компании Группы «Т Плюс» вырабатывают более 55 млрд кВтч электроэнергии и
более 100 млн Гкал тепла.
В 2014 году согласно новой бизнес-стратегии холдинга генерирующие активы компании были
консолидированы — ОАО «ТГК-5», ОАО «ТГК-6» и ОАО «ТГК-9» присоединились к ОАО «Волжская ТГК».
На базе сбытовых активов холдинга создана объединенная энергосбытовая компания "ЭнергосбыТ
Плюс".
Численность сотрудников Группы «Т Плюс» составляет более 45 000 человек.
На конец 2016 года в состав ПАО «Т Плюс» фактически входило 13 региональных филиалов, Самарский
учебно-курсовой комбинат, 2 филиала по реализации приоритетных инвестиционных проектов,
инженерно-технический центр. Организационная структура ПАО «Т Плюс», включающая филиалы, а
также дочерние общества (ДО), представлена на схеме, приведенной ниже. В связи с тем, что в конце
отчетного года в Обществе произошли изменения в составе его филиалов (филиал «Ивановский» и
филиал «Пензенский» вошли в состав филиалов «Владимирский» и «Мордовский» соответственно,
Пермский филиал по реализации приоритетных инвестиционных проектов Общества и филиал
«Инженерно-технический центр Пермского края» были ликвидированы, «Орский филиал по реализации
приоритетных инвестиционных проектов» был переименован в «Оренбургский филиал по реализации
приоритетных инвестиционных проектов»), а государственная регистрация указанных изменений в
составе филиалов Общества осуществилась в начале следующего, 2017 года, на схеме зафиксирован
официальный состав филиалов по состоянию на конец отчетного года.
5
Рейтинговое агентство Эксперт РА в 2016 году подтвердило присвоенный ПАО «Т Плюс» 22 июня 2015
года рейтинг кредитоспособности на уровне А++ (исключительно высокий (наивысший) уровень
кредитоспособности), прогноз стабильный.
Генерирующие объекты ПАО «Т Плюс» расположены в 16 субъектах Российской Федерации: Самарской,
Саратовской, Ульяновской, Оренбургской, Свердловской, Кировской, Нижегородской, Ивановской,
Владимирской, Пензенской областях, Пермском крае, Республике Коми, Удмуртской Республике,
Чувашской Республике, Республике Марий Эл, Республике Мордовия.
2.2. Основные показатели деятельности ПАО «Т Плюс»
Основная производственная деятельность ПАО «Т Плюс» состоит в производстве электрической и
тепловой энергии.
Установленная электрическая мощность электростанций Общества по состоянию на 31 декабря 2016
года составила 15 347,3 МВт, а установленная тепловая мощность - 53 532 Гкал/ч.
Выработка электроэнергии станциями ПАО «Т Плюс» в 2016 году составила 53 943 млн. кВт*ч или -2% к
уровню 2015 года. Отпуск тепловой энергии с коллекторов в 2016 году составил 98 445 тыс. Гкал, или
+0,5% к уровню прошлого года.
Фактические удельные расходы топлива по ПАО «Т Плюс» в целом не превышают нормативных
величин, рассчитанным по утвержденным нормативным характеристикам оборудования на
фактические условия работы оборудования.
Изменения удельного расхода топлива на производство электроэнергии и тепловой энергии связаны с
переходом в 2016 году с метода раздельного производства (РД 34.08.552-95) разделения топливных
затрат между электрической и тепловой энергией на физический метод (РД 34.08.552-93) по 2 филиалам
компании (частично по Свердловскому и Оренбургскому филиалам).
2.3. Организация управления инновациями на предприятии ПАО «Т Плюс»
Важнейшей составной частью предприятия становятся инновации - процесс постоянного обновления во
всех сферах его деятельности. Для организации инновационного процесса в компании существуют
специальные подразделения. Такое подразделение на ПАО «Т Плюс» - НИОКР (Научно
исследовательский отдел конструкторских разработок). Это структурное подразделение занимается
разработкой и внедрением инновационных процессов на основе новейших достижений науки, техники.
Рис.2.3.1.Схема управления инновационными процессами в компании
В своей работе НИОКР руководствуется внутренними документами ПАО «Т Плюс», действующими
нормами ГОСТ, ТУ, ОСТ и ТО, а также планами, графиками, методиками, научными разработками
научно-исследовательских институтов и фирм.
Сотрудники НИОКР постоянно совершенствуют свои знания в технологии производства продукции,
режимах работы оборудования, правилах его эксплуатации, технических требованиях, предъявляемых к
6
сырью и готовой продукции, основах трудового законодательства, правилах и нормах охраны труда,
техники безопасности и противопожарной защиты.
Функции, обязанности и права директора НЦ (научного центра):
1. Директор НЦ обязан знать, применять в работе политику в области качества согласно требованиям
серии ИСО 9001-2000.
2. Проводить работы направленные на освоение новой техники и технологии.
3. Обеспечивать совместную работу с представителями фирм на время проведения лабораторных и
производственных испытаний на ПАО «Т Плюс».
4. Проводить анализ используемых технологий с целью выявления повышения эффективности.
Рассмотрим основную схему управления инновационными процессами в данной компании.
3. Пути совершенствования инновационной деятельности ПАО «Т Плюс»
3.1. Мероприятия по повышению инновационной деятельности ПАО «Т Плюс»
После завершения своей реорганизации и ребрендинга Общество поставило перед собой задачу
глубокого преобразования бизнеса в меняющихся экономических условиях, с целью максимального
использования инновационного потенциала такого его направления как теплоснабжение потребителей.
В начале 2016 года Советом директоров было определено приоритетное направление деятельности
Общества - утверждена долгосрочная Стратегия Общества на 2016-2020 гг. (далее – Стратегия), которая
определила ключевые направления инновационного развития и основные пути их реализации:
- эффективность:
▪ реформирование бизнес-процессов, внедрение бережливого производства;
▪ сокращение состава оборудования путем избавления от убыточных и перевод нагрузки на
рентабельные станции;
▪ оптимизация портфеля активов и выход из убыточных активов, достраивание цепочки создания
стоимости: генерация, тепловые сети, сервис, сбыт в регионах присутствия.
- новые регуляторные отношения:
▪ разработка нового социального договора, обеспечивающего круглогодичное отопление и ГВС,
использование альтернативных котельных, 100%-ный учет, прямые отношения без посредников,
наличие права отключать электроэнергию за долги по теплу;
▪ переход на эталонный сбыт и «поход» за собираемостью.
- развитие ключевых бизнесов:
▪ обеспечения присоединения существующих (в зоне теплоснабжения) и новых потребителей;
7
▪ развитие нерегулируемого сбыта электроэнергии;
▪ приобретение целевых активов и создание совместных предприятий.
- развитие синергетических бизнесов:
▪ обеспечение реализации синергий с водоканалами;
▪ развитие новых продуктов, в том числе обслуживания и ремонта энергетической инфраструктуры
предприятий и жилых домов;
▪ использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Стратегия предлагает переход от роста выручки за счет договоров поставки мощности (ДПМ) к
повышению эффективности и сокращению затрат. Формой организации бизнеса становится тепловой
узел, что позволяет эффективно управлять инновационной цепочкой «производство-транспортировкапродажа энергии». Оптимизация тепловых узлов - основа инновационной стратегии Общества.
Стратегия определяет основные задачи для обеспечения платежеспособности компании и
финансирования инновационной стратегии, а также долгосрочные, направленные на получение
проектного финансирования для осуществления новых инновационных проектов с разделением рисков
инвестиций и возможной отдельной капитализацией проектов.
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
Построим матрицу нововведений для выбранных инноваций компании:
модернизация технологии реконструкции тепловых сетей (новая технология);
создание приложения «Мастер» (новый продукт).
освоение западных рынков сбыта (новый рынок).
4. Экологическая политика предприятия ПАО «Т Плюс»
"Т Плюс" как компания, вырабатывающая миллионы гигакалорий тепла и миллиарды киловатт
электрической энергии, в первую очередь остро чувствует ответственность перед будущим поколением.
Энергоэффективность и энергосбережение — элемент экологической стратегии Группы "Т Плюс".
В настоящее время "Т Плюс" сосредотачивает свои усилия по повышению энергоэффективности на всех
ключевых этапах производства продукции в энергетике.
• На стадии генерации компания применяет гибкую топливную политику, повышает КПД и
эффективность производства, строит новые и модернизирует действующие энергомощности.
• Для повышения эффективности транспорта энергии холдинг работает над снижением
теплопотерь и повышением срока службы теплосетей.
8
• В работе с клиентами ориентируется на повышение культуры энергоэффективного потребления.
Нормативно-правовые акты:
• Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении
энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации»
• Постановление Правительства РФ от 31 ноября 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и
муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической
эффективности»
• Распоряжение Правительства РФ от 01 декабря 2009 г. № 1830-р «Об утверждении плана
мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской
Федерации»
• Проект Технического задания на выполнение работы разработки комплексной программы
энергосбережения и повышения энергоэффективности социальной сферы
• Проект Технического задания на разработку программы энергосбережения и повышения
энергоэффективности жилищной застройки «Энергоэффективный квартал».
Обеспечение комфортных условий жизни населения за счет доступности и высокого качества
коммунальных услуг тесно связано с вопросом экологической ответственности. Подход к охране
окружающей среды нашел отражение в Экологической политике «Т Плюс», принятой в 2009 году.
Экологическая политика определяет цели, задачи, принципы и механизмы охраны окружающей среды
на долгосрочной период. Приоритетными направлениями деятельности являются сохранение природы
и улучшение качества окружающей среды в регионах присутствия бизнеса.
Производственная деятельность «Т Плюс» осуществляется в соответствии с природоохранным
законодательством Российской Федерации. Ежегодно с целью отслеживания негативного воздействия
производственной деятельности выполняются мероприятия по контролю выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу, качества сточных, грунтовых и поверхностных вод, состояния почв. Также в рамках
ремонтно-эксплуатационной программы проводятся экологически ориентированные работы и
мероприятия, внедряются новые технологии, оборудование, материалы, обеспечивающие снижение
негативного воздействия на окружающую среду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В международной практике инновации - это планы, которые связаны с реализацией и достижений в
науке и технологиях предприятия.
Таким образом, инновационным процессом является сложная система действий, направленных на
достижение определенных целей в развитии науки и техники. Они связаны между собой
исполнителями мероприятий, сроками и ресурсами.
Технологии и основные методы инновационного менеджмента представляют собой содержание
процессуальных функций управления инновационными процессами. Эти технологии отражают
9
наиболее общие элементы управленческой системы, которые не зависят от характеров реализуемых
инноваций на предприятии, масштабов его инновационной деятельности.
В сущности, процессные функции отражают единые технологии осуществления всех главных задач
управления: формирование целей и планирование инноваций на предприятии, организация и контроль
инновационных процессов. Процессные функции содержат два основных элемента инновационного
менеджмента - это коммуникационные процессы и принимаемые в компании решения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анискин Ю. П. Управление инвестициями: Учебное пособие, изд. 5-е. – М.: Ретроспектива, 2013.
– 452 с.
2. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент./ Учебник. – М.: Инфра-М, 2015. – 428 с.
3. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов./ Пер. с англ. под ред.
Белых Л.П. – М.: Перспектива, 2013. – 465 с.
4. Бочаров В. В. Инвестиции: Учебник. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 537 с.
5. Быстряков А. Экономическая оценка инвестиций: Учебник. – М.: Тандем, 2011. – 285 с.
6. Вавилов С. К. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов.
– М.: Экономика, 2015. – 471 с.
7. Вальский С. И. Анализ инвестиционных рисков в промышленности.// Вестник СГУ. – 2014. – №4. –
С. 122.
8. Гунин В.Н. Управление инновациями. – М.: Инфра-М, 2010. – 272 с.
9. Гуртов В. К. Инвестиционные ресурсы: Учебное пособие. – М.: Экзамен XXI, 2012. – 374 с.
10. Гуртов В. К. Управление инвестиционными ресурсами. – М.: Экономика, 2014. – 363 с.
11. Зейдель Х., Теммен Р. Управление инвестициями./ пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 2010.
– 462 с.
12. Золотогоров В. Г. Инвестиционное проектирование. – Мн.: Книжный Дом, 2015. – 288 с.
13. Игонина Л. Л. Инвестиции: Учебное пособие./ Под ред. д.э.н. Слепова В. А. – М.: Экономист,
2011. – 378 с.
14. Ильденков С.В. Инновационный менеджмент. – М.: Инфра-М, 2012. – 200 с.
15. Инвестиции: Учебное пособие./ Подшиваленко Г. П., Лахметина Н. И., Макарова М. В. – 5-е изд.,
перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2014. – 379 с.
16. Истомин П. А. Инвестиции: направления и перспективы: Учебное пособие. – Омск: ОмГУ, 2013. –
312 с.
17. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 437 с.
10
18. Ковалев В. В. Управление финансовой структурой фирмы: учебно-практическое пособие. – М.: ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 352 с.
19. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М: Финансы и статистика, 2011. – 382
с.
20. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2011. – 576 с.
21. Кошелев А. Н. Краткий курс по инвестициям. – М.: Окей-книга, 2013. – 258 с.
22. Литке Х. Д. Управление проектами./ Под ред. Х.Д. Литке, Илонка Кунов. – М.: Омега-Л, 2012. –
337 с.
23. Максимова В. Ф. Инвестирование. – М.: Московский международный институт эконометрики,
информатики, финансов и права, 2013. – 356 с.
24. Маленков Ю. А. Новые методы инвестиционного менеджмента. – СПб.: Книжник, 2014. – 239 с.
25. Попков В. П., Семенов В. П. Организация и финансирование проектов. – СПб.: Питер, 2013. – 284
с.
26. Семиренко Е. П. Инвестиционное проектирование. – Мн.: БГЭУ, 2013. – 431 с.
27. Сергеев И. Экономика организаций (предприятий): Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект, 2015. –
343 с.
28. Харрисон Г. С. Оценка инновационного потенциала промышленности./ Пер. с англ. – М.: Дека,
2014. – 359 с.
29. Царев В. В. Оценка экономической эффективности инвестиций. – СПб.: Питер, 2014. – 612 с.
30. Черняк В. З. Управление инвестиционными проектами. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 245 с.
31. Чиненов М. В. Инвестиции: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2014. – 198 с.
32. Шабалин А. Н. Инвестиционное проектирование. – М.: Московская финансово-промышленная
академия, 2014. – 367 с.
33. Юдинова Г. М., Крапоткина В. С. Методы оценки инвестиционных проектов на уровне
предприятий: Практическое пособие. – Саранск: Красная книга, 2014. – 264 с.
34. Яшин Ю. А. Эффективность инновационной деятельности промышленных предприятий регионов
России.// Научно-практический журнал «Экономика и безопасность». – 2014. – №7. – С. 138.
35. Инновации в России [Электронный ресурс]. Доступ через http://innovation.gov.ru/ru
36. Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов [Электронный ресурс].
Доступ через http://www.innoros.ru/news/regions
37. Экономический портал [Электронный ресурс]. Доступ через http://institutiones.com/
38. Инновации в России [Электронный ресурс]. Доступ через http://innovation.gov.ru/ru
11
39. Правительство РФ [Электронный ресурс]. Доступ через http://government.ru/govworks/28/events/
40. ПАО «Т Плюс» [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.tplusgroup.ru