- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Местное самоуправление как субъекты гражданских правоотношений
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Гражданское право
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Местное самоуправление как субъекты гражданских правоотношений"?74 страницы
37 источников
Добавлена 25.09.2020 Опубликовано: studservis
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
ГЛАВА 1. Юридические лица как институт гражданского права 6
1.1. Понятие юридического лица 6
1.2. Признаки юридического лица 14
1.3. Виды юридических лиц 21
ГЛАВА 2. Органы местного самоуправления как субъекты гражданских правоотношений 32
2.1. Понятие и виды органов местного самоуправления как 32
юридических лиц 32
2.2. Особенности правосубъектности органов местного 43
самоуправления 43
2.3. Правовые проблемы конструкции «Организация, обладающая 57
правами юридического лица» 57
Заключение 68
Библиографический список 71
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность темы работы обусловлена тем, что местное самоуправление получило
концептуальное обоснование в качестве обязательного института народовластия, неотъемлемого
элемента демократического устройства современного государства, обеспечивающего участие
населения в осуществлении публичной власти. Однако, к сожалению, приходится констатировать,
что проблема правового обеспечения реализации правовой модели местного самоуправления так
и не получила окончательного разрешения. Другими словами, задача поиска адекватных
механизмов правового регулирования местного самоуправления сохраняет свою актуальность. В
связи с этим особое значение приобретает проблема определения потенциала местного
самоуправления в гражданских правоотношениях.
2
Правоотношения с местным самоуправлением как субъектом права должны строиться на особых
началах, где прямое вмешательство государства строго ограничено и объяснимо его ролью,
выполняемыми им функциями в современных условиях. В остальном отношения должны
строиться на координации и сотрудничестве, в основе которых - создание социального
государства, обеспечивающего достойную жизнь человека, способствующего росту и
благополучию.
ГЛАВА 1. Юридические лица как институт гражданского права
1.1. Понятие юридического лица
В обыденной жизни наличие или отсутствие того или иного определения, отсутствие четкой и
непротиворечивой его трактовки, как правило, не причиняют нам особого беспокойства. В
отдельных областях человеческой деятельности проблема определения и его толкования
оказывается чрезвычайно важной, порой - решающей. В юридической науке терминологическая
точность (стремление, приближение к ней), понимание сущности той или иной категории
особенно важны, поскольку теоретические понятия в дальнейшем могут быть использованы в
законодательной и правоприменительной практике, приобретая, таким образом, всеобщее
значение.
Одним из слабых мест правовой доктрины до настоящего времени является конструкция
юридического лица, что не только снижает качество отдельных правовых институтов, но и влечет
за собой практические проблемы для экономических субъектов, законодателя и
правоприменителя.
В настоящее время в доктрине существует целый ряд концепций юридического лица, в той или
иной мере объясняющих исследуемый феномен гражданского оборота, экономической
деятельности. В то же время выработанные человеческой цивилизацией концепции, подходы к
пониманию сущности юридического лица не являются догмой в связи с тем, что юридические
лица как основные агенты экономики функционируют в постоянно меняющейся среде и, как
правило, эволюционируют вместе с ней.
Недостатком большинства существующих научных концепций является использование лишь
легального, а не доктринального подхода при определении того или иного понятия.
При этом следует учитывать, что к легальному и доктринальному понятиям предъявляются
различные требования в силу различной нагрузки, которую они несут. Для законодательно
закрепляемого термина достаточно минимально необходимого набора признаков,
идентифицирующих конкретное понятие (явление), позволяющих отграничить его от смежных
категорий.
Не случайно на фоне сохраняющейся десятилетиями относительной стабильности легального
понятия юридического лица сохраняются проблемы развития статуса, видов юридических лиц,
уточнения сущности отдельных юридических лиц, что свидетельствует о нерешенности отдельных
теоретико-правовых проблем конструкции юридического лица в целом.
3
Последние изменения гражданского законодательства о юридических лицах ставят перед нами
новые вопросы и еще раз подчеркивают нерешенность некоторых из них в доктрине
юридического лица.
В легальном понятии юридического лица закрепляются следующие признаки: юридическое лицо -
это одна из организаций; оно имеет обособленное имущество, на базе которого функционирует;
отвечает по своим обязательствам; может от своего имени приобретать и осуществлять
гражданские права и обязанности; выступает от своего имени истцом и ответчиком в суде.
Для любой организации характерно: наличие цели и задач, ради достижения которых она
создана; наличие группы людей (исполнителей и руководителей), действия которых направлены
на достижение поставленной цели и задач.
В то же время следует отметить, что не любая организация становится юридическим лицом. Для
этого ей необходимо сочетание нескольких условий.
Во-первых, целью создания такой организации является участие в гражданском, экономическом
обороте (для получения прибыли, дохода и др.), а не какая-либо другая цель (например,
совершение преступления).
Во-вторых, участие в экономическом обороте требует не только объединения усилий лица или
группы лиц, реализующих свои целевые установки, но и ресурсной, имущественной базы.
В связи с изложенным в легальном понятии юридического лица традиционно закрепляется
признак имущественной обособленности.
В-третьих, легальность, т.е. соответствие данного субъекта требованиям, установленным законом
(легитимация, занятие допустимыми видами деятельности и др.).
Следует заметить, что объединение лиц и их имущества для участия в гражданском обороте,
экономической деятельности, направленной на получение прибыли (дохода), возможно как с
использованием конструкции юридического лица, так и без использования такой конструкции.
Тысячелетиями человеческая цивилизация обходилась без юридических лиц. Развитие и
усложнение экономических отношений, необходимость нивелирования все возрастающих рисков
породили новый для цивилизации феномен - юридическое лицо.
Разработка конструкции юридического лица и ее последующее «признание» государством и
правом позволили разрешить одну из наиважнейших проблем экономического оборота -
отграничить имущество лица (лиц), участвующее в экономическом обороте, от иного имущества
(имущества физических лиц, не участвующего в таком обороте), существенно снизив для них
возможные риски (появилась возможность утраты лишь имущества, переданного новому субъекту
- юридическому лицу).
1.2. Признаки юридического лица
Юридическое лицо характеризуется рядом материальных и правовых признаков.
К числу материальных признаков относятся следующие.
4
Во-первых, внутреннее организационное единство и внешняя автономия. Под внутренним
организационным единством юридического лица понимается система существенных
взаимосвязей всех структурных подразделений организации между собой и подчинение их
руководящему органу. Благодаря внутреннему организационному единству юридическое лицо
предстает не как известная совокупность (набор) образующих его элементов (цехов, отделов,
служб), но как единое целое.
Во-вторых, экономическое единство и обособленность имущества. Суть экономического единства
в том, что имущество юридического лица принадлежит именно ему, а не структурным
подразделениям. Им оно вверяется лишь в техническое управление.
В-третьих, руководящее единство. Оно выражается в том, что каждое юридическое лицо имеет
один руководящий (высший) орган (не может быть двоевластия). Чаще всего деятельность
юридического лица организуется системой органов (например, общее собрание, совет
директоров, генеральный директор). Каждый из органов имеет широкий круг полномочий. Но
руководящий (высший) орган - один (в приведенном примере - общее собрание).
В-четвертых, функциональное единство выражается в том, что каждое структурное
подразделение и каждый орган выполняют специфическую функцию. Содержание ее подчинено
целям образования и деятельности юридического лица. В результате - единство действий
соответствующего юридического лица.
К числу правовых признаков юридического лица можно отнести следующие.
Во-первых, законность образования юридического лица. Это означает, что не должны
противоречить закону цели, для достижения которых образуется юридическое лицо. Кроме того,
должны соблюдаться порядок и условия образования юридического лица, предусмотренные
Гражданским кодексом, Законом о государственной регистрации юридических лиц, иными
федеральными законами.
Во-вторых, способность организации от своего имени участвовать в гражданских
правоотношениях (иметь имущество в собственности, права авторства, обязательственные права
и т.д.).
В-третьих, способность нести самостоятельную имущественную ответственность.
В-четвертых, способность быть истцом и ответчиком в суде.
И наконец, в-пятых, наличие учредительных документов.
Юридическое лицо - это организация, т.е. определенное социальное образование.
Рассмотрим некоторые признаки более подробно. Организационное единство проявляется в том,
что потенциальное множество лиц, участвующих своим имуществом, усилиями и другими
вкладами в образовании юридического лица, рассматривается как единое целое.
Организационное единство означает наличие внутренней структуры организации, состоящей из
отдельных элементов, которые некоторым образом обособлены (подразделения, органы и др.),
но при этом взаимосвязаны между собой.
5
1.3. Виды юридических лиц
Юридические лица классифицируются по различным основаниям. В первую очередь все
юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК). Критерий
деления - основная цель деятельности.
Коммерческие организации: основная цель деятельности - извлечение прибыли. Это
хозяйственные товарищества и общества (чаще всего создаются общества с ограниченной
ответственностью, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные
предприятия).
Некоммерческие организации: во-первых, не имеют извлечение прибыли в качестве основной
цели деятельности, хотя и могут осуществлять деятельность, приносящую доход, если а) это
предусмотрено их уставами, б) это служит достижению целей, для которых они созданы, в) это
соответствует таким целям; во-вторых, не распределяют полученную прибыль между
участниками. Как некоммерческие организации создаются учреждения, потребительские
кооперативы (например, жилищно-строительные), общественные организации и т.д.
Корпоративные юридические лица: учредители (участники) обладают правом участия (членства).
К таким юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества (акционерные
общества, общества с ограниченной ответственностью и др.), кооперативы и т.д. (абз. 1 п. 1 ст.
65.1 ГК).
Унитарные юридические лица: их учредители не становятся участниками (членами), не имеют
права участия (членства). К таким юридическим лицам относятся: государственные и
муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие
организации, религиозные организации, публично-правовые компании (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК).
Такое унитарное юридическое лицо, как фонд, независимо от учредителя. Он не имеет права
участия. Имущество фонда является его собственностью, и учредители не имеют на него
имущественных прав. Управление фондом осуществляется высшим коллегиальным органом
(учредитель не имеет отношения к управлению). И, только если это предусмотрено законом, при
ликвидации фонда его имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, возвращается
учредителям (ст. ст. 123.17 - 123.20 ГК).
Значение деления юридических лиц на корпоративные и унитарные состоит в том, что благодаря
такому делению становится возможным единообразное правовое регулирование однородных
общественных отношений.
Самыми распространенными организационно-правовыми формами коммерческих юридических
лиц в России являются хозяйственные общества. Так, популярность обществ с ограниченной
ответственностью среди коммерческих организаций, созданных в России, объясняется рядом
факторов, ключевым из которых является простота их создания. Оно может быть создано как
одним, так и несколькими, как юридическими, так и физическими лицами. При этом
максимальное число участников не должно превышать пятидесяти (ст. 88 ГК РФ). Минимальный
размер уставного капитала - всего 10000 рублей (ч. 1 ст. 14 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ
«Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО)). Еще одним фактором,
влияющим на привлекательность данной организационно-правовой формы ведения бизнеса,
является отсутствие ответственности по долгам общества у учредителей, которые рискуют
потерять лишь вложенную в уставный капитал общества сумму (ст. 87 ГК РФ).
6
Сравнение законодательных определений общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 87
ГК РФ) и акционерного общества (п. 1 ст. 96 ГК РФ) может привести к выводу о том, что данные
организационно-правовые формы практически не отличаются друг от друга. Однако, несмотря на
схожесть определений, а также наличие в этих организационно-правовых формах одинаковых
институтов (система органов управления, крупные сделки и сделки, в совершении которых
имеется заинтересованность, права участников и т.п.), акционерное общество имеет ряд
принципиальных отличий. Основным отличием является то, что право участия в акционерном
обществе оформляется оборотоспособными ценными бумагами - акциями. Это отличие
предоставляет акционерному обществу ряд преимуществ, таких как возможность привлечения
инвестиций путем размещения акций, а также возможность свободного обращения акций на
рынке ценных бумаг. Однако указанное отличие, являющееся одновременно и несомненным
преимуществом акционерного общества, наиболее ярко проявляется лишь у публичных
акционерных обществ.
ГЛАВА 2. Органы местного самоуправления как субъекты гражданских правоотношений
2.1. Понятие и виды органов местного самоуправления как юридических лиц
В начале необходимо подчеркнуть, что развитие местного самоуправления является значимым
социальным инструментом формирования и становления гражданского общества. Для нынешней
России повышение роли местного самоуправления важно вдвойне, т.к. этот институт выполняет
важнейшие социальные, экономические и политические функции. Эффективно
функционирующий социальный институт местного самоуправления способен снизить высокую
степень отчужденности человека от власти, дает обществу эффективный способ контроля за
действиями властей, способствует повышению социальной активности граждан. Местное
самоуправление представляет собой реальное средство практической реализации прав и свобод
индивида, формирования чувства гражданственности. Муниципальное самоуправление - это не
только правовой институт демократического общества, но и определенный образ жизни людей,
стиль их поведения, соответствующие традиции, социальные нормы и ценности.
В ст. 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности местного
самоуправления, обеспечивающего в пределах своих полномочий решение населением вопросов
местного значения. Проявлением данного принципа является закрепленное в ч. 1 ст. 131
Конституции РФ право населения самостоятельно определять структуру органов местного
самоуправления. Что следует относить к структуре органов местного самоуправления,
Конституцией РФ не предусмотрено. В связи с этим, а также из-за неоднозначности самого
термина «структура» возникает закономерный вопрос об определении понятия «структура
органов местного самоуправления». Данный вопрос носит не только теоретический, но и
практический характер и напрямую касается содержания соответствующего конституционного
права населения.
Менее чем через год после принятия Конституции РФ в Конституционный Суд РФ обратилась
Московская областная Дума с просьбой разъяснить, что означает термин «структура органов
местного самоуправления». Конституционный Суд РФ при проверке соответствующего запроса в
Определении от 16 июня 1995 г. № 67-О указал, что такое ходатайство, по сути, требует создания
новых правовых норм и, исходя из основополагающего принципа осуществления государственной
власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную,
7
Конституционный Суд РФ не может подменять законодателя при правовом регулировании
местного самоуправления.
Следовательно, задача определения понятия «структура органов местного самоуправления»
лежит именно на законодателе в рамках установления общих принципов организации местного
самоуправления. На уровне федерального законодательства основным нормативно-правовым
актом, регулирующим общественные отношения, возникающие при осуществлении местного
самоуправления, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации». Всего в России было принято два таких Закона - в 1995
г. и в 2003 г.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» лишь дублировал положения Конституции РФ,
указывая в ч. 6 ст. 14, что структура органов местного самоуправления определяется населением
самостоятельно, не раскрывая содержания данного понятия.
В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 131-ФЗ)
законодатель пошел дальше простого дублирования и установил в ч. 1 ст. 34, что структуру
органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального
образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительнораспорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган
муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного
самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие
собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Таким образом,
законодатель понимает под структурой органов местного самоуправления перечень органов,
действующих в муниципальном образовании. Об этом свидетельствует также использование в п.
1 ч. 6 ст. 34 Закона № 131-ФЗ при упоминании структуры органов местного самоуправления
термина «перечень» приводимого в скобках в качестве синонима.
2.2. Особенности правосубъектности органов местного самоуправления
В ГК РФ напрямую не раскрывается понятие «публично-правовое образование» (ППО). В гл. 5 ГК
РФ указано, что в гражданские правоотношения могут вступать, помимо граждан и юридических
лиц, также и Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
К публично-правовым образованиям, выступающим в качестве самостоятельных субъектов, в
соответствии со ст. 124 ГК РФ относятся: а) Российская Федерация; б) субъекты Российской
Федерации; в) муниципальные образования.
Как юридические лица приобретают и реализуют свои гражданские права и исполняют
обязанности через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК РФ), так и ППО вступают в гражданские
правоотношения не самостоятельно, а через специальные органы. От имени ППО своими
действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и
обязанности, выступать в суде могут следующие органы (далее - органы ППО):
от имени Российской Федерации и субъектов РФ - органы государственной власти в рамках их
компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ);
8
от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления в рамках их
компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Также согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными
законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами
субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут
выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица
и граждане.
ППО вступают в гражданские правоотношения на равных началах с иными участниками -
гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ). В этом плане их властные полномочия
не могут применяться и использоваться для достижения односторонних преимуществ,
ограничения прав иных участников правоотношений в пользу ППО, за исключением случаев,
предусмотренных Конституцией РФ, иными законами.
Однако, несмотря на принцип равноправия, ППО все же обладают особым статусом (специальной
правоспособностью). Вот некоторые особенности участия ППО в гражданских правоотношениях:
1) к ППО согласно п. 2 ст. 124 ГК РФ применяются нормы, определяющие участие юридических лиц
в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона
или особенностей данных субъектов. Например, к ним не применяются общие нормы о создании,
реорганизации, ликвидации юридических лиц, нормы корпоративного права об управлении в
органах ППО и т.п. Образование, ликвидация, реорганизация органов ППО, управление в них
регулируются специальными нормами ГК РФ, федеральных законов и Конституции РФ,
нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований;
2) только ППО может иметь в собственности вещи, ограниченные или запрещенные в обороте
(например, ядерное оружие, некоторые водные объекты - ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ и т.п.);
3) только ППО присущи особые, помимо общих, способы приобретения права собственности,
например, в результате реквизиции (ст. 242 ГК РФ), конфискации (ст. 243 ГК РФ), изъятия
земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 239.2 ГК РФ),
национализации (ст. 235 ГК РФ) и т.п.
Предусматриваются и особые способы прекращения права собственности ППО - приватизация (ст.
217 ГК РФ), в ходе которой имущество, находящееся в государственной или муниципальной
собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических
лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального
имущества.
Имущество ППО может передаваться на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) и
оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) специально созданным юридическим лицам -
государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям. Средства соответствующего
бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными и
муниципальными предприятиями и учреждениями, образуют казну ППО (ст. ст. 214, 215 ГК РФ);
4) ППО могут быть участниками в хозяйственных обществах и вкладчиками в товариществах на
вере (п. 5 ст. 66 ГК РФ), но при этом только ППО могут создавать особый вид юридических лиц -
унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ);
9
5) ППО могут вступать в договорные отношения, однако, в отличие от обычных субъектов,
законом могут предусматриваться особые способы установления договорных отношений,
например через систему государственных и муниципальных закупок, регулируемых
специальными законами (например, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» ).
2.3. Правовые проблемы конструкции «Организация, обладающая правами юридического лица»
Из смысла положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) следует, что
органы местного самоуправления - это такие избираемые или образуемые органы, которые
обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 2),
наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями,
образуются для осуществления управленческих функций и проходят государственную
регистрацию в качестве юридических лиц (ч. 2 ст. 41). Органы местного самоуправления также
образуют структуру, закрепляемую уставом муниципального образования (ч. 1 ст. 34). В нее
входят функциональные и территориальные органы местной администрации (ч. 8 ст. 37), которые
создаются по решению представительного органа муниципального образования в качестве
самостоятельных юридических лиц с организационно-правовой формой (муниципальное
казенное учреждение), действующих на основании утвержденных этим представительным
органом положений о них (ч. 3 ст. 41). Интересно заметить, что органы местной администрации
как юридические лица упоминаются в статье, озаглавленной «Органы местного самоуправления
как юридические лица». Трудно представить логику законодателя, фактически уравнявшего в
названии органы как целое и их структурные подразделения.
Подобный симбиоз самостоятельных юридических лиц, иными словами «правовая матрешка», -
это абсолютная новелла российского законодателя. Отныне одинаковые по организационноправовой форме юридические лица могут одновременно выступать и как самостоятельные
участники властных правоотношений, и как их структурные подразделения. В отличие от
административного права, другие отрасли прямо запрещают подобные «юридические фокусы»,
тем более что органы местного самоуправления и органы местной администрации все же
являются участниками гражданского оборота.
Орган местного самоуправления, даже будучи зарегистрированным в качестве юридического
лица, в то же время имеет отличную от хозяйствующих субъектов - участников гражданского
оборота правовую природу и выполняет общегосударственную функцию по решению вопросов
местного значения. Орган местного самоуправления, являясь участником гражданско-правовых
отношений, осуществляет управленческую функцию, направленную на развитие местного
самоуправления на соответствующей территории исходя из интересов населения. Именно
поэтому процедура осуществления государственного контроля (надзора) в отношении органа
местного самоуправления регламентирована положениями Федерального закона от 6 октября
2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации».
10
Наделение органов местной администрации статусом юридических лиц зачастую вызывает
неверные трактовки их правового положения, а также разнообразные юридические споры и
конфликты. В статье показано, что в настоящее время необходимость в предоставлении этим
органам прав юридического лица для обеспечения их деятельности отсутствует. Сомнительной
представляется и сама возможность такого наделения, предусмотренная Федеральным законом
№ 131-ФЗ.
Согласно нормам Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые
наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями.
Такой статус предоставляется органам местного самоуправления для осуществления собственной
финансово-хозяйственной деятельности, участия в гражданском обороте от своего имени для
удовлетворения исключительно собственных материально-технических, организационных и иных
потребностей в целях реализации лишь управленческих функций. Поэтому правоспособность
таких юридических лиц в сфере гражданских правоотношений носит очень ограниченный
характер.
Заключение
Итак, в силу ч. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет
обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени
приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и
ответчиком в суде.
Отсюда вытекают основные признаки юридического лица:
- обособленность имущества юридического лица от имущества его участников (учредителей,
акционеров);
- самостоятельная ответственность юридического лица по своим обязательствам всем
принадлежащим ему имуществом, если иное не установлено законом;
- гражданская правоспособность (способность иметь гражданские права и обязанности);
- процессуальная правоспособность - способность выступать истцом и ответчиком в суде.
Публичная власть в России осуществляется непосредственно народом и создаваемыми им
публичными органами (ст. 3 Конституции РФ). Прямое народное волеизъявление (местные
референдумы, сходы граждан), хотя и возможно в рамках узаконенных форм непосредственного
осуществления населением местного самоуправления, но сложно в реализации, поэтому к нему
прибегают лишь в самых серьезных случаях. Сегодня более широкое распространение получило
опосредованное народоуправление, которое, как считается, вытекает из добровольного
делегирования народом власти специально создаваемым им органам. Вероятно, такой подход
прагматически обоснован, поэтому феномен органа власти, опосредующего государство в
качестве одного из основных социальных институтов, повсеместно и прочно укрепился в сознании
современных законодателей.
Фрагмент для ознакомления 3
11
1. Европейская хартия местного самоуправления: совершено в Страсбурге 15 октября 1985 г.
Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ // СЗ РФ. 1998.
№ 36. Ст. 4466.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от
05.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание
законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-
ФЗ // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, № 10, ст. 1391,
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ //
Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3012.
7. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
8. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание
законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 145.
9. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления
государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, № 31, ст.
4179.
10. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной
ответственностью» запрещает создание общества с ограниченной ответственностью другим
хозяйственным обществом, состоящим из одного лица // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.
11. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание
законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.
12. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях» // Собрание законодательства РФ, 02.12.2002, № 48, ст. 4746.
13. Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» //
Собрание законодательства РФ, 13.05.1996, № 20, ст. 2321.
14. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации // Вестник
ВАС РФ. 2009. № 11.
15. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. №
35. Ст. 3506. Утратил силу.
16. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» //
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010. Утратил силу.
12
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 г. № 22-П // СПС
«КонсультантПлюс».
18. Определение ВАС РФ от 03.12.2007 № 15370/07 по делу № А05-13767/2006-24 // СПС
«КонсультантПлюс».
19. Постановление АС Северо-Кавказского округа от 29 октября 2014 г. по делу № А32-
7642/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Антонова Н.А. Возможность выбора структуры органов местного самоуправления
населением муниципального образования: проблемы и последствия // Современные проблемы
конституционного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран: Материалы
международной научной конференции (Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Москва, 10 - 13 марта 2010 г.) / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Издательский дом «РоЛиКС», 2010. С.
428.
21. Бабичев И.В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических
конструкций. М., 2010. С. 183.
22. Беджанова Т.Е. Структура органов местного самоуправления: вопросы теории и практики
(на примере Республики Дагестан) // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 5. СПС
«КонсультантПлюс».
23. Волков В.В. Статус юридического лица для органов местной администрации. Вопрос
целесообразности // Бюджет. 2013. № 6. С. 87 - 91.
24. Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред.
Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 1. С. 98.
25. Ермолова О.Н. Юридические лица как субъекты предпринимательской и некоммерческой
деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 7. С. 67.
26. Зинченко С.А. Хозяйственное общество как юридическое лицо и его органы: природа,
взаимосвязь, взаимодействия // Гражданское право. 2016. № 1. С. 6.
27. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября
1994 г. № 51-ФЗ (постатейный) / Н.А. Агешкина, Н.А. Баринов, Е.А. Бевзюк [и др.] // Подготовлен
для системы «КонсультантПлюс», 2014.
28. Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного
регулирования / Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. М., 1998. С. 81.
29. Могилевский С.Д. Актуальные правовые вопросы образования и деятельности органов
хозяйственных обществ // Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права
в России и за рубежом: сб. научно-практических статей международной научно-практической
конференции. М., 2014. С. 45 - 51;
30. Могилевский С.Д. Органы юридического лица и их правовая природа: новая редакция 4
главы Гражданского кодекса // Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного
права в России и за рубежом: сб. научных статей II Международной научно-практической
конференции. М., 2015. С. 12 - 18;
13
31. Муниципальное право Российской Федерации / Под ред. проф. Н.С. Бондаря. 2-е изд.,
перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2002. С. 329 - 330.
32. Селихова О.Г. Особенности правового статуса органов местного самоуправления //
Российский юридический журнал. 2016. № 5. С. 124.
33. Суханов Е.А. Проблемы реформирования Гражданского кодекса России: Избранные труды
2008 - 2012 гг. М., 2013. С. 79.
34. Холодилова Е.А., Елькина А.В. Органы местного самоуправления как элемент публичной
власти // Российская юстиция. 2015. № 8. СПС «КонсультантПлюс».
35. Шугрина Е.С. Органы местного самоуправления: новые подходы к правовому
регулированию // Lex russica. 2007. № 2. С. 251.
36. Юридические лица в российском гражданском праве: монография: в 3 т. / А.В. Габов, К.Д.
Гасников, В.П. Емельянцев и др.; отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. Т. 1. С. 67.
37. Юридические лица в российском гражданском праве: монография: в 3 т. / А.В. Габов, О.В.
Гутников, Н.Г. Доронина и др.; отв. ред. А.В. Габов, О.В. Гутников, С.А. Синицын. М.: ИЗиСП,
ИНФРА-М, 2015. Т. 1: Общие положения о юридических лицах. С. 76.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней