Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основным средством подвоза материальных средств в оперативном и войсковом звене является автомобильный транспорт, который в сравнении с другими видами транспорта, обладает рядом преимуществ: высокой маневренностью и живучестью, проходимостью транспортных средств и способностью доставить грузы непосредственно до солдата, орудия, танка, боевой машины в любых климатических условиях, по дорогам и вне дорог.
Это подтверждает и опыт организации подвоза войскам в Афганистане, где в разное время подвоз материальных средств осуществлялся 10-25 штатными, приданными, сводными автомобильными батальонами.
В среднем ежесуточно подвозилось от 3 до 5 тыс. тонн грузов. Всего за весь период боевых действий соединений и частей советских войск на территории Афганистана автомобильным транспортом было подвезено более 95% материальных средств. В общем объеме перевозок горючее составило 55%, боеприпасы 15%, продовольствие 10%, другие грузы до 20% [12].
До 2010 года в составе военных округов для выполнения автомобильных перевозок имелся значительный состав автомобильных соединений и частей. Типовой комплект автомобильных войск фронта включал две-три автомобильные бригады, один-два отдельных автомобильных батальона и одна-две бригады материального обеспечения фронта (по пять отдельных автомобильных батальонов в каждой). Автомобильная бригада включала четыре автомобильных батальона бортовых машин и два – наливных машин. Бригада материального обеспечения фронта и армии включала четыре батальона бортовых и один батальон наливных машин. Общая грузоподъемность автомобильной бригады составляла 10320 тонн, бригады материального обеспечения – 9595 тонн.
Однако приведение Вооруженных Сил Российской Федерации к «новому облику», изменение теории и практики ведения военных действий, а также налагаемые ограничения по численности Вооруженных Сил определили необходимость внесения существенных корректив в организационно-штатную структуру батальона материального обеспечения мотострелковой бригады и пересмотра форм и способов их применения.
Общая концепция реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации явилась катализатором слияния систем технического и тылового обеспечения в единую систему материально-технического обеспечения.
Основными формированиями батальона материального обеспечения постоянной готовности (мирного времени), в которых сосредоточены силы и средства материального обеспечения, стали многофункциональные мотострелковые бригады, в штате которых состоят подразделения по различным видам обеспечения (материального, технического, дорожного).
Основными задачами, выполняемыми этими соединениями, являются:
- содержание и подвоз материальных средств, включая воду;
- комплексный ремонт и техническое обслуживание вооружения и военной техники;
- комендантская служба на военно-автомобильных дорогах и их техническое прикрытие;
- заправка техники горючим;
- выпечка хлеба;
- помывка личного состава;
- стирка белья и химчистка обмундирования.
Особенностью функционирования батальона материального обеспечения мотострелковой бригады в мирное время является их нахождение в составе военного округа и выполнение задач материально-технического обеспечения в интересах всех войск (сил) военного округа.
В ходе перевода с мирного на военное время или с началом войны при внезапном нападении противника, батальон материального обеспечения мотострелковой бригады входит в состав общевойсковых объединений, а в окружном звене в течение двадцати-тридцати суток дополнительно формируются окружные мотострелковые бригады.
Таким образом, с началом боевых действий, до формирования окружных мотострелковых бригад, батальон материального обеспечения мотострелковой бригады будет выполнять дополнительные задачи по материальному обеспечению соединений и воинских частей окружного комплекта.
Отдельно следует рассмотреть возможности окружной и армейской мотострелковых бригад по подвозу материальных средств.
Подразделения подвоза представлены в окружной мотострелковой бригаде тремя, а в армейской мотострелковой бригаде – двумя отдельными автомобильными батальонами, в составе которых по три автомобильных роты.
Расчеты показывают, что возможности по подъему материальных средств армейской и окружной мотострелковых бригад составят 2,6 и 3,9 тыс. тонн соответственно. Однако данные результаты возможны только при соблюдении практически идеальных условий, когда в максимальной мере задействуются количественный состав и возможности транспорта подвоза.
В реальной действительности при ведении боевых действий коэффициенты технической готовности (КТГ) и использования грузоподъемности (КИГ) автомобильного транспорта будут гораздо ниже.
К примеру, на величину КТГ будут влиять безвозвратные потери, обусловленные как воздействием противника, так и выходом автомобильной техники из строя ввиду выработки моторесурса.
В значительной степени будет отличаться номинальная и фактическая грузоподъемность, показателем которых является КИГ.
На фактическую грузоподъемность влияют характер перевозимого груза, его объемный вес, тип автомобиля (его соответствие перевозимому грузу), количество груза, его упаковка и укладка.
В полной мере это относится к боеприпасам. Различия в весогабаритных характеристиках перевозимых боеприпасов при использовании одного типажа транспорта подвоза обуславливают разную величину КИГ, что накладывает определенные неудобства при проведении различных расчетов. С максимальной эффективностью транспорт подвоза используется лишь при перевозках боеприпасов к стрелковому оружию, в остальных случаях половину перевозимого груза составляет «воздух».
Коэффициент использования грузоподъемности может быть повышен путем правильного подбора автомобилей для перевозки соответствующих грузов, приспособления кузова к роду груза (наращивание бортов при перевозке легковесных грузов), приспособления тары и упаковки к условиям перевозки, группировки сборных и мелких грузов в партии [14].
В Вооруженных Силах РФ практика повышения КИГ путем наращивания бортов используется давно, однако данным путем достичь тождественности номинальной и фактической грузоподъемности невозможно. Наиболее целесообразным для повышения эффективности перевозки будет переход на новые типы упаковки боеприпасов и применения адаптированных для их транспортирования автомобилей.
В этой связи полагается целесообразным внедрить практику хранения и подвоза артиллерийских боеприпасов от арсенала до орудия в интегратор-контейнерах (ИК), пакетах футляров заводской комплектации, адаптированных к боекомплектам, как расчетно-снабженческим единицам.
Укрупнение единицы потока артиллерийских боеприпасов, от штучного боеприпаса в ящичной таре до ИК позволит значительно сократить количество привлекаемых ресурсов, а также времени простоя транспортных средств под загрузкой (разгрузкой). Продолжительность этих операций сокращается от 50% до 75% в зависимости от типа транспортного средства.
1 Анализ существующей модели подвоза тарно-штучных грузов автомобильным транспортом батальона материального обеспечения мотострелковой бригады, в большей степени боеприпасов
База батальона материального обеспечения мотострелковой бригады в районе применения является по своей сути распределительным центром (РЦ), из которого в войска адресно поступают скомплектованные, согласно заявок, материальные средства, а из войск возвращается порожняя тара и другое, не находящее применения имущество.
При этом соотношение количества автомобилей и грузовых платформ может достигать 1:3 (одна платформа на РЦ под комплектование заявленных потребителями материальными средствами, одна на автомобиле в движении, одна у потребителя для разгрузки материальных средств и погрузки порожней тары и другого имущества). Данный принцип позволяет исключить простой транспорта при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и тем самым минимизировать время доставки.
Организационно батальон материального обеспечения входит в состав мотострелковой бригады и состоит:
- БМО Командование (4 человека);
- Рота подвоза горючего;
- Рота подвоза боеприпасов;
- АРВ;
- Рота подвоза продовольствия, вещевого и ВТИ.
- АВП. В двух взводах: Урал-43202 -3 АТЗ-7 -8 АЦ-7,5 -37 ПЦ-6,7 -45 2-ПН-4М -3
- АВП. В двух взводах: Урал-43202-36, 2-ПН-4М-36, МРС-АМ.1-1, МРМ-М3.1-1, МТО-АМ.1-1, МТП-А2.1-1, Урал-4320-1;
- АВП ВТИ;
- АВП прод. Урал-43202-21 КС-3574-2 ПАЗ-3205-2 2-ПН-4М-18 Урал-43202-17 АФИ-66-2 АФК-66-5 АЦПТ-4,7-3;
- Рота обеспечения;
- Хозвзвод;
- Склады;
- Мастерская регламента;
- Отд. банно-прач. обсл. Урал-4320-8 АФИ-66-1 АФК-66-1 АЦПТ-4,7-2 КП-130-7 ПП-170-1 ПКС-2м-1, МНУГ-90-1, 9В839М-1 9В866-2-1, БПО-32 -2 ДДК-01-1 МПП-9-1 АЦПТ-4,7-2 Урал-4320-20.
- Автомобильная рота (подвоза боеприпасов);
- Автомобильная взвод;
- Автомобильная взвод.
Учитывая, что теория и практика ведения Вооруженными Силами Российской Федерации военных и боевых действий отличается от зарубежной и участие в экспедиционных боевых действиях не планируется, руководством Министерства обороны России принято решение о нецелесообразности внедрения данного типа транспорта в Вооруженных Силах Российской Федерации [2].
На взгляд автора работы [14] более перспективным выглядит адаптирование зарубежных методов транспортировки контейнеров с боеприпасами
В течение последних лет в рамках перевооружения Вооруженных Сил на комплектование подразделений подвоза оперативного и войскового звеньев поступили новые автомобили семейства Камаз и Урал, обладающие значительной грузоподъемностью и обеспечивающие высокую проходимость.
Для подвоза боеприпасов в брмто используются 36 автомобилей Камаз-63501 с номинальной грузоподъемностью 14 тонн.
Нормы времени погрузки тарно-штучных грузов ручным и механизированным способом приведено в табл. 1.1.
Таблица 1.1 – Средние нормы времени погрузки тарно-штучных и других грузов ручным и механизированным способом
Наименование Средние нормы простоя, ч
бортовые (автопоезда и подразделения)
при механизированной погрузке (разгрузке) при погрузке (разгрузке) в ручную
тарно-штучные грузы пакеты контейнеры
Автопоезд 2,0 1,0 0,75 3,0
Отделение 3,0 2,0 1,0 4,0
Взвод 3,0 2,0 1,0 4,0
Рота 3,5 2,5 1,5 5,0
С табл. 1 можем видеть: погрузка-разгрузка тарно-штучных грузов ручным способом по сравнению с механизированным отличается в 1,3…1,5 раза, т.е. при наличии необходимого количества задействованного личного состава, погрузка-разгрузка тарно-штучных грузов ручным способом и простой автотранспорта будет длиться на 1…1,5 ч дольше, чем при механизированной погрузке.
Средние нормы времени простоя автомобилей КамАЗ-63501 под погрузкой (разгрузкой) тарно-штучных грузов на складах батальона материального обеспечения мотострелковой бригады приведены в табл. 1.2.
Таблица 1.2 – Средние нормы времени простоя автомобилей КамАЗ-63501 под погрузкой (разгрузкой) тарно-штучных и других грузов на складах батальона материального обеспечения мотострелковой бригады
Марка автомобиля, автопоезда Средние нормы времени простоя, мин
При механизированной погрузке (разгрузке) при погрузке (разгрузке) вручную тарно-штучными, грузами
тарно-штучными грузами пакетами контей-нерами
КамАЗ-63501 110 60 40 155
Как видим из табл. 1.2 также время простоя автомобилей КамАЗ-63501 под погрузкой (разгрузкой) тарно-штучных грузов при механизированном способе меньше в 1,41 раза.
Средние коэффициенты использования грузоподъемности (КИГср) при перевозке боеприпасов приведены в табл. 1.3.
Таблица 1.3 – Средние коэффициенты использования грузоподъемности (КИГср) при перевозке боеприпасов (способы перевозки: 1 – в тарно-штучной упаковке; 2 – транспортными пакетами)
Виды материальных средств Способ, перевозки Значение КИГср при перевозке материальных средств грузовыми автомобилями (автопоездами) и прицепами
без надставных бортов и каркасов тентов с надставными бортами с каркасами, тентов
Артиллерийские боеприпасы 1 0,55 0,77 0,90
2 0,85 0,82 0,86
Характер и способы вооружённой борьбы по мере развития военного дела меняются, а вместе с ними изменяется и потребление материальных средств, в том числе и боеприпасов. Прослеживается устойчивая тенденция роста потребности войск в боеприпасах [14, 15]. Увеличение расхода боеприпасов вызвано тем, что одновременно с ростом технической оснащённости войск увеличивалась их огневая мощь и манёвренность, что, в свою очередь, неизбежно вызывало рост потребности в боеприпасах.
Современная общевойсковая армия значительно превосходит армию периода Великой Отечественной войны по техническому оснащению и огневой мощи. Очевидно, что операции современности требуют большего расхода боеприпасов, объём доставки которых составляет более 50... 60% от общего объёма доставки материальных средств войскам [13].
В табл. 1.4 приведены требования к содержанию технологического процесса доставки боеприпасов автомобильным транспортом.
Таблица 1.4 – Требования к содержанию технологического процесса доставки боеприпасов автомобильным транспортом
№
п/п Операции технологического процесса доставки Содержание требований
1 Подготовка груза 1. Формирование груза с артиллерийскими боеприпасами в местах их производства.
2. Обеспечение размещения всего объёма боеприпасов в партионной доставке на всех технологических участках и создание предпосылок для комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ.
3. Обеспечение грузов с габаритно-массовыми параметрами, реализующими максимальную степень использования номинальной грузоподъёмности ПС.
2 Погрузка-разгрузка 1. Осуществление погрузочно-разгрузочных работ в установленные сроки.
2. Обеспечение грузоперерабатывающего процесса артиллерийских боеприпасов.
3. Обеспечение механизации погрузочно-разгрузочных работ всего объёма грузопотока боеприпасов.
3 Выбор ПС 1. Выделение ПС в состав АК для доставки партии боеприпасов в соответствии с типами и максимальной степенью реализации номинальной грузоподъёмности ПС.
4 Транспортирование 1. Обеспечение сокращения сроков доставки боеприпасов за счёт бесперегрузочного способа на пунктах стыка ГПО батальона материального обеспечения мотострелковой бригады.
2. Обеспечение продвижения грузопотока боеприпасов в УГЕ к конечному потребителю.
3. Обеспечение транспортирования артиллерийских боеприпасов.
Это вызвано тем, что значительный расход боеприпасов связан с резким возрастанием огневых возможностей обычных видов вооружения Сухопутных войск. Так, например, если в 1939 г. вес артиллерийско-миномётного залпа дивизии был равен 1,7 тонн, то сейчас он составляет более 50 тонн, т. е. возрос более, чем в тридцать раз. Общий вес огневого залпа армии увеличился, более чем в 10 раз, а глубина огневого воздействия с принятием на вооружение современных комплексов увеличилась в 10...20 раз [18], при этом артиллерийские боеприпасы составляют в структуре грузопотока всех боеприпасов до 57 %. Доля артиллерийских боеприпасов в общем объёме грузопотока всех видов боеприпасов показана на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Доля артиллерийских боеприпасов в общем объёме грузопотока всех видов боеприпасов
Объём работ частей и подразделений батальона материального обеспечения мотострелковой бригады при доставке боеприпасов войскам (силам) зависит, главным образом, от потребности в них. Общая потребность в боеприпасах к вооружению j-го вида (Пj) слагается из потребности для расхода (Rj), потребности на восполнение потерь боеприпасов в ходе операции (Pj) и установленного запаса боеприпасов к концу операции (Zj):
, (1.1)
где – потребность в боеприпасах к вооружению j-го вида;
– потребность в боеприпасах j-ого вида для восполнения расхода;
– потребность в боеприпасах j-ого вида на восполнение потерь в ходе операции;
– установленный запас боеприпасов j-ого вида к концу операции.
Очевидно, что потребность в артиллерийских боеприпасах для восполнения их расхода в операции будет зависеть от состава группировки войск артиллерии и величины установленного расхода на операцию (на соответствующий период).
Объём доставки боеприпасов к вооружению j-го вида в расчётно-снабженческих единицах (боевых комплектах) рассчитывается по зависимости:
, (1.2)
где – объём доставки боеприпасов к вооружению j-го вида;
– наличие боеприпасов j-ого вида.
Одной из наиболее важных, ответственных задач по обеспечению группировки войск боеприпасами является определение объёма их доставки. Объём доставки – это количество боеприпасов, которое необходимо подать в соединения, части и подразделения в конкретных условиях оперативно-тактической обстановки к установленному сроку с целью доведения их количества до установленных норм. На основе величины объёма доставки определяют необходимые ресурсы для решения задач по обеспечению войск (сил) боеприпасами в операции. Объём доставки измеряется в тоннах и определяется службой ракетно-артиллерийского вооружения, отвечающей совместно со штабом батальона материального обеспечения мотострелковой бригады за обеспечение войск (сил) боеприпасами [14].
Приведение Вооруженных Сил Российской Федерации к «новому облику», изменение теории и практики ведения военных действий, а также налагаемые ограничения по численности Вооруженных Сил предопределили внесение существенных корректив в организационно-штатную структуру частей, подразделений и организаций материального обеспечения, а также пересмотра форм и способов их применения.
Мотострелковая бригада первого эшелона размещается за вторым эшелоном (резервом) на удалении до 20 км от переднего края. Батальон материального обеспечения мотострелковой бригады размещается в глубине армейской тыловой полосы в стороне от возможного направления главного удара противника и полосы выдвижения контрударной группировки наших войск на удалении от переднего края до 100 км. Мотострелковая бригада группировки войск (сил) размещается на удалении 180-200 км от переднего края (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Схема расстояний доставки артиллерийских боеприпасов на технологических участках в стратегической операции мотострелковой бригады
Наиболее распространенным и универсальным типом снарядов являются ОФС (рисунок 1.3), в простейшем случае они представляют собой металлический точеный или литой корпус, наполненный БВВ и снабженный ударной или дистанционной трубкой (чаще всего, обеими). ОФС поражает цель, как действием взрывной волны, так и многочисленными осколками.
Рисунок 1.3 – Осколочно-фугасные снаряды
Осколочно-фугасные снаряды входят в боекомплект почти всех систем ствольной артиллерии, у многих систем они являются наиболее массовым типом боеприпасов. Это обусловлено как сравнительно низкой стоимостью производства ОФС, так и их универсальностью.
Поражение при взрыве ОФС наносит ударная волна и осколки корпуса. При увеличении толщины стенки снаряда, уменьшении навески и бризантного действия БВВ происходит увеличение среднего размера осколков и наоборот. Например, при разрыве минометной мины калибром 82 мм (снаряжение тротил, массой в 400 граммов при толщине стенки в 9-10 мм, масса металла 3,1 кг) происходит образование свыше тысячи осколков массой в районе грамма и более. Около 30% массы металла распыляется в виде мелких фрагментов, имеющих ничтожное убойное действие. При взрыве ручной гранаты РГД-5 (заряд тротила 110 граммов, толщина стенки около 1,5 мм, масса металла корпуса около 190 граммов) практически не образуется осколков массой более 0,3 грамма, и около 40% корпуса распыляется в не убойные фрагменты размеров менее 0,1 мм. Поэтому, на дистанции в 10-15 метров можно лишь чисто случайно получить ранение обломком ударника или резьбовой части корпуса запала.
Одной из особенностей ОФС является их способность работать как на фугасный эффект, так и на осколочный. В первом случае взрыватель ставится на некоторое замедление, во втором случае на контактное действие.
Подобные взрыватели начали применять еще со времен Русско-Японской войны. Вплоть до конца ВМВ, солдаты использовали эту возможность не только для поражения подземных укреплений, но и для стрельбы по бронетехнике противника. Так как, даже 76 мм снаряд полковой пушки способен при постановке на фугасное действие (замедление) пробить с дистанции в 0,5-1 км броню до 14-18 мм. Взрыв снаряда происходит за преградой, что обеспечивает поражение экипажа и основных узлов техники. В случае постановки взрывателя на осколочные действия снаряда, небольшой разрывной заряд БВВ нанес бы только вмятину и отдельные проломы такой броне.
Следует учитывать, что для достижения максимального эффекта при использовании ОФС при осколочном действии, следует иметь БВВ умеренного бризантного действия (ТНТ, ТГ50, сплав «Л», «Французская смесь» и пр.). При использовании снаряда при постановке взрывателя на фугасное действие весь осколочный материал теряется (застревает в грунте или улетает в небо), а максимальный эффект достигается при использовании максимально мощных БВВ (ТГ20, А-IX-I, симтекс, гекфол, триалены, некоторые аммониты и пр.) При использовании этих БВВ в случае осколочного действия снарядов происходит дробление корпуса на слишком мелкие фрагменты, быстро теряющие скорость, следовательно, обеспечивающие маленький радиус эффективного поражения осколками.