Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования в том, что в научных исследованиях и педагогических наблюдениях отмечается, что в современном понимании детская игра является созидательной специфической человеческой деятельностью.
Источником появления игры будет не институт, не наследственность, а окружающая детей общественная среда. При помощи различных игр дети учатся понимать жизнь, сознавать взаимоотношения людей.
Ребенок в игре показывает степень своего развития, у него под воздействием игры возникают новые интересы и потребности.
С помощью игры при целенаправленном и постоянном руководстве педагога может реализовываться развитие детей в желаемом направлении.
Проведение подвижных игр требует от педагога учитывать возрастные, психофизиологические и индивидуальные особенности играющих. При этом физические нагрузки необходимо регулировать согласно физическим и психическим возможностям, за счет продолжительности игры, размеров игровой площадки, инвентаря.
Характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности школьника и развития физических качеств.
Одним из важных резервов, которые способствуют достижению желаемой цели, будет являться подвижная игра, которая призвана стимулировать рабочие функции и психофизиологическое состояние детей младшего школьного возраста в процессе урока физической культуры. Игра является важнейшей сферой сфера жизнедеятельности ребенка.
Именно подвижная игра наиболее доступный и эффективный метод развития основных физических качеств у детей младшего школьного возраста. Преимущество подвижной игры перед строго дозируемым упражнением в том, что подвижная игра всегда будет связана с инициативой, выдумкой, творческим подходом3 эмоционально стимулирует двигательную активность.
Виднейшие ученые прошлого века Н.И. Пирогов, а потом и
Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев и другие - отмечали, что в физическом воспитании ребенка подвижная игра имеет главное значение как деятельность, которая отвечает его возрастным потребностям, и как средство всестороннего развития.
В исследованиях: В.Г. Барабаш, О.И. Кокоревой, Т.И. Осокиной,
Е.А. Тимофеевой, Н.В. Полтавцевой, Е.А. Сагайдачной, Э.Я. Степаненковой - констатируется тот факт, что подвижная игра – средство гармоничного развития ребенка.
По мнению Н.М. Амосовой, В.К. Бальсевича, Ю.К. Чернышенко,
В.Н. Новохатько, Е.И. Панкратьевой, в воспитании детей должны преобладать подвижные игры, которые оказывают всестороннее влияние на организм и выраженный тренирующий эффект, так как физическая нагрузка, не вызывающая напряжения физиологических функций и не обеспечивающая тренирующего эффекта, не будет оказывать достаточного оздоровительного воздействия.
Анализ психолого-педагогической литературы по развитию физических качеств школьников с помощью подвижных игр показывает, что рассматриваемый вопрос в научной литературе освещен достаточно, однако, он не потерял своей актуальности и нуждается в дальнейших исследованиях.
Итак, следует сказать, что подвижные игры при определенной педагогической направленности, руководстве являются организованным средством совершенствования физических качеств детей младшего школьного возраста.
Выявленные противоречия: Существует огромное количество современных методик развития физических качеств детей младшего школьного возраста. Тем не менее, эти методики не всегда приводят к скорому и стойкому положительному эффекту. Это говорит о необходимости совершенствования образовательных систем, которые существуют в настоящее время.
Научная проблема: разночтение в методиках, направленных на улучшение физических качеств детей младшего школьного возраста. Выявленное противоречие обусловило возникновению научной проблемы: разработка методики развитие основных физических качеств у детей младшего школьного возраста при применении средств физической культуры, имеющую высокую эффективность и положительные результаты.
Гипотеза. Мы полагаем, что разработанный в результате исследования комплекс игровых упражнений будет способствовать изменению показателей физических качеств у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: совершенствование физических качеств детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развития физических качеств детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр.
Цель исследования – проанализировать развитие физических качеств младших школьников посредством подвижных игр
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по теме исследования.
2. Экспериментально проверить влияния подвижных игр на развитие физических качеств детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать результаты проведенной работы.
Методы исследования:
-теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по теме работы, сравнение, классификация, обобщение результатов исследования, обобщение и систематизация научных данных;
Практическая значимость: содержание и результаты данной работы могут быть использованы специалистами и учителями по физкультурно-оздоровительной работе со школьниками с использованием подвижных игр.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемыми проблемами, установлена суть и роль подвижных игр в совершенствовании физических качеств детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретико-методологическая база исследования определяется его объектом, предметом и характером поставленных задач.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре ___________________ факультета, состоит из введения, основной части, практических рекомендаций, заключения, списка использованных источников и приложения. Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
Многие ведущие отечественные и зарубежные ученые (Матвеев Л.П. и др.) в своих исследованиях давно установили, что существует определенная последовательность в построении тренировочных занятий в младшем школьном возрасте, обусловленная собственно ростом физиологических и психологических параметров детей в этом периоде, что в свою очередь определяет выбор средств и методов тренировочного процесса. Младший школьный возраст – это временной отрезок характеризующийся целым рядом особенностей, среди которых особо следует выделить:
- Психологический кризис 7 лет.
- Сенситивные периоды развития ловкости, быстроты, гибкости.
- Очередной этап физиологического роста. Ряд ученых утверждают, что в этом возрасте уже имеются различия между мальчиками и девочками, по которым необходим дифференцированный подход в определении параметров физической нагрузки на занятиях различными видами спорта. Так, окружность грудной клетки у девочек на 1–2 см меньше, чем у мальчиков, а жизненная емкость легких меньше на 100– 200 см .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аслаханов А.М. Народные подвижные игры и физические упражнения, как средство повышения эффективности уроков физической культуры /А.М. Аслаханов // Теория и практика физкультуры – 2010 - №2.- С.43-46
2. Балабанова, Е.В. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности в общеобразовательном учреждении [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://5-bal.ru/kultura/8540/index.html. Дата доступа: 18.04.2016.
3. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер.- М.: Академия, 2002. - 416 с.
4. Ворсин Е.Н. Физическая культура в школе/Е.Н. Ворсин. - Мн., Полымя, 1998. – 236 с.
5. Галицкий А., Переплетчиков Л. Путешествие в страну игр.М.: Физкультура и спорт, - 152 с.
6. Гузов Н.М. Оценка способностей младших школьников к освоению упражнений основной гимнастики /Н.М. Гузов.- Веснiк Вiцебскага дзяржаỷнага унiверсiтэта.-2015.- №3.-С.45
7. Дмитриенко И.С. Подвижные игры как средство развития физических качеств у младших школьников. - М.: РГУ, 2001. - 56 с.
8. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика. Учебное пособие — Москва: Флинта, 2010. — 200 с.
9. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР /А.В. Кенеман.- М.:Просвещение, 1988 – 145 с.
10. Кокоулина О. П.Основы теории и методики физической культуры и спорта. Учебно-практическое пособие /О.П. Кокоулина.- М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. – 426 с.
11. Коротков И.М. Подвижные игры в школе /И.М. Коротков.- М.: Физкультура и спорт, 2000. – 145 с.
12. Криличевский, В.И., Семенова А.Г., Бекасова С.Н. Педагогика физической культуры: Учебник. – М.: КНОРУС, 2012. – 256 с.
13. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду. – Педагогические сочинения. М.,1959, т.6.
14. Куликов А.И., Курако А.А. Гимнастика. Музыкально-ритмическое воспитание с методикой преподавания. Уч.пособие для студентов высших учебных заведений., Гомель, 2013.- 125 с.
15. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник /Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2009. – 489 с.
16. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение /П.Ф. Лесгафт.- М.:Либроком.-2010.-161 с.
17. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях - М.: Терра-Спорт, 2000. – 256 с.
18. Макаренко А.С. Цель воспитания: Учебное пособие /А.С. Макаренко – М.: Педагогика, 1984.- 189 с.
19. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для инст. физ. культ. /Л.Н. Матвеев.- М.: Просвещение, 1991.— 272 с.
20. Минаев Б.Н. Шиян Б.М. Основы методики физического воспитаниия школьников. Москва, Просвещение, 1989. – 289 с.
21. Минскин Е.Н. От игры к занятиям - М.: Просвещение, 1982 – 185 с.
22. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2006. – 156 с.
23. Предигер А. В. Особенности организации и проведения физкультурно-массовых мероприятий с детьми младшего школьного возраста [Текст] / А. В. Предигер // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 42-44.
24. Спортивные игры и методика преподавания; учебник для пед. фак. ин-тов физ. культ. Под ред. Портных Ю.И. — изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: «Физкультура и спорт», 1986 г.
25. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка /Э.Я. Степаненкова.- М.:Академия, 2006.-368 с.
26. Теоретико-практические основы развития физических качеств. Учебное пособие / Сост. В. С. Попов; Шахтинский ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2009. – 156 с.
27. Теория и методика физической культуры. /Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003.- 464 с.
28. Уткин Е.Г. Методические указания к самостоятельному изучению курса подвижных игр для студентов факультета ФФКиС заочного отделения. – Витебск, 2001. – 56 с.
29. Уткин Е.Г. Проведение подвижных игр для подростков. Методические рекомендации. Витебск., 2006. – 39 с.
30. Физическая культура: учеб. пособие / В.А. Коледа; под общ. ред. В.А. Коледы. – Минск: БГУ, 2005. – 211 с.
31. Физическая культура: учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. - М., Изд-во: АСВ, 2000. – 189 c.
32. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова и др. - М.: Высшая школа, 2003.- 230 с.
33. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Academa, 2003.- 480 с.
34. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед . училищ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 208с.