Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Материальный поток в логистике от источника сырья до конечного потребителя проходит несколько тесно взаимосвязанных функциональных областей. Распределительная логистика отвечает за последний этап движения материального потока и представляет собой науку (деятельность) о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Процесс обращения грузов и товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается на линейных предприятиях ОАО «РЖД», главной задачей которых является удовлетворение потребности населения в перевозках. Для этого линейному предприятию железной дороги необходимо поддерживать бесперебойность поставок грузов и товаров к местам проведения ремонтов, реконструкции или постройки новых объектов инфраструктуры путем организации их рационального пространственного перемещения, что и является основной целью распределительной логистики.
В современных условиях конкуренция между организациями основана на управлении временем. Увеличение цикла выполнения заказа непосредственно отражается на ключевых показателях деятельности предприятия, например уровню обслуживания и удовлетворения требований потребителей. Это может привести к снижению объемов продаж, потере покупателей, доли рынка и как следствие потери прибыли. Время полного цикла заказа зависит от длины цепи поставки, количества всех операций логистики, а также скорости передачи информации между основными звеньями, участвующими в процессе распределения грузов на предприятия железной дороги.
В выпускной квалификационной работе уделено особое внимание тому, как можно повысить эффективность системы распределения предприятия, сократив время на осуществление полного цикла заказа, путем совершенствования бизнес-процесса обработки заказов от складов грузоотправителя до потребителя за счет внедрения современной информационной системы.
Актуальность темы исследования заключается в том что, в современных условиях конкуренция между организациями основана на управлении временем. Увеличение цикла выполнения заказа непосредственно отражается на ключевых показателях деятельности предприятия, например уровню обслуживания и удовлетворения требований потребителей. Это может привести к снижению объемов продаж, потере покупателей, доли рынка и как следствие потери прибыли. Время полного цикла заказа зависит от длины цепи поставки, количества всех операций логистики, а также скорости передачи информации между основными звеньями, участвующими в процессе распределения необходимых грузов потребителям.
Объектом исследования является организация МТЦФТО ОАО «РЖД».
Предметом исследования является система распределения и доставки в МТЦФТО ОАО «РЖД».
Целью исследования является анализ логистических цепей поставок, как средство повышения эффективности продаж на предприятиях реального сектора экономики.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику деятельности организации МТЦФТО ОАО «РЖД»;
2. Выявить недостатки функционирования организации;
3.Предложить возможные пути повышения эффективности процессов распределения и доставки грузов МТЦФТО ОАО «РЖД»;
4. Провести оценку эффективности предложенных мероприятий;
5. Рассмотреть экономическую безопасность.
Методы исследования включают в себя: метод моделирования; методы наблюдения и сравнения; метод системного анализа.
Теоретическую основу исследования составили работы ученых-логистов, занимающихся изучением проблемы совершенствования бизнес-процессов, таких как: Аникин Б.А., Родкина Т.А., Петухов Д.В., Ефимова В.В., Воронов В.И. – а также труды зарубежных ученых.
В выпускной квалификационной работе проанализирована эффективность процессов распределения и доставки грузов со складов МТЦФТО ОАО «РЖД» и предложены мероприятия по устранению выявленных недостатков.
ГЛАВА 1. РОЛЬ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК
1.1. Основные понятия и определения (цепь поставок, материальный поток, логистическая услуга)
Логистика – это наука об оптимальной организации перемещения материальных и информационных потоков, а также управление движением упомянутых потоков в рамках хозяйственной единицы [1-5]. Существует ряд видов логистики, в зависимости от сферы ее применения.
Цепь поставок – это, прежде всего, совокупность организаций: поставщиков, производителей, потребителей и посредников, связанных между собой технологической цепочкой [1-3, 6-10].
Определение цепи поставок может быть основано как на объектном, так и на процессном понимании.
Цепь поставок (объектный подход) – это «совокупность организаций (предприятий-изготовителей, складов, дистрибьюторов, ЗРL и 4РL провайдеров, экспедиторов, оптовой и розничной торговли), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя».
По своей сути, цепи поставок представляют собой последовательно взаимодействующих между собой поставщиков и потребителей [6, 11]: каждый потребитель затем становится поставщиком для следующих, и так продолжается до тех пор, пока готовый продукт не поступит к конечному пользователю. В общем случае цепь поставок включает в себя фокусную (центральную) компанию, которая определяет структуру цепи, поставщиков и потребителей, а также различных посредников. Выделяют несколько уровней поставщиков и потребителей в зависимости от их положения по отношению к фокусной компании.
Поставщики и потребители первого уровня – это те организации, которые взаимодействуют (покупают или продают товары и услуги) непосредственно с фокусной (центральной) компанией. Поставщики и потребители второго уровня – это поставщики поставщиков и потребители потребителей первого уровня и т.д. вплоть до начального поставщика (поставщика природных ресурсов) и конечного потребителя. Каждая компания может выстраивать свою цепь поставок, поскольку ее руководство видит именно свою компанию в качестве центральной и поэтому рассматривает потенциальных участников сетевой структуры, исходя в основном из интересов своей компании [4, 12].
Цепь поставок (процессный подход) – это «совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах» [1-8].
Классифицировать цепи поставок целесообразно по следующим признакам:
1. По количеству уровней поставщиков и потребителей в цепи поставок.
2. По типу производимой продукции.
3. По национальной принадлежности.
Прямая цепь поставок состоит из производителя, который, как правило, становится фокусной компанией (центральной компанией цепи поставок, вокруг которой выстраивается цепь поставок), поставщика и потребителя первого уровня, непосредственно взаимодействующих с фокусной компанией в процессе движения товарных, информационных и финансовых потоков [1, 13-15].
По типу производимой продукции цепи поставок делятся на цепи поставок товаров и цепи поставок услуг. Цепи поставок могут функционировать как на товарных рынках, так и на рынках услуг. С точки зрения осуществления коммерческой деятельности, товар – это объект купли-продажи. Услуга (от англ. service) представляет собой результат трудовой деятельности, в процессе выполнения которой «не создается новый, ранее не существовавший материально вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Другими словами – это благо, предоставляемое не в материальной форме, а в форме деятельности. Т.е. само оказание услуг создает желаемый результат». К услугам можно отнести осуществление следующих видов деятельности: перевозок, хранения, страхования, услуг по оформлению документов, ремонтных работ и гарантийного обслуживания, бытовых услуг, медицину, услуг спортивно-оздоровительных комплексов и т.д.
Рынок услуг – сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы [1-3].
Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями– начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя [1, 4, 8]. Более точное определение [2, 5, 9]: «Материальный поток – это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение, и т.п.».
Выделение и анализ всех логистических операций на пути материального потока позволяет увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю и позволяет проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка и получения необходимого экономического результата.
Материальный поток в определённые моменты времени может быть запасом материального ресурса, незавершенного производства или готовой продукции, если материальный поток не находится в состоянии движения [5].
В управлении материальными потоками нужно учитывать большое разнообразие грузов, которое ложится в основу специфики производимых с ним логистических операций. Поэтому, безусловно, важен вопрос о характеристиках материального потока и связанной с ними классификации [7].
Материальный поток характеризуется определённым набором параметров, которые и ложатся в основу классификации [1-7]:
- номенклатура, ассортимент и количество продукции;
- габаритные характеристики (объём, площадь, линейные размеры);
- весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);
- физико-химические характеристики груза;
- характеристики тары (упаковки), транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость);
- условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);
- условия транспортировки и страхования;
- финансовые (стоимостные) характеристики и др.;
Сервисные потоки – потоки услуг, генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой(звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.
Сервисные услуги могут оказываться, например, одними фирмами-участницами логистической системы другим в процессе продвижения логистических потоков производителя к потребителю. Здесь уместно поговорить о так называемых «трех сторонах» в логистике [5-8].
Для фирм-производителей или торговых компаний эти стороны следующие:
- 1-я сторона – поставщики материального ресурса или готовой продукции;
- 2-я сторона – потребители готовой продукции;
- 3-я сторона – логистические посредники.