Фрагмент для ознакомления
2
РЕФЕРАТ
Бакалаврская работа содержит 69 страниц, 45 использованный источник.
ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ, КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ, ЗАЩИТА НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с охраной фирменного наименования и коммерческого обозначения.
Цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа законодательства, научной литературы, судебной практики исследовать проблемы защиты права на фирменные наименования и коммерческие обозначения.
В процессе работы использовался ряд общенаучных методов: диалектический метод как универсальный метод познания, методы анализа и синтеза; а также ряд специальных методов: сравнительно-правовой, формально-юридический метод, наряду с системным и логическим подходами.
В ходе исследования посредством анализа судебной практики выявлены основные проблемы реализации права назащиту фирменных наименований и коммерческих обозначений. В результате исследования предложены меры по совершенствованию законодательства об охране прав на фирмнные наименования и еоммерческие обзначения, которые могут быть использованы на практике.
Область применения – коммерческая и предпринимательская деятельность.
Эффективность – повышение качества защиты ирменного наименования и коммерческого обозначения.
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что все коммерческие организации в силу закона должны иметь фирменное наименование - словесное обозначение организации, включающее указание на ее организационно-правовую форму и собственно наименование (ст. 1473 Гражданского кодекса РФ ).
Так же актуальность темы обусловлена и тем, что в России фирменные наименования и коммерческие обозначения, в правовом отношении менее охраняемы, чем другие объекты интеллектуальной собственности. Даже после принятия части четвертой ГК РФ с закреплением в ней отдельных параграфов в главе 76, посвященных указанным объектам, дискуссионных вопросов относительно правовой природы фирменных наименований и коммерческих обозначений не стало меньше.
В современном мире особую актуальность приобретает интеллектуальная собственность, способствующая ведению бизнеса и качественно повышающая уровень сферы общественного благосостояния. Благодаря этому происходит установление стабильной конкуренции, развитие и внедрение совершенно новой продукции и видов услуг, обеспечиваются рабочие места и занятость населения.
Понятие «интеллектуальная собственность» охватывает широкий спектр прав, закрепленных в международных правовых актах и законодательстве Российской Федерации: в отношении результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. Само понятие получило распространение на мировой арене в 60-е гг. XX в.
В свою очередь, к средствам индивидуализации, безусловно, относятся товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и коммерческие обозначения.
Степерь научной разработанности темы. Данная тема привлекает внимание многих авторов. В литературе, есть например, следующие.
Шахназаров Б.А. в статье «Некоторые терминологические аспекты международного права промышленной собственности» анализирует проблемы охраны результатов интеллектуальной деятельности, выражающихся в тех или иных объектах промышленной собственности и приравненных к ним в контексте терминологии российского законодательства средств индивидуализации, которые являлись предметом обсуждения государств с давних времен и актуальны по настоящее время.
Черничкина Г.Н. в статье «Современное понимание индивидуализации юридического лица в гражданском обороте, или Об исключительном праве на наименование и фирменное наименование юридического» анализирует структуру наименования юридического лица и фирменного наименования. Отмечается, что в законе приведена их противоречивая формулировка; по смыслу действующего законодательства наименование применимо только к некоммерческим юридическим лицам.
В.И. Еременко на основе положений универсальных международных договоров и зарубежной практики анализирует соотношение понятий "фирменное наименование" и "коммерческое обозначение" в российском законодательстве в связи с ошибочными предложениями отдельных авторов относительно указанного вопроса. Но в данной сфере еще много нерешенных вопросов.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с охраной фирменного наименования и коммерческого обозначения.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие защиту права на фирменное наименование и коммерческое обозначение, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью настоящей работы является комплексный анализ проблемы защиты права на фирменные наименования и коммерческие обозначения.
Задачами работы ставится:
• изучить понятие, сущность и принципы фирменного наименования;
• исследовать понятие, сущность и принципы коммерческого обозначения;
• рассмотреть правовую природу защиты фирменного наименования и коммерческого обозначения;
• проанализировать порядок осуществления защиты фирменного наименования и коммерческого обозначения.
• выявить практические проблемы защиты фирменного наименования и коммерческого обозначения;
• определить перспективы развития правового регулирования защиты фирменного наименования и коммерческого обозначения.
Методологическую основу исследования составили общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты ведомственного характера, правоприменительные и интерпретационные акты судебных органов Российской Федерации.
Научная новизна бакалаврской работы определяется тем, что данная работа является комплексным исследованием, в котором освещаются как теоретические аспекты защиты прав на фирменные наименования и коммерческие обозначения, так и практические особенности.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении взглядов ведущих ученых юристов в рассматриваемой области.
Практическая значимость работы заключается в том, что работа содержит выводы и предложения, которые могут быть использованы на практике в части совершенствования законодательства по анализируемым вопросам.
Структура работы: введение, две главы, заключение и библиографический список.
Глава 1. Фирменные наименования и коммерческие обозначения: дискуссии об определении
1.1. Понятие, сущность и принципы фирменного наименования
Фирменное наименование (кратко просто «фирма») - это наименование коммерческого юридического лица, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование определяется в учредительных документах коммерческой организации и, путем государственной регистрации, включается в ЕГРЮЛ.
Таким образом, с момента включения в ЕГРЮЛ возникает юридическое лицо и исключительные права на его фирменное наименование.
Законодатель не допускает распоряжения исключительным правом на фирменное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования.
В остальном юридическое лицо реализует свои исключительные права на фирменное наименование любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в Интернете.
Исключительное право на фирменное наименование одного юридического лица делает невозможным использование другими юридическими лицами тождественного фирменного наименования или сходного с ним до степени смешения, если такие юридические лица осуществляют аналогичную деятельность. Компания-правообладатель может обратиться к юридическому лицу, нарушающему его исключительные права, с требованием о прекращении использования фирменного наименования и возмещения причиненных вследствие этого убытков.
Согласно ст. 1474 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо, которому предъявляются такие требования, обязано по своему выбору либо прекратить использование фирменного наименования, либо внести в него изменения. При возникновении подобных споров преимущество на фирменное наименование получает юридическое лицо, которое было включено в ЕГРЮЛ ранее.
Достаточно часто юридическое лицо использует свое фирменное наименование или его отдельные элементы, включая в состав коммерческого обозначения либо в состав товарного знака или знака обслуживания. В таких случаях фирменному наименованию предоставляется самостоятельная правовая охрана вне зависимости от правовой охраны объектов, составной частью которых оно является.
Фирменное наименование юридического лица содержит указание на его организационно-правовую форму (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное унитарное предприятие и др.) и собственно наименование юридического лица («Парикмахерская «Натали», «Издательство «Экзамен», «Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» и т.п.). Наименование юридического лица обязательно должно быть словесным. Обычно оно обозначает род деятельности юридического лица. Следует, однако, иметь в виду, что коммерческие юридические лица, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (ст. 49 ГК РФ).
Наименование коммерческого юридического лица считается его фирменным наименованием (фирмой). Сведения об организационно-правовой форме юридического лица (то есть указания «ООО», «АО», «ГУП» и т.п.) в понятие «фирменное наименование» (как объект исключительного права юридического лица) не входят и при рассмотрении случаев о тождестве и сходстве фирменных наименований разных юридических лиц не учитываются.
С момента государственной регистрации коммерческого юридического лица у него возникает исключительное право на фирменное наименование (ст. 1229, 1474 ГК РФ). Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования. Никакой особой государственной регистрации фирменного наименования как такового не требуется и не производится.
Действующее российское законодательство не содержит норм, касающихся прав на фирменные наименования иностранных юридических лиц. Следует считать, что в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности фирменные наименования иностранных юридических лиц стран - участниц Конвенции пользуются на территории России исключительным правом с момента, когда юридическое лицо стало участвовать в гражданском обороте России.
Содержание исключительного права на фирменное наименование состоит в следующем: юридическое лицо вправе использовать свое фирменное наименование при индивидуализации себя и производимых или сбываемых им товаров, производстве работ и оказании услуг. В частности, фирменное наименование может указываться на вывесках, бланках, счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в Интернете.
Фирменное наименование или отдельные его элементы, в частности сокращенное фирменное наименование, могут быть использованы правообладателем в составе коммерческого обозначения или в принадлежащем ему товарном знаке. При этом фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение или в товарный знак, охраняется независимо от охраны самого коммерческого обозначения или товарного знака.
В содержание исключительного права на фирменное наименование не входит правомочие распоряжения (п. 2 ст. 1474 ГК РФ). Это означает, что исключительное право на фирменное наименование не может быть отчуждено (уступлено) другой организации. Не могут заключаться и другие договоры, касающиеся распоряжения фирменным наименованием, например лицензионные. Вместе с тем возможны внеправовые соглашения о том, что обладатель исключительного права на фирменное наименование вносит в него изменение, а другая сторона соглашения одновременно регистрирует это обозначение в качестве своего фирменного наименования. Такое соглашение должно выполнять роль договора об отчуждении исключительного права на фирменное наименование. Возможны и соглашения между юридическими лицами, имеющими одинаковые или сходные фирменные наименования, о разделении сфер своей деятельности либо об отказе от предъявления взаимных претензий о нарушениях исключительных прав на фирменные наименования. Такие соглашения должны играть роль лицензионных договоров. Отсутствие у обладателя исключительного права правомочия распоряжения не влечет ущербность этого исключительного права, поскольку многие фирменные наименования представляют собой большую имущественную ценность.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Конвенция по охране промышленной собственности. Заключена в Париже 20.03.1883 // Закон, N 7, 1999.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
7. Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6726.
8. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 01.05.1995, N 18, ст. 1589.
9. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145.
10. Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2008, N 30 (ч. 2), ст. 3617.
11. Приказ Минспорттуризма от 5 мая 2010 г. N 420/1 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 29.
12. Определение Конституционного Суда РФ от 10.02.2009 N 244-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. N 4.
13. Определение Конституционного Суда РФ от 10.02.2009 N 244-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ, 2009, N 4.
14. Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2017 N 53-КГ17-12 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 6, июнь, 2009.
16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 8, август, 2015.
17. Постановление ФАС Центрального округа от 9 августа 2012 г. по делу N А14-11463/2010 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Постановление ФАС Московского округа от 6 февраля 2013 г. по делу N А40-87094/12-2-429 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Постановление ФАС Московского округа от 12 декабря 2011 г. по делу N А40-54483/11-21-458 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Постановление ФАС Московского округа от 27 октября 2011 г. по делу N А40-29335/10-143-251 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Постановление Девятого арбитражного суда от 24 декабря 2013 г. N 09АП-42382/2013-ГК по делу N А40-61749/13 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Постановление ФАС Московского округа от 25 мая 2009 г. N КГ-А40/1594-09 по делу N А40-18395/08-26-81 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2014 г. N 15АП-10282/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
24. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22 марта 2016 г. N С01-112/2016 по делу N А11-5155/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
25. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.02.2012 по делу N А32-9696/2011.
26. Постановление ФАС Уральского округа от 24.06.2011 N Ф09-3428/11-С6 по делу N А60-34730/2010-С7 // СПС «КонсультантПлюс».
27. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.06.2012 по делу N А19-15965/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
28. Определение ВАС РФ от 01.04.2014 N ВАС-3189/14 по делу N А40-173939/2012 // «КонсультантПлюс».
29. Определение ВС РФ от 13.03.2015 N 300-ЭС15-1187 по делу N СИП-310/2014 // «СПС «КонсультантПлюс»..
30. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.03.2012 по делу N А46-9631/2011 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
31. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 N 17АП-3980/2012-ГК по делу N А60-41032/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
32. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 по делу N А79-7106/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
33. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 07.03.2014 N С01-106/2014 по делу N А40-64429/2013// СПС «КонсультантПлюс».
34. Ворожевич А.С. Защита брендов: стратегии, системы, методы: учебное пособие для магистров. Москва: Проспект, 2017. С. 59.
35. Гаврилов Э.П. Права на средства индивидуализации // Патенты и лицензии. 2016. N 5. С. 2.
36. Гаврилов Э.П. Права на средства индивидуализации // Патенты и лицензии. 2016. N 5. С. 11.
37. Зуйкова Н.В. Правовая охрана логотипа // СПС КонсультантПлюс. 2018.
38. Клейменова М.О. Перспективы повышения эффективности судебной защиты исключительного права на фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. N 2. С. 64.
39. Научно-практический комментарий судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав / В.О. Калятин, Д.В. Мурзин, Л.А. Новоселова и др.; Под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Норма, 2014. С. 66
40. Ожева З.Р. Исключительные права на коммерческое обозначение в предпринимательском праве Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореф. ... канд. юрид. наук. 12.00.03. М., 2013. С. 13.
41. Право интеллектуальной собственности: Учебник для академического бакалавриата / Под ред. Л.А. Новоселовой. М., 2016. С. 87.
42. Рагулина А.В., Никитова А.А. Интеллектуальная собственность: понятие, содержание и защита. М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 21. С. 49.
43. Свищева Е.И. Признаки охраноспособности коммерческих обозначений // Вестник арбитражной практики. 2014. N 3. С. 17.
44. Филиппова С.Ю. Фирменное право России. М.: Статут, 2016. С. 119.
45. Черничкина Г.Н. Современное понимание индивидуализации юридического лица в гражданском обороте, или Об исключительном праве на наименование и фирменное наименование юридического лица // Современное право. 2017. N 3. С. 56.