Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Роль стратегического управления в управлении проектом пространственного развития региона
1.1. Понятие и сущность инструментов стратегического управления»
Стабильное и интенсивное развития региона в современной России невозможно без согласованного и эффективного взаимодействия субъектов управления. Экономика региона - это многоуровневый организм, функционирующий на основе вертикальных (взаимосвязь бизнеса и власти) и горизонтальных (взаимодействия с муниципалитетами), а также входящих в систему хозяйственных связи. Реализация настоящих задач взаимодействия осуществляется в процессе подготовке и реализации стратегии пространственного развития региона.
Современная система пространственного размещения производства и расселения населения Российской Федерации в значительной степени является наследием советской государственной социально-экономической политики и методов ее реализации. Основой той политики были такие принципы, как социально-экономическое развитие отсталых окраин, активное продвижение производительных сил на восток, приоритет отраслевых интересов.
В условиях распределительно-отраслевой системы управления пространственное развитие страны фактически было результатом принятия отраслевых решений. Подавляющая часть материальных и финансовых ресурсов на территории поступала по отраслевым каналам и предназначалась не только для развития производства, но и для развития и содержания социальной сферы. Такая система формирования пространственной структуры была не в состоянии обеспечивать комплексный подход к освоению ресурсного потенциала региона и поддерживать необходимые пропорции в развитии его экономической, социальной и природной среды. В тот период региональное и муниципальное управление не охватывало всю социально-экономическую систему региона, носило достаточно фрагментарный характер, предметом управления было так называемое местное хозяйство.
Переход к рыночным отношениям и появление многоукладной экономики принципиально изменили положение регионов в общей системе управления. Появилась объективная необходимость в создании совершенно новых методологических и методических основ теории регионального управления. Прежде всего, потребовалось определить предмет управления на региональном уровне, права и ответственность органов региональной власти, финансовые источники, обеспечивающие процесс непрерывного воспроизводства элементов региональной экономики, определить ее место в новой общественно-экономической системе. Возникла потребность в определении региональной политики государства, которая способствовала бы укреплению общего экономического пространства, сближению уровня пространственного развития регионов, их экономическому росту и устойчивому социальному развитию.
Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предусмотрена разработка каждым субъектом РФ стратегии социально-экономического развития.
Стратегия управления современным предприятием охватывает огромное количество функций: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Стратегический выбор означает связывание бизнес-решений и конкурентоспособных действий всей компании в единый узел. Это единство действий и подходов отражает текущую стратегию предприятия.
Стратегическое управление - это «процесс определения связей организации с ее окружением, состоящий в реализации выработанных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружающими посредством распределения ресурсов, позволяющий эффективно и результативно действовать организации». [1, с.54]
Одна из основных задач стратегического управления - это умение добиваться поставленных целей, используя при этом интеллект и труд подчиненных людей.
Составляющая стратегии в управлении - это некий набор правил для управления и принятия решений на предприятии. В ней определяется, что и как производить, куда, как и кому продавать, как бороться с конкурентами на рынке.
На стратегическое управление оказывают большое влияние внутренние и внешние факторы. К внутренним можно отнести: основные сильные и слабые стороны деятельности, философию и внутреннюю этику компании. К внешним факторам относят: социальное и политическое влияние, рыночную конкурентоспособность, привлекательность отрасли.
Для развития стратегии бизнеса необходимо выбрать стратегическое направление. Выделяются два основных стратегических направления: дифференцирование; уменьшение издержек.
Суть дифференцирования на рынке, где «живет» постоянная конкуренция, заключается в том, чтобы потребитель получил в товаре или услуге более высокую ценность. Получает ее производитель благодаря повышению эффективности эксплуатации товара или услуги, качества, надежности, удобства в использовании. Производитель опирается на основные потребности своего клиента.
Суть уменьшения издержек состоит в том, чтобы несмотря на высокую производительность товаров или услуг и конкурентоспособность на рынке потребления, уменьшить затраты на сырье для производства, рекламу и т. п.
В современных условиях основной стратегией любого предприятия является стратегия привлечения инвестиций. Такая стратегия позволяет обновить предприятие с технической и технологической стороны, и как следствие - выпуск обновленной продукции и предложение рынку большего количества продукции, снижение затрат.
Для того чтобы стратегия компании (предприятия) работала эффективно, предприятию необходимо введение инноваций, которое позволит представить более конкретное понимание о рынке и о конкурентах, тем самым уменьшит их количество. В работе со стратегиями и инновациями важен контроллинг для минимизации затрат, зачастую требующий многоуровневой оценки эффективности для различных вариантов деятельности и оценки рисков. [4, с.13]
Это значит, что как только менеджер выбрал стратегическое «инновационное» развитие своего предприятия, приходит этап его реализации. Для этого менеджеру необходимо иметь план действий. Когда есть план развития и реализации стратегии, менеджеру необходимо передать часть полномочий по решению поставленных задач своему персоналу.
В современных условиях стратегический план предприятия должен стать развернутой программой всей производственной, экономической, социальной и экологической деятельности организации, направленной на достижение основных стратегических целей при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых, природных ресурсов.
Логическое завершение для деятельности менеджера по работе со стратегическим развитием предприятия - оценка и контроль работы персонала над реализацией стратегии.
Основная особенность предприятия со стратегическим управлением состоит в том, что его миссия нацелена на развитие, удержание бизнеса «на плаву» в долгосрочной перспективе. Все это достигается путем баланса внутреннего состояния предприятия и внешнего, которое позволяет развиваться персоналу внутри компании. Для менеджеров главным объектом в работе со стратегией является взгляд извне предприятия: потребителя и конкурента. Персонал также всегда находится в поле зрения менеджера. Быстрая реакция на изменения внутри компании и на внешнем рынке, потребностей клиента является критерием эффективности того, как менеджер работает над развитием стратегии бизнеса. [2, с.24]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами / Пер. с англ. Мамонтова Е. В.; Под ред. Баженова А. Д., Арефьева. - М. Компания АйТи. 2010, с
2. Божко Л.Л. Особенности управления пространственным развитием территорий, расположенных в приграничной зоне // Экономика и социум. - 2015. - № 4 (17). - С. 120-126
3. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2003. 296 с.
4. Воловик Н. Отмена таможенных льгот в ОЭЗ Калининградской области // Эко номическое развитие России. 2016. № 4. С. 33-36.
5. Воловой В., Баторшина И.А. Система безопасности в Балтийском регионе как проекция глобального противостояния России и США // Балтийский регион. 2017. № 1. С. 27-43.
6. Гареев Т. Р., Елисеева Н.А. Модель товарных потоков эксклавного региона: в поисках ренты переходного периода // Балтийский регион. 2014. № 1. С. 72-90.
7. Гербеева Л.Ю. Управление регионом с учетом экономической составляющей // Экономические науки. - 2015. - № 123. - С. 31-42
8. Зайцев М. И. Стратегический менеджмент. М.: «ЮРИСТ», 2002. 416 с.
9. Зверев Ю.М., Клемешев А. П. Проблемы анклавных территорий // Регион со трудничества. 2004. № 14. С. 25-32.
10. Зотова М.В., Себенцов А. Б., Головина Е. Д. Калининградская область в окруже нии Европейского союза: приграничное и социально-экономические контрасты // Вест ник Забайкальского государственного университета. 2015. № 3 (118). С. 145-157.
11. Клемешев А. П. Российский эсклав на Балтике: эволюция эклавности и пути ее преодоления // Балтийский регион. 2009. № 2. С. 102-115.
12. Клемешев А. П. Эксклавность как фактор развития Калининградской области // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2005. № 3. С. 34-41.
13. Колосов В. А., Вендина О. И. Геополитическое видение мира, идентичность и об разы друг друга в представлениях молодых жителей Калининграда, Гданьска и Клай педы // Балтийский регион. 2014. № 4. С. 7-30.
14. Колосов В. А., Зотова М.В., Себенцов А. Б. Местное приграничное передвиже ние на российско-польской границе как инструмент трансграничной интеграции // Социально-экономические геополитические и социокультурные проблемы развития приграничных районов России. М., 2016. С. 97-108.
15. Кропинова Е. Г. Международная кооперация в сфере туризма и формирование трансграничных туристских регионов на Балтике // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2010. № 1. С. 113-119.
16. Кузнецова А. Л. О направлениях создания устойчивой и динамичной экономики Калининградской области // Балтийский регион. 2015. № 3. С. 108-125.
17. Куценко, Е.И. Основные тенденции пространственного развития региональной социо-эколого- экономической системы / Е.И. Куценко // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2012.- № 1. - С. 157-161.
18. Куценко, Е.И. Стратегическое планирование пространственного развития региона / Е.И. Куценко, Т.И. Герасименко // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 13 (132). - С. 294-301.
19. Майтакова О. Нулевая ставка не прошла: что случилось с законом о Калинин градской области // Новый Калининград. 2017. 24 янв. URL: https://www.newkaliningrad. ru/news/economy/12242085-nulevaya-stavka-ne-proshla-chto-sluchilos-s-zakonom-o-kalinin gradskoy-oblasti.html (дата обращения: 11.10.2017).
20. Матвеенко А.Я. Обеспечение устойчивости промышленного предприятия на основе системы корпоративной социальной ответственности: автореферат... канд. экон. наук. - М., 2010.
21. Никулицкая Е.С., Нахратова Е.Е. Разработка стандартов по управлению проектами в организации. Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 4 (17). С. 91-95.
22. Нифонтов А. И., Черникова О. П. Алгоритм многоуровневой оценки эффективности управления угледобывающими предприятиями с использованием модели «затраты - выручка - прибыль» // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов, 2014. № 1. С. 154-160.
23. Рассказов С.В. Потенциал применения математических моделей в государственном управлении. Материалы Афанасьевских чтений. 2015. Т. 1. № 13.С. 43-56
24. Рожков-Юрьевский Ю.Д. Историко-географическая эволюция анклавности территории Калининградской области // Балтийский регион. 2012. № 2. С. 98-108.
25. Себенцов А. Б., Зотова М. В. Потенциал ЭГП Калининградской области: огра ничения и перспективы реализации // Балтийский регион. 2013. № 4. С. 113-131.
26. Тюфякова О. П. Оценка деловой активности горного предприятия при внедрении новой техники // Нетрадиционные и интенсивные технологии разработки месторождений полезных ископаемых. Труды XI Международной конференции. Под общей редакцией В. Н. Фрянова, 2007. С. 27-30.
27. Уржа О.А. Социоинженерная методология преобразования социальных объектов. В сборнике: Методология и методика анализа социальных процессов. Москва, 2009. С. 3-8
28. Федоров Г.М. Калининградская дилемма: «коридор развития» или двойная пе риферия? Геополитический фактор развития российского эксклава на Балтике // Бал тийский регион. 2010. № 2. С. 5-15.
29. Федоров Г.М., Зверев Ю.М., Корнеевец В. С. Россия на Балтике: 1990-2012 го ды : монография. Калининград, 2013.
30. Хмелева Г.А. Механизм повышения эффективности использования экономического потенциала приграничного расположения региона / Хмелева Г.А., Умербаева С.К. // Вестник Самарского государственного университета. - 2015. - № 8(130). - С. 106-116
31. Худолей К. К. Регион Балтийского моря в условия обострения международной обстановки // Балтийский регион. 2016. № 1. С. 7-25.
32. Хусайнова Я. Р., Тюфякова О. П. Планирование карьеры на предприятии как инструмент для достижения стратегических целей предприятия // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. Материалы Международной научно-практической конференции, 2005. С. 199-201.
33. Черникова О. П. Нефинансовая отчетность российских предприятий: современное состояние проблемы // Nauka i studia, 2016. Т. 6. С. 76-88.