Фрагмент для ознакомления
2
Расчет эксплуатационных расходов включает в себя: переменные и постоянные расходы, а также заработную плату водителей.
Переменные расходы рассчитывают на 1 км пробега и включают затраты на горюче-смазочные и другие эксплуатационные материалы для автомобилей, затраты на восстановление износа и ремонт шин, затраты на ТО и ТР подвижного состава, амортизационные отчисления по подвижному составу.
Классификация расходов по статьям и элементам затрат, а также видам перевозок, позволяет предприятиям знать структуру затрат, направления расходования материальных, трудовых и денежных средств [1].
Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируют в соответствии с их экономическим содержанием по элементам.
Основными задачами учета и калькуляции себестоимости перевозок являются:
– своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов на перевозки, другие работы и услуги, выполняемые различными видами автомобильного транспорта;
– выявление фактических расходов по видам перевозок отдельным предприятием и их частям, видам оплаты работ;
– контроль рационального использования трудовых затрат, материальных ресурсов и денежных средств;
– единообразное определение состава затрат;
Данные учета затрат используются для анализа хозяйственной деятельности предприятий и их подразделений.
Основным методом определения себестоимости продукции при разработке транспортного финансового плана является прямой расчет по каждому виду перевозок по статьям затрат. Технико-экономические факторы и технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава автомобильного транспорта зависят от качества, не только организации производственного процесса доставки продукции, но и контроля за их выполнением. Внедрение техники, которая позволяет отслеживать географическое положение автомобиля в любой момент времени, сейчас охватывает все больше транспортных компаний. Организации, которые уже давно взяли на вооружение подобные системы, отмечают правильность принятия такого решения, так как в результате наблюдается заметное снижении транспортных расходов. В результате внедрения современных мониторинговых систем эффективность работы подвижного состава автомобильного транспорта повышается на 20–30 процентов [2].
Система позволяет обеспечить безопасность как самих транспортных средств, так и перевозимых грузов.
Информация, содержащаяся в данных системах является существенным обоснованием той или иной позиции при возникновении трудовых споров с водителями подвижного состава.
С помощью ГЛОНАСС легко можно сформировать оптимальную логистическую схему и оперативно определить прохождение нового маршрута.
Системы мониторинга транспорта позволяют детально проследить весь маршрут следования автомобиля.
Основным устройством в системе GPS-мониторинга транспорта является ГЛОНАСС/GPS/GSM-терминал.
Главным преимуществом использования GPS-систем мониторинга на транспорте является сокращение пробега автотранспорта. Также с использованием GPS-систем происходит исключение «человеческого фактора». Нецелевое использование в личных целях или совершение «левых» рейсов пресекается при помощи рассматриваемых приборов. Как показала практика - применение данного оборудования заметно повышает эффективность использования подвижного состава автомобильного транспорта. [10]
Постоянный контроль является одним из фундаментальных факторов повышения качества и своевременности принятия управленческих решений. Что в свою очередь приводит к повышению эффективности управления транспортным предприятием в целом.
Постоянный контроль в режиме реального времени способствует решению следующих задач:
- снижение времени простоя подвижного состава автомобильного транспорта;
- повышение степени загруженности автомобилей;
- быстрое решение спорных ситуаций, возникающих между руководством и водительским составом;
- экономия топлива в среднем на 20-30%.
1.2 Методика анализа транспортных издержек
Эффективно управлять затратами означает прежде всего своевременно выявить факт отклонения от установленного уровня, выявить его причину, дать им объективную оценку. Анализ затрат представляет собой содержательную сторону процесса управления предприятием, является инструментом подготовки управленческого решения, указывает пути его реализации, предопределяет выбор методов и средств их реализации [15].
В процессе принятия решения анализ затрат уменьшает неопределенность исходной ситуации и риск, связанный с выбором правильного решения.
Как функция управляющей системы анализ затрат включает оценку внутренних и внешних факторов создавшейся ситуации, показывают общую тенденцию развития экономической деятельности предприятия, возможных резервов повышения эффективности его работы.
Содержание задач анализа определяется целями его проведения. Как отмечается в ряде литературных источников, «цель анализа определяется, прежде всего вариантами развития экономического субъекта в ближайшей перспективе». Содержание аналитических задач можно разделить на две группы:
а) если по итогам анализа не предполагается вносить серьезные изменения в характер, структуру и масштабы деятельности, то главной целью является оценка текущего состояния дел;
б) если планируется внести существенные изменения в характер и масштабы деятельности организации, то главными задачами анализа являются:
- сравнение;
- управление безубыточностью;
- оценка величины и уровня затрат по различным вариантам управленческих решений альтернативного характера и пр.
Результатом решения данной группы задач должен быть выбор наиболее оптимальных вариантов решений с позиции их экономичности и эффективности. Методические основы проведения анализа затрат предполагают выполнение следующих этапов работ:
- уточнение объектов, целей и задач анализа;
- разработка систем показателей оценки;
- сбор и подготовка к анализу необходимой информации;
- проведение сравнения фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного периода, фактических данных прошлых лет, с нынешними показателями;
- выполнение факторного анализа: выделяются факторы и определяется их влияние на результат;
- выявление неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности транспортной работы;
- оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов;
- разработка мероприятий использования резервов.
При работе в конкурентной среде повышается значение такого метода анализа, как межпроизводственный сопоставительный анализ. Для выработки стратегии функционирования и развития предприятию важно знать свое положение среди предприятий, осуществляющих аналогичные виды деятельности. Таким образом можно выделить 3 основных метода анализа транспортных затрат:
- межпроизводственный;
- внутрихозяйственный;
- факторный.
При перевозках товаров народного потребления на большие расстояния наиболее дешевыми и экономичными видами транспорта являются железнодорожный и водный, наиболее дорогим — воздушный [14].
Затраты автотранспортной организации на выполнение перевозок в денежной форме представляют собой эксплуатационные расходы, а рассчитанные на единицу транспортной продукции эти расходы называются себестоимостью перевозок. Единица измерения: руб/ткм.
Структура себестоимости – это состав и соотношение статей расходов и элементов затрат в общих эксплуатационных расходах.
На автотранспортных предприятиях принято рассчитывать и составлять отчеты по себестоимости перевозок по следующим статьям:
1. Основная и дополнительная заработная плата водителей с начислениями;
2. Затраты на топливо.
3. Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы;
4. Затраты на износ и ремонт автомобильных шин;
5. Затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
6. Амортизационные отчисления на восстановление подвижного состава;
7. Накладные расходы на функционирование АТО.
Для оперативного упрощенного планирования затрат на перевозки их можно представить в виде переменной (зависящей от пробега ПС) и постоянной (не зависящей от пробега ПС) составляющих.
Себестоимость перевозок определяет тарифы на перевозки с учетом необходимого уровня рентабельности работы автотранспортного предприятия для возможности расширенного воспроизводства.
Снижение затрат достигается за счет экономии автомобильного топлива, использования более нового и совершенного подвижного состава, уменьшения накладных расходов и сокращения вспомогательного персонала автотранспортного предприятия, а также засчет использования современных автоматизированных средств контроля за работой автотранспортных средств [3].
Информационная база управления затратами должна удовлетворять следующим требованиям:
- быть адресной, быть оперативной, быть достаточной и полезной;
- быть аналитической;
- быть гибкой и инициативной;
- быть полезной;
- быть достаточно экономичной.
Все источники информации подразделяются на следующие виды [4]:
- учетные;
- внеучетные.
Учетные источники:
- бухгалтерский учет и отчетность.
- статистический учет и отчетность.
- оперативный учет и отчетность.
- выборочные учетные данные.
Такая информация дает полную картину функционирования экономически обособленного в рамках предприятия объекта, что обеспечивает управление затратами через систему учета, контроля, анализа, планирования и прогнозирования. При этом все эти системы обеспечивают дополнительные возможности всей системе управления затратами качественные характеристики.
2. Рекомендательный раздел
2.1. Анализ транспортных издержек на примере деятельности АО «Почта России»
Этапы процесса доставки в АО «Почта России»» продемонстрированы на рисунке 1.
Процесс доставки включает в себя 4 этапа: установка объемов, погрузка, транспортировка, разгрузка.
Отвечают за процесс доставки в равных долях отдел продаж и транспортный отдел.
Издержки, связанные с организацией транспортных процессов одного из почтовых отделений продемонстрированы на рисунке 3.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Андерсен Б. Бизнес–процессы. Инструменты совершенствования. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2019г. – с. 154-178.
2 Гаджинский А. М. Логистика: учебник. – 21-е изд. – М.: Дашков и К, 2019г. – с. 235-246.
3 Гайданенко А. А., Гайданенко О. В. Логистика: Учебник для бакалавриата. – М.: КноРус, 2019г. – с. 29-32.
4 Герами В. Д., Колик А.В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для академического бакалавриата – М.: Издательство Юрайт, 2019г. – с. 117-124
5 Дыбская В.В., Зайцев, Е.И. Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес–процессов в цепях поставок: учебник. – М.: Эксмо, 2018г. – с. 539-541.
6 Евтодиева Т. Е., Иванова, Н. В., Ралык, Д. В. Управление закупками в коммерческой деятельности: учебное пособие – Самара: СГЭУ, 2018г. – с. 26-37.
7 Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок. – М.: Юрайт, 2018г. – с. 53-58.
8 Лукинский В. С., Лукинский В. В., Плетнёва Н. Г. Логистика и управление цепями поставок: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2018г. – с. 32-40.
9 Майборода М.Е. Грузовые автомобильные перевозки: учебное пособие. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2018г. – с. 3-11.
10 Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: учебник для вузов – М.: ЮНИТИ: Банки и биржи, 2018г. – с. 20-43.
11 Плетнева Н.Г. Управление рисками в логистике. – СПб.: Издательство СПбГИЭУ, 2018г. – с. 99-103.
12 Просветов, Г. И. Математические методы в логистике: задачи и решения: учебно-практическое пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2018г. – с.33-35.
13 Сергеев В.И. Управление цепями поставок: учебник для магистров и бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2019г. – с. 260-279.
14 Буленко Ю. А. Оценка эффективности и возврата инвестиций от внедрения системы электронного документооборота / Ю. А. Буленко // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. №8. 2019г. с. 92-97.
15 Дадашев Б. Э., Серёдкин, И. В. Подсистема автоматизации закупочной деятельности на базе СЭД DIRECTUM // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №6. 2019г. с. 13-18.
16. https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2020/02/17/823268-pochta-rossii