Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Тема «Пособие по безработице по законодательству Российской Федерации: проблемы и пути их разрешения», выбрана в качестве исследования, прежде всего на основании моего отношения к данной категории граждан, которых государство, так или иначе, называет «безработными». На основании п. 3 ст. 37 Конституции РФ : «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». Таким образом, так же как за всеми другими гражданами России, за безработными сохраняется законное право на защиту и поддержку со стороны государства. Это право на материальное обеспечение, которое состоит в выплате пособий по безработице. А помимо этого при помощи Государственной службы занятости, безработные могут: пройти переподготовку иного типа трудовой деятельности; повысить квалификацию, что в дальнейшем поможет безработным устроиться на работу и избежать такого термина, как «безработный».
Число официально зарегистрированных безработных граждан России увеличивается каждый год. Число безработных увеличилось в 64 регионах страны. При этом в 31 регионе безработица выросла на один процент и больше. Значительный рост при этом отмечают в Астраханской, Омской, Курганской, Новгородской, Самарской, Волгоградской областях, Алтайском крае, в Тыве, Крыму, Марий Эл, Удмуртии, Ненецком и Чукотском автономных округах.
Число безработных граждан снизилось в двадцати регионах. Самое значительное снижение можно отметить в Севастополе, Татарстане, Ингушетии, Хакасии, Северной Осетии, Адыгее, Калмыкии.
Число работников, которые по предложениям администраций, работающих неполный рабочий день, а помимо этого работников, которым предоставили отпуск по соглашению сторон, увеличилось на 1,7% до 259 346 человек.
На данный момент времени законодательство, в области социальной защиты безработных, находится в стадии последующего развития, что обуславливается как политикой государства в указанной отрасли общественных отношений, так и последствиями мирового экономического кризиса. В это же время граждан, которых относят к категории безработных, на территории России довольно много, и они находятся в зоне социальных рисков в отношении как самих граждан, потерявших работу, так и членов их семей. При этом, до данного периода времени, действенных мер в области социальной защиты безработных граждан не выработали ни на уровне законодательства России, ни в современной судебной практике. На основании этого, решение указанного вопроса является ключевым, поскольку политика в сфере содействия занятости граждан - это неотъемлемое звено всей социальной политики России.
Теоретические основы функционирования рынка труда и реализации политики занятости наиболее глубоко исследованы отечественными (А.Г. Аганбегян, Б.Д. Бреев, В.С. Буланов, Н.А. Волгин, В.Е. Гимпельсон, А.Э. Котляр, Р.К. Мазитова, И.Д. Мацкуляк, К.И. Микульский, Ю.Г. Одегов, В.А. Павленков, В.И. Плаксей, А.И. Рофе и др.) и зарубежными учеными (Дж.М. Кейнс, П. Самуэльсон, А. Пигу, М. Фридман и др.). Следует отметить вклад российских ученых, изучающих зарубежный опыт реализации политики занятости: Ю.К. Балашова, Н.Т. Вишневской, А.А. Силина, Г.Э. Слезингера и др. Специфика эволюции занятости в постиндустриальной экономике освещена в трудах Д. Джой-Меттьюза, Х. Линдерта, Д. Меггисона, М. Сюрте, Й. Шумпетера и других зарубежных ученых. Особенности функционирования рынка труда и политики занятости представлены в трудах Н.М. Арсентьевой, О.С. Белокрыловой, Г.Г. Вукович, Р.Г. Емцова, Л.И. Задорожной, Н.П. Кетовой, Г.Г. Руденко, С.Н. Трунина, Т.П. Ясоновой и др.
Несмотря на значительное количество трудов, в которых исследуются закономерности функционирования рынка труда и содержание политики занятости, региональный аспект и инструментарий прогнозирования и регулирования данного рыночного сегмента остаются недостаточно исследованными. Это определяет низкую эффективность политики занятости в субъектах Федерации, органы управления уделяют преимущественное внимание реализации антикризисных мероприятий на рынке труда. Социальная острота и актуальность проблемы политики занятости, ее недостаточная изученность и разработанность применительно к региональному уровню в условиях поляризованного экономического пространства определили цель, задачи и структуру исследования.
Следовательно, избранная для изучения тема представляет определенный интерес, подтверждая актуальность настоящего исследования.
Во время работы над темой использовалась учебная литература, а также статьи из научных журналов. Нормативно-правовая база при этом состоит из норм Конституции РФ, Трудового кодекса РФ , других нормативных актов, которые регулируют содержание пособия по безработице.
Объектом исследования является пособие по безработице, предназначенное гражданам, официально признанным безработными.
Предметом исследования является общественные отношения, возникающие вследствие выплаты пособия по безработице гражданину органами службы занятости.
Основная цель работы состоит в том, чтобы всесторонне изучить и проанализировать пособие по безработице по законодательству Российской Федерации, а также на основе теоретического и практического материала выявить актуальные проблемы пособия по безработице и представить пути их разрешения.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
1. Рассмотреть порядок и условия признания граждан безработными.
2. Изучить понятие и виды гарантий социальной поддержки безработных граждан в Российской Федерации .
3. Рассмотреть порядок определения размера пособия по безработице.
4. Раскрыть условия и сроки выплаты пособия по безработице.
5. Изучить прекращение и приостановка выплаты пособия по безработице.
6. Выявить проблемы правового регулирования пособия по безработице.
7. Представить пути решения проблем правового регулирования пособия по безработице.
В качестве методов исследования применялись общенаучные, а также частно-научные методы исследования правовых явлений, в череде которых формально-логические методы, метод теоретического, комплексного и системного анализа, сравнительно-правового и других.
Нормативной базой являются: Конституция РФ, Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" , Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" , нормативно-правовые акты, в части регламентации отношений, связанных с предметом настоящего исследования.
Эмпирическую базу работы составляет анализ судебной практики по делам, относящимся к исследуемой сфере, справочная литература и другие источники.
Практическая значимость исследования. Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления юридической науки по вопросам оптимизации пособия по безработице по законодательству Российской Федерации. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.
Структуру работы определили цели, задачи и логика исследования. Работа содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников.
1 Общая характеристика социальной поддержки безработных граждан в Российской Федерации
1.1 Порядок и условия признания граждан безработными
Безработными признаются люди, которые являются трудоспособными, но в силу обстоятельств не имеют никакого рабочего места. И соответственно не получают денежные средства за свою трудовую деятельность. Следует отметить, что иные виды доходов, как пособия различного рода социальные выплаты в расчет в качестве заработка не берутся. Все действующие аспекты описаны в законе «О занятости населения РФ» .
Например, на основании ч. 1 ст. 3 Закона № 1032-1 в качестве безработного определяют трудоспособных лиц, у которых нет официального места работы и соответственно заработной платы и которые состоят на учете в Центре занятости и находятся в поисках нового места работы и хотят выйти на работу. В это же время в качестве заработка нельзя определять выходное пособие, а также остающуюся среднюю зарплату лиц, которые были уволены в результате ликвидации предприятия или в результате окончания деятельности в качестве предпринимателя либо в результате сокращения штата сотрудников предприятия.
В отличие от такого определения как занятость в отечественных нормативно-правовых актах нет такого определения как безработица. В это же время в Закона № 1032-1 есть перечень условий, которые необходимо выполнить для постановки лица в качестве безработного. Так, на основании ст. 3 Закона № 1032-1, в качестве безработных признают: трудоспособных лиц у которых нет определенного места работы, а также зарплаты и которые стоят на учете в Центре занятости и ищут новое место работы и готовы в самое ближайшее время выйти на новое место работы .
У безработного есть комплекс прав, а также обязанностей, а помимо этого определенная ответственность при ненадлежащем выполнении возложенных на безработного обязанностей, а помимо этого определенные социальные гарантии и компенсации предусмотренные для безработных при полном исполнении возложенных на них обязанностей .
Закон № 1032-1 предопределил довольно много прав для тех граждан которые официально являются безработными. Данные права следующие: право беспрепятственного распоряжения личной трудовой способностью, а также право свободного избрания определенной профессии и места работы, а помимо этого право не получение социальной и финансовой поддержки от государства.
В прошлом году работник Института макроэкономических исследований ВАВТ Минэкономразвития А. Кашепов в научном издании ВНИИ труда издал публикацию, в которой он описывает возрастание безработицы в стране с четырех до восьми миллионов человек и это все не смотря на пандемию и снижение курса рубля. Автор учитывал только показатели «Росстата», а также прогнозы, которые дает Минэкономразвития относительно возрастания производительности труда на период до 2024 г.
По поводу обязанностей лиц, находящихся на учете в Центре занятости, стоит сказать то что они разбиты на две категории строгость, а также дисциплина. И как результат во время обращения за поддержкой в Центр занятости граждане обязаны сообщать необходимые данные относительно себя и своих родных. Исходя из таких данных будет вынесено решение относительно признания человека в качестве безработного с последующим установлением определенного пособия. При этом выплату данного пособия можно приостановить во время удаления человека из реестра тогда, когда безработный ведет себя неподобающим образом, получает выплаты незаконно и так далее.
При невыполнении определенных по закону обязанностей следует ответственность на основании норм Закона № 1032-1. Данная ответственность бывает традиционной, а именно гражданской в форме взыскания в судебном порядке незаконно уплаченного пособия, уголовной на основании ст. 159 Уголовного кодекса РФ , а также определенной для конкретных правовых отношений, например:
- приостановление уплаты пособий на период не более трех месяцев;
- снижение суммы пособия на двадцать пять процентов на период не более одного месяца;
- удаление с категории безработных с последующим приостановлением выплаты пособия.
На основании проведенного исследования можно сделать выводы о том, что, в настоящее время исследуя юридический статус безработных граждан в области труда и занятости, стоит отметить то, что государство пытается установить самые хорошие условия для жизнедеятельности тех лиц, которые находятся в трудной ситуации в результате утраты работы. В настоящее время отечественная экономика, не совершенная и довольно нестабильная, а это указывает на то, что поддержка безработных граждан это один из основных показателей результативного проведения отечественной политики в нашей стране.
1.2 Понятие и виды гарантий социальной поддержки безработных граждан в Российской Федерации
Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" оказание государственных услуг по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения (подп. 8 п. 1 ст. 7.1–1 Закона). Такие услуги оказывают созданные в субъектах Российской Федерации государственные казенные учреждения - центры занятости населения. В целях обеспечения большей доступности указанные услуги можно получить в многофункциональных центрах (МФЦ) и флагманских центрах государственных услуг.
Следует отметить, что в условиях пандемии, ищущие работу граждане стали чаще обращаться в органы службы занятости за получением государственной услуги по оказанию содействия в трудоустройстве .
Сотрудники центров занятости стремятся предложить гражданам работу на условиях трудового договора на полное рабочее время, поскольку именно такая форма занятости является наиболее законодательно защищенной. Вместе с тем в условиях пандемии граждане все чаще ищут удаленную работу со свободным графиком или реализуют свои способности к труду в нетипичных формах занятости в не рамок трудового отношения (разовая работа, работа по вызову, на интернет-платформах, в «облаке» и т.п.). В настоящее время Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части регулирования дистанционной и удаленной работы, предусматривающий регулирование трудовых отношений, при выполнении работы в удаленной форме. Принятие
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ (от 12.12.1993 с изм. от 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ // СЗ РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
3. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ // СЗ РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
6. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ " // СЗ РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
7. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" // СЗ РФ, 08.05.2006, N 19, ст. 2060.
8. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) // СЗ РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
9. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" // СЗ РФ, 30.03.1998, N 13, ст. 1475.
10. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве РФ" // СЗ РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031.
11. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // СЗ РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4179.
12. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СЗ РФ, 08.10.2007, N 41, ст. 4849.
13. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" // СЗ РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451.
14. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" // СЗ РФ, 01.04.1996, N 14, ст. 1401.
15. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в РФ" // СЗ РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1915.
16. Указ Президента РФ от 05.11.1992 N 1335 "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 09.11.1992, N 19, ст. 1582.
17. Апелляционное определение Московского городского суда от 16 февраля 2022 года по делу № 33-4722/2022.
18. Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 08 октября 2021 года №33-3645/2021.
19. Определение Московского городского суда от 05.05.2022 № 4г/1-4075/2022.
20. Решение Ленинского районного суда от 12 сентября 2021 по делу № 2-1624/2021.
21. Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 30 июня 2021 № 2-2954/2021.
22. Решение Буинского городского суда от 29мая 2021 по делу № 2-432/2021.
23. Алекина Е.В. Модель формирования затрат на улучшение условий труда // Russian economic bulletin. 2019. Т. 2. № 6. С. 62-66.
24. Ампилогова, А. А. Меры социальной поддержки безработных граждан / А. А. Ампилогова // Международный научный журнал «Вестник науки». 2023. № 5(38). Т. 3. С. 118–121
25. Батырева М.В., Селезнева Т.А. Удовлетворенность населения условиями жизни в городе как фактор формирования его образа // Russian economic bulletin. 2019. Т. 2. № 6. С. 290-296.
26. Булдакова А. А. Влияние коронавируса на экономику России // Вестник научных конференций. 2020. № 2-2. С. 32–34.
27. Всемирный банк. Доклад о мировом развитии «Изменение характера труда». Вашингтон, 2019. С.111.
28. Васильева Ю.В., Шуралева С.В. Возраст как фактор уязвимости работника в трудовом праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2022. Вып. 49. C. 550–575.
29. Григорян Е.Л., Петросян Л.С. Правовой статус безработного // Вестник магистратуры. 2018. № 12-5 (87). С. 94-95.
30. Гидзев А.М. Правовой статус безработного // Студенческий вестник. 2019. № 22-2 (72). С. 76-78.
31. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, B. Ш. Шайхатдинов. М.: Юрайт, 2022. 428 с.
32. Давыденко Т. А., Кондаков М. В. Последствия безработицы и факторы, влияющие на них // Научный результат. Экономические исследования. 2019. Т. 5. № 3. С. 35–43.
33. Дудин М. Н., Лясников Н. В. Вероятные социальные и экономические последствия пандемии коронавируса COVID19 // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2020. № 2. С. 60–71.
34. Добренькова К.С., Яворская С.А. Правовой статус безработного в разных странах // В сборнике: Юность. Наука. Культура. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: Г.П. Кулешова [и др.]. 2019. С. 104-107.
35. Егоров А. В. Экономика эпидемий // Банковское дело. 2020. № 3. С. 7–11.
36. Ерх А.А. Правовой статус безработного // Вестник магистратуры. 2019. № 1-1 (88). С. 119-121.
37. Жданов Т.С. Правовой статус безработного // В сборнике: Управление человеческими ресурсами: теория, практика и перспективы. Материалы международной молодежной научно-практической конференции. отв. ред. В.Ш. Гузаиров, И.В. Савенкова. 2019. С. 47-50.
38. Завгородняя В.В., Хамалинский И.В. Основные направления развития взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Региональная экономика: теория и практика. 2020. № 37 (364). С. 37−45.
39. Козликов С. П. Государственная политика в период пандемии: отечественный и зарубежный опыт // Устойчивое развитие науки и образования. 2020. № 6. С. 117–124.
40. Колядич Д.Л., Усков А.А. Право на труд и правовой статус безработного // Студенческий вестник. 2019. № 47-2 (97). С. 89-90.
41. Морозов С. А. Каким будет ущерб от вспышки коронавируса для глобальной экономики? // Научный электронный журнал «Меридиан». 2020. № 8. С. 456–458.
42. Прокопов Ф. Эффективность системы пособий по безработице // Человек и труд. 2019. № 3. С. 34.
43. Сомова С.С., Золотухина Я.В. Правовой статус безработного // Вестник магистратуры. 2018. № 12-5 (87). С. 64-65.
44. Токарева Ю.А., Суворкова Ю.Е. Роль корпоративных коммуникаций в стимулировании персонала в условиях срочных трудовых отношений // International journal of medicine and psychology. 2019. Т. 2. № 4. С. 178-181.
45. Филиппова, М. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.]; под редакцией М. В. Филипповой. М.: Юрайт, 2021. 406 с.
46. Хамалинский И.В., Завгородняя В.В. Государственное регулирование международной миграции рабочей силы в современной России // Евразийское Научное Объединение. 2018. Т. 3. № 3 (37). С. 187−191.