Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. За последние годы чрезвычайно возрос
интерес к проблеме разрешения конфликтов в организациях. Сегодня
конфликты в организациях - это повседневная реальность. К проблемам
возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения
переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только
профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители,
педагоги, социальные работники – словом, все те, кто в своей практической
деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
Конфликты являются неотъемлемой частью человеческих
взаимоотношений. Они явно или неявно присутствуют в каждом трудовом
коллективе, там, где происходят столкновения интересов, взглядов, целей,
идеалов, убеждений. Нередко к возникновению конфликтов в организации
приводят нарушения межличностных отношений, причиной которых,
послужили профессиональные разногласия и непримиримость к мнению
коллег.
С позиций психологического подхода центральное место в конфликтах занимают внутриличностные состояния. Как правило, личностью конфликт переносится негативно, а нетерпимость к окружающим и отсутствие ощущения надежности снижают возможность благополучного выхода из него.
В современных российских организациях, как правило, конфликты носят неконструктивный характер, что приводит к ухудшению морально-психологического климата в коллективе и, как следствие, к текучести кадров, снижению продуктивности, производительности труда и качества продукции.
Все это отражается на целях и прибыли организации. Именно поэтому
проблема конфликтов на предприятиях особенно актуальна. Необходимо так
же отметить слишком общий характер универсальных нормативно-правовых
механизмов, например, трудового или гражданского кодексов, регулирующих конфликтные ситуации. Эффективное управление конфликтами может благоприятно сказаться не только на отношениях между сотрудниками, но и на принятии наиболее результативных управленческих решений. Из этого следует, что система управления конфликтами играет значимую роль в деятельности организации, поэтому существует необходимость в ее регулярной оценке и совершенствовании.
Система управления конфликтами – это совокупность норм
взаимодействия между субъектами производственного процесса и
регулирования конфликтных ситуаций.
Отечественные и зарубежные ученые такие авторы как: Хасан Б.И., Кибанов А.Я., Дайнека А.В., Гришина Н.В., Анцупов А.Я., Шипилов А.И. определяют уровень конфликтности, уровень устойчивости к конфликтам, гендерные стереотипы конфликтного поведения.
Наиболее известные концепции конфликтов были разработаны
западными исследователями, среди которых особое место принадлежит Г.
Зиммелю, Р. Дарендорфу, Л. Козеру, К. Марксу, Т. Парсонсу, Э. Мэйо, К.
Боулдингу, М. Дойчу, Р. Гарнеру, Т. Маршалу, Р. Миллсу, Э. Хобсбауму.
Управление конфликтами в организации посвящены исследования таких
авторов, как А. Файоль, М. Фоллет, Э. Мэйо, А. Маслоу, Дж. Бертон, Д. Мак - Грегор, Р. Лайкерт, Н. Смелзер, Я. Морено, Р. Парк, Дж. Хоманс и др.
Несомненный вклад в разработку проблемы конфликта внесли
отечественные ученые: А.Я. Анцупов, М.С. Вершинин, Н.В. Вешняков, И.Я.
Герасименко, Н.В. Гришина, О.Н. Громова, A.B. Дмитриев и др.
Таким образом, большая практическая значимость и недостаточная
теоретическая разработанность проблемы управления факторами
административных конфликтов в организациях обусловили выбор темы настоящего исследования.
Объект исследования – конфликты в организациях.
Предмет исследования – причины возникновения и способы урегулирования административных конфликтов.
Целью дипломной работы – изучение причин возникновения и способов урегулирования административных конфликтов.
В соответствии с целью определены задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты по исследования;
- изучить особенности административных конфликтов.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что конфликтность в организации зависит от мотивации сотрудников.
Дипломная работа состоит из введения, заключения, трех глав, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты сущности и понятия административных конфликтов
1.1.Общая характеристика конфликта как социального явления
Конфликт - феномен человеческого бытия. Он охватывает все сферы жизнедеятельности человека, все этапы его жизни. Понятие конфликта сегодня не принадлежит какой-то одной определенной области науки или практики, несмотря на то, что в течение ХХ века возникла такая отрасль научного знания как конфликтология. Конфликт - это социальный феномен, который проникает во все сферы человеческого социума, поэтому его изучают специалисты самых различных отраслей науки. Сама же наука конфликтология имеет интегративный характер, она обогащается жизненным опытом и опытом достижения всех отраслей науки.
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкновение. В научной литературе и в публицистике понятие «конфликт» трактуется неоднозначно. Есть множество определений сущности этого понятия. Так, в повседневной жизни понятие «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений - от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до межличностных разногласий в семейной сфере . Конфликт часто ассоциируется с агрессией, спорами, угрозами, враждой, непримиримостью. В связи с этим конфликту как явлению приписывают всегда негативные черты. Действительно, в большинстве своем конфликты оказывают пагубное влияние на человеческие взаимоотношения, на гармонию в социуме в целом, которую они часто нарушают.
Существует множество подходов к интерпретации конфликта. Многообразие подходов к понятийному раскрытию конфликта связано, прежде всего, с тем, что конфликт является довольно расширенной категорией и может быть интерпретирован как с позиции психологии, так и с позиций социологии, а также философии.
Однако если исходить из языковой интерпретации понятия «конфликт», то однозначно следует считать конфликт столкновением. Это может быть столкновение взглядов, точек зрения, позиций, интересов, целей, потребностей, мотивов, ценностных ориентиров, сил, сторон, мнений . Такое определение конфликту дает социология, приводя уточнение, что со столкновением следует ассоциировать именно социальный конфликт.
Философия трактует конфликт гораздо шире, она выходит за пределы человеческой сущности конфликта и расширяет это понятие до неживых систем. С философской точки зрения, конфликтующими сторонами (субъектами конфликта) могут быть, например, мифологизированные существа, различные философские школы, учения, процессы, физические системы). Философия выделяет в соответствии с этим несколько разновидностей конфликтов, в том числе и социальный.
Итак, конфликт определяется в психологии как отсутствие
согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами .
Труды Р. Дарнедорфа и Л. Козера побудили рассматривать конфликт с позиции четкого определения проблемных областей данного явления . Понятие конфликта начинает отделяться от понятия борьбы, приобретает конкретный смысл и описания, конфликт перестает быть абстрактным явлением. Прежде всего, они называют следующие причины конфликта: взаимосвязь и зависимость задач, различие в целях, расхождение в представлениях и ценностях.
Дж. Скотт утверждает, что конфликт между людьми всегда по сути социален. Он рассматривал социальный конфликт как столкновение личностей.
В социальном конфликте, по мнению Дж. Скотта, участвуют две стороны: эти стороны он назвал конфликтующими . Условно схему социального конфликта он представлял следующим образом:
КС1 КС2
Таким образом, конфликт является разновидностью взаимодействия между людьми. Это взаимодействие двусторонне направленное, затрагивает обе стороны в той или иной степени каждую. Поэтому и говорят именно о «социальном конфликте».
А. А. Дмитриев, С. В. Кудрявцев рассматривают конфликт как ситуацию, возникшую в результате обострения сложившихся противоречий . В этом определении присутствует признак философской интерпретации конфликта, согласно которой конфликт есть предельный случай обострения противоречия. То есть, наличие противоречий еще не означает возникновение конфликта.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных,
несовместимых друг с другом тенденций в сознании либо отдельно взятого
индивида, либо в межличностных взаимоотношениях, либо у групп людей .
А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов рассматривают конфликт как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями . Здесь также прослеживается предельность конфликта как определенной ситуации. Однако детерминантом понятия «конфликт» в данной интерпретации выступает «способ».
О.В. Аллахвердова определяет конфликт как обостренное противоречие во взглядах, интересах, убеждениях, мотивах, позициях . С этой точки зрения конфликт можно рассматривать как столкновение данных категорий, перечисленных исследователем.
Анализируя различные интерпретации термина «конфликт» и пытаясь отыскать некоторые детерминантные универсалии, которые наиболее полно отразили бы суть понятия.
Н.В. Гришина отмечает, что «при всей близости характеристик, описываемых в качестве компонентов или признаков конфликта, ни одно из определений не может быть принято в качестве универсального либо в силу ограниченности охватываемых им явлений лишь частью конфликтной феноменологии, либо из-за многозначности используемых формулировок» . Вместе с тем этот исследователь в области конфликтологии однозначно трактует любой конфликт как «актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы».
Субъектами социального конфликта, подчеркивает Н.Ф. Вишнякова, обязательно являются индивиды или различные социальные группы . Социальные конфликты возникают и между целыми государствами, различными структурами, но всегда в таких конфликтах субъектами являются люди.
Итак, конфликты и конфликтные ситуации являются спутниками человека в различных сферах его жизнедеятельности. Они охватывают различные социальные структуры общества и возникают как между группами, так и внутри групп. Положив в основу количественные характеристики, П.Сорокин разделил конфликты на два основных типа: интерперсональные и групповые.
Подобную классификацию, но более подробную дает К. Боллринг. Он выделяет следующие типы конфликтов:
1) между лицами (интерперсональные);
2) между группами;
3) между организациями;
4) между лицами и группами (внутри организации);
5) между лицами и организациями;
6) между группами и организациями
Несколько иную классификацию предлагает А.Обершаль. Согласно его мнению, конфликты в организациях можно разделить на три типа:
1) конфликты в малых группах (интерперсональные);
2) конфликты между малыми группами (микро конфликты);
3) конфликты между большими (вторичными) группами.
Достаточно интересную классификацию конфликтов предлагает Л. А. Ершов . Согласно его мнению, конфликты можно разделить следующим образом:
1. По источнику:
а) конфликты, возникающие в результате действий объективных факторов социальной ситуации;
б) конфликты, возникающие в результате столкновения потребностей, мотивов, взглядов, поведения.
2. По содержанию:
а) конфликты как деловые отношения;
б) конфликты как личностные интересы.
3. По значимости:
а) конфликты, затрагивающие лишь для отдельных работников;
б) конфликты, затрагивающие группы, слои населения и т.п.
4. По типу решения:
а) конфликты, приводящие к модификации (изменению) обеих сторон;
б) конфликты, приводящие к уничтожению одной из сторон, ее позиций, стереотипов, установок;
5. По форме проявления:
а) конфликты того или иного направления действия, поведения («приближение – удаление», «приближение – приближение», «удаление - удаление»);
б) конфликты того или иного качества, интенсивности действия, поведения;
в) конфликты, выражающиеся вербально или - невербальными средствами (молчание, поза, взгляд при восприятии соперника);
г) по типу структуры взаимоотношений: «скрытые – открытые»;
д) по социальной формализации - конфликты официальные и неофициальные;
е) конфликты "прав и обязанностей".
Социологи считают, что с точки зрения проявления конфликты можно разделить на следующие типы:
Объективный. Это такой конфликт, который возник на основе объективных причин и уже существует.
Частично объективный. Это группа конфликтов, в основе которых лежат как объективные причины, где объектом является борьба за материальные и духовные ценности, так и иллюзорные, объектом которых являются пренебрежение, несовместимость характеров, личная ненависть.
Субъективный. Это такой тип конфликтов, которые возникают на основе мировоззренческих, идеологических или политических противоречий и ненароком или целенаправленно переносятся субъектом на объект.
Сложный. Это ситуация, когда конфликт имеет несколько объектов и является настолько сложным, что на первый взгляд выглядит неразрешимым. В этом случае следует четко определить, что было объектом первого проявления конфликта, и нейтрализовать его, затем переходить к следующему шагу и т.д.
Скрытый. Это конфликт, который имеет объективную основу, но он настолько покрыт разного рода наслоениями, что их трудно, на первый взгляд выявить. Трудности решения конфликта в том, что за подлинный объект конфликта можно ошибочно принять одно из его наслоений. Решается одно, а тут уже возникает другое и т.д. Поэтому скрытые конфликты, в отличие от других типов, «растянуты» во времени и требуют невероятно больших усилий для их нейтрализации.
Фальшивый. Это конфликт, который почти не имеет объективных оснований, а единственной его причиной является психологическая нетерпимость, которая зачастую бывает необоснованная.
В основе классификации конфликтов могут лежать разные признаки. Если в основе классификации лежит количественная характеристика конфликтующих сторон, то выделяют:
1. Межличностные конфликты. Это конфликты между двумя личностями. Каждая конфликтующая сторона – это один человек. Такие конфликты распространяются на все социальные слои и ячейки. У этих конфликтов могут быть самые различные схемы.
Например,
КС1 КС2 КС3
Здесь конфликт сформировался между личностями КС1 и КС2, КС2 и КС3, однако между личностями КС1 и КС2 конфликт отсутствует. Иными словами, личность КС2 конфликтует на два фронта.
2. Конфликты между личностью и группой (между работником и работодателем (в лице, например, владельца фирмы), между бывшим адептом религиозной организации и самой этой религиозной организацией).
3. Межгрупповые (конфликты между фирмами, между рынками, между криминальными группировками).
Психологическая наука не использует эпитет «социальный» в интерпретации конфликта. Для психологии конфликт в общем виде является особой формой взаимоотношений между людьми, в основе которой лежат противоречия, вызывающие на определенном этапе межличностного взаимодействия
Список литературы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменко, В. В. Профилактика и разрешение деструктивных явлений в конфликте / В. В. Абраменко, Н. У. Заиченко, В. Ф. Козенюк, О. А. Ратмирова, О. О . Шемякина // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. –2010. –№3. – С. 37-53.
2. Агафонова, М. С. Управление конфликтами в организации / М. С. Агафонова, Е. В. Полянская / / Современные наукоемкие технологии. – 2014. –№7. –С.134-135.
3. Аллахвердова, О. В. Конфликтология / О. В. Аллахвердова. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб: Лань, 2010.
4. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер. - 2008. – 489 с
5. Анцупов, А. Я., Шипилов, А. И. Исследование конфликтов в психологии / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов // Психология конфликта: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. – СПб: Питер, 2011. – С. 202-206.
6. Ахполова В.Б., Прокудина А.А. Современные методы управления конфликтами при внедрении изменений в организацию // Современные технологии в образовании. - 2014. - № XIV-1. - С. 34-37.
7. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб., Речь, 2007. – 164 с.
8. Вишнякова, Н. Ф. Конфликтология: Учебное пособие / Н. Ф. Вишнякова. – 3-е изд., перераб. и дополн. – Минск: Университетское, 2012. – 318 с.
9. Гаранина, Е. Ю. Особенности перцепции в межличностных конфликтах / Е. Ю. Гаранина // Актуальные вопросы современной науки. –2009. –№5-2.–С. 81
10. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с
11. Гультяев В.Е., Гузаев А.А. Управление конфликтами в организации // Вестник научных конференций. - 2016. - № 2-5 (6). - С. 39-40.
12. Деккушева, А. Д. Особенности межгруппового конфликта / А. Д. Деккушева // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. – №4. –С. 192-196.
13. Дмитриев, А. А., Кудрявцев, С. В. Введение в общую теорию конфликта / А. А. Дмитриев, С. В. Кудрявцев. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М., 2013.
14. Дуракова, Л. П. Управление персоналом : учебник / Л. П. Дуракова,Е. Н. Кобцева, О. Н. Полякова, Л. И. Стадниченко, С. М. Талтынов. – М.: ИНФРА-М, 2009, 569 с.
15. Ерина, С. И. Об особенностях проявления креативности в ситуации ролевого конфликта / С. И. Ерина, Б. С. Лисовенко // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. –2009. –№3. –С. 114-118.
16. Ершов Л. А. Личность и коллектив (межличностные конфликты в коллективе и их разрешение). - Л., 1976.
17. Зеленков М. Ю. Конфликтология. – М.: «Дашков и Ко», 2012. – 324 c
18. Зобова, А. Г. О современных тенденциях и методах управления конфликтами на предприятиях / А. Г. Зобова // Социально-экономические явления и процессы. –2014. –№4. –С. 46-49.
19. Кибанов, А. Я. Управление конфликтами и стрессами: учебник / А. Я. Кибанов. – М.: ООО «Проспект, 2016. –84 с
20. Кренева С.Г., Трошин А.А. Конфликты в организациях, причины их возникновения и способы разрешения // Наука сегодня. – 2015. – С. 66-67.
21. Кузьмина, Т.В. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузьмина Т.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.
22. Линчевский, Э. Э. Социальные конфликты и пути их разрешения / Э. Э. Линчевский. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Экономика, 2015.
23. Лымарь, Н. Г. Конструктивное управление конфликтом / Н. Г. Лымарь // ОНВ. –2007. –№1. –С. 103-106.
24. Менеджмент организации [Электронный ресурс] : учеб. пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера / ред. Е.В. Ланкина. – Таганрог : ТРТУ, 2006. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m98/.
25. Микитюк А.О., Самохвалова С.М. Конфликты в организации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2010. – №6. – С.261
26. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_in novations/it_t echnology
27. Надеин В.В. Особенности управления конфликтами в организациях // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 3-2 (69). - С. 139-143.
28. Островская, С. И. Управление конфликтами в организации: учебник / С. И. Островская. –Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2002.–116 с.
29. Радкевич, А. П. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / А. П. Радкевич, Т. Б. Саматова. –Ухта : УГТУ, 2014. –165 с.
30. Решетникова К.В. Конфликты в системе управления: Учеб. пособие / К.В. Решетникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 175 с.
31. Рыжов Б.С. Проблемы межличностного конфликта в социальной психологии // Вестн. Екатерининского ин-та. – 2013. – № 4. – С. 71-76.
32. Семенов В. А. Конфликтология: история, теория, методология: учеб. пособие / В. А. Семенов. - СПб. : Изд-во СЗАГС, 2008
33. Семенюк, Е. А. Сотрудник – иностранец: особенности и проблемы взаимодействия на предприятии / Е. А. Семенюк; ТГУ. – Тамбов, 2017.
34. Семечкин, Н. И. Социальная психология / Н. И. Семечкин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Социология, 2016. – 378 с.
35. Скотт, Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов / Дж. Скотт. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб:, 2014.
36. Слепцова, Ю.А. Причины возникновения конфликтов // Инновационная наука. – 2015. - №6. – С. 261-264
37. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.
38. Спатарь, А. В. Основы управления конфликтами в организации / А. В. Спатарь // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. –Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 95- 98.
39. Турчинов А.И. Управление персоналом / А.И. Турчинов. –М.: РАГС, 2012. -488 с.
40. Трошин А.А. Проблема возникновения конфликтов в коммерческих организациях // Студенческая наука и XXI век. - 2015. - № 12. - С. 281-283.
41. Управленческая психология: Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. – 352 с.
42. Фридман А.И. Конфликты в организации и методы их разрешения // Вестник магистратуры. - 2015. - № 1-2 (40). - С. 50-52
43. Хасан, Б. И. Конструктивная психология конфликта : учеб. пособие / Б. И. Хасан. –СПб. : «Питер», 2003. –256 с
44. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. –СПб.: Питер, 2014. –860с
45. Шадурская Г.И. Конечный результат: сущность, показатели /Под. ред. д-ра экон. наук В.И. Клецкого. –Минск: Наука и техника, 2012. –79с.
46. Шейнов, В. Л. Конфликты в нашей жизни / В.Л. Шейнов. – 2-е изд., перераб. и дополн. – Минск: Амалфея, 2017.
47. Чередниченко И.П. Психология управления / И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. –608с