Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Русский язык занимает особое место среди других учебных предметов. Это определяется:
- значением общеобразовательных знаний, которые дает этот предмет, - о языке как средстве общения и об особенностях русского языка, пунктуационного строя, словарного состава;
- значением тех умений и навыков, которые формируются и совершенствуются на уроках родного языка и которые необходимы в жизни каждого учащегося;
- спецификой объекта изучения, которым является язык, его функционирование. На уроке русского языка изучается тот самый язык, на котором дети говорят, которым они практически во многом владеют и которым учитель пользуется для передачи знаний;
- наличие разнообразных межпредметных связей со всеми учебными предметами, так как с помощью языка передаются и усваиваются основы наук в школе.
Программа русского языка в начальной школе включает следующие разделы:
1. Обучение грамоте, внеклассное чтение и развитие речи.
2. Чтение и развитие речи.
3. Фонетика, грамматика, правописание и развитие речи.
Содержание и методы обучения русскому языку содействуют приобретению школьниками прочных знаний, умений и навыков в пределах программных требований.
Учащиеся начальных классов получают сведения:
1. О видах предложений: повествовательных, вопросительных, побудительных (по цели высказывания), восклицательных и невосклицательных (по интонации).
2. О членах предложения (главные и второстепенные).
3. О словосочетаниях.
4. О тексте (его видах: повествование, описание, рассуждение) [21; с 12].
В зависимости от лексико-синтаксических средств и способов передачи чужой речи различаются прямая речь и косвенная речь.
С точки зрения синтаксической прямая речь представляет собой самостоятельное предложение (или ряд предложений), связанное с авторскими словами только по смыслу и интонационно. Что же касается лексического различия, то оно менее обязательно.
Актуальность работы: Изучение элементов синтаксиса начальных классов приобретает особое значение. Это, прежде всего, объясняется значением уроков русского языка в начальном звене образования: помочь младшим школьникам овладеть нормами грамматической структуры (строения) родного языка, обогатить речь разнообразными формами и способами выражения мнения, повысить уровень развития связной речи.
Поскольку единицей связной речи является предложение, то вполне понятно требование программы работать над его усвоением систематически, целенаправленно, на каждом уроке обучения грамоте, грамматики и чтения независимо от изучаемого темы. Важность систематической работы над предложением объясняется и тем, что на фоне предложения (на синтаксической основе) ученики усваивают лексическое значение слова, словообразование, фонетику, орфоэпию и орфографию, морфологические формы слов и синтаксической роли их, пунктуацию.
Несмотря на внушительное количество статей по прямой речи в начальной школе, потребность общества в квалифицированной помощи социолингвистов не только не снижается, но и возрастает. Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся - одна из серьезных задач, стоящих перед школой. Вопросам «умение говорить» посвящаются статьи во многих журналах и газетах. Однако нельзя не признать, что воспитание навыков культуры речи ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий.
Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна, вследствие чего назрела острая необходимость преодолеть эти недостатки. Все вышесказанное определили выбор темы исследования.
Цель исследования: проанализировать особенности прямой речи в начальной школе.
Объект исследования: обучения элементам пунктуации в предложениях с прямой речью в начальных классах.
Предмет исследования: методические подходы в работе над предложением c прямой речью в начальных классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
проанализировать теоретические основы методики обучения младших школьников пунктуации;
выявить психологические особенности трудности изучения синтаксиса в начальной школе;
выполнить анализ школьных учебников;
провести диагностику учащихся с целью сформированности умения ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью;
разработать системы творческих упражнений, способствующих формированию знаний постановки знаков препинаний при изучении темы «Прямая речь».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ психолого-лингвистической литературы;
Эмпирические методы: наблюдение, анализ, эксперимент;
База исследования: МОУ "СШ №6 г. Переславля-Залесского", 3 «В» класс и ГБОУ школа – сад «Росток» № 620 г. Санкт – Петербурга, 4 «А» класс.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении раскрываются актуальность проблемы, сформулированы цели, объект и предмет, задачи, гипотеза и методы исследования. В первой главе определены теоретические основы исследования. Вторая глава содержит опытно – экспериментальную работу. В заключении находятся основные выводы по проделанной работе. В приложении представлены анкета для учителей и тест «Предложения с прямой речью».
I глава Лингвистические основы изучения темы «Предложение с прямой речью в начальной школе»
1.1. Психологические особенности. Трудности изучения синтаксиса в начальной школе
Синтаксис (из греческого syntaksis – построение, порядок, сочетание) – составная часть грамматики, наряду с морфологией [3; с.124].
Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений, а также учение о функционировании в речи разных лексико-грамматических классов слов, что указывает на коммуниативную природу синтаксиса.
Синтаксис изучается в школе как основа изучения морфологии и других разделов языка. В.П.Озерская выдвинула принцип изучения морфологии на синтаксической основе, что определило введение в школьный курс пропедевтического этапа изучения раздела. Также изучение синтаксиса является основой для формирования и развития пунктуационных умений и навыков и совершенствования культуры речи учащихся.
Задачи изучения синтаксиса:
1. обеспечить усвоение учащимися знаний о грамматическом строе речи, об основных понятиях синтаксиса;
2. развивать мышление и совершенствовать речь учащихся, опираясь на синтаксические нормы русского языка;
3. целенаправленно обогащать синтаксический строй учащихся;
4. создать базу для успешного усвоения пунктуации и морфологии [12; с.201].
Особое значение приобретает изучение синтаксиса при работе над стилями речи. Основная сложность в изучении раздела заключается в абстрактности понятий синтаксиса, вот почему особую роль приобретает наглядность.
Синтаксис как самостоятельный раздел изучается в школе давно. Основу синтаксиса закладывали А.М. Пешковский, А.А. Потебня, а методику современного курса – В.В. (Вера Васильевна) Бабайцева, А.Ф. Ломизов, Л.Д. Чеснокова, А. В. Рудников, А. Ю. Купалова и другие. Среди авторов раздела в школьных учебниках следует выделить С.Г. Бархударова (Степан Григорьевич), Л.Ю. Максимова (Леонард Юрьевич), Л.А. Чешко (лев Антонович), С.Е. Крючкова (Сергей Ефимович).
Предмет изучения синтаксиса вызывал споры у лингвистов. Ф.И. (Федор Иванович) Буслаев и А.А. (Александр Алексеевич) Шахматов рассматривали только предложения, Ф.Ф. Фортунатов и М.Н. Петерсон – словосочетания, В.В. (Виктор Владимирович) Виноградов – словосочетание и предложение.
С 60-х годов 20 века точка зрения В.В. Виноградова стала ведущей в школьном курсе. Это позволило сохранить системность в изучении языка и дало возможность сопоставлять две основные единицы синтаксиса [7; с. 321].
По ФГОС НОО, в начальной школе (систематический курс) на изучение синтаксиса выделяется 47 часов, в течение которых вся система работы над изучением словосочетания и предложения должна быть направлена на формирование у обучающихся начальных классов, определенных предметных учебных действий [20; с.15]:
- умения сравнивать предложение, словосочетание, слово, называя их сходства и различия;
- умения при помощи смысловых вопросов устанавливать связь между словами в предложениях и словосочетаниях;
- умения находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения;
- умения классифицировать предложения по цели высказывания;
- умения в тексте находить предложения с определенными характеристиками;
- умения определять границы предложений, а также выбирать знак конца предложения;
- умения объяснять способы нахождения главных членов предложения;
- умения находить в тексте и составлять самостоятельно предложения с однородными членами;
- умения объяснять в предложении с однородными членами выбор нужного союза;
- умения составлять ряд однородных членов предложения и продолжать его.
При достаточно высоком уровне сформированности перечисленных предметных учебных действий обучающиеся начальных классов смогут достаточно успешно достичь планируемых предметных результатов освоения синтаксиса.
Раздел «Синтаксис и пунктуация» в обязательном минимуме содержания начального общего образования состоит из следующих подразделов [18; с. 34]:
- Словосочетание.
- Предложение. Цель высказывания, интонация.
- Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.
- Знаки препинания в конце предложения.
- Члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды).
- Однородные члены предложения. Союзы и, а, но при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Одной из важнейших задач для уроков русского языка является формирование у обучающихся начальных классов умений осознанно пользоваться словосочетаниями и предложениями для выражения собственных мыслей. Поэтому в начальной школе работа над этими синтаксическими единицами занимает особенное место, так как именно на синтаксической основе осуществляется обучение фонетики, морфологии, лексики и, конечно же, орфографии. Младшим школьникам предложение помогает прочно осознавать значение в языке имен существительных, глаголов, прилагательных, местоимений.
Работа над словосочетаниями и предложениями, как мы видим, занимает центральное место в обучении синтаксису русского языка.
Вопросы изучения синтаксиса в начальных классах в методической литературе современного периода рассматриваются в работах таких исследователей-методистов, как: Л.В. Закожурникова, И.В. Прокопович и др. [11], [22].
В начальной школе при работе над предложением выделяется условно пять направлений [30; с. 68]:
1. работа над формированием грамматического понятия «предложение» (рассмотрение существенных признаков предложения);
2. работа по владению младшими школьниками структурой предложения (понимание связи слов в предложении, роли главных и второстепенных членов, распространенные и нераспространенные предложения).
3. работа по формированию у младших школьников умений по использованию в своей речи разных по цели высказывания и по интонации предложений.
4. работа над умениями точного употребления слов в предложении.
5. работа по формированию умений оформлять предложения в письменной речи.
Все пять обозначенных направлений работы по изучению синтаксиса в начальной школе активно взаимодействуют между собой. Например, изучение предложения и формирование умений пользоваться им в речи основывается на постоянном расширении у младших школьников фактических знаний о синтаксисе.
Работа над темой «Предложение» в начальной школе продолжается в течение всех четырех лет обучения. Обучающиеся начальных классов за время обучения в этом вопросе переходят от элементарных представлений о предложении как о нескольких связанных между собой словах, выражающих общую мысль, к пониманию роли главных и второстепенных членов, к изучению предложений с однородными членами, распространенных и нераспространенных предложений и т.д.
Учебный материал по основам синтаксиса в начальной школе изучается таким образом, что работа над предложением в течение всего учебного года пронизывает и другие темы, хотя объем синтаксического материала для младших школьников достаточно мал. Основным принципом при усвоении понятия «предложение» становится развитие у младших школьников верного представления о членах предложения: обучающиеся должны усвоить, что все члены предложения делятся на две группы (главные и второстепенные). Но в начальных классах традиционной системы обучения второстепенные члены предложения не дифференцируются на обстоятельство, определение и дополнение, а для усвоения этой темы раскрывается только сама сущность главных и второстепенных членов: структурную основу предложения составляют главные члены, которые берут на себя основную смысловую нагрузку, а второстепенные члены предложения выполняют уточняющую функцию. В современной системе обучения синтаксису младших школьников уже предусмотрено общее представление о конкретных видах второстепенных членов.
Также параллельно с изучением синтаксиса в начальных классах идет и знакомство с основами пунктуации, предметом изучения которой является постановка четырех знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая. Постановка последнего знака ограничено изучением простого предложения с однородными членами. Хотя объем пунктуационных правил, рассматриваемых в начальной школе, незначительно мал и, главным образом, «обслуживает» конец предложения, но педагогу все-таки следует работать над пунктуацией, опираясь на их общее назначение в письменной речи.
Кроме того, одним из важных условий, которое обеспечивает эффективность работы над элементами синтаксиса и пунктуации в начальной школе, является интеграция уроков чтения и русского языка. Младшие школьники быстрее научатся выразительно читать, опираясь на собственные знания из области синтаксиса, которые обеспечивают осознанное владение предложением в устной и письменной речи. Для получения таких результатов по разделу «Синтаксис и пунктуация» эффективно использовать методически выверенную систему упражнений, направленных на достижения частных целей обучения синтаксису.
Вообще в зависимости от степени самостоятельности и познавательной активности младших школьников упражнения по теме «Синтаксис» делятся на три основные группы [33;с. 29]:
1.Упражнения на основе образца.
2.Конструктивные упражнения.
3.Творческие упражнения.
Упражнения на основе образца и конструктивные упражнения предполагают практическое усвоение четких, правильно построенных синтаксических конструкций. Значительное место среди упражнений этих групп принадлежат аналитическим, а также наблюдению, слушанию и чтению предложений. Составление предложений по образцу (на основе подражания образцу) в различных вариантах также относится к этой же группе упражнений.
Творческие упражнения с предложениями предполагают отсутствие каких-либо образцов: младшие школьники должны составлять предложения совершенно свободно. Типы заданий к творческому составлению предложений могут ограничиваться темой для составляемых предложений; визуальным объектом для составления предложений (составление предложений по картине), несколькими опорными словами, которые должны быть употреблены в составляемых предложениях.
Наиболее ценны творческие упражнения по составлению предложений в системе развития речи. Но, по сравнению с упражнениями по образцу и конструктивными упражнениями, они имеют существенный недостаток: так как результаты работы младшего школьника по первым двум видам заданий могут быть объективно измерены: отвечают ли составленное предложение поставленным задачам, верно ли выполнены задания по предложениям и т.д. Для творческих же упражнений таких критериев нет, но необходимо понимать, что творческое составление предложений только тогда имеет значительный смысл, когда оно протекает на высшем уровне возможностей школьника, то есть важно у обучающихся формировать качественные умения при работе со словом.
Таким образом, изучение синтаксиса в начальной школе представляет множество сложностей, которые педагог должен суметь преодолеть, сформировав у младших школьников обозначенные выше учебные умения в области синтаксиса и пунктуации на высоком уровне.
1.2. Методика изучения синтаксиса и пунктуации в начальной школе
Отражая основные модели перехода от языка к речи, способы вербального оформления мысли, синтаксис является важным компонентом программы изучения русского языка в начальной школе. Современные программы предполагают усиление роли теории лингвистики в обучении младших школьников. В частности, при изучении простого предложения уже с первого класса учитываются семантическая структура предложения, формальные, структурноинформативные и коммуникативно-прагматические его признаки [1, с. 60].
Представление о предложении – высказывании дети получают уже в первом классе: еще не умея писать, первоклассники учатся конструировать предложение по простейшей схеме и делают элементарный его анализ – определяют количество слов, начало и конец высказывания. Во втором классе рассматриваются грамматические связи слов в словосочетании: дети учатся задавать падежные и смысловые вопросы от главного слова к зависимой словоформе.
Это сложная аналитическая работа; зачастую в качестве словосочетания второклассники выделяют просто рядом стоящие слова, например из предложения «И звучат печально гаммы в нашей комнате без мамы» выписывают «печально гаммы», «в комнате без мамы». Способность увидеть, почувствовать смысловую связь между отделенными друг от друга лексемами формируется структурно-семантическим анализом компонентов предложения.
Во втором классе по некоторым программам, в частности «Перспективная начальная школа» [2], идет достаточно подробное знакомство с базовыми понятиями текста: с категориями связности, членимости, целеполагания, которые проявляются в делении текста на фрагменты, в выделении средств связи между этими фрагментами и (или) предложениями; учащиеся знакомятся с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением.
Далее (в разных системах обучения во 2–3-м классах) ученики получают первоначальные представления о модальных характеристиках предложения: определяют вид предложения по цели высказывания, его эмоциональную окраску. Эта процедура требует опоры на имеющийся опыт языкового общения и достаточно развитое абстрактное мышление: по
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах /под ред. Н. С. Рождественского, Р. А. Фомичевой - М, 2007.
2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах /Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. – М., 2007.
3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 класс. - Учебник. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1993. — 256 с.
4. Валгина Н.С., Розенталь Д.Е., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Волгиной - 6-е изд. перераб. и доп. - М.: Логос, 2002.
5. Валгина Н.С., Светлышева Н.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения - 2-е изд. испр. - М.: Неолит. Большая медведица, 2002.
6. Василенко Е.И., Добровольская В.В. Сборник методических задач по русскому языку. – М., 2010.
7. Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / Под ред. Г. А. Золотовой. – 4–е изд. – М.: Рус. яз., 2001. – 720 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005.
9. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М., 2003.
10. Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.
11. Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский Н.С., Матвеева А.Н. Учебник для 1 класса трехлетней начальной школы. — 26-е изд. — М.: Просвещение, 1999. — 127
12. Изучение морфологии на синтаксической основе: [4-7-е кл.]: Кн. для учителя / В. П. Озерская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. – 221с.
13. Львов М. Р. Словарь – справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов. – М.: «Академия», 2002. – 320 с.
14. Панюшева М.С. Современный русский язык: Пособие для вузов / М.С. Панюшева, Г.С Шалимова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.
15. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
16. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. –М., 2008.
17. Педагогика/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко,Ю Е.Н.Шиянов. –М.: Школа-пресс, 2008.
18. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.: Языки славянской культуры, 2001. — 544 с.
19. Полякова А. В. Русский язык в первом классе [1-4] -М., 1992.
20. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х ч. – 5-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2011
21. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 1. / Под ред. Л.А. Виноградской. - М.: Просвещение, 2001.
22. Прокопович Н.Н., Дерибас Л.А., Прокопович Е.Н. Именное и глагольное управление в современном русском языке. - М.: Русский язык, 1981. - 189 с.
23. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.
24. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2-х частях. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. – М.: «Астрель», 2013
25. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
26. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. –М.: «Просвещение», 2011 – 159с.
27. Сборник упражнений по современному русскому языку: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.Л. Лекант, В.В. Леденева, Т.В. Маркелова, М.Ф. Тузова; Под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2000.
28. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского
языка. – М., 2000.
29. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - 9-е изд. - М.: Асирис-пресс, 2007.
30. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
31. Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; Под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2000.
32. Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах М., 1994г.
33. Соловейчик М. С. Русский язык. Теория и практика начального обучения. – М., 1995.
34. Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2006.
35. Фортунатов Ф.Ф Сравнительное языковедение: Общий курс. - М.: Красанд, 2010. - 184 с.
36. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 2003.
37. Шанский Н.М. Школьный курс русского языка / Актуальные проблемы и возможные решения// РЯШ.- 2003.-№2
38. Шахматов А.А Синтаксис русского языка. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 624 с.