Фрагмент для ознакомления
2
Изучением контроля как формы учебной деятельности занимались многочисленные методики, педагоги и психологи. На основе исследований было установлено, что систематический контроль является важным звеном в процессе всего обучения.
Контроль имеет свои особенности, его формы и содержание зависит не только от специфики учебного предмета, но и от возраста обучающихся, их познавательной активности, психического состояния. Именно поэтому важно рассмотреть специфику организации контроля на уроках английского языка.
Прежде всего обратимся к понятию «контроль».
В широком смысле под контролем понимается проверка чего-либо.
В педагогической науке контроль направлен на обеспечение внешней обратной связи, в случае учителя-ученика, или на внутренней обратной связи, при которой ученик проверяет сам себя (самоконтроль). Между двумя названными формами – контроль и самоконтроль – имеется взаимосвязь [5].
Сегодня перед учителями стоит задача в индивидуализации процесса обучения, в исполнении дифференцированного и индивидуального подхода. Такую возможность даёт контроль. Так как именно благодаря ему можно зафиксировать результаты каждого ребенка на разных этапах обучения, понять его «слабые» стороны и персонализировать обучение.
Происходящая модернизация образования позволила скорректировать порядок контроля и учёта знаний обучающихся, что можно проследить в действующему законе. В законе «Об образовании в РФ» зафиксировано, что каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определять системы оценок, формы, средства и порядок промежуточный аттестации обучающихся [31]. Данное требование отвечает принципам и положениям гуманистической педагогики.
В педагогике объектом контроля на уроках английского языка выступают:
- знания и навыки;
- способность применять полученные знания и навыки в различных речевых ситуациях, т е проверяется коммуникативная компетенция;
- проверка владения лингвострановедческой информации в области изучаемого языка и их влияние на речевое общение в изучаемой стране [12].
Контроль необходим для всех субъектов учебного процесса. Для учителя контроль позволяет:
- выделять необходимую информацию для учебного процесса;
- оценивать качество обучения как всей группы, так и каждого обучающегося в отдельности;
- на основе результатов обучающихся анализировать свою деятельность, вносить корректировки в учебный процесс.
Обучающимся контроль позволяет определить успехи и неудачи в рамках учебного процесса, неусвоенные темы и на основании этого вносить изменения в свою учебную деятельность.
Контроль обеспечивает диагностику развития знаний, умений и навыков, что позволяет определить эффективность выбранных методов, приёмов и форм обучения. После контроль осуществляется оценку степени достигнутом уровня знаний, сопровождающееся поощрение или рекомендацией в случае отрицательного результатов. Тем самым можно сказать, что контроль осуществляется воспитывающую функцию [12]. Помимо названных нами диагностической и оценочно-воспитательной функций, контроль позволяет осуществлять корректирующую функцию.
Помимо этого контроль позволяет осуществить обучающе-развивающую и стимулирующе-мотивационную функции. Источниками первой функции является взаимосвязь контроля и самоконтроля, при которой ученик сам оценивает свои знания в ходе контроля, проводит работы над ошибками. Источниками обучающе-развивающей функции в контроле является закрепление и совершенствование знаний обучающихся в процессе контрольно-оценочных работ.
После определения понятия и функций, перейдём к типологии видов контроля.
В методической литературе нет общепринятой классификации видов контроля. Поэтому в работе будет рассмотрена наиболее распространённое мнение в данном вопросе.
По времени и месте в учебном процессе контроль подразделяется на предварительный, промежуточный, текущий и итоговый. Рассмотрим подробнее каждый из названных видов.
Целью предварительного контроля является оценка имеющихся знаний и умений обучающихся перед началом обучения. Обычно предварительный контроль проводится в начале четверти.
Промежуточный контроль, исходя из своего названия, осуществляется в промежутке между темами в учебном процессе. Выделяет и другое название – тематический контроль. Промежуточный контроль позволяет оценить достигнутые знания обучающихся в ходе уже изученного материала.
Текущий контроль является неотъемлемой частью урока. Поэтому текущий контроль проводится на каждой уроке, осуществляется он за счет упражнений – письменных или устных. Поэтому текущему контроля отводят главную роль. Именно с помощью него учитель контролирует уровень знаний обучающихся, выявляет часть материала, которую необходимо повторить на последующих уроках.
Итоговый или рубежный контроль проявляется в форме конечной диагностики уровня развития коммуникативных навыков школьников. Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти или в конце учебного конца. Тестирование как форма организация итогового контроля наиболее оптимальна, так как позволяет охватить большой массив учебного материала и проверить его усвоение за короткий промежуток времени [19].
Организация контроля на уроках английского языка предусматривает обязательную работу в различных формах. Поэтому контроль может быть фронтальным, групповым и индивидуальным.
Фронтальный контроль предусматривает работу с целым классов или группой. Такой контроль позволяет охватить всех обучающихся, однако его эффективность не позволяет адекватно оценить знания школьников. Фронтальный контроль позволяет определить лишь поверхностный знания обучающихся, навыки монологической и диалогической речи сложно проверить в условиях фронтального контроля. Фронтальный контроль часто применяют при проверке домашнего задания. Формами фронтального контроля часто выступает опрос или контрольная работа.
Групповая работа предусматривает работу по парам. Это очень эффективная работа на уроках английского языка, которая позволяет детям отработать речевые навыки. Но при такой форме работы учителю сложно контролировать правильность выполнения задания каждым обучающимся.
Наиболее эффективной формой контроля является индивидуальная. С ее помощью учитель может оценить знаний каждого обучающегося, поговорить с ним. Но при индивидуальной форме контроля есть существенный недостаток – он требует большого количество времени для опроса каждого школьника, поэтому для экономии времени учитель может применять тестирование как форму индивидуального контроля.
1.3. Тестирование как форма контроля знаний учащихся на уроках английского языка
Тестирование уже давно применяется в практике обучения, к примеру, всем известное ЕГЭ проходит в форме тестирования. Поэтому исследований в области использования тестирования достаточно много и касаются они разноплановых направлений.
Однако стоит заметить, что традиционное письменное тестирование сложно и длительно организовывается, его проверка занимается достаточное время, поэтому в настоящее время все чаще применяется компьютерное тестирование.
Но для начала обратимся к понятию «тестирование».
Тестирование относится к форме проведения тестового контроля, при которой обучающимся предлагается тест.
Процесс тестирование характеризуется разработкой самого содержания теста, его проведение и проверку с подсчётом результатов [1].
Под тестом понимается стандартизированное задание, которое позволяет оценить уровень знаний обучающихся. Так как тест выступает средством измерения, то к его содержанию предъявляются некоторые требования [4].
Первое требование - это валидность. Валидность показывает насколько достоверно тест измеряет выбранное содержание. Если тест не обладает валидностью, его нельзя использовать в работе.
В науке существуют три вида валидности:
- содержательная - показывает насколько объективно тест позволяют охватить всю изучаемую тему. Также содержательная валидность показывает, насколько тестовые задания являются природными для проверки выбранного учебного материала.
- эмпирическая валидность определяет сравнение теста на основе другого теста, который имеет сводные показатели измерения. Так оценивается прогностичность теста.
- концептуальная валидность определяется путем экспериментальной проверки теоретических положений, лежащих в основе теста [6].
Соблюдение всех названных видов валидности, позволяет судить о надёжности теста - способности воспроизводить результаты теста при многократной апробации.
Тест также характеризуется некоторыми свойствами. Например, под определенностью теста понимается доступность его содержания при просмотров чтении. При первоначальном ознакомлении с тестом тестируемый должен понять, какие задания он должен выполнить, что пройти тест, какие условия выдачи ответом [8].
Ещё одним свойством теста является его прогностическая ценность. Это означает, что тест должен иметь многоразовое использование – задания должны быть построены таким образом, что тест можно проходить до тех пор, пока обучающиеся не будут показывать по нему высокие баллы.
Тесты подразделяются по уровню сложности и по цели использования. Тесты могут быть объёмными и краткими.
В методической науке выделены тесты, имеющие в своей основе различные способы проверки данных. Например, тесты на распоз
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1.Абылова, Г. Ж. Роль и место мультимедиа в образовании / Г. Ж. Абылова // Internatio nal scientific review. – 2016. – №15 (25). – С. 28-29.
2.Аванесов, B.C. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. 2 изд., испр. и доп. / В. С.. Аванесов. - М., 2010.- С.217.
3.Аллахвердиева, Д.Т. Опыт применения тестов для дидактической экспертизы обучения / Д.Т. Аллахвердиева // переработано и дополнено /Высшее образование в России. - 2008. - №2.
4.Алтынхузина Р.Н. Основные возможности системы дистанционного обучения Moodle // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №4-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-vozmozhnosti-sistemy-distantsionnogo-obucheniya-moodle (дата обращения: 19.03.2023).
5.Анисимов А.М. - Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. - Харьков, ХНАГХ, 2008. - 275 с.
6.Анискина, А. И. Применение ИКТ на уроках в школе / А. И. Анискина // Новые технологии в образовании. – 2015. – С. 111-114.
7.Беляева, В. Б. Готовность младших школьников к изучению иностранного языка в начальной школе / В. Б. Беляева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : современная школа. – 2010. – № 3(5). – С. 105-108. – Режим доступа https://readera.org/14032086 (дата обращения: 18.02.2023).
8.Белозубов А.В., Николаев Д.Г. - Система дистанционного обучения Moodle. Учебно-методическое пособие. - СПб., 2007. - 108 с.
9.Бим, И.Л. Об одном их возможных подходов к составлению тестового контроля по ИЯ / И.Л. Бим. - 2006
10.Брейгина, М.Е. О контроле базового уровня обученности / М.Е. Брейгина // Иностранные языки в школе. - 2000г.-№2. - С.22-24.
11.Василенко, Т.Д. Психология : тестовый контроль знаний : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.Д. Василенко, В.Б. Никишина. - Москва : ВЛАДОС, 2005. - 109 с.
12.Верхотин, Д. Г. Дистанционное обучение в системе Moodle как средство обучения школьников // Вестник науки и образования. 2019. №2-2 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-sisteme-moodle-kak-sredstvo-obucheniya-shkolnikov (дата обращения: 21.03.2023).
13.Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 176 с.
14.Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. – М. : АРКТИ, 2003. – 192 с.
15.Г алузо И.В. - Система дистанционного обучения Moodle в рисунках и схемах. - Витебск, 2013. - 28 с.
16.Горчев, А.Ю. Тесты текущей успеваемости. Английский язык 1-2 классы. Учебное пособие для учителя общеобразовательных учреждений / А.Ю. Горчев. - Обнинск: «Титул», 2000.- 102 с.
17.Жаринова, Е.Г. Использование тестов и тестовых заданий на контрольных занятиях по английскому языку / Е.Г. Жаринова, Е.В. Черняева // Научно-практическая конференция в рамках «Недели науки» ФИЯ МАИ-НИУ, посвященная 55-летию полета Ю. Гагарина. Сборник докладов. Выпуск №8. М.: Перо, 2016. С. 43-46.
18.Жаркова, Л.И. Тестирование как метод контроля знаний при обучении иностранным языкам / Л.И. Жаркова, Н.В. Картушина // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/testirovanie-kak-metod-kontrolya-znaniy-pri-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 19.02.2023).
19.Жунусакунова, А.Д. Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе/ А.Д. Жунусакунова // Молодой ученый, 2016. №20. С. 26-29.
20.Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя; Московский психолого-социальный институт. – М. : РАО/МПСИ, 2001. – 396 с.
21.Кравченко, Г. В. Работа в системе Moodle: руководство пользователя. Учебное пособие / Г. В. Кравченко, Н. В. Волженина.. - 122 с.
22.Краевский, В.В. Содержание образования - бег на месте / В.В. Краевский // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 3-9.
23.Можаева, Г. В. Передовые образовательные технологии: ответ на вызовы цифровизации и персонализации / Г.В. Можаева // Информационный бюллетень ассоциации История и компьютер. – 2018. – № 47. – С. 13–15.
24.Манако, А. Ф. ИКТ в образовании: эволюция, конвергенция и инновации / А. Ф. Манако, А. С. Воронкин // Образовательные технологии и общество. – 2014. – №1. – С. 487-521.
25.Минеева, О. А. Организация тестирования в системе Moodle при обучении иностранному языку / О. А. Минеева, Д. В. Даричева // Ped.Rev.. 2016. №3 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-testirovaniya-v-sisteme-moodle-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 21.03.2023).
26.Никитенко, З.И. Теория и технология развивающего иноязычного образования в начальной школе: автореф. дис. на соиск. учен. степ.доктора пед. наук / З.И. Никитенко. – Нижний Новгород, 2011. – 168 с.
27.Никитенко, З.Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе: монография / З.Н. Никитенко. - М.: Прометей, 2011. - 191 с.
28.Никитенко, З. Н. Содержание начального иноязычного образования: концептуальные основы / З. Н. Никитенко // Преподаватель ХХI век. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-nachalnogo-inoyazychnogo-obrazovaniya-kontseptualnye-osnovy (дата обращения: 17.02.2023).
29.Никитенко, З.Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: Учебное пособие/ З.Н. Никитенко. - М.: МПГУ, 2013. - 288 с.
30.Никитенко, З.Н. Иностранный язык в начальной школе : теория и практика : учебник / З.Н. Никитенко. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2018. — 328 с.
31.Озерова, М. И. Организация контроля учебного процесса в системе Moodle / М. И. Озерова, И. Е. Жигалов, д. В. Шевченко // International Journal of Open Information Technologies. 2013. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-kontrolya-uchebnogo-protsessa-v-sisteme-moodle (дата обращения: 21.03.2023).
32.Основы методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. – Москва : КНОРУС, 2017. – 390 с.
33.Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И.Пассов, Н.Е. Кузовлева. – Ростов н/Д: Феникс; М.:Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
34.Пирожкова, A. О. Теория и практика обучения английскому языку в начальных классах : учебное пособие / A. О. Пирожкова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 151 c.
35.Подсадников, А. В. Использование тестового контроля на примере системы Moodle в контроле знаний учащихся высших учебных заведений по специальности «информатика» / А. В. Подсадников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 359-362. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40009/ (дата обращения: 21.03.2023).
36.Раицкая, Л.К. Использование интернета в обучении английскому языку в высшей школе / Л. К. Раицкая // Филологические науки в МГИМО: сборник науч. трудов. - №18(33). – М. : МГИМО-Университета, 2004. – с. 112-116.
37.Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И. В. Роберт. – М. : Дрофа, 2008. – 312 с.
38.Селиванова, Н.Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Н.Л. Селтванова. – М.: Педагогика 2001. – 354 с.
39.Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педвузов и учителей / Е. Н. Соловова. - М., Просвещение, 2003. - С. 124-139.
40.Тютюгина, С. Г. Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении : методическое пособие / С. Г. Тютюгина ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Ковровская гос. технологическая акад. им. В. А. Дегтярева". - Ковров : КГТА им. В. А. Дегтярева, 2009. - 139 с.
41.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2019 г. – Москва : Эксмо, 2019. – 144 с.
42.Футерман З. Я. Иностранный язык в детском саду : Вопр. теории и практики / З. Я. Футерман. - Киев : Рад. шк., 1984. - 144 с.
43.Шамов, А. Н. Методика преподавания иностранных языков : общий курс: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / М. А. Ариян, О. Г. Оберемко, А. Н. Шамов. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. – 253 с.