Фрагмент для ознакомления
2
Образовательный процесс строится на единстве целей, задач, принципов, условий, метод и форм достижения результатов учебно-воспитательного процесса.
Главными участниками образовательного процесса являются учителя, обучающиеся и их родители. Именно их взаимодействие позволяет обеспечить полноценный образовательный процесс.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет нормы взаимодействия педагогов, образовательных учреждений с родителями обучающихся, права родителей несовершеннолетних обучающихся в сфере образования, в том числе: выбор форм обучения, защита прав и интересов детей, участие в управлении школой, получение объективной информации о развитии образовательной программы ребенка, консультации по образовательным вопросам.
При этом помимо обязанностей учителя взаимодействовать с родителями обучающихся, у последних имеется ряд прав и обязанностей.
Основной обязанностью родителей как субъектов образовательного процесса является осуществить право ребёнка на получение основного общего образования.
При этом в момент поступления ребёнка в школу перед родителями встаёт ряд обязанностей, отражающий из поведение в отношении ОУ. В Законе «Об образовании» отмечается, что родители не должны воспрепятствовать правилам внутреннего распорядка ОУ, требованиям его локальной документации, не препятствовать соблюдению ребенком режима учёбы и выполнять порядок регистрации или прекращения образовательных отношений между законным представителем ребёнка и ОУ [10].
Учителя начальных классов находятся в постоянном контакте с родителями, понимая, что домашняя среда имеет основополагающее воспитательное значение, образуя неразрывную троицу «ребенок-родитель-учитель» [28].
Сегодня педагоги и дидактики говорят о необходимости повсеместного взаимодействия родителей и педагогов. Однако в современной ситуации все больше наблюдается неравенство отношений. В основе этой противоречивости могут лежать особенности личностного взаимодействия и система предубеждений, препятствующих активному участию семьи в педагогическом процессе. Нынешняя ситуация ставит несколько задач:
- между низким уровнем педагогического образования и достаточным знанием педагогического процесса родителями;
- между желанием родителей участвовать в педагогическом процессе и жесткими правилами, регламентирующими деятельность школьного учреждения;
- между знанием родителями своих прав и неумением ими пользоваться, а также знанием прав вообще, но незнанием обязанностей;
- между педагогами ребенка и родителями и неспособностью обеих сторон в организации продуктивного взаимодействия [5], [8].
Проблема взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития личности ребенка нашла свое отражение в работах известных педагогов, советских педагогов и психологов прошлого (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. П. Кащенко и др.).
Многочисленные исследования подчеркивают сложность организации процесса взаимодействия учителя и родителей. При этом ряд исследователей выделяют принципы построения данного процесса.
Как отмечает В. А. Кольцов в процессе взаимодействия учителя и родителей общение должно строиться на принципе равноправия, уважения и распределения и выполнение обязанностей каждой стороной. Ещё один исследователь, И. П. Прокопова, подчеркивает, что только при условии согласия, общения, симпатии и участия может быть достигнуто эффективное взаимодействие [3].
На основе изложенных принципов В. А. Кольцов обозначить три пути взаимодействия между учителем и родителями:
При первом пути родители являются активным участниками и партнёрами школы. Второй путь определяет родителей как пассивный участников образовательного процесса. И третий путь проявляется, когда родители оказывают отрицательное воздействие в отношении школы [14].
От того насколько эффективно, полноценно и целенаправленно взаимодействие учителя и родителей зависит развитие ребёнка. Ведь семья играет важную роль в процессе развития личности ребенка, закладывает основы взаимоотношения ребёнком с окружающим миром.
Взаимодействие между учителями и родителями очень важно, потому что каждая сторона нуждается в помощи и поддержке друг друга. С этим утверждением соглашается и И.Ф. Дементьева, которая считает, что усилия школы и семьи сосредоточены на общей деле - решение проблем воспитания детей [6].
По мнению Т.А. Гурьяновой учителю следует понять суть феномена родительства, быть скорее помощником, помогать родителям выбрать правильный путь воспитания ребёнка [5].
Стиль семейного воспитания, статус семьи также влияет на выбор содержания, форм и методом взаимодействия учителя с родителями. Особенно это проявляется если семья имеет явные деструктивные особенности.
Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны основные направления, которые способствуют взаимодействию родителей и учителей [12].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход) / И.В. Абакумова. - Ростов - на - Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 2013. - 480 с.
2.Абдуразакова, Д.М. Семья и школа как факторы социализации детей младшего школьного возраста / Д.М. Абдуразакова, З.Н. Ибрагимова // МНКО. - 2018. - №5 (66). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-i-shkola-kak-faktory-sotsializatsii-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.03.2023).).
3.Алиханова, Р.А. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников на этнопедагогических ценностях / Р.А. Алиханова, А.Р. Алиханова // МНКО. - 2018. - №3 (70). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-vzaimodeystviya-semi-i-shkoly-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-mladshih-shkolnikov (дата обарщения 05.03.2023).-
4.Андреева, С.И. Сотрудничество учителей с родителями: учимся вместе / С.И. Андреева, А.А. Фоменко // Современное образование Витебщины, 2017. - № 2 (6). - С. 22-25.
5.Гурьянова, Т.А. Трудности взаимодействия молодых учителей с родителями / Т.А, Гурьяновва // Вестник Алтайского государственного педагогического университета, 2017. - с. 38-40.
6.Дементьева, И.Ф. Семья и школа: партнерство или противостояние? / И.Ф. Дементьева // Проблемы современного образования, 2014. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://cyberieninka.m/artide/n/semya-i-shkola-partnerstvo-ilil-protivostoyanie/ (дата обращения 13.03.2023).
7.Джексон, Н. Классный учитель: как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии: учебное пособие / Н. Джексон. – Москва : Альпина Паблишер, 2016. - 286 с.
8.Демидова, Е.В. Система работы классного руководителя с родителями учащихся. Какова стратегия взаимодействия с родителями? / Е.В, Демидова // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-raboty-klassnogo-rukovoditelya-s-roditelyami-uchaschihsya-kakova-strategiya-vzaimodeystviya-s-roditelyami (дата обращения: 10.04.2023).
9.Евстропова, Е.В. Проблема сотрудничества педагога и родителей в современном образовательном процессе / Е.В. Евстропова // VII Международная студенческая научная конференция, 2015. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: https:// scienceforum.ru/2015/article/2015011636/ (дата обращения 13.03.2023).
10.Закон «Об образовании в РФ» // http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 12.03.2023)
11.Западаева, М. Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями учащихся: теоретический аспект / М.Б. Западаева // Социальная педагогика. - 2014. - № 3. - С.112–119.
12.Кадиева, М. Р. Педагогическое взаимодействие семьи и школы как условие социализации младших школьников / М.Р. Кадиева // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2013. - №2 (23). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-vzaimodeystvie-semi-i-shkoly-kak-uslovie-sotsializatsii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 15.03.2023).
13.Каменская, И. Н. Использование интерактивных форм работы с родителями / И. Н. Каменская, О. Н. Сагайдачникова, Т. И. Кобелева, Г. И. Фесюк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4865/ (дата обращения: 10.04.2023).
14.Ким, Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой / Т.К. Ким. – Москва : Прометей, 2013. - 166 с.
15.Нуриева, А.Р. Взаимодействие учителей и родителей в воспитании младших школьников / А.Р. Нуриева, Р.Ф, Миннуллина, Ф.С. Газизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-uchiteley-i-roditeley-v-vospitanii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 15.03.2023).
16.Петраш, Е.А. ВИРТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / Е.А. Петраш, Т.В, Сидорова // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-formy-vzaimodeystviya-pedagoga-s-roditelyami-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 10.04.2023).
17.Прокопьева, Ю.П. Совместная работа семьи и школы в воспитании ребенка / Ю.П. Прокопьева, Е.Н. Неустроева // Концепт, 2017. - Т 26. - С. 255-256.
18.Ражина, И.Н. Концептуально-правовые основания взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников / И.Н. Ражина, Л.Л. Супрунова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016; 9: 31 - 38.
19.Савинов, Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей / Л.И. Савинов, Е.В. Камышова. - Москва: Дашков и К, 2014. - 260 с.
20.Самойленко, Е. В. К проблеме организации взаимодействия учителя с родителями учащихся / Е.В. Самойленко, Е.А. Костынина // Молодой ученый. 2015. №21. С. 735-738.
21.Симанькова, С. В. Инновационные подходы к реализации социального партнерства в современном дошкольном образовании / С. В. Симанькова, О. М. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 189-194. — URL: https://moluch.ru/archive/192/48146/ (дата обращения: 10.04.2023).
22.Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы образования / О. Скоролупова, Н.В. Федина 2019. №8 С. 127-139.
23.Татаринцева, Е.А. Педагогическое обеспечение подготовки будущих педагогов к взаимодействию с родителями в развитии духовно-нравственной сферы младших школьников / Е.А. татринцева, Н.К. Андриенко // Глобальный научный потенциал. – 2017. - 9 (78). – С. 100 - 102.
24.Учкач Санийе Родительское собрание как одна из важных форм работы педагогов с семьями учащихся / Санийе Учкач // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №11-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskoe-sobranie-kak-odna-iz-vazhnyh-form-raboty-pedagogov-s-semyami-uchaschihsya (дата обращения: 13.03.2023).
25.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2016. – 45 с.
26.Фураева, О. Г. Взаимодействие семьи и школы с использованием современных информационных технологий / О.Г. Фураева // Семья и дети в современном мире / под общ. и науч. ред. В. Л. Ситникова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 189-192.
27.Хадикова, И.М. Принципы взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников в поликультурной образовательной среде / И.м. Хадикова // БГЖ. - 2019. - №3 (28). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-vzaimodeystviya-shkoly-i-semi-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-shkolnikov-v-polikulturnoy-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 15.03.2023).
28.Шрыкова, Г. В. «Родительский университет» как форма родительского просвещения и образования / Г.В. Шрыкова // Аллея науки. - 2018. - № 4. - С. 145-153.
29.Черткоева, Д.Н. Роль семьи в воспитание ценностных ориентаций детей / Д.Н. Черткоева, И.М. Хадикова // В сборнике: Педагогическая деятельность как творческий процесс Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В.А. Кан-Калика. Чеченский государственный педагогический университет. 2018. С. 423-429.
30.Чупров, Л.Ф. Родительское собрание, что это такое? / Л.Ф. Чупров // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2012. - №1-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskoe-sobranie-chto-eto-takoe (дата обращения: 13.03.2023).