Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследуемой темы обусловлена значимостью сформированного чувства самостоятельности как в целом для развития личности и успешной социализации дошкольника, так и в плане успешности его последующего школьного обучения. Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования самостоятельности, так как это качество укрепляется в детях с ростом их самосознания и личностным развитием. При этом большие возможности для развития у старших дошкольников самостоятельности заключены в различных видах трудовой деятельности, когда дети заняты важным и полезным делом.
Самостоятельность - одно из самых важных качеств ребенка на этапе завершения дошкольного образования, так как самостоятельность способствует развитию личности в целом. От уровня развития самостоятельности дошкольника будет зависеть его быстрая адаптация и успешное дальнейшее обучение в школе.
ФГОС ДО устанавливает требования к результатам обучающихся на этапе завершения дошкольного образования в контексте понятая «самостоятельность»: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора (п. 4.6).
Актуальность проблемы развития самостоятельности у старших дошкольников связана с тем, что реальные условия в ДОУ часто не предполагают практического выполнения деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка и которая бы отвечала его потребностям и интересам. Педагоги, организуя деятельность детей, направляют и контролируют ее, это приводит к тому, что подобная организованная деятельность не переходит на уровень самостоятельней деятельности, а значит, не получает условий для собственного становления.
В дошкольных организациях необходимо создание развивающей предметно - пространственной среды, ориентированной на ребёнка, которая строится с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей, их интересов, зоны ближайшего развития и предоставления детям возможности выбора деятельности.
Грамотно организованная предметно - развивающая среда побуждает дошкольников к фантазии и воображению, познавательной активности, любознательности и исследовательским действиям, стремлению к самостоятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил обнаружить противоречие между необходимостью развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в предметно-развивающей среде и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих эффективности данного процесса.
Проблема исследования: поиск психолого-педагогических условий развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в предметно-развивающей среде.
Цель исследования: – определить эффективные психолого-педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Указанная цель обусловила постановку следующих основных задач работы:
• Изучить содержание понятия «самостоятельность», особенности ее развития в старшем дошкольном возрасте;
• Определить условия, приемы и технологии развития самостоятельности у дошкольников;
• Провести опытно-экспериментальное исследование по формированию самостоятельности детей 6-7 лет.
Объект исследования: самостоятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — эффективность влияния выделенных психолого-педагогических условий на развитие самостоятельности у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:
1. Сочетание видов творческой деятельности, где одна деятельность выступает в качестве основы для активизации самостоятельного замысла (сочетание рисования и аппликации, сочетание рисования и лепки).
2. Активизация творческого замысла в деятельности конструирования с использованием разнообразных опорных схем.
Для достижения цели исследования, решения поставленных задач был использован комплекс методов:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
• эмпирические (наблюдение, тестирование и методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных с их последующей интерпретацией).
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ХХ» г. Красноярска.
Теоретическая значимость предлагаемой работы заключается в анализе, сравнении и обобщении современных психолого-педагогических сведений о специфических особенностях развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применения его результатов для решения задач формирования чувства самостоятельности у детей 5-6 лет в условиях современного ДОУ.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
1.1. Содержания понятия «самостоятельность», особенности ее развития в старшем дошкольном возрасте
Проблемы самостоятельности и ее формирования у ребенка относятся к числу значимых проблем психологии и педагогики. Еще в глубокой древности идеи самостоятельности анализировались философами Аристотелем, Сократом, Платоном и другими, дальнейшее развитие они получили в работах Коменского Я.А., Д. Локк, М. Монтессори, Ж.Ж. Руссо, которые большое значение придавали вопросам формирования самостоятельности в трудовой деятельности детей.
Рассмотрим исходное понятие – самостоятельность. В психологии советского периода оно трактовалось как генерализованное свойство личности, выражающееся в критичности, инициативности, самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность, поступки, поведение.
Л.С. Выготский рассматривает самостоятельность в связи «с перерастанием деятельности под чьим-либо руководством в деятельность под личным руководством, т.е. от внешнего управления к самоуправлению внутреннему»[5, с. 143].
Как отмечает современный автор, А.С. Микерина, «самостоятельность является психическим состоянием личности, содержащим в себе: способность устанавливать перед собой задачу; способность совершать действия без посторонней помощи любой сложности; способность удерживать в памяти конечную цель действия и создавать, и организовывать собственные действия в направлении ее свершения; сопоставлять полученный результат с начальным намерением» [12, с. 75]. То есть это важное волевое качество.
Л.П. Буева, А.М. Прихожан рассматривают самостоятельность как «нравственное качество личности» [4, с. 84].
Другие исследователи трактуют самостоятельность как «умение замечать и ставить новые задачи, искать пути их решения, используя только свои силы». Самостоятельность, по их мнению, как качество личности связано с критичностью ума, способностью высказывать собственное мнение независимо от мнений других и др. [20, с. 8].
Е.Ф. Акулова описывает две составляющие самостоятельности: «во-первых – это сумма ресурсов (знаний, умений, навыков), которые имеются у человека; во-вторых – отношение личности к процессу деятельности, ее итогам и условиям реализации, а также возникающие в процессе деятельности взаимоотношения с другими людьми» [1, с. 53]. Таким образом, важную роль в выражении самостоятельности играют внутренние мотивы личности.
С.Н. Теплюк рассматривает самостоятельность как «способность личности постоянно вырываться за границы собственных возможностей, устанавливать перед собой новейшие задачи и осуществлять нахождение их решений. При этом самостоятельность всегда заключена в границы норм, которые приняты в обществе». [15, с. 67].
В структуре самостоятельности ученые выделяют различные компоненты: мотивационный, содержательный, волевой, эмоциональный. Одни авторы выделяют в качестве ведущего компонента мотивационный, другие считают наиболее значимым волевой структурный элемент, поскольку именно он обеспечивает действенность в проявлениях самостоятельности [18, с.254].
При принятии ребенком какого-либо решения к действию, от него требуется инициативность, настойчивость, решительность и смелость. У самостоятельного ребенка всегда достаточно сильно развита воля, он решителен в своих выборах и оценках, уверен в достижении цели. Сомневающийся ребенок, даже если и владеет знаниями, сам не может определить правильность выбранного им способа деятельности, не умеет самостоятельно проанализировать полученные результаты.
Таким образом, самостоятельность представляет собой сущностную характеристику личности, проявляющуюся во взаимосвязи с другими личностными свойствами (воля, произвольность, целеустремленность) и представляющую собой способность ребенка к независимым действиям, суждениям, решительность, обладание инициативой. Это качество личности, проявляется и закрепляется в деятельности.
Самостоятельность выполняет ряд функций: интегрирующую, управления, саморегуляции деятельности и поведения, саморазвития, самореализации личности, автономности, мотивации, самоактуализации, развития определенных свойств личности и др.
Большинство исследователей проблемы формирования самостоятельности у дошкольников считают, что последнюю можно рассматривать в двух различных, но взаимосвязанных аспектах: как качество личности и как характеристику деятельности воспитанника.
Такое качество, как самостоятельность, характеризует зрелую личность, но закладывается в раннем детстве. Следует подчеркнуть, что возраст 5-7 лет играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В старшем дошкольном возрасте продолжается формирование самосознания, что считается основным новообразованием данного возраста. Меняется представление ребенка о самом себе, своем «Я», месте в системе общественных отношений.
В этот период фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акулова Е.Ф. Формируем у дошкольников самостоятельность и ответственность // Дошкольное воспитание. 2019. № 9. С. 52–59.
2. Антонова А.В., Арапова–Пискарева Н.А., Веракса Н.Е. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации М.: Мозаика–Синтез, 2012. 185 с.
3. Атарова А.Н. Психолого-педагогическая диагностика самостоятельности старших дошкольников в детских видах деятельности [Текст] А.Н. Атарова Казанский педагогический журнал. - 2015. - №6. -392 - 398с.
4. Басаева. Т.И. Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе [Текст]. Т.И. Басаева Воспитываем дошкольника самостоятельным. - Российский государственный университет им. А.И. Герцена Кафедра дошкольной педагогики. - СПб. - 2000. - 3 - 14с.
5. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 416 с.
6. Бобрышов С.В., Щукина О.Е. Самостоятельность личности как феномен и понятие в психолого-педагогической литературе // Вестник Северо–Кавказского федерального университета. 2019. № 6 (75). С. 201–206.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.:-1968. - 464 с.
8. Виноградова, М.А. Педагогические условия развития сюжетно -ролевой игры детей старшего дошкольного возраста [Текст] /М.А Виноградова. Н.В. Иванова Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. - М.: - 2016. - 245 - 249 с.
9. Власова З.И. Возрастные особенности развития самостоятельности у детей в дошкольном возрасте [Текст] / З.И. Власова. Материалы межвузовской научно - практической конференции «Формирование личности в условиях социальных перемен». - Кишинев. 2005. - с. 40 - 48.
10. Власова. 3. И. Индивидуальные варианты развития самостоятельности у детей в дошкольном возрасте. [Текст] / З.И. Власова Психолог в детском саду.- М.: - 2005. №4.- 25 - 35 с.
11. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сб. ст. / Рос. гос. пед. ун–т им. А. И. Герцена. Каф. дошк. Педагогики. СПб: Детство–Пресс, 2015. 191с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2005. 671 с.
13. Ганеева А.С. Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. №1. С. 115–117.
14. Голубчикова М.Г. Теоретический анализ понятия «самостоятельность» в историческом и современном аспектах // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 35–37.
15. Дедюкина М.И. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Спутник, 2016. 117с.
16. Дыбина О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста. М.: Центр педагогического образования, 2018. 68с.
17. Ковальчук Я.И., Васильева А. И. Трудовое воспитание дошкольников. Мн.: Образование. 2015. 345с.
18. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]. С.А Козлова, Т. А Куликова. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений - 4-е издание, стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
19. Комарова, О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями [Текст] О.А. Комарова Справочник старшего воспитателя. -2014. - №8. - С.26 -38.
20. Коменский, Я.А. Антология гуманной педагогики [Текст] / Я.А. Коменский.- М.:- 2013.
21. Кон, И.С. Психология самостоятельности [Текст] И И.С. Кон, Педагогика здоровья. - М., 1992. -55 - 57с.
22. Кондаурова, И.К. Теоретическое и технологическое обеспечение развития познавательной самостоятельности студентов в условиях вуза [Текст] И.К.Кондаурова Дисс. канд. пед. наук. - Саратов, 1994. - 274с.
23. Крулехт, М.В. Проблема целостного развития ребенка дошкольника как субъекта трудовой деятельности [Текст] М.Б. Крулехт.- М.: - СПб: Акпидент. - 1995.- С. 80.
24. Кузавкова, К.П. Формирование общественно - направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста [Текст] / К.П. Кузавкова // Учеб. пособие для спец, курса. - Пермь. 2005. - 57с.
25. Литвинович О.В. Совместная трудовая деятельность в детском саду // Дошкольная педагогика: петербургский научно–практический журнал. 2010. № 4. С. 28–31.
26. Маликова Т.Н. Инициативность старших дошкольников в различных видах деятельности как образовательный результат // Молодой ученый. 2016. №17. С. 132–134.
27. Микерина А.С. Теоретическое обоснование проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 5. С. 77–81.
28. Милюткина, Е.А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности [Электронный ресурс]. Е.А Милюткина - Режим доступа: http: www maam.ru. (дата обращения: 18.01.2019)
29. Модель. Н.А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности [Текст]: Н.А. Модель. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128с.
30. Монтессори. М. Помоги мне сделать это самому: статьи, советь: и рекомендации [Текст] Вступ. ст., сост.: М.В. Богусловский, Г. Б. Корнетов. -М.: Карапуз. - 2001.
31. Монтессори. М. Руководство к моему методу [Текст]: пер. Р. Ландсберг. - М.:-1916.-63 с.
32. Монтессори. М. Метод научной педагогики, применимый к детскому воспитанию в Домах ребенка [Текст] /М. Монтессри Пер. со 2 - го итал. испр. и доп. Изд-я - 2-е изд. - М., 1993. - 168с.
33. Нищева, Н.В. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду [Текст] / Н.В. Нишева// Принципы построения, советы, рекомендации. Детство - Пресс - М.: - 2010. - 128с.
34. Сборник диагностик, направленных на выявление уровня сформированности социально–коммуникативного развития / сост. М.В. Суровицкая. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017. 86с.
35. Тарасова И.М. Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №2. С. 24–26.
36. Теплюк С.Н. Истоки самостоятельности дошкольника // Дошкольное воспитание. 1991. № 7. С. 67–71.
37. Удалова Н.Ю. Формирование самостоятельности в хозяйственно-бытовом труде у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы педагогики. 2016. №10. С. 60–63.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) // Российская газета от 25 ноября 2013 г. № 265.
39. Чанчикова А.А. Педагогические условия формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в ДОУ // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы II Междунар. науч.– практ. конф. (Чебоксары, 9 апр. 2015 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 253–255.
40. Шойимова Ш.С. Психолого–педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2014. № 6. С. 831–834.
41. Шорохова О.А. Диагностика и развитие языковой личности дошкольника [Электронный ресурс]. Библиотека perviydoc.ru. URL: https://perviydoc.ru/v23112/шорохова_о.а._пособие_диагностика_и_развитие_языковой_личности_дошкольника?page=4.
42. Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся // Начальная школа. 2017. № 2. С. 8–9
43. Костюк И.А. Влияние конструирования на развитие творчества ребёнка – дошкольника [Электронный ресурс]. Солнечный свет 08.02.2020. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/vliyanie-konstruirovaniya-na-razvitie-tv4878054218/