Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Тема настоящего исследования представляется актуальной и злободневной, поскольку любой человек независимо от его социального положения, работы, возраста может стать свидетелем или жертвой внезапной остановки сердца. По данным ВОЗ и министерства здравоохранения и социальной защиты в мире в течение недели фиксируется в среднем 200 тысяч случаев остановки сердца. Примерно в 80% случаев пострадавший умирает, не дождавшись медицинской помощи. [13]
Грамотно организованная и вовремя проведенная сердечно-легочная реанимация (далее - СЛР) является важнейшим фактором, призванным обеспечивать шансы пациента на выживание и выздоровление. Согласно статистике, более 20% жизней могли быть спасены, если бы человек, ставший свидетелем несчастного случая, владел приемами оказания первой помощи и сердечно-легочной реанимации. [13]
ВОЗ отмечает, что большинство людей, не связанных с медициной и травмоопасными видами деятельности, не способны оказать первую помощь.
В настоящее время, время правовой направленности на внедрение инноваций в область медицины, уровень знаний студентов и среднего медицинского персонала о новинках в сфере СЛР – относительно невысок. Соответственно, вопрос внедрения новых технологий в повседневную практику, становится краеугольным. Существующее оснащение медицинских учреждений и бригад скорой помощи приборами для СЛР недостаточно. Зачастую медицинские работники не владеют полным объемом знаний по использованию и применению данного оборудования.
Учитывая высокую актуальность проблемы организации первичной реанимационной помощи, обучение студентов технике сердечно-легочной реанимации является крайне важной проблемой, более того, теория, преподаваемая студентам, должна соответствовать последним международным нормам и рекомендациям.
К сожалению, в настоящее время обучение студентов-медиков техникам сердечно-легочной реанимации происходит на базе требований 70-80-х гг. ХХ века. Можно сказать, что как младший медицинский персонал, так и врачей готовят проводить реанимационные действия вручную, только за счет физической силы и применения большого количества атропина.
Студентам-медикам не показывают, не рассказывают и не объясняют принципы работы с автоматическими приборами для реанимации. В лучшем случае студентам в теоретической форме указывают на существование таких приборов и пользы от их применения. Знакомства с такими приборами у студентов не происходит по причине отсутствия в колледжах и ВУЗах такого оборудования и наглядных пособий по эксплуатации таких приборов.
Самая большая проблема состоит в том, что реанимационные кареты оборудуют самым современным реанимационным оборудованием. Одним из пунктов комплектации машин являются автоматические приборы для СЛР. Эффективность их применения зависит не только от организма пациента, сложности случая, но и готовности и подготовленности медиков к их применению. К сожалению, ни младший, ни врачебный медицинский персонал не готовы применять такое оборудование на практике.
Для поддержания высокой эффективности СЛР на сегодняшний день существует ряд механических приспособлений, которые облегчают труд реаниматора, поддерживают высокие современные стандарты оказания неотложной помощи и позволяют проводить механический непрямой массаж сердца. В частности, это автоматическое устройство для сердечно-легочной реанимации ZOLL AutoPulse и системы компрессии грудной клетки LUCAS и Life-Stat.
Применение данных инновационных технологических решений в практической деятельности, позволит более комфортно, быстро и качественно обеспечить проведение сердечно-легочной реанимации.
Целью настоящей работы является оценка степени внедрения в повседневную практику автоматических устройств для СЛР и анализ уровня знакомства с инновационными технологиями у среднего медицинского персонала и студентов колледжа, а также оценка уровня знаний студентов медицинского колледжа о технике сердечно-легочной реанимации в соответствии с последними международными нормами и рекомендациями.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы по теме исследования;
2. Выявить особенности современного понимания СЛР и применение автоматических приборов;
3. Провести исследование с целью установления знания медицинским персоналом и студентами современных методов СЛР и готовности их применять;
4. Выявить проблемы, мешающие освоению современных технологий в СЛР, разработка способов их преодолению.
Гипотеза: студенты колледжа, в силу слабой осведомленности в вопросах применения автоматических приборов для СЛР бояться применять их на практике. Для преодоления этого страха необходимо проведение дополнительных занятий со студентами колледжа.
Предмет исследования: осведомленность студентов и работников среднего медицинского звена в сфере современных стандартов СЛР и готовность применять новые технологии на практике.
Объект исследования – студенты, работники отделений реанимации.
База исследования: МК им. В.М. Бехтерева; СПб ГБУЗ «Александровская больница», ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России, СПб ГБУЗ Клиническая больница Святителя Луки, Городская больница №9, СПб ГБУЗ «Городская больница № 26», Военно-медицинская академии им. С. М. Кирова МО РФ.
Методы исследования: анкетирование; анализ медицинской документации (инструкции; документы бухгалтерского учета; сайты закупок); опрос (работников отделений реанимации).
Работа состоит из введения, двух глав разбитых на параграфы согласно внутренней логике исследования, заключения и списка литературы. Общий объем работы 28 страниц.
Глава 1. Теоретические аспекты сердечно-легочной реанимации
1.1. Особенности оказания первой медицинской помощи (СЛР)
Сердечно-легочная реанимация (сокращенно СЛР) – это комплекс неотложных мероприятий при остановке сердца и дыхания, с помощью которого пытаются искусственно поддержать жизнедеятельность головного мозга до восстановления спонтанного кровообращения и дыхания. Состав этих мероприятий напрямую зависит от умений оказывающего помощь человека, условий их проведения и наличия определенного оборудования [1].
В идеале реанимация, проводимая человеком, не имеющим медицинского образования, состоит из закрытого массажа сердца, искусственного дыхания, применения автоматического наружного дефибриллятора. В реальности же такой комплекс практически никогда не выполняется, так как люди не умеют правильно проводить реанимационные мероприятия, а наружные внешние дефибрилляторы просто отсутствуют.
Рассмотрим историю развития сердечно-легочной реанимации.
Медицину всегда интересовала проблема оживления человека. В случаях длительного планомерного лечения обеспечивалось выздоровление пациента. В других случаях пациент умирал, несмотря на оказываемую ему помощь. Врачи пытались понять свои ошибки. Такой анализ носил эмпирический характер, как и сами попытки помощи.
Фактически таким анализом каждый врач занимался самостоятельно. Не было ни систематизации знаний, ни систематизации попыток анализа и достигнутых результатов. Именно по этой причине зарождение реанимации и ее развитие на ранних этапах не известны. Как отмечалось выше по причине отсутствия каких-либо подтвержденных исторических данных и документов.
Значение сердечно-легочной реанимации невозможно переоценить. Допустимые пределы времени, когда резкое нарушение кровообращения при шоке или клинической смерти еще имеют обратимый характер, ограничиваются 5-30 минутами. Немедленное начало реанимационных мероприятий позволяет не только предотвратить смерть мозга, восстановить функции организма, но и снизить у выживших количество инвалидизирующих осложнений.
Комплекс сердечно-легочной реанимации включает основную триаду:
искусственная вентиляция легких,
массаж сердца прямой или не прямой,
электродефибрилляция сердечной мышцы.
Каждый из этих методов имеет свою историю развития.
Первые достоверные сообщения об успешном оживлении относятся к 1650 году и связаны с реанимацией в Оксфорде молодой женщины после повешения, однако сердечно-легочная реанимация (СЛР) в ее современном виде при этом не использовалась.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова С.М. Современная реанимация. Проблемы. Перспективы. – Сыктывкар: Слово, 2016. – 560 с.
2. Артемьева С.С., Глинская А.В. Автоматизация процессов сердечно-легочной реанимации // Сборник статей Волгоградского государственного медицинского университета. – 2016. – № 3. – С. 55–67
3. Григорьева С.А., Малышева М.И. Специфические особенности методов современной сердечно-легочной реанимации // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной реанимации». – Омск: Омская государственная медицинская академия, 2017. – С. 97–116
4. Гридасова М.А., Буранов И.А. Недостатки подготовки медицинского персонала в вопросах проведения реанимационных мероприятий // Актуальные проблемы современной медицины и фармацевтики. Сборник статей. – Воронеж: Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, 2017. – С. 100–113
5. Дементьева А.А., Голубинская И.М. Сердечно-легочная реанимация. Справочник врача-реаниматолога. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 397 с.
6. Заборовская И.М. Обзор исследований по вопросам правил проведения и эффективности сердечно-легочной реанимации: особенности подходов в России и странах Европы // Материалы научно-практической конференции «Медицинские исследования в современной научной практике». – Самара: Самарский государственный медицинский университет, 2015. – С. 133–155
7. Краснощекова И.А., Соколовский С.С., Дружинина Г.А. Принципы и проблемы при заболеваниях дыхательной системы// Материалы научно-практической конференции «Евразийский научный форум. Секция «Медицинские и психологические науки»». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2016. – С. 43–54
8. Кузьмина О.Б., Дивина В.М. Сердечно-легочная реанимация. Перспективы развития направления медицины. – Самара: Формат, 2015. – 461 с.
9. Миронова С.Н., Савельева М.П. Сравнительный анализ возможностей автоматических приборов Auto Pulse и LUCAS. – СПб: Индикатор, 2016. – 842 с.
10. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Обзор основных автоматических аппаратов для сердечно-легочной реанимации // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития и применения автоматических средств сердечно-легочной реанимации в России и зарубежных странах». – Казань: Казанский государственный медицинский университет, 2017. – С. 56–84
11. Морозова О.П., Савельева А.Т. Методы применения автоматических приборов Auto Pulse и LUCAS. – Новороссийск: Литера А, 2015. – 718 с.
12. Панков А.М., Володин М.И. Стандарты оснащения реанимационных отделений в России и Европе. – Калуга: Форпост, 2017. – 1189 с.
13. Соколова Ю.Е. Современная сердечно-легочная реанимация. Европейский подход к оказанию первой помощи. – Ярославль: Альянс, 2015. – 356 с.
14. Терентьев Н.И. Сердечно-легочная реанимация. Историография направления. – Тверь: Форум, 2016. – 381 с.
15. Федорова И.С. Особенности обучения медицинских сотрудников применению современных приборов, методов, способов сердечно-легочной реанимации. – Казань: МедиКо, 2016. – 645 с.
16. Фомина О.Н. Обучение персонала медицинских учреждений использованию реанимационных устройств. – Иркутск: Параграф, 2017. – 775 с.
17. Холодилова А.О., Власова Е.А. Эволюция взглядов на оснащение реанимации. Требования к автоматическим приборам и подготовке персонала. – Чебоксары: Минарет, 2016. – 974 с.
18. Юличева Д.В. Первоочередные действия при остановке сердечной деятельности и дыхания. – Казань: Издательство Казанского государственного медицинского университета, 2016. – 342 с.
19. Яковенко М.П. Особенности применения автоматического прибора LUCAS. Преимущества и недостатки. – Волгоград: Перемена, 2017. – 649 с.
20. Яковлев А.И. Проблемы и недостатки автоматических приборов Auto Pulse. – Нижний Новгород: Сфера, 2016. – 732 с.