Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена длительным реформированием данной отрасли. Современная российская система пенсионного обеспечения начала формироваться в 2002 г. Еще в 1995 г. Правительством Российской Федерации были провозглашены основные цели, принципы и направления пенсионной реформы, необходимость которой обосновывалась демографическими процессами, а именно старением населения, а также неэффективностью действующего в то время принципа солидарности поколений, когда работающее население обеспечивает пенсию неработающему. B качестве единственного выхода из сложившейся ситуации было предложено отказаться от финансирования пенсий государством и передать эту обязанность самим будущим пенсионерам, т.е. перейти к накопительному формированию пенсий. Отметим, что в развитых странах накопительная составляющая в структуре национальных пенсионных систем не обязательна.
Например, с 1 января 2015 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию закреплена законодательная возможность учета периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до указанной даты и засчитывались в трудовой стаж в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных названным законодательством (часть 8 статьи 13 Закона N 400-ФЗ).
Так же актуальность темы работы обусловлена тем, что в последнее время в связи с реформированием системы пенсионного обеспечения возрос интерес к правовой проблематике. В правовой науке общепризнано, что пенсионное обеспечение является самым значимым видом социального обеспечения по числу его субъектов и по объему расходуемых на него денежных средств.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи назначением и получением страховых пенсий.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие страховые пенсии, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы является изучении страховых пенсий и их классификации.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть понятие и значение страховых пенсий;
• изучить правовое регулирование страховых пенсий;
• проанализировать порядок обращения за страховыми пенсиями;
• исследовать страховую пенсию по старости ее виды (условия назначения, размер и сроки) ;
• рассмотреть страховую пенсию по инвалидности (условия назначения, размер и сроки);
• изучить страховую пенсию по случаю потери кормильца (условия назначения, размер и сроки) .
Нормативно-правовой основой данной работы является Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «О страховых пенсиях» и другие нормативные правовые акты.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Теоретическую основу данного исследования составили работы таких авторов как: Азарова Е.Г., Андриченко Л.В., Бочарникова М.А., Голованова Н.А., Захаров М.Л., Коршунова Т.Ю., Ломакина Л.А., Плюгина И.В., Серегина Л.В., Чиканова Л.А., Боголюбов А.В., Борисов А.Н., Воробьев Е.Г., Воронин Ю.В., Савицкая Т.М., Гусев А.Ю., Чирков С.А., Шкатулла В.И. и других.
Hормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и другие.
Методологическая основа работы - для достижения поставленных целей и решения задач использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы познания правовых явлений.
B работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, исторический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики, содержащие сведения о предоставлении страховой пенсии по случаю потери кормильца в гражданских судах Росиийской Федерации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и используемых источников.
1. Общая характеристика страховых пенсий
1.1. Понятие и значение страховых пенсий
Право на страховую пенсию имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (п. п. 1 и 3 ст. 4 Закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), но только при выполнении трех основных условий:
- достижение установленного законом пенсионного возраста;
- наличие страхового стажа определенной продолжительности (т.е. минимального стажа уплаты страховых взносов);
- наличие индивидуального пенсионного коэффициента, минимальный размер которого установлен законом.
Возрастной стандарт сохранился, он неизменен более 80 лет, со времени введения в нашей стране пенсий по старости. Итак, условие первое - застрахованное лицо должно достичь пенсионного возраста. Следует отметить, что повышения пенсионного возраста не произошло, он по-прежнему составляет для мужчин 60 лет, для женщин - 55 лет (п. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, пенсионный возраст в РФ сохраняется на прежнем, сравнительно низком, уровне, что соответствует продолжительности жизни россиян. Вместе с тем новое пенсионное законодательство вводит правила, стимулирующие более поздний выход на пенсию в целях увеличения размера страховой пенсии. При этом сохраняются нормы, позволяющие совмещать страховую пенсию с работой.
Условие второе - страховой стаж застрахованного лица не ниже минимального размера (п. 2 ст. 8 Закона N 400-ФЗ).
Ранее, до 1 января 2015 г., стажевые условия, определяющие право на пенсию по старости, были иные: по Закону СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» - 25 и 20 лет (соответственно для мужчин и женщин) для получения полной пенсии; по Закону РСФСР от 20.11.1990 они не изменились; по Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранилось лишь одно условие - наличие не менее 5 лет страхового стажа.
Следует помнить, что наличие минимального страхового стажа является условием вхождения в систему обязательного пенсионного страхования и не влияет на исчисление размера пенсии.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Для определения пенсионных прав имеют значение две группы периодов. Первую группу составляют страховые периоды, т.е. периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Вторую группу составляют периоды, не являющиеся страховыми, но в силу социальной значимости засчитываемые в страховой стаж.
Одно из существенных нововведений Закона N 400-ФЗ заключается в трехкратном повышении минимального страхового стажа, определяющего право на получение пенсии по старости. Он будет повышаться постепенно, начиная с 2015 г. на один год, но все равно приведет к лишению права на пенсию по старости многих граждан, в основном из числа женщин, имеющих страховой стаж 5 лет или более, но не могущих по каким-либо причинам приобрести ко времени достижения пенсионного возраста 15-летний страховой стаж. Перспектива получить страховую пенсию у таких граждан сохраняется, но при условии приобретения ими впоследствии страхового стажа не менее 15 лет.
Итак, по старому Закону N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» страховой стаж, необходимый для права на пенсию, составлял 5 лет. Законом N 400-ФЗ предусмотрено постепенное увеличение продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости. К 2024 г. в результате поэтапного увеличения продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, он достигнет 15 лет (п. 2 ст. 35 Закона N 400-ФЗ).
Здесь следует обратить внимание на то, что необходимая продолжительность страхового стажа будет определяться на день достижения гражданином пенсионного возраста, т.е. на день, когда женщине исполнилось 55 лет, а мужчине - 60 лет (п. 2 ст. 35 Закона N 400-ФЗ).
Те граждане, страховой стаж которых к 2025 г. будет менее 15 лет, будут иметь право на социальную пенсию. Однако возраст ее установления выше, чем страховой пенсии по старости (женщины - в 55 лет, мужчины - в 60 лет).
Страховой стаж для назначения пенсии определяют на основании сведений персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ. Сейчас это разд. 6 формы РСВ-1 ПФР. Иногда определяют стаж и по трудовым договорам, справкам с предыдущих мест работы, военным билетам и другим документам, показаниям свидетелей (ст. 14 Закона N 400-ФЗ).
Условие третье - индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) должен составлять не менее установленной величины (п. 3 ст. 8 Закона N 400-ФЗ).
Федеральным законом «О страховых пенсиях» установлено новое условие для приобретения права на страховую пенсию по старости. Это определенное число так называемых пенсионных баллов.
Индивидуальный пенсионный коэффициент - понятие абсолютно новое для российской пенсионной системы. Каждый год работодатель перечисляет за своего работника страховые взносы в Пенсионный фонд России на его будущую пенсию. Эти взносы будут пересчитываться из денег в баллы. То есть пенсионные баллы - это параметр, которым оценивается каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд России и варианта пенсионного обеспечения.
Количество баллов будет зависеть от «белой» заработной платы: чем она выше, тем их больше. За год максимально можно сформировать максимально 10 баллов (те, у кого кроме страховой формируется и накопительная пенсия максимально за год смогут набрать не более 6,25 балла).
Количество баллов, необходимых для назначения страховой пенсии, будет постепенно повышаться: ежегодно увеличиваться на 2,4, пока не достигнет 30 в 2021 г. и последующие годы (табл. 2).
Сможет ли работник с низким заработком или при неполной рабочей неделе приобрести нужные баллы и, следовательно, право на страховую пенсию по старости ко времени достижения пенсионного возраста? Вопрос открытый, и ответить на него возможно будет только со временем.
Таким образом, необходимо помнить, что больший пенсионный коэффициент при равной заработной плате будет у гражданина, который отказался от дальнейшего формирования накопительной пенсии. Однако этот вопрос всегда остается на усмотрение будущего пенсионера.
Итак, в расчете пенсии будет участвовать индивидуальный пенсионный коэффициент, который определяется в баллах. У каждого работника будет свое количество баллов, которое он заработает.
1.2. Правовое регулирование страховых пенсий
Вначале параграфа следует отметить, что 2015 год стал отправной точкой реализации очередного этапа пенсионной реформы, направленного на усовершенствование пенсионной системы России. В частности, с 1 января 2015 г. вступил в силу Закон о страховых пенсиях, которым был введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии. В соответствии со ст. 8 названного Закона условиями назначения страховой пенсии по старости являются:
1) достижение пенсионного возраста;
2) наличие минимального страхового стажа;
3) наличие индивидуального пенсионного коэффициента.
При этом возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) пока сохранен на прежнем уровне. Вместе с тем новый Закон направлен на стимулирование более позднего выхода на пенсию: введены коэффициенты, увеличивающие фиксированный платеж и размер страховой пенсии. Они предусмотрены для тех, кто при достижении установленного возраста не обратился за назначением страховой пенсии или отказался от ее получения. Например, при назначении страховой пенсии позднее наступления права на пять лет она увеличится на 45%. Фиксированный базовый размер будет больше на 36%.
Заметно изменились требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости: с 5 лет, необходимых ранее, он вырастет до 15 лет. При этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, будет увеличиваться постепенно: в 2015 году - шесть лет; в 2016 году - семь лет и так далее до достижения 15 лет в 2024 году.
Новым условием для назначения пенсии является наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона о страховых пенсиях.
Кроме этого, указанным Законом предусматривается изменение порядка индексации фиксированного базового размера, устанавливаемого к страховой пенсии. Законом определена дата увеличения с 1 февраля каждого года. С 1 апреля Правительство РФ вправе только дополнительно увеличить это размер.
Закон о страховых пенсиях практически не затронул интересы тех граждан, которые являлись пенсионерами на дату вступления его в силу. Они продолжают получать пенсию в размере не меньшем, чем прежний. А вот в отношении тех, кто только начинает трудовую деятельность, возникают сомнения в том, что при нынешних условиях они смогут приобрести право на пенсию в установленном Законом о страховых пенсиях возрасте. Впрочем, им тоже не стоит расстраиваться. Следует напомнить, что с начала возникновения пенсионного законодательства РФ это уже третий Закон, регулирующий пенсионное обеспечение. Первый из них был принят 20 ноября 1990 г., второй - 17 декабря 2001 г., действующий - 28 декабря 2013 г. Фактически пенсионное законодательство меняется каждые 10 лет. Поэтому, скорее всего, через 10 лет наступит время для очередной пенсионной реформы.
Наряду с возрастом и инвалидностью в качестве основания социального обеспечения Конституция называет потерю кормильца. Это смерть или безвестное отсутствие лица, которое содержало детей и других членов своей семьи либо было обязано содержать в силу закона. При потере кормильца социальное обеспечение может, в частности, выражаться в пенсионном обеспечении его взрослых иждивенцев (независимо от возраста и трудоспособности последних), если они заняты уходом за детьми, не достигшими 14-летнего возраста, и не работают. То есть законодатель признает социально оправданным семейный уход за такими детьми, гарантируя осуществляющему его лицу компенсацию утраченного им дохода кормильца.
Понятия «потеря кормильца» и «воспитание детей» как основания социального обеспечения связаны с положениями ст. 38 Конституции, которая гласит, что забота о детях, их воспитание - не только право, но и обязанность родителей. Еще в большей мере названные основания опираются на сложившееся отраслевое правовое регулирование, согласно которому родители обязаны содержать детей и несут ответственность (вплоть до уголовной) за злостное уклонение от выполнения этой обязанности, а государство лишь помогает (при необходимости) родителям и детям, в том числе предоставляя тем и (или) другим блага социального обеспечения. Отсюда и фигура кормильца - отца и (или) матери, иногда других членов семьи и соответствующее основание социального обеспечения (в первую очередь ребенка) при потере кормильца. Не удивительно поэтому представление в литературе по конституционному праву и праву социального обеспечения о том, что ребенок - при наличии у него семьи - может получать блага социального обеспечения не напрямую как индивид - человек и гражданин, а как член конкретной семьи в виде адресной его поддержки, т.е. нередко после проверки нуждаемости. Не случайно в научной и учебной литературе часто говорится о социальном обеспечении человека и его семьи, о необходимости определения понятия семьи как самостоятельного субъекта права социального обеспечения. Это представление опирается и на международно-правовые акты, где нередко фигурирует понятие «человек и его семья». Противопоставление (или объединение) понятий человека и его семьи (которая включает прежде всего и главным образом детей, но при этом как бы не считает их отдельными «человеками») предопределяет, на наш взгляд, необоснованно суженные, меньшие гарантии социального обеспечения детей по сравнению со взрослыми, ставит тех и других в неравное правовое положение. Более того, бытует убеждение, что каждый человек должен взвешивать свое материальное положение, возможности содержать будущих детей и потому не вправе следовать биологическим потребностям и предназначению, а тем более претендовать на какую-либо существенную поддержку со стороны общества, в особенности той его части, которая не может себе позволить «плодить нищету». Но дети не должны страдать из-за нерационального или неразумного поведения родителей, дарующих им жизнь, оставаться из-за этого без жизненных средств. Между тем фактически - в соответствии с отраслевым законодательством (но, на наш взгляд, вопреки требованиям Конституции и международным обязательствам) - дети в отличие от взрослых зачастую могут претендовать на полноценное социальное обеспечение лишь при отсутствии родительского попечения или при явной недостаточности у семьи средств для их содержания. Иначе говоря, пока родители не дошли до определенного предела - черты бедности, удовлетворение
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция N 128 Международной организации труда «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца. Заключена в г. Женеве 29.06.1967 //Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1531 - 1552.
2. Конвенция N 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения». Заключена в г. Женеве 28.06.1952 // Авторское право. Международная Организация Труда. Воспроизведение разрешено.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Российская газета, N 296, 31.12.2013.
9. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, N 14, ст. 1401.
10. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, N 22, 01.06.1998, ст. 2331.
11. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
12. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Российская газета, N 234, 02.12.1995.
13. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» // Российская газета, N 19, 25.01.1995.
14. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.
15. Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 N 790 «О мераx по реализации Kонцепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (ред. от 30.05.1997) // Российская газета. 23.08.1995. N 163.
16. Постановление Правления ПФ РФ от 31.07.2006 N 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 48, 27.11.2006.
17. Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 N 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» // Собрание законодательства РФ, 18.07.2011, N 29, ст. 4479.
18. Приказ Минтруда России от 28.11.2014 N 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» // Российская газета, N 6, 16.01.2015.
19. Постановление Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета, N 100, 05.06.2002. Утратил силу.
20. Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» // Российская газета, N 235, 19.11.2003.
21. Европейский кодекс социального обеспечения (с учетом соответствующего Протокола) вступил в силу 17.03.1968. По состоянию на 19.05.2016 данный Кодекс в редакции Протокола ратифицировали 7 государств. Российская Федерация в их число не входит.
22. Определение Конституционного Суда РФ от 06.11.2014 N 2428-О «По запросу Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области о проверке конституционности пункта 4 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
23. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 1131-О // СПС «КонсультантПлюс».
24. Определение Верховного Суда РФ от 14.07.2015 N 26-КГ15-43 // СПС «КонсультантПлюс».
25. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 30.01.1992, N 5, ст. 180.
26. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.12.2015 N 33-20623/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
27. Постановление Президиума Московского областного суда от 30.11.2016 по делу N 44Г-229/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
28. Азарова Е.Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права. 2015. N 2. С. 65 - 81.
29. Азарова Е.Г., Андриченко Л.В., Бочарникова М.А., Голованова Н.А., Захаров М.Л., Коршунова Т.Ю., Ломакина Л.А., Плюгина И.В., Серегина Л.В., Чиканова Л.А. Аналитический обзор на тему: «Соответствие российского законодательства требованиям международной организации труда» / отв. ред. Л.А. Чиканова // СПС КонсультантПлюс. 2014.
30. Алиев А. Пенсионный парашют. Решит ли отмена накопительной части проблемы российской пенсионной системы? // ЕxреrtОnlinе. 27.07.2012.
31. Березина Е. Из чего складывается наша будущая пенсия // Налоговый вестник - Консультации. Разъяснения. Мнения. 2016. N 6. С. 10.
32. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный). М.: Деловой двор, 2015. С. 84.
33. Воронин Ю.В., Савицкая Т.М. Проблемы реализации стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2016. N 4. С. 3.
34. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях / Отв. ред. Ю.В. Воронин. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 490 - 498 (комментарий к ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - автор Ю.В. Воронин).
35. Круг застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования лиц закреплен в статье 7 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4832.
36. Кузнецова В.П. Выход на пенсию работника // Отдел кадров коммерческой организации. 2016. N 10. С. 49.
37. Роик В.Д. Экономика, финансы и право социального обеспечения. Институты и страховые механизмы. М., 2014. С. 13.
38. Соловьев А.К., Донцова С.А. Проблемы применения показателя коэффициента замещения трудовой пенсии // Уровень жизни населения регионов России. 2008. N 8. С. 37 - 50.
39. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 5. С. 78.
40. Чирков С.А. Главное о праве на страховую пенсию и правилах исчисления ее размера с 1 января 2015 года // СПС «КонсультантПлюс».
41. Чирков С.А. О факте нахождения детей на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца // СПС КонсультантПлюс. 2016.
42. Шкатулла В.И. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: постатейный научно-практический комментарий. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 23. С. 64.