Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подписан 29 мая 2014 года и вступил в силу с 1 января 2015 года. В состав союза вошли Россия, Казахстан, Республика Беларусь, Кыргызстан, Армения. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). С 1 января 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС.
Формирование Союза должно завершиться к 2025 г. При этом главы всех государств-участников ЕАЭС подчеркивают исключительно экономическую природу создающегося интеграционного образования, делая громкие заявления об открывающихся в связи с этим перспективах значительного экономического роста.
Однако экономисты и аналитики государств-членов Союза пытаются реально оценить выгоды от развития евразийской экономической интеграции. В Армении такие исследования проводятся, главным образом, экспертами независимых аналитических организаций (например, научно-образовательного фонда «Нораванк»).
В Белоруссии подобным анализом занимаются исследователи Белорусского государственного университета (например, Центра международных исследований ФМО БГУ), а также многочисленных независимых научно-исследовательских центров, в первую очередь, оппозиционной направленности.
Несколько иная картина наблюдается в Казахстане: ключевые разработки в области экономической составляющей Союза публикуются в рамках государственных институтов (преимущественно Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК). В Кыргызстане исследованиями в основном занимается Национальный институт стратегических исследований.
Сторонники евразийской интеграции в Армении, Белоруссии, Казахстане и Кыргызстане называют главным преимуществом создания ЕАЭС взаимное открытие рынков. Они ожидают, что в рамках Союза вырастет экспорт, повысится инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность экономик государств.
Ашот Тавадян в Армении, Михаил Ковалев в Белоруссии, Булат Султанов и Рахман Алшанов в Казахстане, Талант Султанов в Кыргызстане рассчитывают, что эти факторы приведут к росту национального благосостояния, развитию бизнеса и повышению уровня жизни в странах ЕАЭС.
Вместе с тем некоторые исследователи ставят под сомнение перспективы реального достижения провозглашаемых выгод. Например, директор по исследованиям белорусского «Либерального клуба» Евгений Прейгерман и эксперт Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов считают, что участники Евразийского союза пока не готовы к формированию подлинно единого рынка: сам договор о создании ЕАЭС предусматривает множество исключений из режима свободной торговли.
Схожей позиции придерживается белорусский экономист Сергей Чалый, напоминающий о том, что далеко не все положенные в основу ЕврАзЭС принципы были реализованы на практике. В связи с этим возникает вопрос: не повторит ли ЕАЭС судьбу предшествовавших ему образований?
С. Чалому вторит директор казахстанского Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев: по его мнению, сначала следовало бы полностью воплотить в жизнь Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП) и только потом переходить к следующему этапу интеграции. В целом многие эксперты согласны с тем, что с высокой долей вероятности ЕАЭС будет существовать лишь на бумаге.
Для Белоруссии и Казахстана экономическая интеграция с Россией – традиционный вектор развития регионального сотрудничества. Аналитики часто рассматривают ее как безальтернативный путь, указывая на взаимозависимость экономик членов Союза.
Создание ЕАЭС получило широкую поддержку в экспертных кругах Белоруссии и Казахстана. Исследователи ожидают, что функционирование Союза приведет к увеличению товарооборота, повышению внутренних и внешних инвестиций и, как следствие, к значительному росту экономики.
Например, в Казахстане директор Института международного и регионального сотрудничества Булат Султанов видит в этом перспективы переориентации экономики государства с преимущественно сырьевой модели на высокотехнологичные секторы. Он рассчитывает на упрощение транзита казахстанской продукции на европейские рынки за счет создания единого экономического пространства в Союзе.
Однако у идеи углубления экономической интеграции в ЕАЭС есть и оппоненты среди белорусских и казахстанских аналитиков.
Так, в Белоруссии нередко звучат мнения о том, что представителям страны не удалось полностью отстоять национальные интересы при согласовании принципов единого рынка. В частности, главным мотивом вывода интеграции на новый уровень называют достижение соглашения с Россией по поводу экспортных пошлин на нефтепродукты.
Долгое время пошлины за вывоз ряда нефтепродуктов с территории Белоруссии направлялись в российский бюджет, из-за чего страна теряла до 4 млрд долл. ежегодно. Отказ от такого регулирования был главным требованием Белоруссии при создании ЕАЭС, но удалось достичь только частичного компромисса: государства заключили отдельное соглашение, предполагающее пересмотр порядка распределения пошлин.
О перечислении полученных от них средств в бюджет Белоруссии в полном объеме речь идет только в 2015 г. – для компенсации потерь государства от налогового маневра в России.
Основную оппозицию евразийскому вектору внешней политики Белоруссии составляют сторонники евроинтеграции государства. Большинство аргументов против ЕАЭС имеют политический характер, однако Евразийский союз как альтернатива ЕС представляется некоторым экспертам и экономически невыгодным.
Так, глава Рады Консорциума «ЕвроБеларусь» Владимир Мацкевич и директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров опасаются, что евразийская интеграция лишит белорусскую экономику возможности модернизации и продвижения инноваций, воспрепятствует ее долгосрочному развитию.
В Казахстане некоторые эксперты, оценивая итоги функционирования ТС и ЕЭП, приходят к выводу, что участие в подобных интеграционных проектах невыгодно для государства. Так, Аскар Нурша и Досым Сатпаев указывают, что увеличение товарооборота между странами-партнерами при ближайшем рассмотрении достигается в Казахстане за счет роста импорта и падения экспорта.
Это, безусловно, негативно скажется на экономическом развитии страны в долгосрочной перспективе. Экономист Петр Своик, поддерживая их, напоминает, что основной экспорт Казахстана направлен за пределы территории ЕАЭС, а значит, установление довольно высокого общего таможенного тарифа в Союзе наносит ущерб внешней торговле государства.
Звучат предупреждения и о возможном снижении уровня жизни населения в стране из-за функционирования ЕАЭС: обеспечение свободы движения товаров может привести к повышению цен в Казахстане до российского уровня. Кроме того, казахстанские аналитики опасаются, что свобода передвижения людей обернется «утечкой мозгов» из Казахстана в Россию, где выше уровень зарплат.
Цель исследования – изучить и проанализировать состояние и перспективы ЕАЭС в оценках российских и западных специалистов.
Задачи исследования:
1) изучить идейную основу создания ЕАЭС;
2) рассмотреть достижения и проблемы ЕАЭС;
3) проанализировать состояние и перспективы ЕАЭС в оценках российских и западных специалистов.
Объект исследования – мнение российских и западных специалистов.
Предмет исследования - состояние и перспективы ЕАЭС
Хронологические и территориальные рамки охватывают время создания ЕАЭС 2015 год и год данного исследования – начало 2018 г.
Методологическая основа и методы исследования. В работе использовались следующие методы – изучение специализированной литературы, статистики, анализ полученных данных.
При написании данной работы были использованы следующие источники – научные труды, книги, статьи и интернет источники.
Обоснование новизны данной работы состоит в том, что анализ состояния и перспектив ЕАЭС проводится в оценках российских и западных специалистов.
1 ИДЕЙНАЯ ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЕАЭС
1.1 Предпосылки и история создания ЕАЭС
Причины и предпосылки интеграции весьма многообразны. В условиях современного этапа НТП все более углубляющееся взаимопроникновение и сращивание экономик становится для многих стран объективной необходимостью, так как вытекает из потребностей развития их производительных сил. Эта необходимость проявляется, прежде всего, у высокоразвитых стран, особенно у тех, которые имеют ограниченные экономические ресурсы и внутренние рынки.
Для таких стран экономическая интеграция открывает возможности наиболее эффективного использования экономического потенциала и достижения более высоких темпов научно-технического прогресса, предоставляя им доступ к более широкому рынку, охватывающему несколько стран, а также облегчая концентрацию средств в выбранных отраслях производства. Для многих государств экономическая интеграция создает возможности более эффективной специализации в научно-технических исследованиях. Вместе с тем она позволяет объединить ресурсы интегрирующихся стран с целью развития определенных видов производства или научных исследований, когда необходимые для этого средства превышают возможности каждого участника, в отдельности. Повышая эффективность использования ресурсов, интеграция приводит в движение новые источники экономического роста и тем самым способствует созданию условий для улучшения экономических и политических позиций участвующих в ней стран.
Необходимым условием интеграции определенных стран является, во-первых, наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей перемещение товаров; во-вторых, принятие вполне определенных экономических и политических решений со стороны правительственных органов. Огромное значение имеет также создание условий для облегчения перемещения факторов производства. Взаимодополняемость интернирующихся хозяйств зависит и от их экономической зрелости, при этом быстрее интегрируются страны с приблизительно одинаковым уровнем развития, прежде всего индустриально развитые, например, входящие в Европейский Союз, Европейскую ассоциацию свободной торговли. Предпосылками международной интеграции являются :
1) Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интернирующихся стран. За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности.
В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран;
2) Географическая близость интернирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран - интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.
Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующийся странами. Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.
Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.
Эффект домино. После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли – НАФТА.
Созданный в 2014 году Евразийский экономический союз (ЕАЭС) нередко воспринимается на Западе как некое «второе издание СССР» . Однако на деле совершенно очевидно, что образцом для ЕАЭС выступает не ушедший навсегда в прошлое Советский Союз, а современные европейские и другие региональные интеграционные объединения. И это неудивительно, ведь его идейно-политической основой является созданная выдающимися представителями отечественного интеллектуального сообщества первой половины XX века доктрина евразийства.
Это учение, отстаивающее историческую самобытность не сводимой ни к Западу, ни к Востоку евразийской цивилизации, основу которой образует многовековой плодоносный синтез византийско-греческой, славянской, тюркской и восточно-романской культур, всегда исходило из необходимости создания альтернативного «советскому проекту» объединения свободных и равноправных государств и народов срединной части Евразийского континента.
В 90-е годы, после обусловленного сложным сочетанием объективных и субъективных причин распада Советского Союза и образования на постсоветском пространстве новых независимых государств, идеи евразийской интеграции были подхвачены главой Казахстана Н. А. Назарбаевым, который в 1994 году выступил с подробным и развернутым проектом создания государствами – членами СНГ нового интеграционного объединения – Евразийского Союза равноправных независимых государств, направленного на реализацию национально-государственных интересов каждой из стран-участниц и их совокупного интеграционного потенциала .
В связи с ограниченным объемом работы описывать историю евразийской интеграции в период следующих 20 лет мы не будем, так как она достаточно детализирована на страницах официальных изданий Евразийской экономической комиссии . 19 декабря 2011 года Высший Евразийский экономический совет… ввел в действие с 1 января 2012 года международные договоры, формирующие Еди- ное экономическое пространство. Реализация этих и других международных договоров, и договоренностей по сбалансированной макроэкономической, бюджетной и конкурентной политике, по структурным реформам рынков труда, капиталов, товаров и услуг и по созданию евразийских сетей в сфере энергетики, транспорта и телекоммуникаций определена как основа создания Евразийского экономического союза» .
Говоря о причинах формирования Евразийского экономического союза Президент России в своей статье «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня» , обобщая ранее высказанные им идеи, акцентировал особое внимание на том, что в период поиска выхода из начавшегося в 2008 году глобального системного кризиса и связанной с этой разработкой новых моделей глобального развития совершенно необходима «выработка общих подходов, что называется, «снизу».
Сперва – внутри сложившихся региональных структур – ЕС, НАФТА, АТЭС, АСЕАН и других, а затем – путем диалога между ними. Именно из таких интеграционных “кирпичиков” может сложиться более устойчивый характер мировой экономики. История начавшейся после выхода этой программной статьи, напряженной трехлетней практической работы по формированию Евразийского экономического союза, развивалась на наших глазах. Невзирая на попытки сорвать полномасштабное формирование ЕАЭС (в том числе и путем создания «рукотворного» политического кризиса и последовавшего за ним внутреннего вооруженного конфликта на Украине), в мае 2014 года лидеры Беларуси, Казахстана и России подписали Договор о Евразийском экономическом союзе . В декабре 2014 года к нему присоединилась Армения, а в мае 2015 года – Кыргызстан. С 1 января 2015 года начался процесс практической реализации вступившего в силу Договора о новом Союзе.
1.2 Структура институтов и органов ЕАЭС
ЕАЭС - международное интеграционное экономическое объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства. В инфографике - основные показатели экономики, энергетики и промышленности государств-членов и объемы взаимной торговли.
Евразийский экономический союз был создан 1 января 2015 года, в него входят Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Россия.
В рамках союза обеспечена свобода передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики .
Межправительственный совет — орган союза, который обеспечивает реализацию и контроль за исполнением договора и решений Высшего Евразийского экономического совета (на уровне президентов), дает поручения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Существенная часть принципиальных вопросов интеграционного сотрудничества государств ЕАЭС рассматривается в рамках Межправительственного совета.
В 2016 года в органах союза, включая Межправительственный совет, председательствует Казахстан.
На современном этапе развития международного права признается положение, в соответствии с которым государства, создавая международные организации, наделяют их определенной правоспособностью и дееспособностью, признавая за ними способность, иметь права и обязанности, участвовать в создании, применении и соблюдении норм международного права. Это положение свидетельствует о том, что создается новый субъект международного права, который наряду с ними осуществляет правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества. Способность международных организаций и, в частности, ЕАЭС совершать юридически значимые действия от своего имени предполагает наличие у них относительно обособленной правовой воли. Именно согласованная воля международной организации носит межгосударственный характер и лежит в основе международной правосубъектности. Источником такой согласованной воли, ее правовой основой является договор о создании ЕАЭС, что означает то, что ни сам союз, ни его органы не могут совершать действий, выходящих за рамки данного учредительного акта. Однако наделение международных организаций правами и обязанностями не означает их приравнивания к первичным субъектам международного права государствам. Объем их правосубъектности значительно меньше и носит целевой характер .
Общеизвестно, что «международная межправительственная организация представляет собой объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета...». Следовательно, международной региональной организацией является организация, обладающая совокупностью основных признаков международной межправительственной организации, существенная особенность которой состоит в том, что ее членами могут быть государства только определенного географического региона. ЕАЭС является региональной организацией, хотя и открыт для присоединения к нему всех государств, которые примут на себя обязательства, вытекающие из Договора о создании ЕАЭС и других действующих в рамках Союза государств-членов договоров.
Далее охарактеризуем Евразийский экономический союз с позиции основных признаков международной межправительственной региональной организации. Во-первых, учредительный акт — базисная основа любой международной организации, а договорной основой создания ЕАЭС является Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (вступающий в силу 1 января 2015 г.), который представляет собой полноценный учредительный акт международной организации. В целом, Договор о Евразийском экономическом союзе — это довольно объемный международно-правовой документ, включающий в себя 118 статей. Структурно он состоит из преамбулы и четырех частей (содержащих 28 разделов), посвященных: учреждению Евразийского экономического союза, Таможенному союзу, Единому экономическому пространству и переходным, заключительным положениям, соответственно .
Также в качестве приложений к Договору о ЕАЭС включено еще 32 документа. Во