Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Финансирование образовательных учреждений остается актуальной проблемой сферы
образования в России. Действующая система денежного обеспечения детских садов, школ,
университетов была сформирована в социально-экономических условиях, разительно
отличающихся от современных.
В последние годы экспертов сферы образования особенно беспокоят такие вопросы:
2
неравномерность распределения финансовых средств между образовательными
учреждениями;
слабое стимулирование школ к экономии денежных ресурсов;
размытость механизмов финансирования обновления и улучшения школьной
инфраструктуры.
Переход к рыночным условиям хозяйствования, изменения в законодательстве существенно
расширили права образовательных учреждений в части осуществления самостоятельной
приносящей доходы деятельности, предоставив право образовательным учреждениям
осуществлять различные виды предпринимательской деятельности и оказывать платные
образовательные услуги, в том числе осуществлять платное обучение.
1 Теоретические аспекты финансирования образовательных учреждений
1.1 Функции участников процесса финансирования образования
Основным источником финансирования образования является бюджет (государственный,
региональный или муниципальный), то и финансирование образования определяется
следующими факторами:
• схемой бюджетного финансирования образования в РФ;
• распределением функций между органами, участвующими в финансировании образования.
Схема выглядит, с одной стороны, достаточно сложной, с другой стороны, несколько упрощенной.
1.2 Подходы к финансированию образовательных учреждений
Право каждого гражданина Российской Федерации на получение среднего образования
закреплено в ст. 43 Конституции РФ. Поэтому сохранение бесплатной системы образования,
функционирование которой достигается за счет бюджетного финансирования деятельности
образовательных учреждений, остается приоритетным.
Но в условиях нового времени существующая система спонсирования школ изжила себя. Как
свидетельствуют статистические данные, Госказначейство покрывает около 30-40 % потребностей
образовательного учреждения, что гарантирует лишь слабое обеспечение деятельности школ на
текущем уровне и вызывает:
1. Качественное и количественное снижение материально-технических ресурсов,
необходимых для ведения воспитательно-образовательного процесса.
2. Кадровые проблемы: работа в сфере образования является непристижной, как следствие
— невостребованной.
3. Территориальная дифференциация образовательного учреждения не учитывается.
3
Сложившаяся ситуация подтолкнула экспертов отрасли к созданию новой системы финансового
обеспечения школ, закрепленной в Бюджетном Кодексе РФ. Особенности данной модели
иллюстрирует таблица 1.
Источники финансирования образовательных учреждений. В условиях, когда бюджетное
субсидирование не позволяет в полной мере покрыть расходы школы по поддержанию
непрерывного процесса предоставления воспитательно-образовательных услуг, школы стараются
изменить действующие механизмы финансового обеспечения и найти дополнительные
возможности для получения денежных дотаций.
Основные источники финансирования работы образовательных учреждений:
1. Получение дополнительных доходов от использования имущества. В случае достижения
договоренности с учредителем, школьная администрация имеет право передавать отдельные
объекты инфраструктуры в лизинг или аренду.
2. Предоставление платных образовательных услуг в соответствии с установленным
регламентом.
3. Выполнение обязанностей по развитию отдельных отраслей образования с целью
получения грантов, спонсорской поддержки.
4. Достижение дополнительных показателей — высоких результатов освоения отдельных
дисциплин или определенного места в общешкольном рейтинге на муниципальном,
федеральном уровнях.
5. Экономия расходов хозяйственной деятельности. Поскольку финансовые ресурсы на
погашение коммунальных платежей переводятся на счет ОУ, экономия позволяет обеспечить
стабильный источник дополнительного дохода.
Подушевое финансирование образовательных учреждений. Переход на обеспечение
финансовыми средствами ОУ по нормативному образцу обсуждается на протяжении нескольких
лет.
Подушевое финансирование функционирования образовательных учреждений можно объяснить
одним предложением — «деньги следуют за учащимися».
Эта модель реализовывается следующим образом: Определяется значение норматива на 1
учащего (воспитанника детского сада, школьника, студента). ОУ ежегодно получают дотации в
соответствии с количеством учеников. Реализация подушевого денежного обеспечения школ
позволит перестроить модель предоставления матпомощи ОУ и подчинить ее современным
реалиям.
2 Анализ финансового планирования и управления в ЧОУ «Школа – интернат №11 ОАО «РЖД»
2.1 Организационно-правовые основы деятельности ЧОУ «Школа – интернат №11 ОАО «РЖД»
4
Полное наименование учреждения: Частное общеобразовательное учреждение «Школа -
интернат №11 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские
железные дороги».
Сокращенное наименование учреждения: ЧОУ «Школа-интернат №11 ОАО «РЖД».
Местоположение учреждения: 623782, Свердловская область, г. Артемовский, ул. Кронштадтская,
д. 12.
Телефоны 8(34363)5-21-28, 8(34363)2-73-96
Адрес электронной почты: skola_internat@mail.ru
Дата создания образовательной организации 15.01.1962 [20].
В ЧОУ «Школа-интернат № 11 ОАО «РЖД» в наличии основные документы Министерства
образования и науки РФ, нормативные документы Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области, регламентирующие различные стороны образовательной
деятельности общеобразовательных учреждений.
В качестве основных нормативных документов, на основании которых школа-интернат
осуществляет свою деятельность, выступают:
1) Устав.
2) Лицензия на осуществление образовательной деятельности.
3) Свидетельство о государственной аккредитации.
4) План финансово-хозяйственной деятельности.
5) Локальные нормативные акты (правила приема обучающихся, режим занятий
обучающихся, правила внутреннего распорядка обучающихся и др.).
Управление ЧОУ «Школа-интернат № 11 ОАО «РЖД» осуществляется учредителем,
администрацией школы и органами самоуправления (Совет школы).
Деятельность школы организована в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в Российской
Федерации», Уставом ЧОУ «Школа-интернат № 11 ОАО «РЖД», лицензией и иными
нормативными документами.
Порядок организации и ведение делопроизводства в ЧОУ «Школа-интернат № 11 ОАО «РЖД»
осуществляются в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.
Для рассмотрения вопросов и принятия решений по основным вопросам организации и
осуществления образовательного процесса в школе создан педагогический совет. Педагогический
совет в 2017 году:
• утверждал годовой план работы школы, планы подготовки и проведения государственной
(итоговой) аттестации обучающихся; образовательные программы ОУ;
• проводил анализ работы школы за четверти, учебный год, анализ учебно-воспитательного
процесса;
5
• обсуждал планы работы методических объединений и иные вопросы, касающиеся
содержания образования;
• решал вопросы о переводе обучающихся из класса в класс, о выдаче аттестатов об
основном и среднем образовании, о поощрении обучающихся и награждении выпускников;
• утверждал характеристики педагогических работников, представляемых к
государственным, ведомственным и другим наградам;
• заслушивал отчеты администрации школы и педагогических работников по различным
вопросам, касающимся учебно–воспитательного процесса.
Приказы по основным направлениям деятельности доводятся до исполнителей под роспись.
Контроль исполнения осуществляет директор школы либо его заместители. Книги приказов
ведутся и хранятся в соответствии с действующей инструкцией делопроизводства.
В школе ведется контроль исполнения поручений через журналы входящей и исходящей
документации, а также заслушивание исполнителей на административных советах.
В связи с принятием нового Устава образовательного учреждения и изменениями, вносимыми
приказами Министерства образования и науки РФ в локальные акты были внесены изменения,
принятые педагогическим советом Школы-интерната.
Для организационно – правового обеспечения образовательной деятельности ЧОУ «Школа -
интернат № 11 ОАО «РЖД» располагает основным комплектом учредительной, нормативно -
правовой и организационно – распорядительной документации, которая соответствует
предъявляемым требованиям; лицензионные требования и нормативы соблюдаются; правила
приёма, отчисления и выпуска обучающихся соответствуют действующему законодательству.
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности ЧОУ «Школа – интернат №11 ОАО «РЖД»
Согласно Распоряжению ОАО «РЖД» от «23 »января 2015 № 118р «О порядке финансирования
негосударственных (частных) образовательных учреждений ОАО «РЖД», в целях
совершенствования системы финансирования негосударственных (частных) образовательных
учреждений ОАО «РЖД»:
1. Установить, что:
1) средства на обеспечение деятельности негосударственных (частных) дошкольных
образовательных учреждений ОАО «РЖД» и иных негосударственных (частных) образовательных
учреждений ОАО «РЖД», имеющих дошкольные группы (далее - дошкольные учреждения ОАО
«РЖД»), формируются за счет:
а) целевого финансирования ОАО «РЖД» (капитальный ремонт, приобретение оборудования,
гарантии работникам и неработающим пенсионерам дошкольных учреждений ОАО «РЖД»,
предусмотренные коллективным договором ОАО «РЖД», реализация мероприятий Концепции
развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» (2010 - 2015 годы),
утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 13 мая 2010 г. № 1019р, компенсация 50 процентов
фактических расходов малокомплектных дошкольных учреждений, имеющих 1-2 дошкольные
6
группы, за дни отсутствия воспитанников по причинам заболевания, нахождения на карантине
или в отпуске с родителями);
б) доходов от оказания образовательных услуг, а также услуг, по содержанию, присмотру и уходу
за воспитанниками;
в) субсидий, предоставляемых органами государственной власти субъектов Российской
Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
г) доходов, полученных от предоставления дополнительных платных образовательных услуг;
д) добровольных пожертвований физических и юридических лиц;
е) арендной платы за пользование имуществом;
ж) доходов, полученных от реализации продукции и услуг, а также от иных осуществляемых
учреждением видов деятельности, приносящих доход;
2) средства на обеспечение деятельности негосударственных (частных) общеобразовательных
учреждений ОАО «РЖД» (далее - общеобразовательные учреждения ОАО «РЖД») формируются
за счет:
3 Внедрение современных подходов финансирования в ЧОУ «Школа – интернат №11 ОАО «РЖД»
3.1 Проблемы финансирования образовательных учреждений
Образовательную систему в России можно сравнить с военно-промышленным комплексом по
показателям: число занятого населения в сфере образования и количество системных
разветвлений.
Прорабатывать грамотное, системное и сбалансированное финансирование сферы образования -
это кропотливая, длительная и сложная работа.
Необходимо постоянно контролировать распределение бюджетных средств, соблюдать
отчетность и целевую направленность средств. А также выделение средств на дополнительные
мероприятия образовательного характера, также подлежат тщательному контролю и повышения
эффективности [8, 110].
Проблемы, сдерживающие развитие сферы образования:
1. недостаточное государственное финансирование образования;
2. чрезмерное регулирование финансово-хозяйственной деятельности образовательных
учреждений со стороны государства;
3. несоответствие между правами, предоставленными образовательному учреждению, для
привлечения внебюджетных средств и возможностью их свободного использования на нужды
образовательного учреждения [15, с. 713].
7
3.2 Рекомендации по внедрению современных подходов финансирования в ЧОУ «Школа –
интернат №11 ОАО «РЖД»
Для совершенствования учета – первичного – и оптимизации возможностей для оперативного
анализа и коррекции следует внедить «1С: Бухгалтерия 7.7 ПРОФ». "Бухгалтерия для бюджетных
учреждений", Редакция 6.
Данная система позволит использовать следующие компоненты:
- Стандартная методология учета;
- Оперативная поддержка законодательства;
- Полнофункциональный комплекс готовых решений по автоматизации основных участков
бюджетного учета;
- Единый взаимосвязанный технологический процесс обработки документации по всем разделам
учета с составлением баланса;
- Работа в едином информационном пространстве;
- Единый документооборот;
- Однократный ввод данных;
- Использование государственных классификаторов;
- Обмен данными с казначейскими системами;
- Обмен данными с системами типа «Клиент-Банк»;
- Загрузка данных из других программ;
- Формирование бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде;
- Возможность подключения внешних отчетов, сохранение любой отчетной информации в виде
excel-файлов и многое другое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Право каждого гражданина Российской Федерации на получение среднего образования
закреплено в ст. 43 Конституции РФ. Поэтому сохранение бесплатной системы образования,
функционирование которой достигается за счет бюджетного финансирования деятельности
образовательных учреждений, остается приоритетным.
Основные источники финансирования работы образовательных учреждений:
1. Получение дополнительных доходов от использования имущества. В случае достижения
договоренности с учредителем, школьная администрация имеет право передавать отдельные
объекты инфраструктуры в лизинг или аренду.
8
2. Предоставление платных образовательных услуг в соответствии с установленным
регламентом.
3. Выполнение обязанностей по развитию отдельных отраслей образования с целью
получения грантов, спонсорской поддержки.
4. Достижение дополнительных показателей — высоких результатов освоения отдельных
дисциплин или определенного места в общешкольном рейтинге на муниципальном,
федеральном уровнях.
5. Экономия расходов хозяйственной деятельности. Поскольку финансовые ресурсы на
погашение коммунальных платежей переводятся на счет ОУ, экономия позволяет обеспечить
стабильный источник дополнительного дохода.
Негосударственное образовательное учреждение самостоятельно ведет финансовохозяйственную деятельность, финансовую отчетность, может иметь самостоятельный баланс и
лицевой счет.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012). Ст.
78
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ресурс] - Режим
доступа http://www.consultant.ru
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117- ФЗ (ред. от
30.12.2012). Подп. 22 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(ред. от 07.05.2013). П. 3 ч. 1 ст. 8, п. 6 ст. 8, п. 2 ст. 99, 101
5. Федеральный закон Российской Федерации от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете
6. РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО «РЖД» от «23 »января 2015 № 118р «О порядке финансирования
негосударственных (частных) образовательных учреждений ОАО «РЖД»
7. РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" от 23 октября 2015 г. N 2528р «Об утверждении регламента
взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" в процессе формирования бюджета доходов и
расходов негосударственных (частных) образовательных учреждений ОАО "РЖД"
8. Аветисян И. А. — Проблемы финансирования образования в современной России //
Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2013. — № 1 (25) — С.
110–112.
9. Ананских М.С. Критерии эффективности бюджетных расходов в процессе оказания
бюджетных услуг.// Финансы и кредит. – 2010.- № 1. – с.28-33.
9
10. Башаров О.Г.. Разработка системы экономических показателей для оценки эффективности
деятельности учреждений образования.// Экономический анализ: теория и практика. – 2009.-№
28. – с.56-61.
11. Батова Б.З., Асланова Л.О., Аликаева М.В., Губачиков А.М. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 5-3. – С. 546-550;
12. Беляков. С.А. Система финансирования образования: анализ эффективности / М.:
Технопечать, 2008. - 182 с.
13. Волкова О.Н.. Моделирование единичного норматива подушевого бюджетного
финансирования образовательных учреждений // Финансы и кредит. – 2009.-№ 37. – с.20-24.
14. Гафиуллина Л.Ф.. Эффективность деятельности системы образования.// Социальноэкономические вопросы развития региона. – 2009.- № 1. – с.44-48.
15. Гохберг Л. М., Забатурина И. Ю., Ковалева Г. Г., Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Озерова О.
К., Шувалова О. Р. Образование в цифрах: 2013: кр. стат. сб. — М.: Национальный
исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. — С. 17, 19. 4.
16. Гринкевич Л.С., Н.К. Сагайдачная, В.В. Казаков. Государственные и муниципальные
финансы России. Учебное пособие/ М.: КНОРУС, 2007. – 560 с.
17. Днепров. Э.Д. Модернизация российского образования: документы и материалы, М. 2016.
18. Жураковский В.М., Л.П. Кураков. Укрепление российской государственности: место и роль
системы образования. М. 2008. – 422 с.
19. Завьялов. Д.Ю. Оптимизация бюджетных расходов в условиях финансового кризиса.//
Финансы. – 2009.-№ 12. – с.9-12.
20. Игнатов В.Г.. Экономика муниципальных образований. – М.: Март, 2010. – 544 с.
21. Клячко Т., Синельников-Мурылев С. О реформировании системы финансирования вузов.
// «Вопросы экономики» - 2012. - № 7- С. 139 5.
22. Макальская, М.Л. Некоммерческие организации в России: создание, права, налоги, учет,
отчетность / М. Л. Макальская, Н. А. Пирожкова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Дело и сервис,
2008. - 367 с.
23. Мошкова Д. М. — К вопросу о финансировании образования в Российской Федерации //
Актуальные проблемы российского права. — 2013. — № 3 — С. 265–267. 6.
24. Нойкин К. И. Проблема финансирования образовательных учреждений в России //
Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 420-424. — URL https://moluch.ru/archive/77/13373/ (дата
обращения: 16.05.2018).
25. Огородова М.В., Лаврентьева Л.В., Лаврентьева Е.В., Парадеева И.Н., Парадеева Н.В. К
ВОПРОСУ О ФИНАНСИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ // Международный
журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 713-716
10
26. Поляк Г.Б.. Финансы бюджетных организаций. Учебник/М.: Вузовский учебник., - 2009. -
363 с.
27. Пронина. Л.И. Финансы муниципальных образований в условиях кризиса.// Финансы и
бюджет: проблемы и решения. – 2009.- № 7. – с.10-13.
28. Романова В. В. Мацкевич А. В. Показатели бюджетных расходов в сфере образования. М.,
2012. — С. 35–36. 7.
29. Финансы некоммерческих организаций [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и
магистратуры: для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и
специальностям / [Н. А. Бикалова [и др.]; под ред. И. В. Ишиной; Финансовый ун-т при
Правительстве РФ. - Москва: Юрайт, 2016. - 272 с. 3экз.
30. Экономика общественного сектора [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов,
обучающихся по направлению "Экономика" и экономическим специальностям / [М. А. Абрамова
[и др.] ; под ред. П. В. Савченко,Е. Н. Жильцова, И. А. Погосова ; Ин-т экономики РАН, Моск. гос. унт им. М. В. Ломоносова. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Москва: ИНФРА-М, 2015. – 556
31. Официальный сайт школы / 11art.uralschool.
32. Устав учреждения
33. Бюджет доходов и расходов ЧОУ «Школа-интернат №11 ОАО «РЖД» на 2017г
34. План финансово-хозяйственной деятельности ЧОУ «Школы-интернат №11 ОАО «РЖД»
35. Лицензия на осуществление образовательной деятельности ЧОУ «Школы-интернат №11
ОАО «РЖД»
36. Отчет о результатах самообследования учреждения ЧОУ «Школы-интернат №11 ОАО
«РЖД»
37. Свидетельство о государственной аккредитации
38. https://www.resobr.ru/